словарик терминов по истории

Словарик терминов по истории

Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.

Баскак – монгольский чиновник, ведавший сбором дани и учетом населения на завоеванных территориях. Как правило, вместе с баскаками шел военный отряд для подавления возможного сопротивления. На Руси баскаки появились в середине XIII в., но в середине XIV в. монгольские ханы вынуждены были передать право сбора дани в руки русских князей.

Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.

Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства. Боярская дума состояла из думных чинов: думных бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Была упразднена в 1711 г. Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. В Московской Руси XV-XVII вв. – обладатели высшего чина, члены Боярской думы.

Боярская республика – тип государственного устройства, сложившийся в Новгороде и Пскове в период политической раздробленности. Предполагает широкое участие населения в делах управления посредством веча, однако реальная власть все равно находится в руках знати (которая занимает основные выборные должности, контролирует деятельность веча).

Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в “Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути “из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.

Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.

Вира – крупный штраф, присуждаемый по законам “Русской правды” за убийство свободного человека.

Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.

Глаголица – одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения.

Двоеверие – сочетание в верованиях жителей Руси X-XIII вв. языческих и христианских представлений.

Десятина – налог в пользу церкви.

Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая “старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и “младшая”, в которую входили недавно набранные воины.

Дьяк – чиновник центрального аппарата в Российском государстве.

Ересь – религиозное учение, вступающее в противоречие с официальным вероучением.

Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, “купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.

Заповедные лета – годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому (“заповедь” – запрет). Первоначально были введены Иваном IV в 1581 г. и планировались как временная мера. Однако потом неоднократно продлевались.

Земский собор – высший законосовещательный орган власти в России в XVI-XVII вв. Первый Земский собор созван в 1549 г. В дальнейшем соборы созывались вплоть до конца XVII в. по инициативе царя. В состав участников Земского собора входили представители всех основных сословий: бояре (в составе Боярской Думы), духовенство (“Освященный собор”), дворяне, горожане и даже черносошные крестьяне. Земские соборы собирались нерегулярно и для решения важнейших государственных дел (избрание нового царя, важнейшие реформы внутри страны, вопросы внешней политики). Время действия Земских собор связывают со временем существования сословно-представительной монархии в России.

Земщина – часть территории Русского государства, не включенная Иваном IV в свой личный удел – опричнину. В земщине сохранялись традиционные для того времени органы власти: Боярская дума, приказы, местное управление. Имелась также своя армия.

Зернь – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

Золотая Орда – монголо-татарское государство, основано в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили территории Западной Сибири, Северного Хорезма, Волжской Болгарии, Северного Кавказа, Крыма, восточная часть Казахстана. В вассальной зависимости от Золотой Орды находились русские княжества. Столицы: Сарай-Бату, с первой половины XIV в. – Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. распалась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и др. ханства.

Избранная рада – круг приближенных царя Ивана IV Васильевича, фактически неофициальное правительство России в 50-х гг. XVI в. Активные члены Избранной рады: протопоп Сильвестр, А. Ф. Адашев, князь А. М. Курбский, И. М. Висковатый, митрополит Макарий. “Рада” – польский термин, происходит от немецкого rat – “совет”. Термин “рада” впервые употреблен А. М. Курбским, писавшим свое сочинение в Литве, куда он бежал в 1564 г.

Иосифляне – идейное направление в среде русского духовенства XV-XVI вв., последователи игумена Иосифа Волоцкого, сторонники сохранения церковно-монастырского землевладения и расправы с еретиками.

Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве. В период политической раздробленности особыми функциями князья обладали в Новгороде и Пскове, являясь лишь наемными военачальниками, обязанными поддерживать порядок внутри страны и охранять ее границы.

Кормление – вид княжеского пожалования своим должностным лицам, при котором местная администрация содержалась за счет взимания с населения в свою пользу различных “кормов” (хлебом, мясом, сыром, сеном и т.п.) и судебных пошлин (присудов). Кормление давалось в награду за прежнюю, чаще всего военную, службу. Административные обязанности при этом являлись лишь дополнением к возможности кормиться. Жалованья за административную и судебную деятельность кормленщики не получали. Система кормлений ликвидирована в 1556 г.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии. Купол или барабан опирается на 4 столба в центре здания, расчленяющие внутреннее пространство храм.

Крестоцеловальная запись – документ о принятии присяги, сопровождавшийся целованием креста.

Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.

Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.

Местничество – система назначения членов Государева двора на служебные посты на основе служебного положения предков и ближайших родственников.

Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.

Мозаика – изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты (цветного непрозрачного стекла).

Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем. В XIV-XV вв. получал кормление. Должность наместника упразднена с отменой кормлений в 1555-1556 г.

Нестяжатели – последователи идейного направления в среде русского духовенства XV-XVI вв., выступавшего за отказ Церкви от владения селами и эксплуатации труда крестьян. Наиболее известный лидер этого направления – старец Нил Сорский.

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.

Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.

Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.

Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.

Опричнина – удел, выделяемый вдове великого князя, помимо (“опричь”) всех прочих уделов. В 1565-1572 гг. – особый царский удел Ивана IV Грозного с особым опричным судом, войском, государственным аппаратом. Также название системы внутриполитических мероприятий, осуществленных в этот же период.

Перегородчатая эмаль – техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной эмалью ячеек между перегородками из скани.

Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).

Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.

Пожилое – установленная законами плата крестьянина владельцу земли за право уйти на другие земли, к другому владельцу.

Политическая (феодальная) раздробленность – этап в истории средневековых европейских государств, когда они были разделены на феодальные владения и собственник каждого из них сам издавал законы, судил, собирал налоги, содержал свою армию, а центральный правитель не имел реальной власти.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Поместье – вид феодального землевладения в России. Впервые поместья появляются в XIV в. как земельные владения, предоставляемые за несение военной службы без права передачи земли по наследству (так называемое условное землевладение). На протяжении XVI-XVII вв. наблюдается процесс сближения поместья с вотчиной. В начале XVIII в. этот процесс завершится слиянием поместья и вотчины. Владельцы поместий называются помещиками.

Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.

Посадник – в эпоху существования Древнерусского государства наместник князя. Позднее этот термин стал обозначать высшую государственную должность в Новгороде и Пскове (до конца XV – начала XVI в.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее знатных и богатых боярских родов.

Православие – восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы.

Приказ – орган центрального управления в России XVI – начале XVIII вв. Изначально приказом называлось особое поручение, дававшееся царем тому или иному боярину, позднее – штат чиновников (дьяков), помогавших боярину исполнять свою роль и, наконец, орган центрального управления. В обиход термин “приказ” вошел в середине XVI в. В формировании приказной системы значительную роль сыграли преобразования Избранной Рады. Ликвидирована приказная система была в начале XVIII в., в процессе петровских реформ.

Путь “из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.

Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.

Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.

Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.

Семибоярщина – боярское правительство в его состав входили (семь человек: Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Иван Романов, Федор Шереметев, Андрей Трубецкой и Борис Лыков), взявшее власть в Москве после свержения с престола Василия Шуйского в 1610 г. Номинально оставалось у власти до 1612 г. Фактически передало власть польскому гетману С. Жолкевскому, с которым заключило соглашение о призвании на российский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда

III. Скань – изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу.

Слобода – в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название “слобода” – свобода). В XVI в. сформировались слободы служилых людей (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев (Иноземные слободы). В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX-XX вв. название “слобода” получали иногда пригородные промышленные посёлки.

Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в “Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.

Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название “люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.

Стрельцы – в Русском государстве XVI – начала XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землёй. Жили слободами и имели семьи, занимались также ремёслами и торговлей. Стрельцы были активными участниками Московского восстания 1682 и стрелецкого восстания 1698. Стрелецкое войско упразднено Петром I в связи с созданием регулярной русской армии.

Стоглавый собор – церковный собор с участием Ивана IV в 1551 г. Был созван по инициативе светской власти. Унифицировал церковные обряды, объявил всех местночтимых русских святых общечтимыми, предписал создание училищ для подготовки священнослужителей, регламентировал нормы поведения духовенства, запретил монастырям основывать слободы в городах, установил неподсудность духовенства светскому суду и неприкосновенность церковного имущества.

Судебник – свод законов единого Российского государства, принятый великим князем московским Иваном III Васильевичем в 1497. Были установлены единые нормы суда для всей территории страны. 57-я статья Судебника вводила ограничение на крестьянский переход: крестьяне могли уходить от своих владельцев раз в году – неделю до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября). При этом обязательна была выплата “пожилого” – единовременного платежа за проживание на земле феодала. Судебник также ограничил источники холопства. Судебник Ивана IV (1550 г.) подтвердил ограничение крестьянского перехода, ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов.

Темник – монгольский военачальник, глава тумена (по-русски “тьмы”), составляющего 10 тысяч воинов.

Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.

Тысяцкий – в Древнерусском государстве возглавлял ополчение. В Новгородской республике выбирался на вече на один год, являлся помощником посадника. К середине XV в. эта должность постепенно исчезает.

Удел – часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии. Удельные князья – в XIV-XVI вв. родственники великого князя или царя, получившие часть территории государства в удел. В пределах своего удела они являлись полновластными государями, но не могли вести самостоятельную внешнюю политику и обязаны были участвовать в предпринимаемых великим князем походах. По своему статусу они были вассалами великого князя. Изредка удельные князья привлекались к решению общегосударственных дел, но их влияние на внутреннюю политику было, как правило, незначительным из-за недоверия со стороны великих князей.

Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Урочные лета – срок, в течение которого производился сыск беглых крестьян или холопов. Впервые введены указом царя Федора Ивановича в 1597 г. с 5-летним сроком. Позднее продолжительность урочных лет менялась, составляя от 5 до 15 лет. Окончательно отменены с введением бессрочного сыска беглых по Соборному уложению 1649 г.

Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке.

Холоп – категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам. Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди.

Христианство – одна из мировых религий, наряду с буддизмом и исламом.

Царь – титул монарха России в 1547-1917 гг.

Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.

Чернь – сплав серебра, свинца и других компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, в основном из серебра. Измельченная чернь наносится на гравированную поверхность металла, изделие обжигается, после чего на нём выявляют чёрный или тёмно-серый рисунок, прочно сплавленный с основой. Чернение по серебру и другим металлам было известно уже в античном мире. Черновые изображения (сюжетные, пейзажные, орнаментальные) выполняются на отдельных пластинах, либо украшают бытовые предметы (посуда, столовые приборы, шкатулки), оружие, ювелирные изделия. Известны серебряные подвески, браслеты русских мастеров X-XII вв. Чернь широко применялась русскими ювелирами XV-XVI вв., наибольшее разнообразие форм изделий и сюжетов черновых рисунков было достигнуто в XVIII в. мастерами Великого Устюга.

Черносошные крестьяне – крестьяне, проживавшие на “черных”, то есть государственных землях. Юрьев день – впервые введен Судебником 1497 г. Начиная с этого времени крестьянский переход ограничивался двумя неделями в году: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября).

Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).

Ярлык – ханская грамота, которая выдавалась русским князьям и подтверждала их право на княжение. Ярлык выдавался также митрополиту. Согласно этому документу, церковь освобождалась от налогов и повинностей. XVII-XVIII вв.

XVII-XVIII вв.

Абсолютизм – монархическая власть, не ограниченная каким-либо выборным представительным органом, опирающаяся на развитой управленческий аппарат и подчиняющаяся закону (монарх может изменить закон, но не может нарушить его, пока он не изменен). В России начал складываться во второй половине XVII в. (при Алексее Михайловиче), окончательно сформировался при Петре I, достиг расцвета во второй половине XVIII в. при Екатерине II.

Ассамблеи – при Петре I прием гостей в знатном доме.

Белые слободы – части городов, принадлежавшие светским землевладельцам или монастырям, население которых было освобождено (обелено) от уплаты посадских государственных податей – тягла. Впервые жителей белых слобод вернул в тягло Борис Годунов, но в годы “Смуты” это распоряжение было забыто. Требование посадских людей ликвидировать привилегии белых слобод стало одной из причин ряда городских восстаний, в том числе Соляного бунта 1648 г. в Москве. Окончательно уничтожены по Соборному уложению 1649 г.

Бироновщина – термин, используемый для характеристики правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740). Происходит от имени ее фаворита Э. И. Бирона. Характерными чертами данного периода являлось засилие иноземцев, преимущественно немцев, во всех отраслях государственной и общественной жизни, жестокое преследование недовольных, хищения, шпионаж, доносы.

Бунташный век – XVII век запомнился современникам как “бунташный” век. Этот век начался с восстания Хлопка и войны под предводительством Ивана Болотникова и завершился стрелецкими волнениями. Народные волнения охватывали огромные территории, а во время городских бунтов восставшие становились хозяевами столицы. Однако бунтовщики не имели продуманного плана действий, часто преследовали узкосословные интересы, были разобщены и недисциплинированны. Общей чертой народных волнений XVII в. являлись ярко выраженные царистские иллюзии.

Верховный тайный совет – высшее совещательное государственное учреждение России в 1726-1930 (7-8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы. Гвардия – отборная, привилегированная часть войска. В России первыми гвардейскими полками были Преображенский и Семеновский, выросшие из “потешного войска” Петра I. Гвардия готовила офицеров для армии и состояла в основном из людей знатного происхождения. Оказывала значительное влияние на политическую жизнь страны в эпоху дворцовых переворотов. На протяжении XVIII – начала XIX в. количество гвардейских частей увеличилось, теперь гвардия включала все роды войск и флот.

Губерния – высшая единица административно-территориального деления в России (Российской империи, Российской республике, РСФСР, СССР) с 1708 по 1929 год, оформившаяся при Петре I в процессе организации абсолютистского государства.

Дворцовые крестьяне – в Русском государстве XII-XVIII вв. феодально-зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и несшие в их пользу феодальные повинности. Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже – царского) двора продовольствием.С 1797 г. переходят в разряд удельных крестьян.

Дворцовый переворот – это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков.

Дворяне – служилые люди князей и бояр. Название пришло на смену термину “дружинники”. В первой половине XV в. дворяне-слуги “под дворским” – управителем вотчины. За службу они получали небольшие владения, позднее ставшие поместьями. В XVI в. дворянами стали называть верхушку служилых людей, вошедших в состав Государева двора.

Драгуны – конница, способная действовать и в пешем строю, либо пехота, посаженная на лошадей. Впервые в истории упоминаются применительно к XVI в. В московской армии появились при царе Михаиле Федоровиче, когда в 1631 г. из навербованных иностранцев был сформирован 1-й драгунский полк, находившийся в войске А.С. Шеина под Смоленском. Затем драгуны пополнялись русскими добровольцами и новокрещеными татарами. Тогдашние драгуны были вооружены мушкетами, шпагами, бердышами и короткими пиками. При Петре I число драгунских полков дошло до 33. При нем были учреждены в столицах и некоторых больших городах команды полицейских драгун, просуществовавшие до 1811 г. В 1856 г. драгунские полки были распределены по кавалерийским дивизиям. В 1882 г. все армейские уланские и гусарские полки были переименованы в драгунские. После русско-японской войны 1904-1905 гг. уланским и гусарским полкам были возвращены исторические названия, но форма осталась единой, за исключением парадной, имеющей характерные отличия.

Думные дворяне – чин в России XVI-XVII вв. Выполняли придворные и военные обязанности, руководили приказами. Иногда дослуживались до боярского чина. В XVI в. принадлежали к родовитым фамилиям и были немногочисленны.

Засечные черты – укрепленные линии на южных границах России. Строились в XVI-XVII вв. Состояли из небольших городков-крепостей, валов, частоколов, лесных засек. Призваны были преградить путь крымским набегам и обозначить границу России.

Землепроходцы – русские люди, путешествия которых в XVI-XVII вв. привели к крупнейшим географическим открытиям в Сибири, на Дальнем Востоке и в омывающих их морских прибрежных водах. В большинстве это были “служилые” (казаки разных рангов), торговые и “промышленные” (занимающиеся промыслами, преимущественно пушными) люди. В результате их деятельности, поддерживаемой и частично направляемой русским правительством и местной сибирской администрацией, значительная часть Западной Сибири до Енисея была к началу 17 в. в самых общих чертах обследована и присоединена к Русскому государству.

Казачество – в XV-XVI вв. вольные люди, жители степей между Волгой и Днепром (Дикого поля), отчасти выходцы из Орды, отчасти беглые русские холопы и крестьяне. Казаки жили охотой, грабежом купеческих караванов, набегами на русские и татарские селения. Высшим органом власти у казаков являлся круг (общая сходка). Казачьи станицы (отряды) возглавляли атаманы, которым помогали есаулы. Во второй половине XVI в. часть казаков вошла в число служилых людей “по прибору”. В XVI-XVII вв. правительство использовало казаков для охраны границ, выплачивая им жалованье деньгами, хлебом и порохом. В XVIII в. казачество превратилось в привилегированное военно-служилое сословие. К началу ХХ в. существовали 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. В 1916 г. 4,4 млн казаков принадлежало 53 млн дес. земли. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено.

Капиталистый крестьянин – разбогатевший, владеющий капиталом крестьянин-предприниматель.

Классицизм – направление в искусстве, основанное на использовании многих элементов из античной архитектуры (портик, фронтон, колонны). Для классицизма также характерны четкая симметрия, строгость внешнего оформления. В России получил распространение с середины XVIII в. до 40-х гг. XIX в.

Коллегии – отраслевые органы управления, созданные в 1718 г. Возглавлялись президентами. Решения принимались большинством голосов, при равенстве голосов голос президента считался за два голоса. “Первейшие” Военная, Адмиралтейская, Иностранная коллегии отвечали за армию, флот и дипломатические сношения с иностранными государствами. Берг- и Мануфактур-коллегии отвечали за горно-добывающую и легкую промышленность, Коммерц-коллегия – за торговлю. Камер- , Штатс- и Ревизион-коллегии осуществляли сбор доходов, производство расходов и контроль за финансами. Юстиц-коллегия разрабатывала законы и контролировала суды, Вотчинная ведала вопросами землевладения, Главный магистрат управлял городами.

Колонизация – процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель своей страны (внутренняя колонизация), а также основания поселений (связанных преимущественно с земледельческой деятельностью) за пределами своей страны (внешняя колонизация).

Крепостное право – совокупность форм личной зависимости крестьян при феодализме. В России черты, характерные для крепостного права, становятся заметными с середины XV в. Судебником 1497 г. впервые в общегосударственном масштабе было ограничено право перехода вотчинных крестьян к другому хозяину двумя неделями (одна до и одна после осеннего Юрьева дня) и введена обязательная плата за право перехода (“пожилое”). Право крестьянского перехода в Юрьев день было сначала временно, а потом и бессрочно запрещено в конце XVI в. (указ 1597 г.). В первой половине XVII в. неуклонно увеличивался срок, в течение которого хозяева имели право искать и возвращать назад беглых крестьян, а Соборное уложение 1649 г. ввело бессрочный сыск. Именно эта дата и считается началом существования крепостного права в России. Крепостные крестьяне обязаны были нести повинности в пользу своих хозяев в форме барщины (работа на барском поле) и натурального, а позднее денежного оброка. Положение крепостных крестьян резко ухудшается в XVIII в. Так, по мере развития рыночных отношений эксплуатация крепостных неуклонно увеличивалась, а в эпоху дворцовых переворотов государство, зависевшее от поддержки дворянства, самоустранилось из взаимоотношений крестьян и помещиков, предоставив последним ничем неограниченную власть. Положение крепостных почти перестает отличаться от положения рабов. В то же время, со времен Екатерины II в обществе начинает распространяться мысль об аморальности крепостного права и необходимости его отмены. К середине XIX в. становится очевидной и его экономическая невыгодность (незаинтересованность крестьян в результатах своего труда, невозможность свободного развития рынка рабочей силы и т.д.), поэтому после неудачной для России Крымской войны 1853-1856 гг. крепостное право было отменено 19 февраля 1861 г.

Крестьянская война – особый вид гражданской войны, основной движущей силой которой является крестьянство. Главная цель таких войн обычно состояла в уничтожении феодального строя. Чаще всего заканчивались поражением, так как участвовавшие в них народные массы не имели четкой программы, выступали стихийно, были плохо вооружены. Наиболее крупными крестьянскими войнами в России были, связанные с подавлением восстаний (бунтов), которые возглавляли: И.Болотников – 1606-1607 гг., С.Разин – 1667-1671 гг., Е.Пугачев – 1773-1775 гг.

Кунсткамера – музей, созданный по инициативе Петра I. Был открыт для посетителей в 1719 г. в специально построенном для него здании в Петербурге. В основе были личные коллекции Петра I. На протяжении XVIII-XIX вв. коллекция музея постоянно увеличивалась за счет как зарубежных, так и отечественных материалов.

Мануфактура – крупное предприятие, использующее ручной труд и применяющее разделение труда.

Меркантилизм – экономическая политика, которое исходит из того, что благосостояние государства зависит от возможно большего скопления в стране денег (золота, серебра).

Мелкотоварное производство – ремесленное производство, ориентированное не на заказ, а на сбыт продукции на рынке.

Месячина – месячное довольствие, которое помещик выдавал крестьянину, лишенному надела и все шесть рабочих дней недели работающему на господском поле. Месячина распространилась в России в конце XVIII в. Нарышкинское барокко – нарышкинский стиль (нарышкинское барокко, московское барокко), условное (по фамилии Нарышкиных, в усадьбах которых появились постройки этого стиля) название стилевого направления в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII вв.: нарядные многоярусные церкви (в Филях и Троицком-Лыкове в Москве) и светские здания с резным белокаменным декором.

Новоторговый устав – свод правил торговли в России, принятый в 1667 г. по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина. С его принятием иноземные купцы должны были платить двойную пошлину за продажу товаров внутри России, могли вести только оптовую торговлю и продавать свои товары только русским. Торговля в России между иностранцами была запрещена.

Общероссийский рынок – единая экономическая система, которая характеризуется общими хозяйственными связями и обменом товарами между различными частями страны. Начинает складываться в XVII веке вследствие развития товарно-денежных отношений, специализации районов, появления мануфактур, возникновения общероссийских ярмарок. Острог – тип оборонительного укрепления русских в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XVI-XVIII вв.

Отходничество – уход крестьян с места их традиционного проживания на заработки на определенный срок. Было распространено в Центральном нечерноземном районе, Приуралье, северных губерниях России ввиду малого плодородия почв и низкой эффективности сельскохозяйственного труда. Большое распространение отходничество получает со второй половины XVIII в. в связи с увеличением размера оброка.

Парсуна – (искажённое лат. persona – личность, особа) – первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие “парсуна”, как произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи.

Посессионные крестьяне – категория крестьян, считавшихся собственностью не владельца, а завода, на котором они работали. Не могли быть проданы отдельно от завода. Труд посессионных крестьян особенно широко применялся в металлургии Урала. Получали денежное жалованье и обеспечивались небольшими участками под огороды. Освобождены по Крестьянской реформе 1861 г.

Приписные крестьяне – категория крестьянства в России в XVII – первой половине XIX в. Обязана была вместо уплаты оброка и подушной подати работать на заводах. Обычно такие крестьяне “приписывались” или прикреплялись к заводам навечно.

Просвещённый абсолютизм – политика, осуществляемая монархом, имеющим неограниченную власть, в соответствии с идеями эпохи Просвещения.

Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется путем ограничения импорта иностранных товаров, финансовой поддержки национального производства, стимулирования экспорта продукции, иногда путем ограничения экспорта сырья. Возник в эпоху первоначального накопления капитала.

Раскол – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653-1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в.

Рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности. В России в 1705-1874 гг. – лицо, зачисленное в армию по рекрутской повинности. В 1874 г. термин “рекрут” заменен термином “новобранец”.

Самодержавие – неограниченная монархическая форма правления. В России впервые употребляется после прекращения ордынского владычества (1480 г.) для подчёркивания внешнего суверенитета правления Ивана III. При Иване Грозном характеризует неограниченную внутреннюю власть. Со времён Петра I используется как аналог европейского абсолютизма. Существовало в России до марта 1917 г.

Секуляризация – обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Замыслы секуляризации вынашивали Иван III и Иван IV, но осуществить ее на практике удалось лишь Екатерине II в 1764 г.

Сенат – государственный орган управления. В России был учрежден в 1711 году. Он стал высшей исполнительной и судебной инстанцией, обладавшей и значительными законодательными полномочиями. В дальнейшем, в ХVIII – первой половине ХIХ века, неоднократно реформировался, утрачивая свои законотворческие функции. По судебной реформе 1864 года стал высшей судебной инстанцией. Просуществовал до 1917 года

Сентиментализм – стиль в литературе и искусстве второй половины XVIII – начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, природы. Характерно особое внимание к душевным переживаниям “маленького человека”. Основные жанры – чувствительная повесть и путешествие. Наиболее видный представитель в России – Н. М. Карамзин.

Синод – собрание духовных лиц, управляющих делами церкви. В России был учрежден в 1721 г. по указу Петра I в ходе церковной реформы в качестве высшего органа по делам русской православной церкви вместо патриаршества. В ноябре 1917 года в стране вновь была восстановлена патриархия. Синод стал совещательным органом при Патриархе Русской Православной Церкви

Старообрядцы (староверы) – противники церковной реформы, осуществленной патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. Старообрядцы утверждали, что Русская церковь издревле превосходит всех благочестием, а потому нельзя изменять ее обряды и книги по греческим образцам. Ссылались на решения Стоглавого собора 1551 г. Сторонников Никона считали изменниками православию, слугами Антихриста. В конце XVII в. старообрядчество разделилось на два основных направления – поповщину и беспоповщину. Представители первого признавали необходимость священников при богослужениях и совершении обрядов. Сторонники второго считали, что духовенство погибло. В дальнейшем и поповщина и беспоповщина разделились на многочисленные толки, а те – на согласия.

Уложенная комиссия – комиссия, созданная Екатериной II в 1767 г. для составления нового свода законов России взамен устаревшего Соборного Уложения 1649 г. Для участия в работе Комиссии были приглашены представители всех сословий русского общества (кроме крепостных крестьян), получившие наказы от своих избирателей. В качестве руководства для депутатов Екатерина II составила “Наказ”, вобравший в себя основные идеи Просвещения. По результатам своей работы Комиссии не удалось выработать ни одного законопроекта, и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией ее деятельность была прекращена.

Фаворитизм – явление придворной жизни эпохи абсолютизма, при котором лицо, пользующееся особой благосклонностью правителя, влиятельного лица, получает различные привилегии и, как правило, оказывает влияние на взгляды и поведение своего покровителя.

Хованщина – принятое в исторической литературе название выступления стрельцов и солдат в апреле – сентябре 1682. Вызвано ростом налогов, произволом администрации и стрелецких командиров. Связано с борьбой дворцовых партий после смерти царя Фёдора Алексеевича. Выступление было поддержано (до мая) московскими посадскими низами и холопами. Подавлено после казни выборных от стрельцов и руководителя восстания – князя И. А. Хованского.

Шатровый стиль – особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. Наиболее известные – церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на рву (Василия Блаженного).

Ярмарка – место регулярной, как правило, сезонной торговли. Обычно ярмарки возникали на пересечении торговых путей, в крупных речных портах и т. п. (например, крупнейшая ярмарка у стен Макарьева монастыря под Нижним Новгородом). Появление ярмарок свидетельствовало о начале перехода от натурального хозяйства к рыночному и складывания внутрироссийского рынка.

Ясак – в России XVI-XVII вв. натуральная подать, которой облагались народы Поволжья, Приуралья и Сибири. Взимался пушниной или скотом. Плательщики ясака именовались ясачными людьми. Позднее заменен денежными выплатами.

XIX в

Ампир – стиль в архитектуре и искусстве, в основном декоративном) трех первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Как и классицизм, ампир вобрал в себя наследие античного мира: архаической Греции и имперского Рима.

Анархисты – политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархизм – идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности, относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос). Видными представителями анархизма в России были П. Кропоткин и М. Бакунин.

Антинаполеоновские (антифранцузские оалиции – временные военно-политические союзы европейских государств, стремившихся к восстановлению во Франции монархической династии Бурбонов, павшей в период Французской революции 1789-1799 гг. Всего было создано 7 коалиций. В научной литературе первые две коалиции именуют “антиреволюционными”, начиная с третьей – “антинаполеоновскими”. В разное время в составе коалиций состояли Австрия, Пруссия, Англия, Россия, Османская империя и другие страны.

Великие реформы 1860-1870-х гг. – буржуазные реформы, проведённые Александром II после поражения России в Крымской войне (1853-1856 гг.) начавшиеся с отмены крепостного права (1961 г.). К великим реформам относят также земскую реформу (1864 г.), городскую (1870 г.), судебную (1864 г.), военную (1874 г.). Реформы проводились также в области финансов, образования, печати и затронули все сферы жизни российского общества.

Военные поселения – особая организация вооруженных сил в 1810-1857 гг., совмещавшая строевую службу с ведением хозяйства. Часть государственных крестьян переводилась на положение военных поселян. Поселяне сочетали сельскохозяйственный труд с военной службой. Предполагалось со временем перевести всю армию на поселенное положение. Создание поселений должно было сократить расходы на содержание армии, уничтожить рекрутские наборы, избавить массу государственных крестьян от рекрутчины, превратив их по существу в свободных людей. Александр I рассчитывал таким образом сделать еще один шаг к ликвидации крепостного права. Жизнь в военных поселениях, подчиненная детальной регламентации, превратилась в каторгу. Поселения и ведавший их устройством А.А. Аракчеев вызывали всеобщую ненависть. Поселяне неоднократно бунтовали. Самое крупное выступление – восстание Чугуевского и Таганрогского поселенных полков в 1819 г.

Восточный вопрос – принятое в дипломатии и исторической литературе обозначение международных противоречий в XVIII – начале XX в., связанных с наметившимся распадом Османской империи и борьбой великих держав за ее раздел.

Временнообязанные крестьяне – крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и обязанные до перехода на выкуп выполнять прежние повинности в пользу помещика.

Выкупные платежи – в России 1861-1906 гг. выкуп крестьянами у помещиков земельных наделов, предоставленных крестьянской реформой 1861 г. Правительство выплатило помещикам сумму выкупа за землю, и крестьяне, оказавшиеся в долгу у государства, должны были погасить этот долг за 49 лет по 6% ежегодно (выкупные платежи). Сумма исчислялась из величины оброка, который крестьяне платили помещикам до реформы. Взимание платежей прекратилось в ходе революции 1905-1907 гг. К этому времени правительство успело взыскать с крестьян более 1,6 млрд руб., получив около 700 млн руб. дохода.

Газават – то же, что и джихад. В исламе священная война за веру, против неверных (неверующих в Единого Бога и посланническую миссию хотя бы одного из пророков ислама).

Государственный совет – высшее законосовещательное учреждение. Преобразован в январе 1810 г. из Непременного совета в соответствии с “Планом государственных преобразований” М. М. Сперанского. Законодательной инициативой не обладал, а рассматривал те дела, которые вносились на его рассмотрение императором (предварительное обсуждение законов, бюджета, отчеты министерств, некоторые высшие административные вопросы и особые судебные дела).

Декабристы – участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х – первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.

Духовенство – служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы). В XIX веке – привилегированное сословие российского общества, освобождённое от телесных наказаний, обязательной службы и подушной подати.

Западники – направление русской общественной мысли середины XIX в. Выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам. Западники боролись с “теорией официальной народности”, критиковали крепостничество и самодержавие, выдвигали проект освобождения крестьян с землей. Главные представители – В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.

Земское движение – либерально-оппозиционная общественная и политическая деятельность земских гласных и земской интеллигенции в России 2-й половины XIX – начала XX вв., направленная на расширение прав земств и привлечение их к управлению государством. Проявлялось в подаче адресов на имя императора и ходатайств перед правительством, проведении нелегальных собраний и съездов, издании за границей брошюр и статей. В начале 20 века возникли нелегальные политические организации: “Беседа”, “Союз земцев-конституционалистов”, “Союз освобождения”. Виднейшие деятели: И.И. Петрункевич, В.А. Бобринский, Павел Д. и Петр Д. Долгоруковы, П.А. Гейден, В.И. Вернадский, Ю.А. Новосильцев и другие. В ходе Революции 1905-1907 с образованием политических партий кадетов и октябристов земское движение прекратилось.

Земства – выборные органы местного самоуправления (земские собрания и земские управы). Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т.д. Контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право отмены постановлений земства.

Издольщина – вид аренды земли, при которой арендная плата передается собственнику долей урожая. Являлась формой, переходной от феодальной аренды земли к капиталистической.

Имамат – общее название мусульманского теократического государства. Также государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. XIX в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма.

Ислам – монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи – мусульмане.

Контрреформы 1880-х гг. – название мероприятий правительства Александра III в 1880-х гг., пересмотр реформ 1860-х гг.: восстановление предварительной цензуры (1882 г.), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов (1884 г.), введение института земских начальников (1889 г.), установление бюрократической опеки над земским (1890 г.) и городским (1892 г.) самоуправлением.

Корпус жандармов – полиция, имеющая военную организацию и выполняющие функции внутри страны и в армии. В России в 1827-1917 гг. корпус жандармов выполнял роль политической полиции.

Мещане – в Российской империи в 1775-1917 податное сословие из бывших посадских людей – ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. До 1863 по закону могли подвергаться телесным наказаниям.

Министерства – созданы 8 сентября 1802 г., заменив собой коллегии. Целью реформы было переустройство центральных органов власти на основе принципа единоначалия. Первоначально было создано восемь министерств: Военно-сухопутных сил (с 1815 – Военное), Морских сил (с 1815 – Морское), Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции). Также при Александре I существовали Министерство духовных дел и народного образования (1817-1824) и Министерство полиции (1810-1819). Каждое министерство возглавлял назначаемый императором министр, имевший одного или нескольких товарищей (заместителей).

Мюридизм – название идеологии национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа во время Кавказской войны 1817-1864 гг. Главной чертой мюридизма было сочетание в нем религиозного учения и политических действий, выражавшихся в активном участии в “священной войне” – газавате или джихаде против “неверных” (т. е. немусульман) за торжество исламской веры. Мюридизм предполагал полное и беспрекословное подчинение его последователей их наставникам – мюршидам. Мюридизм возглавили имамы Чечни и Дагестана Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль, при котором он получил наиболее широкое распространение. Идеология мюридизма придавала большую организованность борьбе горцев Кавказа.

Народники – представители идейного течение в среде радикальной интеллигенции во второй половине XIX в., выступавшие с позиций “крестьянского социализма” против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путём крестьянской революции (революционные народники) или за осуществление социальных преобразований посредством реформ (либеральные народники). Родоначальники: А. И. Герцен (создатель теории “крестьянского социализма”), Н. Г. Чернышевский; идеологи: М. А. Бакунин (бунтарское течение), П. Л. Лавров (пропагандистское течение), П. Н. Ткачёв (заговорщическое течение). Возрождение революционного народничества на рубеже XIX-XX вв. (т.н. неонародничество) привело к созданию партии социалистов-революционеров (эсеров).

Неорусский стиль – направление в русской архитектуре конца XIX в. – 1910-х гг., использовавшее мотивы древнерусского зодчества с целью возрождения национального своеобразия русской культуры. Характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм и т.п., а обобщенностью мотивов, творческой стилизацией стиля-прототипа. Пластичность и яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн. В этом стиле работали В. М. Васнецов (фасад Третьяковской галереи, 1900-1905), Ф. О. Шехтель (Ярославский вокзал, 1902-1904), А. В. Щусев (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-1912).

Нигилизм – в 1860-х гг. течение в русской общественной мысли, отрицавшее традиции и устои дворянского общества и призывавшее к их разрушению во имя радикального переустройства общества. Отечественная война 1812 г. – освободительная война России против армии Наполеона I. Вызвана обострением русско-французских экономических и политических противоречий, отказом России от участия в Континентальной блокаде Великобритании. Отработки – в пореформенной России система обработки крестьянами помещичьей земли собственным инвентарем за арендованную землю (в основном за отрезки), ссуды хлебом, деньгами и т.д. Пережиток барщинного хозяйства. Отрезки – часть крестьянских наделов, отошедшая к помещикам в результате реформы 1861 г. (сокращение наделов производилось, если их размер превышал установленную для данной местности норму).

Передвижники – художники, входившие в российское художественное объединение-Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-1924 часть передвижников вошла в АХРР.

Петрашевцы – участники вечеров, проходивших по пятницам в доме литератора М.В.Петрашевского. На встречах обсуждались проблемы переустройства самодержавной политики, крепостного права. Петрашевцы разделяли идеи французских социалистов-утопистов. Среди участников кружка были литераторы Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Я. Данилевский, В.Н. Майков, композиторы М.И. Глинка, А.Г. Рубинштейн, географ П.И. Семенов–Тян-Шанский и др. В конце 1848 г. революционно настроенная часть петрашевцев решила добиваться реализации задуманного насильственным путем, для чего создать тайное общество и наладить выпуск прокламаций. Однако выполнить намеченное не удалось. Члены общества были арестованы, 21 из них приговорены к смертной казни. В день исполнения казни она была заменена каторгой. Осужденные петрашевцы были отправлены в Сибирь.

Подушная подать – в России XVIII-XIX вв. основной прямой налог, который был введен в 1724 г. и заменил подворное обложение. Подушной податью облагались все мужчины податных сословий, независимо от возраста.

Промышленная революция (промышленный переворот) – переход от ручного труда к машинному и соответственно от мануфактуры к фабрике. Требует развитого рынка свободной рабочей силы, поэтому в крепостнической стране не может совершиться полностью.

Разночинцы – выходцы из разных сословий: духовенства, крестьянства, купечества, мещанства – занимавшиеся умственной деятельностью. Как правило, носители революционно-демократических взглядов.

Реализм – стилистическое направление в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (просветительский реализм, критический, социалистический).

Романтизм – идейное и художественное направление в культуре конца XVIII – 1-й пол. XIX в. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил чрезмерному практицизму нового буржуазного общества устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, идею личной и гражданской независимости. Мучительный разлад между вымышленным идеалом и жестокой реальностью является основой романтизма. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Влияние романтизма проявилось практически во всех сферах культуры (музыка, литература, изобразительное искусство).

Российская империя – название российского государства с 1721 по 1.09.1917 г.

Русско-византийский стиль – псевдорусский (иначе – неорусский, ложнорусский) стиль, возникший во второй четверти XIX в. и представляющий собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества и элементов византийской культуры. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в “образцовых проектах” церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце(Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.

Священный союз – договор, заключенный в 1815 г. в Париже императорами России, Австрии и королем Пруссии. Инициатива создания Священного союза принадлежала российскому императору Александру I. Впоследствии к этому договору присоединились и все остальные европейские государства, за исключением Ватикана и Великобритании. Главными своими задачами Священный союз полагал недопущение новых войн и революций в Европе. Ахенский, Троппауский, Лайбахский и Веронский конгрессы Священного союза разработали принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления любых национальных и революционных движений.

Славянофилы – представители направления русской общественной мысли в середине XIX в., исходившие из положения о принципиальном различии русской и европейской цивилизаций, недопустимости механического копирования Россией европейских порядков и т.п. Полемизировали как с западниками, так и “теорией официальной народности”. В отличие от последней, считали необходимым отмену крепостного права, критиковали николаевское самодержавие и др. Основные представители: братья Аксаковы, братья Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков.

Сословия – социальные группы, обладающие закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, включающей обычно несколько сословий, характерна иерархия, которая выражается в неравенстве их положения и привилегий. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещан. Официально сословия в России были упразднены в 1917 г.

Социал-демократы – направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования буржуазного. В российской социал-демократии 1880-1890-х гг. получил наибольшее распространение марксизм. В 1883 г. в Женеве была создана группа “Освобождение труда” (В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В. Н. Игнатов, Г. В. Плеханов), главной задачей которой её участники считали распространение марксизма в России. В 1895 г. в Петербурге был создан “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” (В.И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н.К. Крупская, Ю.О. Мартов), занимавшийся нелегальной пропагандистской деятельностью в рабочей среде, организацией стачечного движения. В 1898 г. в Минске прошёл первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). После Октябрьской революции в 1917 году РСДРП (большевиков) была переименована в Российскую коммунистическую партию (большевиков) (РКП(б)), которая впоследствии стала Всесоюзной коммунистической партией (большевиков) (ВКП(б)) и, наконец, КПСС – Коммунистической партией Советского Союза.

Теория официальной народности – государственная идеология, возникшая в период царствования Николая I. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу, высказанные министром народного просвещения С. С. Уваровым. Главная формула этой идеологии – “православие, самодержавие, народность”.

Удельные крестьяне – категория феодально-зависимого сельского населения России конца XVIII – середины XIX вв., к которой относились крестьяне, проживавшие на удельных землях и принадлежавшие императорской семье. Несли повинности в основном в форме оброка. В 1863 г. на удельных крестьян были распространены основные положения крестьянской реформы 1861 г., и они получили в собственность за обязательный выкуп часть удельных земель.

Фабрика – крупное предприятие, основанное на применении машин и разделения труда. “Хождение в народ” – массовое движение радикальной молодежи народнического толка в деревню, направленное на пропаганду среди крестьян социалистических идей. Идея “хождения в народ” принадлежит А. И. Герцену, который в 1861 г. через “Колокол” обратился с этим призывом к учащейся молодежи. Началось весной 1873 г., наибольшего размаха достигло весной – летом 1874 г. (охватило 37 губерний России). “Лавристы” ставили целью пропаганду идей социализма, “бакунисты” пытались организовать массовые антиправительственные выступления. К ноябрю 1874 г. арестовано свыше 4 тысяч человек, наиболее активные участники были осуждены.

Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации с целью пресечения нежелательных, с точки зрения власти, влияний на общество. В России введена в начале XVIII в., с 1804 г. – регулировалась цензурными уставами и временными правилами.

Предыдущий:

Следующий: