шпоры — Земельное право_ответы

1.Понятие, предмет, метод земельного права.

Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию.

Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель и будут удовлетворяться экономические и неэкономические потребности с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Предмет земельного права:

1.Земельные имущественные отношения (связанные с земельной собственностью):

— Отношения по поводу собственности на земельные участки;

— Отношения по поводу прав на землю лиц — несобственников земельных участков;

— Отношения по поводу оборотоспособности земельных участков;

— Отношения по поводу приобретения и прекращения прав на участки;

— Отношения по поводу содержания прав и обязанностей лиц, использующих земельные участки.

2.Земельные неимущественные (организационные) отношения, регулируемые государством

Деятельность государства по рациональному использованию и охране земель;

— Реализация соответствующих управленческих функций: землеустройств, мониторинг земель, государственный земельный кадастр.

Метод земельного права

1.Императивный

-Регулирование организационных земельных отношений;

-Ведение государственного земельного кадастра;

-Осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

2.Диспозитивный

-Регулирование отношений между собственниками земли;

-Право собственника распоряжаться своим земельным участком: продажа, дарение, сдача в аренду или под залог;

-Применение методов частноправового регулирования земельных отношений (установление сервитутов и др.);

Принципы земельного права

1.Принципы, обеспечивающие баланс публичных и частных интересов в сфере регулирования земельных отношений:

-Принцип учета значения земли, являющейся природным объектом и природным ресурсом и одновременно недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав на землю;

-Принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

-Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

-Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель;

-Принцип сочетания интересов общества и законных интересов;

-Принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

-Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека;

-Принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

2.Принципы, обеспечивающие публичные экономические интересы в сфере регулирования земельных отношений:

-Принцип платности использования земли;

-Принцип деления земель по целевому назначению на категории;

-Принцип разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

3.Принципы определения сферы земельного законодательства и соответственно земельного права как самостоятельной отрасли:

-Принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства ;

-Принцип государственного регулирования приватизации земли.

2.Понятие земельных правоотношений. Содержание. Виды.

Земельные правоотношения, урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это — отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм земельного права. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных правоотношений.

Для характеристики земельных правоотношений используется метод классификации. Наиболее распространена классификация земельных правоотношений по основным институтам земельного права:

-правоотношения собственности на землю,

-землепользования,

-государственного земельного управления,

-правоотношения в области охраны земель,

-правоотношения юридической ответственности.

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

В зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на:

— правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, — земель поселений, — промышленности и иного специального назначения, — земель особо охраняемых территорий и объектов, — земель лесного фонда, — земель водного фонда, — земель запаса.

По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения: — общего, — специального землепользования.

По времени реализации правоотношения: — срочного землепользования, — бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

3.Субъекты земельных правоотношений, объекты земельных правоотношений.

Субъектами правоотношений собственности являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения – владельцы, пользования – землепользователи, аренды – арендаторы и арендодатели. Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: физические и юридические лица. Особым участником земельных правоотношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое обей теорией государства и права определяется как правоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Объект земельных правоотношений. Во-первых, объектом является земля. В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи квалификации земель на категории по признаку целевого назначения.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ все земли РФ делятся на семь категорий и включают:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли поселений;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли запаса.

Во-вторых, объектом реальных земельных правоотношений выступают земельный участок, доля в праве общей собственности на земельный участки либо часть земельного участка. Земельный участок – это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов.

В-третьих, земля юридически является также недвижимым имуществом. При совершении действий с землей как недвижимым имуществом, объектом отношений выступают уже не сам земельный участок либо доля в праве общей собственности из земель с\х назначения, а юридические права на них.

4.Основания возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений.

Возникновению, изменению и прекращению земельных правоотношений предшествуют юридические факты — события или действия (бездействие), с которыми право связывает определенные юридические последствия. Эти юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Они могут носить как правомерный, так и неправомерный характер. Не все события, действия или бездействие относятся к основаниям возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений, а только те из них, которые признаются законодательством таковыми.

Общим основанием возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственному волеизъявлению в соответствии с данной нормой — это означает, что для их реализации не требуется дополнительных юридически значимых действий. Типичным примером является право общего землепользования граждан, которое осуществляется свободно, т.е. без дополнительных разрешений.

Земельным законодательством предусматриваются и условия, при которых происходит изменение земельных правоотношений, основанием для этого являются решения соответствующих государственных органов.

Земельные правоотношения прекращаются при наличии различных случаев и условий, предусмотренных законодательством.

В обобщенном виде в число оснований прекращения прав на земельные участки входят добровольный отказ от земельного участка, отчуждение собственником своего земельного участка, использование земли не по целевому назначению, истечение срока пользования, ликвидация юридического лица, смерть гражданина-землепользователя, нерациональное использование земель, использование земель способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплата земельного налога, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в государственную или муниципальную собственность в порядке обязательного отчуждения, прекращение трудовых отношений, когда субъектом является служебный земельный надел и некоторые другие.

5.Право собственности на землю. Формы, виды, содержание.

Признание земель недвижимым имуществом является формальным основанием для включения права собственности на землю в категорию вещных прав и распространения на данную область подходов, принципов и решений, применяемых к отношениям собственности на имущество в целом.

Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК).

Право владения — возможность собственника-обладателя этих правомочий, осуществлять владение, пользование и распоряжение физически обособленным земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности. В юридическом смысле правомерность этих действий подтверждается в индивидуальных юридически значимых документах. Право владения означает право собственника обладать земельным участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, находиться на нем, держать под контролем земельный участок, включая право не допускать на него иных лиц.

Право пользования предполагает возможность собственника извлекать пользу из земельного участка для удовлетворения различных собственных материальных и нематериальных потребностей.

Право распоряжения, или право определять юридическую судьбу земельного участка, включает право отчуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи, мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, в некоторых случаях в доверительное управление, передавать по наследству, а также право залога. Нововведением земельного законодательства служит появление обязанности произвести отчуждение земельного участка либо доли в праве общей собственности, т.е. совершить обязательную земельно-правовую сделку. Условия такого отчуждения установлены ст.5 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Все три правомочия юридически существуют как единство и закрепляются за соответствующими субъектами в виде права собственности на основании различных государственных нормативных и ненормативных актов. Наличие документа, удостоверяющего право собственности, является юридическим основанием для реализации любого правомочия собственности.

К примеру, свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок достаточно для того, чтобы собственник мог входить на участок и находиться на нем, использовать его для разрешенных целей, а также продавать или иным образом отчуждать земельный участок.

6.Право государственной собственности на землю.

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

-федеральной собственности;

-собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли — наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

Земли, находящиеся в государственной собственности, можно приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для отдельных категории земель. Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренда Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.

7.Право муниципальной собственности на землю.

Право муниципальной собственности на землю — это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 25, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления имеют право передать земельные участки во временное и постоянное владение и пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, продавать, отчуждать земли, находящиеся в муниципальное собственности, и совершать иные сделки.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность. Порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную регулируется федеральными законами. Субъекты РФ определяют порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и осуществляют их передачу, также прилегающие земли.

Территория муниципального образования устанавливается на основе законов соответствующих субъектов РФ с учетом мнения населения.

В отличие от государственной, муниципальная собственность не делится на видыОна едина. Управление муниципальной земельной собственностью возложено на местные органы, в структуре которых создаются подразделения, отвечающие за содержание и регулирующие использование земель, занятых автомобильными дорогами, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение территории и др.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

Допускается приватизация муниципальных земель. Порядок и условия приватизации определяются местными органами самоуправления. Средства от продажи муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. Не допускается приватизация земель общего пользования в населенных пунктах.

8.Право частной собственности на землю.

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

По субъектам право частной собственности делится на:

право частной собственности физических лиц;

право частной собственности юридических лиц.

Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц — субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др.

Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

Объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, право частной собственности на которые фактически не ограничивается. В отличие от этого, право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в населенных пунктах и некоторые другие.

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Право общей собственности на земельные участки означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособственниками.

Общая собственность существует в виде:

долевой (каждому сособственнику определяется его доля и фиксируется в соответствии с персональным регистрационным документом (свидетельством о регистрации права собственности);

совместной (доля каждого не определяется_ст.244 ГК).

Объектами права общей собственности выступают земельные участки, образуемые либо путем добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собственности земельных участков (долей) как в порядке приватизации, так и вне ее. Хотя в большинстве случаев возникновения общей собственности действует принцип добровольного выбора, в некоторых случаях право общей собственности является единственной альтернативой.

Право общей долевой и совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок (долю) в общей собственности, выдаваемому каждому собственнику отдельно.

Право общей совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права, оформляемым в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

9.Категории земель.

Понятие категории земель установлено Земельным Кодексом РФ,  а также вступившим 5 января 2005 г. в силу Федеральным Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе  земель или земельных участков из одной категории в другую».

По целевому назначению земли в Российской Федерации разделены на следующие категории (п.1 ст.7 ЗКРФ):

1)земли сельскохозяйственного назначения; 2)земли поселений; 3)земли промышленности иного специального назначения; 4)земли особо охраняемых территорий и объектов; 5)земли лесного фонда; 6)земли водного фона; 7)земли запаса.

1.Земли сельскохозяйственного назначения — сельскохозяйственные угодья и земли, занятые: 1)внутрихозяйственными дорогами; 2)коммуникациями; 3)древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений; 4)замкнутыми водоемами; 5)зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

2.Земли поселений — земельные участки: 1)жилой и общественной застройки; 2)общего пользования; 3)промышленной, коммерческой и коммунально-складской застройки; 4)транспорта, связи, инженерных коммуникаций; 5)особо охраняемых природных территорий и объектов природно-заповедного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 6)водных объектов.

3. Земли промышленности иного специального назначения: 1)земли промышленности, 2)земли энергетики, 3)земли транспорта, 4)земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, 5)земли для обеспечения космической деятельности, 6)земли обороны и безопасности, 7)земли иного специального назначения.

Земли специального назначения предназначены для размещёния и эксплуатации: 1) промышленных предприятий различных отраслей экономики, 2)объектов обороны, включая воинские части, 3)энергетических комплексов, включая объекты атомной энергетики, 4)гидроэлектростанций за пределами земель водного фонда, тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, 5)объектов наземного транспорта, включая железнодорожный, воздушный, автомобильный и трубопроводный, 6)предприятий и линий, наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, связи, радиовещания, телевидения, 7)объектов космоса, включая объекты по производству и запуску космических систем, научно-исследовательские учреждения, 8)центров подготовки космонавтов, 8)мелких организаций, таких, как автозаправочные станции, объекты соцкультбыта.

4.Земли особо охраняемых территорий относятся земли: 1)особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2)природоохранного назначения; 3)рекреационного назначения; 4)историко-культурного назначения; 5)иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

5.Земли лесного фонда в РФ — земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства.

6.Земли водного фонда — земли: 1)занятые водоемами, ледниками, болотами, (за исключением тундровой и лесотундровой зон) и водохозяйственными сооружениями; 2) выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Земли водного фонда используются для удовлетворения государственных и общественных потребностей.

7.Земли запаса в РФ: 1)все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду; 2)земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено.

10.Понятие землеустройства и порядок осуществления землеустроительных мероприятий.

Землеустройство представляет собой последовательность взаимосвязанных картографических, инженерно-технических, инвентаризационных работ по изучению состояния земель, а также по организации территории, включая установление границ объектов землеустройства на местности, выполняемых в соответствии с установленной процедурой и нацеленных на обеспечение рационального землепользования, охраны земель, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Содержание и порядок проведения землеустройства определены в Земельном, Лесном и Градостроительном кодексах РФ, Федеральном законе «О землеустройстве», некоторых постановлениях Правительства РФ, нормативных актах субъектов РФ и ведомственных нормативных актах.

Землеустройство делится на: 1)территориальное и 2)внутрихозяйственное. Территориальное землеустройство направлено на изучение состояния земель, организацию их рационального использования, определение административно-территориальных границ и границ земельных участков, межевание объектов землеустройства. Оно проводится в обязательном порядке в случаях изменения их границ, при выявлении нарушенных земель, проведении мероприятий по консервации и рекультивации земель, выделении земельных долей, предоставлении и изъятии земельных участков для сельскохозяйственного производства. К территориальному землеустройству относятся также мероприятия по установлению и изменению границ городских и сельских поселений, зонированию территории поселений, созданию национальных парков, других особо охраняемых территорий, зон со специальным режимом землепользования, размещению предприятий, учреждений, организаций. Внутрихозяйственное землеустройство нацелено на организацию рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков для сельскохозяйственного производства, а также на организацию территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Практически оно заключается в составлении либо рассмотрении и утверждении составленных планов размещения сельскохозяйственных угодий, оленьих пастбищ, объектов жилой и производственной застройки, инженерно-транспортной инфраструктуры в пределах таких земельных участков. Внутрихозяйственное землеустройство проводится по желанию лиц, за которыми закреплены земельные участки.

Землеустройство включает проведение: 1)кадастровых съемок; 2)аэросъемочных, топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и измерений; 3)межевание границ; 4)разработку предложений о рациональном использовании земель, которые позволяют собирать данные о количественных и качественных параметрах земельных участков территорий субъектов РФ.

В целях обеспечения надежности и достоверности данных установлен порядок сертификации измерительно-технических средств, используемых при обследованиях и измерениях земельных участков в целях землеустройства на основе технических и технологических стандартов.

Разрабатывается землеустроительная документация, включая схемы, планы земельных участков, картографические и иные материалы проектов землеустройства. По каждому объекту землеустройства из землеустроительной документации формируется землеустроительное дело. Планы земельных участков содержат информацию о площади земельного участка, местоположении различных объектов и сооружений, инженерных систем, природных объектов.

Подготовка землеустроительной проектной документации играет важную роль при организации использования сельскохозяйственных земель. На основе положений о землеустройстве определяются предельные (максимальные и минимальные) размеры и требования к положению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Землеустроительные мероприятия с составлением необходимых планов и проектов проводятся при установлении административно-территориальных границ между субъектами РФ, районами и поселениями, разграничении земель различного целевого назначения.

На завершающем этапе подготовленные землеустроительные материалы подлежат утверждению уполномоченными государственными органами, после чего выполняются работы по перенесению землеустроительного проекта на местность с установлением специальных межевых знаков (лесоустроительных знаков), черты поселений, а также их внутренних границ (красных линий).

11.Понятие и назначение государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документальных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

Обязательному государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. При проведении государственного кадастрового учета земельный участок становится объектом правоотношений, объектом недвижимости.

Назначение земельного кадастра — обеспечение правильной организации рационального использования и охраны земельных ресурсов. Порядок осуществления функции ведения государственного земельного кадастра регулируется ФЗ от 2 января 2000г. «О государственном земельном кадастре».

ГЗК создается и ведется в целях информационного обеспечения: 1)государственного и муниципального управления земельными ресурсами; 2)государственного контроля за использованием и охраной земель; 3)мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; 4)государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5)землеустройства; 6)экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; 7)установления обоснованной платы за землю; 8)иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1)единства системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории РФ; 2)непрерывности внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; 3)открытости сведений государственного земельного кадастра; 4)сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

В Федеральном законе «О государственном земельном кадастре» установлен также принцип обязательности государственного кадастрового учета земельных участков. Этот принцип по содержанию вносит дополнения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые допускают государственную регистрацию прав на земельный участок, даже если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка. Императивная норма Федерального закона «О государственном земельном кадастре» об обязательности государственного кадастрового учета земельных участков ведет к бездействию указанных правовых норм Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных федеральным законодательством к категории ограниченного доступа.

12.Содержание земельного кадастра.

Содержание  государственного земельного кадастра составляют следующие сведения (ст.12 ФЗ от 2 января 2000г. «О государственном земельном кадастре»): 1)о земельных участках; 2)о территориальных зонах; 3)о землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; 4)о землях и границах субъектов Федерации; 5)о землях и границах РФ.

Назначение кадастра — правильная организация рационального использования и охраны земельных ресурсов. Это требует наличия соответствующих документов, позволяющих иметь фундаментальные сведения о каждом земельном участке, находящемся в пользовании (владении, аренде, собственности).

Обязательный перечень (состав) документов государственного земельного кадастра подразделяет их на 1)основные, 2)вспомогательные и 3)производные. 1)К основным документам относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и кадастровые карты (планы). 2)К вспомогательным документам — книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. З)К производным документам — документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Федерации, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы. Закон определяет содержание Единого государственного реестра, кадастрового дела, кадастровой карты (плана).

Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Он содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках: 1)их кадастровые номера; 2)местоположение (адрес); З)площадь; 4)категория земель и разрешенное использование земельных участков; 5)описание границ земельных участков, их отдельных частей; 6)зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения; 7)экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; 8)качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; 9)наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Кадастровое дело — совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Документы, содержащиеся в кадастровом деле, являются основанием для внесения соответствующих сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

Кадастровая карта (план) — карта (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами).

13.Порядок ведения государственного земельного кадастра.

Ведение государственного земельного кадастра, государственный учет расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, государственная кадастровая оценка земель возложены на Росземкадастр, его территориальные органы — комземы субъектов РФ.

Для ведения государственного кадастрового учета земель в системе Росземкадастра создаются федеральные государственные учреждения — Земельные кадастровые палаты в субъектах РФ. К проведению государственной кадастровой оценки земель могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Субъекты РФ имеют право осуществлять сбор, обработку и хранение установленных ими дополнительных сведений государственного земельного кадастра. Органы местного самоуправления могут включать в государственный земельный кадастр самостоятельно и за счет средств местных бюджетов дополнительные сведения, не установленные РФ и субъектами РФ.

Ведение государственного земельного кадастра — многоплановая постоянная работа, которая заключается в сборе сведений о земельных участках, их документировании в Едином государственном реестре земель, на кадастровых картах, накоплении, обработке, учете и хранении. Сбор данных производится в процессе инвентаризации и мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного контроля, землеустройства, выполняемых разнообразными уполномоченными государственными органами, а также негосударственными организациями и гражданами в разрешенных случаях. Кадастровый учет земель неразрывно связан с учетом других природных ресурсов. Соответственно ведение земельного кадастра осуществляется в сотрудничестве с государственными органами, отвечающими за ведение лесного и водного кадастров, кадастров других природных ресурсов. На различных этапах сбора, обработки, систематизации и обобщения кадастровой информации и документов эти государственные органы включаются в сложную техническую и бюрократическую работу по созданию единого свода данных о землях и прочно связанной с землями недвижимости.

Кадастровый учет проходится по инициативе государственных органов, органов местного самоуправления либо заинтересованных граждан и юридических лиц, которые обращаются в Росземкадстр с соответствующей заявкой. К заявке прилагаются пра-воустанавливающие документы и документы о межевании земельного участка. После проверки представленных документов на их основе органы Росземкадастра составляют описание земельного участка в Едином государственном реестре земель, присваивают кадастровый номер, составляют карту земельного участка и формируют кадастровое дело. Государственный кадастровый учет проводится в течение одного месяца со дня подачи заявки. За его проведение плата с заявителей не взимается. По результатам заявителю выдается кадастровый план земельного участка.

14.Доступ к сведениям государственного земельного кадастра.

Сведения государственного земельного кадастра относятся к государственным информационным ресурсам и являются государственной собственностью. Они открыты и общедоступны, за исключением сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа. Действует различный порядок предоставления сведений, носящих открытый общедоступный характер, и сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа. К категории ограниченного доступа относится информация, составляющая государственную тайну.

Сведения государственного земельного кадастра, носящие общедоступный характер, могут быть получены по письменному заявлению заинтересованного лица с указанием объема и характера запрашиваемых сведений.

Сведения предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, и в установленных случаях — в виде копий документов.

Сведения об определенном земельном участке предоставляются за плату и бесплатно. Бесплатно сведения предоставляются правообладателю, лицам, имеющим право на наследование земельного участка, а также некоторым государственным органам и судам. С иных лиц за предоставление сведений взимается плата. Отказ в выдаче сведений государственного земельного кадастра может быть обжалован в судебном порядке. Предусмотрена ответственность за нарушение требований ведения государственного земельного кадастра.

К государственной тайне отнесена информация об отводе земель для режимных и особо важных объектов. Эти сведения предоставляются по государственным разрешениям, полученным в установленном порядке. Одновременно не подлежат засекречиванию сведения о состоянии экологии и сельского хозяйства.

Пользователями земельного кадастра могут быть без ограничений любые физические и юридические лица, которые обладают равными правами доступа к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

15.Понятие земельно-правовой сделки.

Земельно-правовые сделки — действия граждан и юридических лиц по установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей по поводу земли как природного объекта и недвижимого имущества.

Объектами земельно-правовых сделок выступают права граждан и юридических лиц на индивидуально-обособленные земельные участки, находящиеся в их собственности либо принадлежащие им на других титулах, — пожизненном наследуемом владении, бессрочном или срочном пользовании, аренде. Объектами сделок могут быть также права на земельные участки, закрепленные за государственными или муниципальными органами. В этом случае виды и возможности совершения сделок ограничены и осуществляются в соответствии с установленной административной процедурой.

Земельно-правовые сделки совершаются в соответствии с действующими процессуальными требованиями. Так, земельно-правовая сделка купли-продажи земли заключается только в письменной форме и оформляется договором продажи недвижимости (ст. 550ГК), в необходимых случаях сопровождаемым соответствующим государственным решением.

Некоторые земельно-правовые сделки по отношению к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, требуют совершения со стороны собственника целого ряда процессуальных действий. В различных случаях они включают подготовку технической документации по предоставляемым земельным участкам, решения о проведении торгов, о предоставлении земельного участка.

Земельно-правовые сделки могут быть: —возмездными и —безвозмездными.

В зависимости от объема передаваемых гражданских прав и обязанностей на земельные участки земельно-правовые сделки можно разделить на две группы: 1)сделки, связанные с передачей всех правомочий собственности и отчуждением земельного участка; 2)сделки, в результате которых передается часть правомочий собственности. 1)относятся такие виды сделок, как купля-продажа права частной собственности на земельный участок, мена, дарение, различные формы приобретения права частной собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, изъятие путем выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд. 2) — Часть правомочий собственности передается в результате сделок аренды, пользования (временного, постоянного, ограниченного), пожизненного наследуемого владения, ренты, залога, передачи в доверительное управление.

К земельно-правовым сделкам не относятся действия, связанные с принудительным изменением либо прекращением прав на земельные участки. В эту категорию не попадают принудительное прекращение прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками ввиду ненадлежащего использования земельного участка, изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, используемого с различного рода нарушениями, реквизиция, конфирмация и национализация.

Не относятся к сделкам также действия государственных органов по передаче государственных земель в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям, федеральным казенным предприятиям и органам государственной власти, так как они совершаются в порядке административного подчинения.

Нельзя отнести к сделкам действия по разграничению государственной собственности на федеральную, субъектную и муниципальную, даже если они оформляются договором, так как эти действия носят не гражданско-правовой, а государственно-правовой характер.

Не охватываются понятием сделки действия по выделению земельной доли из общей собственности: здесь не происходит установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей, а имеет место реализация одного из правомочий собственника земельной доли в общей собственности — право на ее выделение.

16.Купля-продажа права собственности на земельный участок.

Одним из относительно хорошо развитых в законодательстве и практике видов земельно-правовых сделок является купля-продажа права собственности на земельный участок — возмездная сделка, в которой одна сторона передает право собственности на земельный участок другой стороне в обмен на денежную компенсацию. Порядок купли-продажи распространяется также на право аренды. Продажа или передача права собственности на государственные или муниципальные земли гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с особыми правилами, в порядке приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (ст.28 ЗК).

Сделка купли-продажи инициируется свободным волеизъявлением собственника земельного участка, кроме обязательного отчуждения. В большинстве случаев он волен сам выбирать покупателя и момент продажи. При обязательном отчуждении земельных участков, которое применяется только к сельскохозяйственным угодьям, при отсутствии покупателя в течение года с момента возникновения права собственности у продавца земельный участок должен быть приобретен субъектом РФ или органом местного самоуправления. Допускается также продажа гражданами и организациями своих земельных участков на торгах (конкурсе или аукционе). Государственные и муниципальные земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) предоставляются (продаются) только на торгах. Единого порядка проведения торгов не установлено, за исключением продажи земельных участков гражданам и юридическим лицам на территориях поселений.

Купля-продажа права частной собственности на земельный участок оформляется договором продажи недвижимости, по общему правилу, не подлежащим нотариальному заверению (ст.550 ГК).

Объектом купли-продажи может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. Он составляется между продавцом и покупателем в письменном виде в соответствии с установленной типовой формой. В договоре, помимо данных об участниках сделки, указываются кадастровый номер земельного участка, общая площадь, целевое назначение, местоположение, нормативная цена и стоимость земельного участка, обременения (ограничения).

Определен также минимум обязательств сторон, который включает обязанность продавца продать земельный участок свободным от любых имущественных прав и претензий третьих лиц, за исключением случаев, когда покупатель согласен принять земельный участок, обремененный правами третьих лиц. Покупатель в свою очередь обязан своевременно оплатить приобретенный земельный участок.

Передача земельного участка продавцом покупателю осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (ст.556 ГК). Не допускается в договоре устанавливать право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию, ограничивать дальнейшее распоряжение земельным участком, ограничивать ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами. Неотъемлемой частью договора являются план или чертеж границ земельного участка, акты о нормативной цене земли, оценки земельного участка и др. Договор продажи недвижимости без прилагаемого к нему плана и других документов не подлежит регистрации.

17.Приватизация земель.

Слово приватизация — от латинского privatus частный. Приватизация это: — передача государственной собственности (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т.п.) в частные руки или компаниям; — передача управления сервисом от государства в частный сектор. По сути, приватизация – это процесс разгосударствления (предоставления права собственности).

Обратный процесс называется национализацией или муниципализацией.

Приватизация может быть: —скрытого характера – когда осуществляется в юридической форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; —частичной — когда распродаётся, например, лишь определённая часть акций.

Реприватизация (денационализация) – передача национализированного прежде имущества в частную собственность прежних или иных владельцев.

Муниципализация имущества – передача государственного имущества в собственность органов местного самоуправления.

Приватизированный земельный участок – это земля, находившаяся в собственности у государства (федерации, республики, города, посёлка и т.д.) и впоследствии переданная гражданину.

Собственный земельный участок — тот, что был приобретён у частного лица.

Приватизация земли на безвозмездной основе (бесплатно) осуществляется в отношении: 1)участков, фактически используемых гражданами и на которых есть частные ( то есть находящиеся в оформленной, зарегистрированной, собственности) жилые дома, приобретённые гражданами в результате сделок (купли-продажи, дарения и др.), а также — перешедшие по наследству или были построены для себя — до введения Земельного Кодекса РФ (до 31 октября 2001 года), но права на сами земельные участки не были оформлены и зарегистрированы; 2)земельные участки, которые были предоставлены в аренду для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства до введения Земельного Кодекса РФ (до 31.10.2001 года); 3)земли, которые были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования и на которых расположены жилые дома, находящиеся в оформленной собственности; 4)дачные земельные участки, которые были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.

При проведении приватизации земли на безвозмездной основе не взимается стоимость участков, но оформление документов зачастую может потребовать немалых средств, в частности на межевание. Последнее обстоятельство касается ситуаций, когда в территориальных отделениях Роснедвижимости (кадастровых палатах) отсутствуют сведения об участках (местоположение, размеры, границы и др.). Такие сведения формируются на основе регулярно проводимой в районах работы по инвентаризации земель.

Приватизация земли на возмездной (платной) основе проводится во всех других случаях.

Решение о необходимости приватизации принимает его владелец (пользователь). Уместно заметить, что, в частности, земельные участки, предоставленные в пожизненное наследуемое владение и не прошедшие приватизацию, детям или внукам придётся или оформлять в аренду или выкупать, так как им пожизненное наследуемое владение землёй будет не положено, — приватизировать участки бесплатно они уже не смогут. Земельный Кодекс РФ предоставляет право на приватизацию земельных участков иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам — собственникам зданий, строений, сооружений. Они имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке и соответствии со ст. ст. 5,15, 28 и 36 Земельного Кодекса РФ.

18.Иные земельно-правовые сделки.

На стадии начального развития находится правовое регулирование сделок мены, дарения, залога земельных участков.

Определенные особенности совершения сделок мены, отражающие специфику земельных отношений, учтены при регулировании сделок мены земельных долей. В результате мена и дарение получили узкое применение на практике, охватывая лишь земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан и предназначенные для индивидуального землепользования. Да и здесь из-за высоких налогов на сделки мены и дарения, недостаточных гарантий защиты прав, наличия более надежного, альтернативного способа — купли-продажи объем сделок мены и дарения невысок.

Мена земельных участков является земельно-правовой сделкой, близкой по сути, и процедуре к купле-продаже. Сделка мены совершается по свободному волеизъявлению и договоренности сторон, по их инициативе и оформляется письменным договором в соответствии с правилами заключения договоров, установленными для купли-продажи земельных участков (гл.30 ГК РФ).

Принципиальная разница между земельно-правовыми сделками мены и купли-продажи заключается в том, что в первом случае компенсацией за передаваемое право собственности на получаемый в обмен земельный участок служит право собственности на другой земельный участок.

Объектами сделки мены выступают права собственности на обмениваемые земельные участки (в т.ч. земельные доли в общей собственности). При совершении сделки мены фактически происходит обмен этими правами между их обладателями.

К обмениваемым земельным участкам предъявляются определенные требования. По общим нормам гражданского права (ст.568 ГК), могут обмениваться права только на равноценные земельные участки. «Равноценность» земельных участков означает их равную денежную стоимость.

Сделка дарения разновидностью земельно-правовой сделки, фактически применяемой лишь к праву частной собственности физических и юридических лиц на земельные участки. Дарение действие, в результате совершения которого одна сторона (даритель) передает или обязуется передать безвозмездно другой стороне (одаряемому) право собственности или иное имущественное право на земельный участок (ст.572 ГК). Сделки дарения оформляются договором дарения между дарителем и одаряемым. Не допускается дарение права пожизненного наследуемого владения, права бессрочного пользования или аренды.

Залог (ипотека) земельного участка означает действие, когда собственник либо арендатор земельного участка (залогодатель) берет на себя обязательство в надлежащий срок либо при наступлении установленных событий передать свои права на земельный участок другому лицу (залогодержателю) взамен на предоставляемый им кредит, заем или иное обязательство, в том числе основанное на купле-продаже, аренде, других договорах или причинении вреда. Залог представляет собой одну из форм обременения земельного участка. Имущество, на которое установлена ипотека, остается во владении и пользовании залогодателя.

Объектом залога могут быть право частной собственности на земельный участок либо земельную долю в общей собственности, а также право аренды. При залоге земельного участка, находящегося в общей совместной собственности (т.е. без выделения доли), требуется наличие согласия всех собственников, оформляемое письменно. Залог земельной доли каждого участника в долевой собственности не требует согласия собственников других долей. Право аренды передается арендатором в залог без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное.

Не могут быть предметом залога земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, пожизненном наследуемом владении либо пользовании.

Не допускается залог права частной (общей) собственности либо аренды полевых земельных участков личных подсобных хозяйств.

19.Государственная регистрация земельно-правовых сделок.

Действия по совершению земельно-правовых сделок осуществляются под контролем государства. В качестве формы контроля применяется государственная регистрация земельно-правовых сделок, производимая в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Регистрация земельно-правовых сделок — важное процессуальное событие, так как фиксирует момент перехода права на земельный участок от одного лица к другому.

Договоры о совершении сделок, приложения к договору и иные документы регистрируются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственной регистрации в Едином государственном реестре подлежат также выданные по результатам сделки свидетельства о регистрации права собственности и иных прав на землю. Данный Реестр предназначен для ведения унифицированной системы записей о правах на недвижимое имущество и сделках, а также об ограничениях (обременениях) этих прав.

Регистрация земельно-правовых сделок и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложены на учреждения юстиции в системе Министерства юстиции РФ, создаваемые в субъектах РФ. Их полномочия распространяются соответственно на установленные регистрационные округа.

Специальное правило земельно-правовых сделок заключается в следующем: 1) Земельно-правовые сделки совершаются под контролем государства, полномочия которого осуществляют органы местной администрации и другие надведомственные органы. В частности, сделки купли-продажи и аренда земли подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции (п.1 ст.131 ГК РФ). 2) Земельно-правовые сделки ограничиваются кругом субъектов, в который могут входить лишь лица, предусмотренные законом. 3) Земельно-правовые сделки ограничиваются видами земель, которые могут быть объектами этих сделок. 4) Земельно-правовые сделки осуществляются по особой, предусмотренной законом форме, нарушение которой влечет за собой, с одной стороны, возможное признание данной сделки недействительной, а с другой стороны — возможность привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении этой формы и процедуры. 5) Земельно-правовые сделки регламентированы законодательством таким образом, чтобы посредством их обеспечивать рациональное использование земель, вовлеченных в сферу этих сделок. 6) правовое обеспечение земельно-правовых сделок осуществляется через механизм применения санкций за нарушение договорных обязательств: расторжение сделок, условия которых нарушается; взыскание убытков, причиненных нарушением договорных обязательств; другие неблагоприятные последствия.

Санкции за нарушение договорных обязательств можно подразделить на: 1)законные и 2)договорные.

1)Законные санкции выражаются в применении административной, уголовной и иной юридической ответственности за нарушение тех или иных условий договора. Особенностью законных санкций за нарушение отдельных условий земельно-правовых сделок является их применение государственными органами и должностными лицами в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, нормами КОАП РФ, УК РФ, УПК РФ. 2)Договорные санкции в отличие от законных применяются по инициативе одной из сторон земельно-правовой сделки в случае, когда таковые предусмотрены договором, и ситуация соответствует диспозиции договорной санкции.

Договорные санкции за нарушение земельно-правовых сделок можно подразделить на следующие разновидности: 1)Неустойка. 2)Пеня.

20.Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения.

Юридическая ответственность — система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на соответствующего субъекта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения, административные и уголовные штрафы, прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязанности компенсировать нанесенный ущерб и др.

Таким образом, юридическая ответственность — государственное принуждение к исполнению требований права; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной — обществом, государством.

Одновременно юридическая ответственность — это правоотношение, одной из сторон которого выступает государство в лице уполномоченных органов. Другим участником этих отношений являются граждане, должностные лица либо организации, состав которых уточняется применительно к видам правонарушений.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения делится на виды по материальному признаку, который позволяет определить принадлежность того или иного вида ответственности к той или иной отрасли права.

Соответственно выделяется: 1)уголовная, 2)административная, 3)гражданско-правовая, 4)дисциплинарная ответственность.

Прекращение прав собственности или пользования земельным участком за нарушение некоторых положений земельного законодательства не считается мерой ответственности, хотя оказывает сильное воздействие на физических и юридических лиц, допускающих правонарушения.

Юридическая ответственность наступает при наличии условий, именуемых в праве юридическими и фактическими основаниями, которые включают: наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять то или иное действие; факт несоблюдения требований норм права, или правонарушение, имеющее негативные последствия либо создающее угрозу возникновения таких последствий; наличие вины правонарушителя; наличие причинной связи между негативными последствиями и совершенным правонарушением.

21.Понятие и состав земельного правонарушения.

Земельные правонарушения включают действия или бездействие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны земель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями.

Таким образом, земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.

Земельное правонарушение состоит из элементов, которые характеризуют совершенное действие или бездействие как правонарушение — Совокупность этих элементов, к которым относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, образуют состав правонарушения. Состав правонарушения может быть материальным и формальным. Составы правонарушений или те действия, которые влекут применение к юридической ответственности, определены законодательством.

Объектом правонарушения выступают закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу земли в ее юридическом понимании. Земля — предмет посягательства.

К субъектам земельного правонарушения относятся физические и юридические лица.

Физические лица как субъекты юридической ответственности, в свою очередь, делятся на: —граждан, —должностных лиц, меры ответственности для которых устанавливаются отдельно.

К должностным лицам относятся сотрудники государственных и муниципальных органов, признаваемые таковыми по законодательству о государственной службе, а также руководители государственных и негосударственных предприятий и организаций, включая Вооруженные Силы РФ, предприниматели без образования юридического лица. В состав должностных лиц не входят руководители общественных объединений.

Существуют две формы вины: —умышленная, —неосторожная.

Классификация по видам ответственности. Выделяют уголовные преступления: —административные и гражданско-правовые правонарушения, —дисциплинарные проступки. Земельные преступления определяются как уголовно наказуемые посягательства на земли как объект земельных правоотношений. Административные правонарушения — такие действия или бездействие, которые влекут наказание виновных лиц в административном порядке.

22.Земельное преступление.

Лица, виновные в совершении преступлений, т.е. общественно-опасных деяний, попадающих под диспозицию действия статей УК РФ, несут уголовную ответственность.

Земельное преступление — виновно совершаемое, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. Уголовная ответственность за земельные преступления наступает в соответствии с УК РФ.

Субъектами являются только физические лица. Следует отметить, что чисто «земельных» составов в УК РФ незначительное количество. Поскольку земельное законодательство тесно связано с экологическим, то многое составы косвенно «проецируются» и на земельные правоотношения.

УК РФ предусмотрены следующие составы, связанные с земельными или иными экологическими правоотношениями.

К таковым можно отнести: 1)нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ); 2)нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.247 УК РФ); 3)загрязнение вод (ст.249 УК РФ); 4)порчу земли (ст.254 УК РФ); 5)нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст.262 УК РФ).

Непосредственно к земельным правоотношениям относится диспозиция ст.254 УК РФ — загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами или иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Диспозиция рассматриваемой статьи состоит из 3 частей и в качестве «максимальной» санкции предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека.

23.Административная ответственность за земельные правонарушения.

Законодательством закреплены 4 основные формы ответственности: 1)дисциплинарная, 2)административная, 3)уголовная, 4)гражданско-правовая.

Дисциплинарный проступок — деяние в виде нарушения трудовой дисциплины при исполнении работы, и меры воздействия (предупреждение, выговор, отстранение от работы и др.) применяются руководителем предприятия в отношении работников, совершивших дисциплинарный проступок. Это делается в соответствии с КЗоТ РФ, а также уставами и положениями.

Административный проступок — это деяние, не связанное с выполнением должностных функций или трудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными органами — государственными инспекторами, административными комиссиями в соответствии с КоАП РФ и другими законодательными актами, предусматривающими административную ответственность.

Преступление — это уголовно наказуемое, общественно опасное деяние (действие или бездействие), и этими признаками оно отличается от остальных правонарушений. Сами же преступления отличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается на тяжести мер наказания.

Гражданско-правовая ответственность — наступает в случае причинения имущественного ущерба, поэтому существует понятие имущественной ответственности по ГК РФ. Она может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дисциплинарной, административной ответственностью, т. е. гражданско-правовая ответственность может «сопровождать» основные формы ответственности.

Кроме традиционных форм ответственности за земельные правонарушения, в земельном законодательстве предусмотрена специальная ответственность, так называемая земельно-правовая ответственность, предусматривающая специальные земельно-правовые меры (например, лишение права землепользования, изъятие земельного участка. Эта ответственность является дополнительной, специальной формой ответственности за земельные правонарушения. В то же время она имеет и важное самостоятельное значение.

Элементы правонарушения: Земельное правонарушение, как любое другое, правонарушения характеризуется четырьмя элементами: 1)объектом, 2)субъектом, 3)объективной стороной, 4)субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Объектом земельного правонарушения — является земельный строй, установленный земельным законодательством. В качестве конкретного объекта выступает земля, конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения — это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений (например, уничтожение межевых знаков, самовольный захват участка и т.д.).

Субъекты земельного правонарушения — ими являются конкретные физические или юридические лица — правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами такой ответственности выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, которые также являются правообладателями земли, и «сторонние» физические и юридические лица.

Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т.е. как нарушитель относится к совершаемому деянию: совершает его умышленно или по неосторожности, халатности, таков элементный состав земельного правонарушения. При решении вопроса о привлечении к конкретной ответственности это надо знать и правильно применять, исполнять всем, кого это касается.

При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условия ответственности.

Основание ответственности — наличие закона, правовой нормы, которыми предусмотрен тот или иной вид преступления.

24.Возмещение вреда, причиненного правонарушением.

Вред и убытки, причиненные нарушением норм земельного права, могут нести практически все участники правоотношений, т.е. государство, муниципальные образования, физические или юридические лица.

Существует 2 основных способа возмещения вреда — реальное (ст.76 ЗК РФ) путем восстановления физических и химических характеристик земель, либо в виде возмещения причиненных убытков, включая расходы на восстановление земель (ст.61 ЗК).

Основные принципы возмещения вреда отражены в ГК РФ: 1)вред должен быть реальным; 2)обязанность причинителя вреда выплатить компенсацию, в том числе и сверх возмещения вреда; 3)вред подлежит возмещению в полном объеме; 4)судом могут быть назначены ограничения или запреты на деятельность физических или юридических лиц, причинивших вред, с целью дальнейшего исключения причинения вреда; 5)предусмотрены особые условия по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности в соответствии со ст. ст. 1064, 1065, 1079 ГК РФ; 6)по решению суда вред может быть полностью аннулирован, в том числе случаях, если он возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Как убытки, так и упущенная выгода возмещаются в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются на них права.

По общим правилам убытки возмещаются в случаях: 1)изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2)реквизиции земельного участка; 3)ограничения прав землеобладателей в особых зонах (носит, как правило, фиксированно-компенсационный характер); 4)изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе участка из состава земель одной категории в другую без согласования с землеобладателем; 5)возмещение убытков в случае незаконных действий.

Еще одна разновидность гражданско-правовой ответственности предусматривает исполнение обязанности в натуре, например, восстановление деградированных или нарушенных почв, возведение снесенных зданий и строений, устранение иных правонарушений в сфере землепользования.

25.Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст.77 ЗК РФ). К землям сельскохозяйственного использования, имеющим двойственный правовой режим, п.4 ст. 88 относит также особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, включенные в состав земель промышленности. Земли сельскохозяйственного назначения — важнейшая из всех категорий земель. Главной ее особенностью является то, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности.

Основным свойством земель сельскохозяйственного назначения является их плодородие, способность производить сельскохозяйственную продукцию. Именно в силу этого их качества, являющегося определяющим для этих земель, земля в сельском хозяйстве, в отличие от земель промышленности, транспорта и других отраслей, где она выступает лишь как пространственный базис соответствующей деятельности, является главным средством производства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются (ст.77 п.2 ЗК РФ): 1)сельскохозяйственные угодья; 2)земли, занятые внутрихозяйственными дорогами; 3)земли, занятые коммуникациями; 4)земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений; 5)замкнутыми водоемами; 6)зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят, прежде всего, так называемые угодья, т.е. участки земли с определенным хозяйственным использованием: пашни, пастбища, луга, сенокосы. Они представляют собой наиболее ценную часть сельскохозяйственных земель; площади, занятые сельскохозяйственными объектами – фермами, токами, подъездными путями и прочим, что необходимо для ведения производства на земле аграрными предприятиями, организациями, фермерскими хозяйствами; неудобья – овраги, балки, болота, гари. Необходимо производить окулътуривание таких участков, и государство стимулирует вовлечение их в состав продуктивных земель. Не все земли, пригодные для использования в сельском хозяйстве, находятся в составе рассматриваемой категории земель.

26.Сервитут: понятие, содержание, правовое регулирование. Публичный и частный сервитут.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут как вещное право на здание, строение, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Сервитуты могут быть приурочены не только к земельному участку или иной недвижимости, но и к лицу. Для собственника недвижимого имущества, в отношении которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения. Например:наследственное право предусматривает такой личный сервитут, как право пожизненного проживания в чужом доме, который может быть установлен в силу завещательного отказа (легата).

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Правила, порядок, сроки и исчерпывающий перечень возможных случаев, для которых возможно установление публичных сервитутов, содержится в ст. 23 ЗК РФ.

Частный сервитут согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Следует отметить, что правила об установлении сервитутов, предусмотренные гражданским законодательством, распространяются не только на земельные участки, но и на здания, строения, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком (ст.277 ГК РФ).

27.Понятие, состав, элементы и общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения.

Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения имеет отличительные черты. Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, как места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т.п.

Первой особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.

Второй особенностью правового режима земель промышленности и иного специального назначения является строгое нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования их в несельскохозяйственных целях. Согласно ст.33 ЗК размеры земельных участков для несельскохозяйственных целей определяются по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

К числу особенностей правового режима земель этой категории относится также право несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций предоставлять неиспользуемые ими земли в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного и иного использования, в том числе в качестве служебных земельных наделов (см. комментарий к ст.24 ЗК).

Что касается земель иного специального назначения, то к ним относятся земли, предоставленные для использования их государственной наблюдательной сетью. Права собственников, владельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах охраны государственной наблюдательной сети (ст.13 Федерального закона от 19 июля 1998г. «О гидрометеорологической службе»). Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством РФ, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

28.Состав земель лесного и водного фонда.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Границы земель лесного фонда определяются путем их отграничения от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о них заносятся в перечень основных учетных документов государственного земельного кадастра.

Лесное законодательство регулирует лесные отношения, т.е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и земли лесного фонда, том числе не покрытые лесной растительностью. Лесное и земельное законодательство регулируют отношения в области использования и охраны земель лесного фонда. Гражданское и иное законодательство РФ регулируют отношения по использованию различных видов лесной растительности.

В отличие от других категорий земель, практически все земли лесного фонда находятся в собственности государства, т.е. являются федеральной собственностью. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд грибы, ягоды и другие плоды, охотиться, собирать лекарственные растения. Однако эти действия контролируются государством и, в необходимых случаях, подлежат ограничению.

Состав земель лесного фонда РФ определяется ст. 23 ЛК РФ. В состав входят: 1)лесничества; 2)лесопарки.

Управление землями лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами управления землями, определенными ст.1 ЗК РФ. В целях качественного учета, перераспределения и контроля со стороны государства за землями лесного фонда в настоящее время создается лесной реестр по аналогии с земельным кадастром.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Порядок использования земель водного фонда, режим охраны определяется ЗК РФ, а также Водным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января 2007г. Приоритетное значение придается использованию и правовому режиму земель, предназначенных для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. По характеру оно подразделяется на: 1)общее; 2)специальное.

Объектом водных правоотношений является водный объект или его часть, состоящий из поверхностных вод и земель, а также покрытые ими или сопряженные с ними объекты (дно и берега водного объекта). Подземные воды и вмещающие их горные породы аналогично рассматриваются как единый водный объект.

Обособленный водный объект (пруд, отдельное непроточное озеро) относится к недвижимому имуществу и является частью земельного участка. Допускается помимо государственной и муниципальной собственности на обособленные водные объекты частная собственность.

Участники земельных правоотношений могут использовать земли водного фонда свободно, если не причиняют вреда окружающей природной среде. Для ведения предпринимательской деятельности граждане и юридические лица, являющиеся водопользователями, вправе использовать водные объекты после получения лицензии.

В соответствии с ЗК РФ могут устанавливаться ввозные сервитуты. Как правило, они носят публичный характер (право забора воды, право доступа к прибрежной полосе, право использования воды для водопоя скота и т.д.).

Аналогично как при лесопользовании, Водным кодексом РФ устанавливаются определенные обязанности для участников правоотношений и предоставляются определенные права. Водным кодексом РФ устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.

Для защиты водных объектов от влияния антропогенных факторов и иной деятельности человека действующим законодательством предусматриваются специальные водоохранные зоны. Их размеры устанавливаются федеральным законодательством или законами субъектов РФ. Такие участки предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреационных задач, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных и гидротехнических сооружений при наличии необходимых лицензий.

Для обеспечения необходимого контроля РФ и субъектами РФ устанавливаются контролирующие и специальные водоохранные мероприятия.

29.Понятие, состав земель особо охраняемых территорий, общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий.

Земельное законодательство выделяет в самостоятельную категорию, земли особо охраняемых территорий и объектов, на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное значение — это не затронутые хозяйственной деятельностью участки природы, сохранившие первозданную красоту, уникальные ландшафты, лесные массивы, выходы горных пород, экосистемы, имеющие ценность в качестве среды обитания редких и исчезающих видов животных и растений, природные объекты — свидетели исторических событий, места отдыха граждан.

Ценность таких комплексов и объектов обусловливает необходимость их охраны от неблагоприятных антропогенных воздействий, что требует их полного или частичного изъятия из хозяйственного использования и оборота и установления в пределах их границ режима особой охраны.

Особо охраняемые территории, комплексы и объекты могут располагаться на различных категориях земель. Лишь часть из них включена в состав земель особо охраняемых территорий и объектов. Городские парки и городские леса входят в состав земель поселений. Особо охраняемые водные объекты могут учреждаться на землях водного фонда. Все эти земли не относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов, хотя на них действует особый режим природопользования.

Состав земель особо охраняемых территорий и объектов определяется в зависимости от видов охраняемых территорий, комплексов и объектов, расположенных в пределах таких земель: 1)особо охраняемых природных территорий, в т.ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2)природоохранного назначения; 3)рекреационного назначения; 4)историко-культурного назначения; 5)иные особо ценные земли.

Земли особо охраняемых территорий и объектов — составная часть охраняемых природных комплексов наряду с находящимися в их пределах растительностью, водными объектами, животным миром. Правовое регулирование использования и охраны земель и других природных объектов таких территорий осуществляется взаимосвязанно в интересах охраны целостной экосистемы.

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов определен не только в земельном, но и в заповедном законодательстве, включая федеральные законы от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 23 февраля 1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Земли особо охраняемых территорий и объектов в зависимости от вида и статуса размещаемой на них охраняемой территории или объекта могут быть в государственной (федеральной или субъектной), муниципальной и частной собственности.

По своему статусу некоторые виды охраняемых территорий могут быть федерального, регионального и местного значения, соответственно находясь в федеральной, субъектной и муниципальной собственности.

Важной чертой правового режима земель особо охраняемых территорий является запрет на изъятие или иное прекращение прав на землю отдельных видов территорий, противоречащих их целевому назначению. Статья 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» прямо устанавливает, что изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено.

В целях защиты особо охраняемых территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Охранные зоны создаются решением государственных органов субъектов РФ. Земельные участки в пределах таких зон у собственников, владельцев, пользователей не изымаются.

Предусматривается ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, которое возложено на МПР России. Земли природоохранного назначения учитываются также в государственном земельном кадастре.

Учреждения, управляющие особо охраняемыми территориями (заповедники, заказники и т.д.), а также собственники, владельцы, пользователи земель в пределах особо охраняемых территорий имеют право на налоговые льготы.

В интересах эффективного поддержания режима охраны, а также учитывая ценность природных объектов особо охраняемых территорий, в их пределах применяются повышенные меры юридической ответственности (см. ст. 250, 252 УК).

30.Понятие и особенности правового режима земель запаса.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Эти земли могут использоваться для геодезических, геолого-съемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий.

На основании Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 12 июля 1993г. № 659 об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации земель после проведения соответствующей инвентаризации устанавливаются возможность и условия, в частности, передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса .

Правовой режим земель запаса принципиально отличается от правового режима земель иных категорий. Земельное законодательство выделяет эти земли в качестве отдельной категории земель — это земли, целевое назначение которых еще не определено.

За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления:

-расселения беженцев и вынужденных переселенцев;

-земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ;

-земельных участков для индивидуального жилищного строительства.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: