сказки-малютки

Сказки-малютки, игры-минутки для детей 2—3 лет

Эти игры и сказки знакомят малышей с изобразительными материалами: карандашами, фломастерами, кисточками, красками, косметическими палочками. Дети упражняются в технике рисования этими материалами. Создание игровой ситуации способствует эмоционально-положительному настроению и у малышей, и у взрослых, появлению интереса к рисованию.

Сказка о кисточках и красках

—Тук-тук!

—Кто там?

—Я — кисточка-толстушка!

—Я — кисточка-балеринка!

—Мы краски — веселые глазки!

—А я водичка — краскам, кисточкам сестричка.

—А что вы умеете делать?

—Мы умеем рисовать, всех ребяток удивлять!

Я рисую, как медведь ходит: топ-топ-топ! А я, как зайчик прыгает: скок-скок-скок! Я нарисую большой-пребольшой воздушный шарик, а я к шарику длинную ниточку!

Посмотрите, какое веселое желтое солнышко у меня получилось. А у меня теплые ласковые лучики. Молодцы, кисточки, молодцы, краски! Мы с ребятками будем вами восхищаться: «Ах, ах, ах, как красиво рисуют наши кисточки!» А теперь покажите, толстушка и балеринка, как вы умеете купаться в водичке и высушивать свои волосики полотенцем или тряпочкой!

В течение 5—10 минут ребята упражняются в рисовании — сами: наносят на лист множество линий, пятен, зигзагов. Задача воспитателя при этом — стимулировать детей к рисованию. Заметив, что малыши устали, потеряли интерес к занятию, переключите их внимание на игры типа: «Найдем домик для кисточек, для баночек с красками», вымоем руки:

«Да-да- да-да-да,

знаем, знаем, где вода!

Чтоб чистюлей называться,

водичкой нужно умываться».

Маленькие советы

• Из красок детям до трех лет лучше подойдет гуашь.

Малыши очень любят эти краски за яркость.

• Кисточка колонковая № 12—14 с тонким острым кончиком.

• Поплотнее закрывайте гуашь после работы: высохшая

гуашь теряет свои свойства. Для работы гуашью годится любая бумага, кроме слишком тонкой бумаги.

• Хорошо мойте кисти после рисования.

Игра-занятие с цветными карандашами

Сидя перед мольбертом, дети слушают сказку.

Жили-были в одной коробочке шесть цветных братцев-карандашей. Они очень скучали в своем домике, но никогда не жаловались. Каждое утро карандаши вставали и принимались за работу. Желтый карандаш рисовал солнышко, зеленый — травку, синий — речку, красный — ягоды и цветочки, а остальные карандаши рисовали птичек, жучков, грибочки. Каждому находилось дело! (Воспитатель рисует по ходу рассказа.) И вот однажды домики с карандашами принесли малышам в детский сад. «Ура, ура, мы научим всех ребяток рисовать красивые картинки», — радовались братцы. «Скорей, скорей достаньте нас, мы будем очень стараться»».

Дети достают из коробочек карандаши, любуются их цветными рубашечками, острым носиком, пробуют оставлять ими след на бумаге, рисуя цветные ниточки, дорожку, травку. Воспитатель помогает малышам взять карандаш правильно, при необходимости своей рукой помогает движению руки ребенка, активизирует речь детей, спрашивает у каждого, что он нарисовал.

В старшей подгруппе дети узнают, что карандаши очень не любят, когда их бросают на пол, стучат ими или берут в рот.

По заданию воспитателя каждый ребенок водит цветным карандашом в одной точке — таким образом получается пятно. В конце упражнений дети дарят братцам-карандашам новые домики, где у каждого будет своя комната.

Дети расставляют карандаши в подставки. У самых маленьких составляются наборы из шести цветов, у детей постарше количество цветов увеличивается до 8—10.

Маленькие советы

Не забудьте следить за состоянием карандашей: они должны быть всегда хорошо заточены. В этом вам помогут родители, особенно папы, которые умеют делать это отлично. Один-два раза в месяц наборы карандашей, стянутые резинкой, поедут в гости к Саше, Машеньке, Андрейке. Помните: родители тоже любят игровые приемы!

Сказка про фломастеры и восковые мелки

В небольшом картонном домике жили маленькие «пузатые» карандашики — восковые мелки.

А рядом с ними в нарядном домике с большими окошками жили их друзья фломастеры. Восковые мелки были добрыми и тихими, а фломастеры — забияки и крикуны. Но все они очень любили рисовать.

Картинки у фломастеров были всегда яркими: солнышко — желтое-желтое, цветочки — красные-красные, травка — зеленая-зеленая. Зато восковые мелки могли нарисовать пушистых цыплят и котят, много-много водички и снега.

Фломастеры очень берегли свои нарядные рубашечки и очень боялись, что не смогут всегда рисовать яркие картинки. Поэтому после работы они надевали свои колпачки, чтобы не засохнуть, и прятались в свой домик.

А восковые мелки любили ложиться на спинку и кататься по белому листочку бумаги, но делали это осторожно, чтоб не сломаться и стать еще меньше.

Посмотрите на фломастеры и восковые мелки, как уютно они разместились в своих домиках. Им очень хочется, ребята, научить вас рисовать. Возьмите восковые мелки, выберете, какой вам нравится больше, и нарисуйте много разноцветных ниточек или дорожек.

Маленькие советы

• Рассказывая сказку, рисуйте солнышко, цветочки, водичку, утят и т. д. Затем предложите детям подержать восковые мелки или фломастеры, попробовать получить линии, пятна. Дети учатся закрывать колпачки фломастеров, складывать их в домики-коробочки, знакомятся с местом, где будут лежать эти коробочки.

• Не выбрасывайте фломастеры, когда они высохнут. Ведь фломастеры могут стать пособием по ознакомлению малышей с цветами, выкладыванию из них заборчика, домика и других фигур.

• Приучайте малышей все художественные материалы (карандаши, кисти, краски, мелки, фломастеры) аккуратно убирать в отведенное для них место.

Игра-упражнение «Злой дождик»

Материал: простые карандаши, белая бумага в виде дорожек.

Ход игры.

Часть 1

На машинах, построенных из стульчиков, дети отправляются на прогулку в осенний лес. В лесу они ходят по ковру из листьев, ищут грибы, перепрыгивают через пеньки (воспитатель придумывает разные задания). Появляется злая туча-дождик (эту роль выполняет помощник воспитателя).

Туча. Лохматая туча нас догоняет,

Черная туча дождем поливает.

Туча размахивает ленточками-дождиком, догоняет детей.

Мы на машине мчимся вперед,

Туча сердитая не отстает.

Дети имитируют поездку на машине, у каждого в руках руль — маленький обруч.

Воспитатель. Дождик осенний, холодный и злой,

Нас отпусти поскорее домой.

Эти слова произносит воспитатель, дети повторяют их. Все возвращаются в любимую группу, где их ждут друзья-карандаши.

Часть 2

Дети усаживаются за столы, воспитатель напоминает им о дождике: осенний, холодный и злой. Предлагает пальчиками изобразить такой дождь: постучать громко-громко, быстро, медленно, или тихо-тихо, как летний ласковый дождик. Эти упражнения повторить 2-3 раза.

Воспитатель. Во время дождя хорошо послушать сказку.

Жил-был один Простой Карандаш. Рубашечки у него были разные: красные, синие, зеленые, — а вот след, который оставляет носик Простого Карандаша, всегда серый. (Воспитатель показывает детям простые карандаши, рисует у каждого на листочке следы, которые они оставляют.) Больше всего на свете карандаш любил рисовать. Он рисовал дома, деревья, дождик — все, что попадалось ему на глаза. Когда получалось хорошо, он очень радовался, а когда что-то не получалось, он расстраивался и опять рисовал. Попробуйте нарисовать дождик, который помешал нам погулять. Возьмите из стаканчика простой карандаш и рисуйте им дождик.

Воспитатель вкладывает правильно в руку каждого ребенка карандаш, шепчет каждому какой он молодец, нарисовал много дождика, предлагает желающим еще одну полоску бумаги. Малыши упражняются в рисовании разных линий.

Маленькие советы

Выделите в группе уголок, где дети при желании могут взять бумагу, карандаши и самостоятельно рисовать. Понаблюдайте, кто из малышей чаще проявляет интерес к этому. Возможно, у вас в группе появится будущий знаменитый художник.

Занятия для детей 2-3 лет

Замечательные стихи А. Барто «Игрушки» знакомы всем детям, родителям малышей, их бабушкам и дедушкам. Главные герои: зайка, мишка, бычок, мячик — это любимые игрушки не только самых маленьких. И стихи А. Барто о них дети с удовольствием слушают, запоминают, рассказывают в гостях, на семейных праздниках, утренниках.

Представленные игры-занятия вводят малышей не только в мир художественного слова, но и в мир игры и изобразительной деятельности.

Игра-занятие «Мишка»

Цель:

1) учить слушать стихотворение, запоминать текст;

2) рисовать округлые формы тычками;

3) закреплять цвета: красный, зеленый, синий;

4) упражнять в ходьбе, перешагивании, перепрыгивании, подскакивании;

5) воспитывать бережное отношение к игрушкам, расширять игровые действия.

Материал: краска гуашь трех цветов по одной на каждого ребенка, палочки косметические или палочка-тычок.

Игрушки: мишка, набор «Доктор Айболит», пеньки высотой 5 см, бревно набивное, веревка с колокольчиками.

Ход занятия

Часть 1

Дети сидят на бревнышках. Воспитатель рассказывает им о том, что случилось однажды в детском саду.

Воспитатель.

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

— Девочка Танечка очень любила Мишку, ей стало жалко его. Добрая девочка принесла Мишку к нам. (Воспитатель показывает игрушку.)

Мишка (жалуется детям). Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу.

Дети (повторяют слова). Все равно его не брошу, потому что он хороший.

Воспитатель. Давайте поможем Мишке, вылечим его лапку.

Игра «Лечим Мишку»

Дети смазывают лапку, забинтовывают ее, дают Мишке лекарство. Мишку наряжают в красивую кофточку, штанишки. Он благодарит всех за доброту, любовь к нему, предлагает нарисовать много красивых кофточек для его друзей.

Часть 2

На столах у детей вырезанные из цветной бумаги: голубой, желтой, коричневой — силуэты кофточек.

Задание: украсить кружочками кофточку для Мишки и его друзей.

Воспитатель. Наберите яркую краску на палочку, поставьте ее, и зашагает она, как Мишка, «топ-топ». (Дети рисуют, приговаривают слова «топ-топ». Мишка любуется нарядными кофточками, радуется, что лапка уже не болит и предлагает всем вместе поиграть.)

Часть 3

Дети выполняют комплекс упражнений «Веселые медвежата».

1. Ходьба по группе, как мишки.

2. Перешагивание пеньков.

3. Перепрыгивание пеньков.

Предыдущий:

Следующий: