словарь 1

Словарь по религиеведению

1 семинар

Санскри́т (деванагари: संस्कृता वाच्, saṃskṛtā vāk IAST, «литературный язык») — древний литературный язык Индии со сложнойсинтетической грамматикой. Слово saṃskṛtā буквально означает «обработанный»[1], «доведенный до совершенства»[2].Возраст ранних памятников доходит до 3,5 тыс. лет (середина II тыс. до н. э.).

Ном — в современной Греции.

Ном — в Эллинистическом Египте (также это название употребляется современными историками для обозначения областей Древнего Египта в более ранний период, называвшихся септ).

Ном — в Вавилонии, Персии, Скифии, название являлось не местным, а использовалось древними греками для удобства обозначения (также это название употребляется современными историками для обозначения тех или иных областей в указанных регионах).

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнемМеждуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Мисте́рии (от греч. μυστήριον, «таинство, тайное священнодействие») — богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённыхбожествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.

Ве́ды (санскр. वेद, véda IAST — «знание», «учение») — сборник самых древних[1] священных писаний индуизма на санскрите[2].

Веды относятся к категории шрути («услышанное»)[3][4], и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы,араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведическим самхитам.

Дра́хма — денежная единица в древнегреческих полисах, позднее в эллинистических государствах (см. древнегреческая драхма) и, наконец, в современной Греции.

Ка́рма (санскр. कर्म — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् ка́рман — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.

Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала.[1] Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.

Нирва́на (санскр. निर्वाण, nirvāṇa IASTпали nibbāna, «угасание, прекращение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме.[1] Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных сансаре.

В буддизме нирвана:

свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);

освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);

состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое;

высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»).[2]

Санса́ра или самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra IAST «переход, череда перерождений, жизнь») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий виндийской философиидуша, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизмебуддизмеджайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школеадвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. При этом в буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.

Переселе́ние душреинкарна́ция (лат. reincarnation «повторное воплощение»[1][2]), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») — группа религиознофилософских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях — только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность в различных традициях называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я»; в каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений.

Теого́ния (греч. Θεογονία, «происхождение богов») — поэтическое сочинение Гесиода (VII — VIII век до н. э.), одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе. В художественном плане «Теогония» сильно уступает «Одиссее» и «Илиаде».

В нарицательном значении теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

Та́нтра (санскр. तन्त्र, букв. «непрерывность», «связь», «нить», «основа ткани») — совокупность эзотерических учений являющихся неотъемлемой частью дхармических религий.

В индийской терминологии тантризм — учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского, так и женского начал

Ма́нтра (санскр. मन्त्र, «орудие осуществления психического акта»[1]) — священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл (например одна из наиболее известных мантр — гимн индии «Ом» в некоторых религиознофилософских учениях принято считать комбинацией трех звуков (А, У и М), каждый из которых, в свою очередь, имеет разнообразные смыслы и толкования).

Янта́рь — ископаемая смоламинерал класса органических соединений. Используется для изготовления ювелирных изделийлекарств[1]. Имеет много поэтических названий — «слёзы моря», «дар солнца» и т. д.

Пантео́н (греч. Πάνθειον, «(храм) всем богам») — группа богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии, также храм или святое здание, посвященное всем богам какой-либо религии. Пантеон — общее название для места захоронения известных людей, например Пантеон в Париже.

Три известных здания носят это название:

Пантеон — храм на Марсовом поле в Риме, построенный около 125 н. э.

Пантеон — усыпальница выдающихся людей Франции, построенная в 1764 г.

Пантеон — театр в Лондоне

Существовал также вскоре оставленный проект создания Московского пантеона как усыпальницы Ленина, Сталина и выдающихся деятелей СССР.

Зооморфизм — представление богов в образах животных, а священных животных — как воплощение сущности богов.Является существенным элементом многих древних политеистических религий (напр., древнеегипетской) и некоторых современных религий (напр., индуизма). Также зооморфизм присутствует в культуре саков — азиатских скифов, живших на территории Казахстана и Средней Азии. У саков зооморфизм представлен в виде «Звериного стиля» — тончайшего ювелирного и металлургического искусства.

Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства.

Гу́ру[1] (санскр. गुरू — достойныйвеликийважныйучительмастер[2]) в индуизме и буддизме — духовный наставник, учитель. В пенджабском сикхизме — титул главы религиозной общины

АСТРАЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ (от греч. astron — звезда) — религ. почитание небесных светил. Особенно широко эти культы, свойственные в разл. степени мн. религиям, были распространены в Др. Двуречье (в Шумере, а позднее в Вавилонии и Ассирии).

Авата́ра[1] (санскр. अवतार, avatāra IAST, «нисхождение») — термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения Бога издуховного мира в более низкие сферы бытия. Хотя на русский язык слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», точнее его можно перевести как «явление», «проявление», так как концепция аватары заметно отличается от идеи воплощения Бога «во плоти» в христианстве[2][3].

Чаще всего термин «аватара» ассоциируется с Вишну и его десятью основными аватарами. Из них наиболее популярны КришнаРамаБудда[4]. Список десяти аватар Вишну приводится в ряде Пуран. В «Бхагавата-пуране» содержится описание 22 основных аватар Вишну и утверждается, что аватар Вишну бесчисленное множество[5]. Аватары играют центральную роль в традиции вайшнавизма — преобладающем направлении индуизма. В большинстве традиций вайшнавизма, изначальным источником всех аватар считается Вишну и Нараяна. Исключение составляют такие кришнаитские традиции, какгаудия-вайшнавизмНимбарка-сампрадая и Валлабха-сампрадая, в которых источником аватар почитается Кришна.

Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце светаискуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины.

Иммане́нтность (лат. immanensрод.пад. immanentis «пребывающий внутри») — философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней.

Космого́ния (греч. κοσμογονία, от κόσμος — мир, Вселенная и греч. γονή — рождение) — учение о происхождении или о сотворении Вселенной.[1] Со времён Гесиода она служила сюжетом множества философских трактатов.[1] В настоящее время космогония является областью науки, изучающей образование и развитие всех астрономических объектовСистемологиярассматривает непрерывность и системность природы, в том числе системогенез объектов — рождение, жизнь, перерождение и эволюцию систем-объектов и объектов мироздания.

2 семина

Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), Свято́е Прича́стие — главнейший, признаваемый всеми христианскимивероисповеданиями обряд; у православныхкатоликовлютеранангликан — Таинство, при котором по вероучению большинства христианских церквей христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким образом, соединяются с Богом. Совершение его составляет у православных, католиков, дохалкидонитов, лютеран, англикан, старокатоликов и некоторых других конфессий основу главного христианского богослуженияЛитургии.

Ева́нгелие (греч. εὐαγγέλιον — «благая весть») — жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.[1]

Би́блия (греч. βιβλία — мн. ч. от βιβλίον — «книга») — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом иудеев.

Ветхий Завет написан на древнееврейском языке (библейском иврите), за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. Новый Завет написан на одном из диалектов древнегреческого языка — койне.

Святе Письмо, або Священне Писання, збірник книг, що утворюють Біблію (грец. τά βιβιλία, «бібліа» — книги), релігійного (історично-повчального) змісту. Вважаються богонадхненними, на яких опирається єврейське та християнське віронаука. Святе Письмо поділяється на Старий Заповіт (єврейсько-арамейські писання) — 39 книг (у т. зв. Олександрійському описку — каноні — грецького перекладу Сімдесятьох з 3 — 2 ст. до н. е.) і Новий Заповіт (писання на древньо-грецькій мові) — 27 книг, написаних апостолами про життя й вчення Ісуса Христа та поширенням раннього християнства впродовж другої половини I ст. Окрім канонічних книг, існують і неканонічні книги, яких нараховується не менше 11-ти, яких деякі християнські деномінації теж вважають богонатхненними.

Роль, аналогічну Священному Писанню, в ісламі відіграє Коран, в індуїзмі — Веди, у зороастризмі — Авеста. В юдаїзмі лише Старий Завіт (Танах) розглядається, як священна книга.

Святий Переказ (лат. Traditio, старорус. Святоє Прєданіє) — Боже вчення, істина, мудрість, яка поступово відкривається людству протягом його історії і яка, наскільки це можливо, зберігається і передається святою Вселенською православною кафолічною церквою. В православії ікатолицизмі основа віровчення і церковного права. Складовою частиною святого Переказу є Святе Письмо, а також твори святих, отців церкви і визнаних богословів — все те, що можна віднести до святого Переказу, відображеного на письмі. Важливу роль в збереженні і передачі святого Переказу в сучасному світі відіграє також образотворче мистецтво, яке передає святий Переказ у формі святих образів (ікон), картин, фільмів і мультфільмів. Ще однією важливою формою передачі святого переказу є музика, а також церковні гімни і піснеспіви.

Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования, от ἑρμηνεύω — толкую):

теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»);

направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом.

Гріх — помилка, яку допускає людина у процесі своєї життєдіяльності, відступ від істини, поганий людський вчинок, коли людина діє навмисно користуючись самою волею (бажаючи, вибираючи) або вчинок приказаний волею (зовнішні слова чи діла).

У вузькому розумінні — один зі смертних гріхів згідно зі Св. Писанням.

З точки зору православ’я та католицизму — кожна людина в своєму житті робить помилки від самого народження, кожна людина грішна. Безгрішних людей не існує і щоб здобути душевний спокій, людям треба визнати цей факт. Кожна людина у своєму житті робить помилки, але далеко не всі їх визнають і по можливості виправляють. Завдання людини — триматися шляху істини і життя, попри всі негаразди, які намагаються її з цього шляху зіштовхнути.

Важливо звернути увагу, що з точки зору віровчення багатьох християнських отців, богословів і святих, судячи людину Всевишній намагається її виправдати, а не засудити, звертає увагу на те, як людина тримається істини, а не на те, як вона від неї відхиляється.

У безбожній (атеїстичній) філософії існує вчення про золоту середину і середній шлях, певні форми якого можна знайти у вченнях Старожитньої Греції і Китаю (конфуціанство і даосизм). Ці вчення проповідують помірність у процесі життєдіяльності і рекомендують в усьому дотримуватися середини, знати міру.

Зіпсованість походить від недосягнення якогось стандарту; і стандарти волі є два: негайний стандарт самого людського інтелекту та максимальний стандарт вічного закону, Божого розуму — таке визначення гріха дає середньовічний італійський схоласт Тома Аквінський.

Августин Блаженний визначив гріх, як будь-яке слововчинок чи бажання всупереч вічному закону. Визначення Святого Августина включає як і матеріальний елемент в гріху (те що робить його людьською дією) — будь-яке слово, вчинок чи бажання — і формальний елемент (те, що робить його поганим) — всупереч вічному закону.

Богослови визначають гріх в основному як порушенням проти Бога; моральні філософи визначають гріх як такий що йде всуперечрозумові.

Гріхи є безладними вчинками. Безладні вчинки мають якусь відсутність причин. Гріх однак не є простою відсутністю але відсутністю чогось, що мало б бути присутнім.

Неофі́т (від грец. νεόφυτοςлат. neóphytus — новозасаджена рослина, в подальшому значенні — новонавернений)

В Ранньому Християнстві — особа, що через Хрищення прийнята до церковної громади;

Через церковне значення — новопосвячений, новохрищений; взагалі — новий прихильник релігіїцерквичернечого орденукаменярської ложі;

Переносно — новак, що пристав до якогось учення, релігійного чи духовного руху тощо

Християнська церква (також всесвітня/ католицька Церква або просто Церква) (грец. Ἐκκλησία, «зібрання вірних») — спільнота віруючих, мирян і священиків, одного віросповідання, як місцева так і спільнота всієї земної кулі. Найчастіше вживається для позначення спільноти віруючих християнського віросповідання:

Католицька церква

Протестантські церкви

Православна церква

Помісна церква — релігійна громада християн в конкретній місцевості.

Церква (храм) (грец. Κυριακη (οικια), «дім Господа») — храм, в якому відбувається християнське богослужіння:

Церква святого Миколая

Сповідь — це відкриття своїх гріхів перед Богом у присутності священика а каяття — це відчуття власної нікчемності і провини перед Господом. Сповідь і каяття — це дві складові примирення з Богом. Господь сам дав владу Своїм учням відпускати гріхи, кажучи: «Що зв’яжете на землі, буде зв’язаним на небі. А що розрішите на землі, буде розрішеним на небі». Як і віра сповідується, і гріхи теж сповідаються. Тобто, щоб посповідатися і отримати відпущення гріхів, треба їх знати, назвати і бажати виправитися. Якщо йдется до першої сповіді, доречно взяти на допомогу духовну літературу (наприклад, «Досвід побудови сповіді» святителя Ігнатія Брянчанінова). Сповідь можна побудувати і за десятьма заповідями. Можна готуватися до сповіді, записуючі гріхи, які ви пригадаєте. Цей запис можна показати або прочитати священику. Не розповідайте зайвих подробиць і не виправдовуйтесь, просто називайте гріхи. Підходячи до сповіді вперше, обов’язково сказати про це. Дійсно, неможливо пригадати все з 7-річного віку. Але якщо ви пригадаєте згодом, про це також можна буде сказати на сповіді. З іншого боку, головним є відчуття провини перед Богом. А Господь милостивий і вибачить навіть забуте або допоможе пригадати, якщо ви будете уважними до власного духовного життя.

Пресви́тер (греч. πρεσβύτερος — «старейшина, глава общины», лат. presbyter) — древнейшее каноническое (то есть усвоенное древним церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных соборов) название второй степени христианского таинствасвященства. В России ныне в большинстве церковных документов, в актах государственных и церковно-юридических, а также в общеупотребительном обиходе — священник или иерей.

Епи́скоп (греч. ἐπίσκοπος — надзирающий, надсматривающий; от ἐπί — на, при + σκοπέω — смотрю) в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей (от греч. αρχι — главный, старший + ἱερεύς — священник).

Диа́кон (лит. форма; разг. дья́кондр.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным — священник может служить и один. Диакон из монашествующих называется иеродиаконом. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих).

Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. בֵּית כְּנֶסֶת‎, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш שול, шул — «школа»), после разрушенияИерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни.Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище»[1], как сказано:

Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они.

Христоло́гия — отрасль христианского богословия, занимающаяся изучением вопросов, относящихся ко второму Лицу Святой Троицы —Иисусу Христу. Основной христологический вопрос — о соотношении божественной и человеческой природ в Иисусе Христе.

Месі́я (від івр. מָשִׁיחַ, Маши́ах; дав.-гр. Χριστός, Христо́с) — букв. «помазанник». Помазання-єлеопомазання особливим маслом (єлеєм) було частиною церемонії, що проводилася при воззведенні царів на престол і посвяті священиків у сан.

Глоссолалия в христианстве

Встречается в некоторых религиозных направлениях как часть практики. Например, в пятидесятничестве глоссолалия практикуется как повторение и репрезентация апостольского дара говорения на языках. По утверждению харизматов и пятидесятников, частью учения которых является глоссолалия, глоссолалия (в смысле ксеноглоссии) является частью Божественной воли для каждого христианина. Ксеноглоссия — часть учения о глоссолалии, этим греческим термином обозначается произнесение слов на языке, который прежде не был известен говорящему.

Апологети (від греч.(грецький) apologeormai — захищаю), збірна назва ранньохристиянських письменників, головним чином 2—3 вв.(століття) (період гоніння на християн з боку римських властей), що захищали принципи християнства від критики нехристиянських філософів (іудеїв і «язичників»). Найбільш значні з А.: східні (що писали грецькою мовою) — Квадрат, Арістід, Юстин Мученик, Татіан, Афінагор, Феофіл Антиохійський, Мелітон Сардський Оріген ; західні (що писали латинською мовою) — Тертулліан, Мінуций Фелікс. А. заклали початок християнського богослів’я, зокрема Феофіл і Тертулліан ввели термін «трійця». З переходом християнства на статус державної релігії (4 ст), коли захист християнства від язичества став зайвим, апологетична література поступово зникає, витісняючись полемічними творами проти єресі. Останнім А. був Феодоріт Киррський, що писав в 5 ст, коли язичество практично вже було безсиле.

Апо́столы, ед. ч. апо́стол (греч. ἀπόστολος — посол, посланник, от глаг. посылать греч. ἀποστέλλω) — ученики и последователи Иисуса Христа.

В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа (Мф.10:2-4Лк.6:13-15); в более широком — также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти.

Саддуке́и (ивр. צְדוּקִים‎, ц(е)дуки́м) — название одной из трёх древнееврейских религиозно-философских школ, возникших в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 г. до н. э.) и просуществовавших вплоть до разрушения иудейского государства римлянами (70 г. н. э.[1]

Эти три направления — саддукеи, фарисеи и ессеи — в основных чертах своих всецело выросли на почве учения Моисея и представляли лишь продукт различного отношения к способу применения его в жизни; но Иосиф Флавий, с целью сделать понимание еврейских сект доступным для своих нееврейских читателей, сравнивает, на основании некоторого внешнего сходства, саддукеев с эпикурейцами, фарисеев — со стоиками, ессеев — с пифагорейцами.[1] Так как ессеи, согласно своему учению, устранялись от всякого участия в политической жизни народа, то борьба между остальными двумя школами и резкая противоположность в их взглядах и стремлениях составляет главное содержание исторической жизни еврейского народа за указанный период времени и, в известном отношении, отразилась и на дальнейшей судьбе иудаизма.[1]

Фарисе́и (ивр. פְּרוּשִׁים‎, перушим, прушим) — религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одна из трёх древнееврейских философских школ, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.), хотя возникновение фарисейского учения может быть отнесено к времениЕздры. Учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного ортодоксального иудаизма.

Клир (грец. κλήρος — жереб) — узагальнена назва священнослужителів у Християнській Церкві, на відміну від мирян.

Миря́нин (мн. Миря́негреч. λαϊκός) — последователь религиозного культа, не являющийся священником или монахом; тот, кто живёт светской жизнью[

Гно́зис (гно́сис) (от греч. γνώσις — «знание»[1]) — высшее[1]эзотерическое[1]откровенное[2]мистическое знание. Центральное понятие гностицизма. В раннем христианстве эзотерическому знанию гностиков противопоставляется идеал «истинного», христианского гнозиса — высшего проникновенного богопознания. Заметное распространение понятие получает воккультно-мистических учениях Нового времени и XX века.

Е́ресь (др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, мнение») — сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церквиновой общины. Не следует смешивать с расколом.

Следует иметь в виду, что в библейских текстах на греческом языке термин αἵρεσις используется в ином значении, как, например, в Первом Послании Павла к Коринфянам: δεῖ γὰρ καὶ αἱρέσεις ἐν ὑμῖν εἶναι, ἵνα οἱ δόκιμοι φανεροὶ γένωνται ἐν ὑμῖν. В русском синодальном переводе в данном месте слово переведено как «разномыслие»: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Однако, в книге Деяний в тексте «<…> πρωτοστάτην τε τῆς τῶν Ναζωραίων αἱρέσεως» слово переведено как «ересь»: «<…> и представителем Назорейской ереси» (Деян.24:5).

В Римско-католической церкви борьбу с ересью осуществляла инквизиция.

Синедрио́н (ивр. סנהדרין‎, Санhедри́нгреч. συνέδριον, букв. «совместное заседание») — в Древней Иудее — высшее религиозное учреждение, а также высший судебный орган в каждом городе, состоявший из 23 человек. Подробное описание полномочий, процедур заседаний и других аспектов связанных с отправлением правосудия в иудаизме дано в трактате Санхедрин в четвертом разделе (Незики́н) Мишны, которая является составной частью Талмуда.

Миссионе́рство (от лат. missio — посылка, поручение) — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий. Встречается, в основном, в универсальных религиях, прежде всего в мировых религиях, и не распространено в национальных религиях.

Различаются «внешняя» миссия (в других странах) и «внутренняя» (среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории).

Миссионерство иногда отличают от прозелитизма, однако четкие различия между миссионерством и прозелитизмом отсутствуют.

Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις, «сущность») — термин, используемый в христианском богословии (преимущественно Восточном) для обозначения одной из личностей Триединого Бога:Отца и Сына и Святого Духа.

Термин широко применяется и в философском учении Плотина, правда в другом значении, подразумевающем некую сущность или её часть, а не личность. Так, один из трактатов Плотина носит название: «О трёх изначальных ипостасях» (у неоплатоников это Благо, Ум и Душа).

Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — святой; γράφω — пишу) — изучение жития святыхбогословских и историко-церковных аспектов святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасенииобожении и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т. д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения

Апо́крифы (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — скрытый, сокровенный, тайный), — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшим в библейский канон.[1]

Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные.

Светский (секулярныйгуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизмамировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога. Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами[1]. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.

Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Выделяют римское и греческое направления патристики.

Че́тьи-мине́и или Мине́и че́тии — то же, что и четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святыхправославной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» (греч. μηνιαίος «месячный, одномесячный, длящийся месяц»).

Септуаги́нта; перевод семидесяти толковников (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum — «перевод семидесяти старцев») — собрание переводовВетхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии. Часто обозначается LXX (число семьдесят, записанное римскими цифрами).

Септуагинта является самым старым известным переводом Ветхого Завета на греческий язык. Цитаты из нее встречаются в Новом Завете. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской церкви, став, по существу, каноном Священного Писания на греческом языке, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, в том числе первый перевод на церковно-славянский[1].

Сегодня, наряду с масоретским вариантом, Септуагинта является одним из двух древнейших свидетельств библейского текста.

Дидахе́, «Учение Господа народам чрез 12 апостолов» (греч. Διδαχὴ Κυρίου διὰ τῶν δώδεκα ἀποστόλων) — наиболее ранний из известных (конец I — начало II века) памятниковхристианской письменности катехизического характера; также памятник церковного права и богослужения.

Считался утерянным и был открыт в библиотеке подворья Иерусалимского Патриархата в Константинополе митрополитом Никомидийским Филофеем Вриеннием в 1873 году (издан им же в1883 году). В полном виде сохранился лишь в одной греческой рукописи, датированной 1056 годом.

В ранней Церкви имел широкую известность; Климент Александрийский причислял его к книгам Священного Писания Нового Завета, не сомневаясь в апостольском авторстве произведения.

Вульга́та (лат. Vulgata versio — «общепринятая версия», «общедоступная») — латинский перевод Священного Писания, восходящий к трудамблаженного Иеронима (около 345—420 гг.).

Си́мвол ве́ры (греч. σύμβολο[ν]) — система основополагающих догматов вероучения.[1] Термин происходит от греческогонаименования документов данного рода.

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией.

Собо́р — особый статус христианского храма, присваиваемый обычно по причине какого-то особенного его положения. Так, собором называюткафедральный храм, т. е. храм, в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ. В европейских языках сам соответствующий термин (англ. cathedral, фр. cathédrale, нем. Kathedrale) происходит от слова кафедра.

Монофизи́тство (Евтихианство), (от др.-греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество») — христологическая доктрина в христианстве, возникшая в V веке и постулирующая наличие только одной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество. То есть, вопреки православному учению, монофизитство исповедует, что Христос — Бог, но не человек (Его человеческий вид якобы только призрачный, обманчивый). Однако сам термин «монофизитство» встречается в литературе лишь с конца VII века.

Монофизитство возникло как учение крайнего радикального крыла последователей святого Кирилла Александрийского, на Третьем Вселенском Соборе, осудившего несторианство — диофизитскую ересь, согласно которой, во Христе признавались две самостоятельные Ипостаси Бога и Человека. Борясь против двусубъектной христологии Нестория, свт. Кирилл настаивал на христологической формуле, которую он ошибочно приписывал свт. Афанасию Великому — «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη». Монофизиты же исказили учение святого Кирилла и считали, что одна природа указывает только на Его Божество.

Основателем монофизитства признается архимандрит Евтихий (около 378—454) — игумен одного из константинопольских монастырей, отчего монофизитство называется также и Евтихианством. Исследованию учения Евтихия был посвящен Константинопольский собор 448 года, где он изложил суть своей веры: «Я исповедую, что Господь наш состоял из двух природ до соединения, а после соединения исповедую одну природу». Смысл такого исповедания Евтихия состоял в том, что Христос, будучи единосущным Отцу по Божеству, не признавался единосущным по человечеству людям. Евтихию приписывается мысль, что человеческая природа Христа, воспринятая Им от Матери, растворилась в природе Божества как капля меда в океане и потеряла свое бытие.

Монофели́тство (от греч. μόνος — один, единственный + θέλημα — воля) — христологическая доктрина, искусственно созданная в VII веке вВизантии с целью объединить на основе общей веры противоборствующие во Вселенской церкви партии миафизитов (антихалкидонитов) идиофизитов (халкидонитов). Монофелитство исповедовало во Христе единую волю при двух природах.

Ариа́нство — одно из учений в христианстве в IVVI веков н.э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына. Получило название по имени его основателя — александрийского священника Ария (др.-греч. Ἄρειος, ум. в 336).Арианство возникло и, первоначально распространившись в восточных провинциях поздней Римской империи, стало государственной версией христианства при преемниках Константина и до окончания правления Валента II и, затем, государственной религией германских государств вплоть до VI века.

Несторианство — христологическое учение, традиционно приписываемое НесториюАрхиепископу Константинополя (428431) иосуждённое как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Единственной христианской церковью, исповедующей данную христологию, является Ассирийская церковь Востока, таким образом являя собой самобытную христианскую конфессию.

Собственно, вероучение, которого придерживался Несторий, не было создано им самим, но фактически является учениемАнтиохийской богословской школы, которой он принадлежал. Антиохийская христология развита в трудах предшественников и учителей Нестория — Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского (IV век).

Филио́кве (лат. filioque — «и от сына») — добавление, сделанное Западной (РимскойЦерковью в Никео-Цареградский Символ верыIV века, в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына».

Автокефа́лия (греч. αὐτοκεφαλία от αὐτός — сам + κεφαλή — голова) — самоуправление, независимость. Автокефальной называется в православии административно независимаяпоместная церковь, предстоятелем которой является епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита.

Исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать мироварение.

Право предоставления (обретения) автокефалии в православии не определено ясно и окончательно и является предметом пререкания между Константинопольской кафедрой и иными поместными церквями[1].

Автокефа́лы (греч. αυτός — сам + κεφαλή — голова) — самоглавы или самостоятельные. Так назывались в греческой церкви епископы, хотя не сравнённые с патриархами, но и не подчинённые ни одному патриарху, а совершенно самостоятельно управляющие. Теперь такую автокефалию представляет Кипр.

Ри́мско-католи́ческая це́рковь (лат. Ecclesia Catholica Romana) — принятый с начала XVII века неофициальный термин для обозначения той части Западной Церкви, которая осталась в общении с Римским епископом после Реформации XVI века. В русском языке термин обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь», хотя во многих странах соответствующие термины на других языках различаются. Во внутренних документах Католическая церковь использует для самообозначения либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Вселенская церковь» (Ecclesia Catholica). Католическая церковь полагает лишь себя Церковью в подлинном смысле слова.

Восточные католические церкви используют термин в более узком смысле, подразумевая институт Католической церкви латинского обряда(включая, наряду с римским, амвросианскийбрагскийлионский и мосарабский).

Католическая церковь состоит из Римско-католической церкви латинского обряда и 22 восточнокатолических церквей[1].

Крупнейшая ветвь христианства, отличающаяся организационной централизованностью и наибольшим числом приверженцев (около четверти населения мира в 2004 году).

Определяет себя четырьмя существенными свойствами (notae ecclesiae): единством, кафоличностью, определённую апостолом Павлом (Еф.4:4-5), святостью и апостоличностью.

Главные положения вероучения изложены в АпостольскомНикейском и Афанасьевском символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-ФлорентийскогоТридентского и I Ватиканского соборов. Популярная обобщённая доктрина изложена в «Катехизисе».

Аске́за (от греч. ασκεσις  — «упражнение»), аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей либо приобрести сверхъестественные способности. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур.Аскет — человек, практикующий аскезу.В более широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание. Не следует путать с недобровольными ограничениями, связанными с материальными затруднениями.

Схи́зма (др.-греч. σχίσμα — «расщепление, раскол, распря») — раскол в Церкви или иной религиозной организации:

Исиха́зм (от греч. ἡσυχία — «покой, безмолвие») — древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма и заключающая в себе обширный, оригинальный комплекс представлений о человеке, его сознании и деятельности. Исихазм с его многовековой историей — сложное явление. Крупнейший современный исследователь исихазма о. Иоанн Мейендорф (1926—1992) выделяет следующих четыре значения термина:

древнейший смысл: уединенное, отшельническое монашество (в отличие от общежительного), тем самым, протекающее в безмолвии, молчальничество;

развившаяся на Синае и Афоне и достигшая расцвета в XIV в. особая школа и техника молитвы, часто именуемая «умным деланием» (πραξιζ νοερα) и имеющая своим ядром непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»;

учение св. Григория Паламы (1296—1359), или паламизм, богословское выражение и обоснование исихазма в смысле 2), в центре которого — концепция нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке;

наиболее поздний смысл: широкое явление в религиозной жизни России XIV—XVI вв., охватывающее все влияния и отражения перешедшего на Русь исихазма в духовной практике, монашеской и монастырской жизни, духовной культуре и даже государственном строительстве[1].

Мона́х (греч. μοναχός — одиночный, единичный), также мона́хиня — обычно — член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущийаскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пу́стынях,лаврах.

Институт монашества характерен для различных направлений христианстваиндуизма и буддизма. Иногда к монахам причисляют и дервишей — но это спорно, поскольку есть формальные отличия — дервиши могли жениться, могли жить в своих домах и жить своей собственной жизнью [1]. Появились монахи в середине 1 тыс. до н. э. в буддизме, с III века н. э. монашество появилось и в христианстве (монахов нет только в протестантизме).

Традиция считает основателями христианского монашества египетских подвижников святых Антония Великого и Пахомия. Основателями русскогомонашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.

Инок (инокиня) (словообразовательная калька, аналогичная др.-греч. μοναχός, образованная от др. русск. «инъ» — один) — древнерусское название монаха, иначе чернеца.

В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах».

В современных русских женских монастырях сохраняется традиция Российской империи, в которой иноческий постриг принципиально отличается от рясофорного пострига тем, что принимающая иноческий постриг монахиня получает новое имя. Монашеские обеты Господу во время чина пострижения не произносятся, поскольку иночество — это подготовительная стадия перед мантийным пострижением. Монашеские обеты пока лишь подразумеваются, поскольку готовность к их принятию и исполнению требует особого внутреннего устроения, определенной духовной зрелости. Согласно правилам и уставам православной церкви иноческий постриг совершается при наличии на то благословения от архиерея. В женских монастырях иноческое аскетическое правило, послушание и внешние иноческие одежды сильно отличаются от рясофорных. Рясофорная послушница обладает правом ношения подрясника, рясы, апостольника, скуфьи. Форма одежды инокини отличается от одежд рясофорной послушницы наличием клобука.

Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.

В старообрядчестве сохраняется древняя русская традиция наименования всех степеней монашества иночеством

Монасты́рь (греч. μοναστήριον) — религиозная община (см. также монашествомонахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы: altus — высокий, ara — возвышенное место для жертвоприношения; жертвенник).

Аналóй или аналогий (др.-греч. ἀναλογέιον, ἀναλόγιον — подставка для книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными.

Аналой может иметь несколько назначений. Во-первых, аналой стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладётся праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такой аналой называется проскинитарием (в афонских храмов над ним устраивают кивории). При совершении таинства миропомазания во время богослужения на аналое лежит либо праздничная икона, либо Евангелие. Во-вторых, ещё один аналой расположен на клиросе для чтения чтецом псалмов. Третье назначение аналоя — совершение таинства исповеди, в этом случае аналой покрывается ризой, и на него кладутся крест и Евангелие. Иногда аналой также используется для чтения диаконом Евангелия.

Аналой также может иметь форму многостороннего столба, увенчанного многогранной вращающейся пирамидой. Подобные аналои используются в греческой клиросной певческой практике.

Кли́рос (греч. κλῆρος — часть земли, которая досталась по жребию) — в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов, воспевающие славу Божию.

Почти в каждом храме имеются два клироса – правый и левый, оба либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам соле́и, либо в храмовой части церкви по углам. В некоторых храмах напротив алтаря устроен балкон, на котором находятся певчие. В «Церковном уставе» клиросом иногда называются и сами клирики или певцы с чтецами.

Также клиросом может называться и хор певчих.

Во многих православных служебниках употребляется слово «лик», что по церковно-славянски значит «хор».

На клиросе в юношестве пели такие люди, как ШаляпинЧехов и Ломоносов.

Па́перть, или внешний притвор (греч. ατριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притворомхрама, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.

Ико́на (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православиикатолицизме идревневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются такжемозаичныеживописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Самый большой в России иконостас находится в Успенском соборе Рязанского кремля

Кио́ткиво́ткио́ть (от греч. κῑβωτός — ящик, ковчег) — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.

Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной иЦентральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера31 октября 1517 года он прибил к дверямвиттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то времяфеодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Протестанти́зм или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду скатолицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма.

Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

3 семинар

Я́хве (ивр. יהוה‎ — Йа́хвеЯ́гве, встречается вариант Иего́ва) — вероятное произношение личного имени Бога Библии, в отличие от других имён Бога в иудаизме, в Ветхом Завете(Танахе)[1]. Буквенным обозначением этого древнееврейского имени является тетраграмматон. В иудаизме запрещено употреблять личное имя Бога, поэтому общепринятое название Хашем 

Талму́д (ивр. תָלְמוּד‎, «учение, учёба») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающийМишну и Гемару в их единстве.

Центральным положением ортодоксального иудаизма является вера в то, что Устная Тора была получена Моисеем во время его пребывания на горе Синай, и его содержание веками передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (еврейскойБиблии), который носит название Письменная Тора (Письменный Закон).

Торой называют Пятикнижие Моисе́ево (греч. πεντάτευχος) или Кни́ги Моисе́евы.

В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога, отдельные заповеди или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения»  (Лев.6:2), «закон (Тора) о жертве повинности»

Гемара́ (арам. גְּמָרָא; букв. «изучение», «воспринятое от учителя» или от ивритского גְּמָרָה, «завершение»;) — свод дискуссий и анализов текстаМишны, проводившихся амораями, включающий их постановления и уточнения Закона (Галахи), а также аллегорические притчи и легенды (Аггаду).

Относительно этимологии слова «Гемара» мнения исследователей расходятся: слово восходит либо к арамейскому גמיר, «учение» (буквальный перевод слова «Талмуд»), либо к ивритскому גמר, «завершение», «совершенство»[1].

В обиходе термином Гемара часто обозначают Талмуд в целом, а также каждый из составляющих его трактатов в отдельности. В тексте печатных изданий Вавилонского Талмуда (а также виленского издания Иерусалимского Талмуда) Гемара отделяется от Мишны сокращением ‘גמ. Гемара сопровождает Мишну как в Вавилонском, так и в Иерусалимском Талмудах, хотя не все и не одни и те же трактаты.

Гемара содержит как обязательные для иудея постановления и законы (Галаха), так и аллегорические притчи и легенды (Аггада).

Каббала́ (ивр. קַבָּלָה‎, «получение, принятие, предание») — эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке[1] и получившее распространение в XVI веке[2]. Эзотерическая Каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торебожественного откровения[1].

Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.

Законченное учение было сформировано в Средние века. Основу каббалы составляют сочинения ЙецираБагирЗоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного под именем Аризаль).

Кора́н (араб. أَلْقُرآن‎‎ [qurˈʔaːn] — аль-К̣ур’а̄н ) — священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»(Коран, 75:16-18)[1][2]. Коран представляет собой сборник изречений пророка Мухаммеда, сделанных им от имени Аллаха. Современная редакция Корана считается компиляцией сохранившихся изречений Мухаммеда, собранной его секретарём, Зейдом ибн-Сабитом, по повелению Омара ибн Хаттаба и Абу Бекра.[3]

Мусульмане верят, что Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками и что передача Корана была осуществлена через ангела Джабраилаи длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: