словарь к теме

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  СЛОВАРЬ  ОСНОВНЫХ  ПОНЯТИЙ  И  ТЕРМИНОВ

 

Занятие 2.

 

СТАНОВЛЕНИЕ  КЛАССИЧЕСКОЙ  СОЦИОЛОГИИ

(1 часть)

 

Предпосылки возникновения социологии

Возникновение социологического знания (О. Конт)

Социология Э.Дюркгейма

 

Основные понятия и термины:

 

социология, позитивизм, социальная статика, социальная динамика, закон трех стадий, социологизм, социальная реальность, социальный факт, правила социологического метода, механическая солидарность, органическая солидарность, общественное разделение труда, аномия.

 

Социология – наука, изучающая функционирование и развитие общества как социальной системы в целом через ее составные элементы: личности, социальные группы, институты, их отношение и взаимодействие.

Позитивизм – ведущее направление в социологии XIX века, программные установки которого были сформулированы А. Сен-Симоном, а основные концепции разработаны в трудах О. Конта, Д. Милля, Г. Спенсера. Главное устремление позитивизма – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание “положительной” (позитивной) социальной теории, которая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории. Позитивизм постулировал наличие неизменных законов функционирования и развития общества, которые рассматривались как часть или как продолжение природных законов и наряду с последними трактовались феноменалистически (как являющиеся нашему восприятию, как воспринимаемые и только), так как исключалась сама возможность познания причин и сущности социальных явлений. Позитивизм в социологии второй половины XIX века развивался в формах органицизма (изучения общества по аналогии с организмом), механицизма (изучения общества по аналогии с механизмом), социального дарвинизма (изучение социальных процессов, исходя из принципов теории естественного отбора и борьбы за существование по аналогии с миром животных Ч. Дарвина) и др. В XX в. позитивистская традиция не угасла и была продолжена в существенно преобразованном виде в рамках неопозитивизма.

Социальная статика – анатомическое измерение общества, то есть рассмотрение этого общества в упорядоченном состоянии. Единицами общества, по Конту, являются индивид, семья, общество.

Социальная динамика – физиологическое измерение общества, то есть изучение законов его роста и развития, которые обеспечивают поступательное развитие общества (прогресс).

Закон трех стадий – универсальный закон общественного развития, который распространяется как на мышление человека, так и на историческое развитие общества и включает три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.

Социологизм (социологический реализм) – методологическая и теоретическая позиция в социологии, сформировавшаяся как реакция на психологические и натуралистические концепции в социологии и получившая наиболее полное выражение во взглядах Э. Дюркгейма и его школы. В методологическом плане социологизм защищает принцип объективного научного подхода к социальным явлениям и принцип социологического объяснения социальных фактов, т.е. объяснения “социального социальным”, исключая все другие факторы (географические, физиологические, психологические и т.д.). В теоретическом плане социологизм в противоположность индивидуалистическим концепциям (в частности, социологическому номинализму М. Вебера, который считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как систему специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного на других людей действия, имеющего смысл) утверждает принцип специфичности и автономности социальной реальности, ее примата и превосходства над индивидами. Общество предшествует индивиду и создает его. Основная идея Э. Дюркгейма заключается в том, что общество существует как некая целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивидов, целое – из части, сложное – из простого. Общество есть специфическая реальность (sui generis), оно имеет собственные свойства. В то же время абсолютизация такого подхода, в свою очередь, приводит к так называемому вульгарному социологизму.

Социальная реальность – специфическая часть объективной реальности, данная нам во всей совокупности взаимодействующих индивидов и их коллективного сознания, которая не может быть сведена к механической сумме индивидов. Дюркгейм рассматривал социальную реальность как специфическую совокупность социальных фактов.

Социальный факт – (1) Единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В онтологическом смысле социальные факты – это события, имевшие место вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном смысле социальные факты – события, обоснованно описанные в четких понятиях с указанием существенных характеристик социальной ситуации, в которой они имели место. (2) В социологии Э. Дюркгейма: “социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение, и распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое существование, независимое отего индивидуальных проявлений”

Правила социологического метода – это те необходимые аналитические условия, которые позволяют обеспечить объективный подход к исследованию социальной действительности. Дюркгейм выделил 3 правила: исследовать социальные факты как вещи, реальные, но не материальные; избегать всякой предвзятости при исследовании социальных фактов; соблюдать принцип примата общего (коллективного) над индивидуальным.

Механическая солидарность первая из характеристик, включенная Дюркгеймом в типологию (дихотомию) основных исторических типов общества. Данный тип общества господствует в неразвитых архаичных обществах; она подобна той связи, которая существует между молекулами неорганического вещества, не имеющими собственного лица и связанными чисто механически. Это “коллективный тип” солидарности, определяемый сходством составляющих его индивидов, одинаковостью исполняемых ими общественных функций, неразвитостью личностных черт, поглощенностью личности коллективом. 

Органическая солидарностьвторая из характеристик, включенная Дюркгеймом в типологию основных исторических типов общества.  Данный тип общества возникает с развитием разделения труда как главного фактора, растворяющего единое коллективное сознание. Формируется общество (напоминающее живой организм), в котором каждый индивид выполняет специальную функцию в соответствии с общественным разделением труда. Разделение труда обусловливает развитие личностных способностей и талантов индивидов. Чувство органической связи с обществом возникает из сознания взаимной зависимости профессиональных функций индивидов, становящихся в процессе труда полноценными личностями.

Общественное разделение труда – дифференциация и существование в обществе различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей (профессиональное разделение труда, разделение занятий, специализация), выделение в связи с этим различных общественных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование).

 Аномия – понятие, введенное в социологию Э. Дюркгеймом, и означающее ценностно-нормативный вакуум, возникающий в переходные и кризисные периоды в развитии общества, когда прежние доминирующие социальные ценности и нормы больше не определяют поведение индивидов и социальных групп, что приводит к состоянию дезорганизации общества и социальным отклонениям (девиациям).

 

 

 

 

Предыдущий:

Следующий: