русский язык на лето

Задания на лето. Русский язык. Задания выполняются в тетрадях. Срок выполнения – до 1 сентября 2013г.

Объед...нение, воплщение, обогщение, продлжение, уд…вление; рскошный, разъренный, пренебржительный, уж…сающий, стснительный; разочровать, исскать, распор…диться, возрдить, изм…нить; скр…пить листы — скр…петь перьями; раск…лить железо — расклоть полено; не об…жать слабых — об…жать всю территорию; овл..еть знаниями, любимый преподватель, пол…тический компромисс, всеобщее покяние, ч…столюбивый человек, за…вление правительства, ознменовать событие, российское гржданство.

 

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол..ом и не давало солнцу нак…лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в…терок усиливался. Тр...пинка сначала птляла среди невысоких хлмов, затем прямо и сильно т…нула вверх, сквозь густой, пхучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и нчных. Неужели же люди, в которых собр..а вся природа, за сравнительно к…роткое время своего существования на змле сгладили в себе это к…ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр…жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закамнела, а те ее взлеты к небу, к звзде, от которых я плакал когда-то, растврились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор..ом прок…тился т…желый гул. Ветер вл..ел в окно, вздул зан…вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св…лился в л…дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в…дой, вынырнул возле льда, выл…з и вытянул усмренную щуку (Пришв.).

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение. Рассмотрите пары предложений. Докажите, что в одних случаях выделенные слова и конструкции являются вводными, а в других – нет. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Понимая огромность своего дарования, Маяковский однако стремился всегда находиться в «буче жизни». Некоторые прогнозы поэта кажутся сейчас наивными однако они не теряют своего обаяния (Долматовский). 2. Никогда Цветаева не пыталась укрыться от жизни напротив она хотела жить с людьми. Гимназия, где я учился, помещалась напротив Храма Христа Спасителя (Эренбург). 3. Да вот кстати он, лёгок на помине. Не умел он поклониться кстати, похлопотать вовремя (Тургенев). 4. В тонком сумерке летней ночи лицо её казалось бледнее и моложе. Небольшие розовые тучки казалось не плыли мимо, а уходили в самую глубь неба (Тургенев). 5. Тут говорят дают балы. За соседним столиком говорят о золоте (Чехов). 6. А коли этого нет, то значит нет и ничего. Помня, что это значит, Каштанка вскочила на стул (Чехов). 7. Ему теперь не с кем перемолвиться словом (Чехов). Дядя заменил мне собою отца, воспитывал меня на свой счёт и словом сделал для меня то, что не всегда сделает и родной отец (Достоевский). 8. Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я (Твардовский). Потугин точно и любил и умел говорить (Тургенев). 9. Бывает так, а бывает и наоборот. Вместо того, чтобы затормозить, он наоборот встал на козлах и отчаянно закрутил кнутом (Катаев). 10. Придёт время, когда всё изменится по-вашему, жить будут по-вашему, а потом и вы устареете, народятся люди, которые будут лучше вас. [Тузенбах:] По-вашему даже не мечтать о счастье! Но если я счастлив! (Чехов). 11. С первого же взгляда на его лицо было очевидно, что у него постоянного занятия нет (Салтыков-Щедрин). Тропа, по которой мы ехали, была каменистая, влажная и очевидно представляла собой русло высохшей речушки (Закруткин).

Упражнение. Расставьте знаки препинания при обособлении определений.

 Они пили кофей в беседке на  берегу широкого озера_ усеянного островами (Пушкин).

 Глубоко оскорбленная_ она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь (Пушкин).

 Старушка_ поглядывающая на него из-за перегородки_ не могла знать, заснул он или только задумался (Пушкин).

 Неокрепшие в самоуправлении_ глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы (Щедрин).

 Закованные в гранит_ волны моря подавлены громадными тяжестями_ скользящими по их хребтам_ бьются о борта судов,  о берега, бьются и ропщут_ вспенённые_ загрязнённые разным хламом (Горький).

 В длинном клюве_ изогнутом на конце_ чайка держала маленькую рыбку.

 И то ли он состроил гримасу_ ослепленный заходящим солнцем_ то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…(Манн).

 Дети_ любопытные и любознательные_ сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.

Упражнение. Расставьте знаки препинания в приложениях.

 Только она_ эта богатырева рукавица_ людям невподъем. (П. Бажов).

 Катя_ Данилова-то невеста_ незамужницей осталась (П. Бажов).

 Поплакала, глядит — у самой ноги малахит_камень обозначился, только весь в земле сидит (П. Бажов).

 Гатчина и Павловск _ резиденции великокняжеской четы _ остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла (Г. Чулков).

 Я подозреваю, что мужу ее_ мирному абхазскому князю_ приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента (Ф. Искандер).

 Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого _ помещика_охотника_, вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча (И. Бунин).

 – Князь_ Лев Николаевич Мышкин, – отвечал тот с полною и немедленною готовностью (Ф. Достоевский).

 Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать_ родом какая-то княжна с восточной кровью_ страдала чем-то вроде черной меланхолии (И. Бунин).

 Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец_профессор_, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем (М. Булгаков).

Упражнениепишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн… посвятим души пр…красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони…ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи…я туча рассе…нной бури одна ты несё…ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн…я звезда твой луч осеребрил увядшие р…внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд… товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4) Слав…те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк… . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

 

Упражнение. Выделите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте ответ.

1. Вечером пристроившись на попутную машину я выехал в Тельму (Песков). 2. Какой-то работяга дремал в тенёчке у стены сидя на корточках (Трифонов). 3. Приходилось сидеть сложа руки и думать (Салтыков-Щедрин). 4. Глебов волнуясь отошёл в сторону потыкался туда-сюда ища Ефима потом вошёл в магазин поспрошал там и ругаясь мысленно проклиная необязательных людей вновь вышел во двор (Трифонов). 5. Иногда Половцев оставив карты садился прямо на полу по-калмыцки сложив ноги и расстелив кусок брезента разбирал, чистил и без того идеально чистый ручной пулемёт (Шолохов). 6. Глебов стоял молча покачиваясь на своих скрипучих сандалетах и смотрел на работягу вспоминая его имя (Трифонов). 7. Шулепников выплюнул окурок и не посмотрев на Глебова пошёл вразвалочку в глубь двора (Трифонов). 8. Пашка Матвеев спал почти круглые сутки а просыпаясь приговаривал: «Знатно!» (Кетлинская). 9. Он опять достал из кармана фотографию, положил её на колени и смотря на неё освещаемую луной задумался (Полевой). 10. Левашов мельком взглянул на него но ничего не сказал а придвинув телефон стал крутить ручку (Симонов). 11. Элдар сел скрестив ноги и молча уставился своими красивыми бараньими глазами на лицо разговорившегося старика (Л. Толстой). 12. Солдаты с ружьями на плечах шли сначала по дороге, потом свернули с неё и шурша сапогами по сухим листьям прошли шагов двадцать вправо (Л. Толстой).

Найдите в тексте однородные члены. Разберите их по плану. Расставьте недостающие знаки препинания.

Наверху под потолком кто-то не то стонет не то смеётся (Чехов). 2. Лукерья говорила тихо и слабо но без остановки (Тургенев). 3. Пустой без команды со спущенным флагом восстания «Потёмкин» медленно двигался окружённый тесным конвоем дыма (Катаев). 4. Он был мыслителем и не скрывал этого (А.Н. Толстой). 5. Обычно согласие или отказ Тренер узнавал по взгляду (Паустовский). 6. Мысли застигали художника то среди улицы то на извозчике то в разгаре беседы с друзьями (Паустовский). 7. Всем просящим он давал деньги не столько из доброты сколько из напускного джентльменства (Чехов). 8. Наконец я слышу речь не мальчика но мужа (Пушкин). 9. Он был хотя и близким но не лучшим другом (Гончаров). 10. Брови Лизы не то чтобы нахмурились а дрогнули (Тургенев). 11. Он может говорить когда угодно спросонок натощак в мертвецки пьяном виде в горячке (Чехов). 12. Впрочем, местечко всегда находится и для собаки и для ружья и для удочек (Песков). 13. В этом лесу есть осина и берёза и калина много черёмухи (А. Иванов). 14. Небо то заволакивалось белыми облаками то вдруг местами расчищалось на мгновение (Тургенев). 15. Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперёд по комнате (Лермонтов).

Выполнить Задания ГИА.

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9;

(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка – так же молча, злобно и неумело.

(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.

(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:

– (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!

(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.

(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)Завыла в полный голос.

(11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это – страшней всего – недетская детская брань.

(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда – далеко не всегда! – там, в глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!

(17)Нет стыдных положений, есть стыдное – или стыдливое – отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.

Испуг и паника не самый лучший выход из положения для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!

(20)Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое – коли он трясётся за свой престиж, боится признать ошибку да ещё в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая…

(22)Повторю снова, что это – моё нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.

(23)Тогда же Севина брань – точно залпы расстрела.

(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла – за пожар, я – за судьбу первого «Б».

(По А. Лиханову)

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

A1.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему учительница, повзрослев и набравшись опыта, перестала плакать, сталкиваясь с проблемными ситуациями?»

1) Учительница привыкла к «жестокости подлинной правды».

2) Учительница поняла, что в детях очень много дрянного, подлого, низменного и исправить всех невозможно.

3) Детская ругань или дурной поступок не повод, чтобы расстраиваться.

4) Учительница поняла, что «слезами горю не поможешь» и только упорной работой можно искоренить детские недостатки.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дикое» (предложение 1).

1) обыкновенное 2) противоестественное 3) редкое 4) удивительное

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!

2) Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала.

3) Тогда же Севина брань – точно залпы расстрела.

4) Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом.

А4. Укажите ошибочное суждение.

В слове УЧИТЕЛЬ все согласные звуки имеют пару по твёрдости-мягкости.

В слове НАОБОРОТ 4 слога.

В слове РЕЗКО происходит оглушение согласного перед [к].

В слове ЯРОСТЬЮ звуков больше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) чистоты 2) встряхнула 3) подскочила 4) валить

А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) пересохли 2) приговаривала 3) прилив 4) признать

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН»?

1) ошеломлённый 2) дрянной 3) неожиданность 4) подлинный

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «вышвыривая» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:____________________________________

В2. Замените словосочетание «детская брань» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 14.

Ответ:_________________________________

В4. Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________________________

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Нет стыдных положений,1 есть стыдное – или стыдливое – отношение к делу,2 и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности,3 с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное,4 подлое,5 низменное,6 которого,7 кстати сказать,8 не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.

Ответ:______________________________________

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________________

В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я подскочила к Севе,1 встряхнула его,2 чтобы он опомнился,3 пришёл в себя,4 дёрнула за руку,5 и без всякого перехода,6 с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком,7 грязно ругаясь.

Ответ:_____________________________________

В8. Среди предложений 22 – 25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Лингвистический анализ текста.

Полуде…ый воздух накале…ый знойными лучами становился душен и тяж…л. Вот и солнце спряталось.

И лес и дальние деревни и трава все облеклось в какой (то) зловещий цвет. С запада т…нулись точно живое чудовище черное безобразное пятно с медным отливом по краям и быстро надвигалось на село и на рощу простирая будто огромные крылья по сторонам. Туча надвигалась грозно. Вскоре медле…о прокатился отдале…ый гул.

Все пр…тихло как будто ожидало чего(то) (не)бывалого. Куда девались эти птицы, которые так резво порхали и пели при солнышк…? Где насекомые, что так разнообразно жу…жали в траве? Все спряталось и безмол…ствовало и бездушные предметы казалось разделяли зловещее предчу…ствие. Деревья перестали покачиват…ся и задевать друг друга сучьями — они выпр…мились и только изредк… наклонялись верхушками как будто пр…дупреждая ш…потом о близкой опас…ности. Вдруг со стороны леса пронес…я свежий ветерок пове…л прохладой в лицо путнику прошумел по листьям захлопнул мимоходом ворота в избе и вскрутя пыль на улице затих в кустах.

Упали две(три ) капли дождя, и вдруг сверкнула молния. Грянул гром, и заглушая людской шум торжестве…о прокатился в воздухе.

Озаглавьте текст.

Докажите, что это текст.

3.Тема текста.

4.. Основная мысль.

5.Стиль текста. Докажите.

6.Тип текста ( докажите)

7.Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

8. Произведите фонетический разбор слова повеял

9. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

10.Графически обозначьте в тексте причастные и деепричастные предложения.

11.Произведите морфологический разбор слова простирая

12. Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты.

14. Выпишите из текста слова, образованные

1.суффиксальным способом.

2.приставочно- суффиксальным способом.

15. Подчеркните однородные члены предложения.

Лингвистический анализ текста.

——————————————————————————————————————

Каждое утро, когда туман еще зыбко стлался над Ангарой, мы уходили в лес. Как всегда в эти ран…ие часы он был подернут сверкающ…м инее..м. ( По) мере того как в…ходило солнце, иней таял, тяжелые сер…бристые капли словно сере…ки подве…нные к сосновым иглам обрывались (в) низ и били по листьям кустарников срывая в них то(же) капли р..сы. И тогда в кустарник… словно бы ш…лестел маленький дожд…к.

Тайга (по) моему красива и в…личестве…а во все времена года. Но в такую вот ясную осен…юю пору наверное особен…о. Могучие деревья обступающие вас со всех сторон стоят звадумч…во и молчаливо.

Высоко в кронах тихо пописквает (не) видимые птахи. Вдруг раздется дробный постук. Дятел буд (то) кому(то) телеграмм…у отбивает морзянкой, о том видимо чтог скоро наступят холода пронесут..ся метели одевая тайгу в снега.

Озаглавьте текст.

Докажите, что это текст.

3.Тема текста.

4.. Основная мысль.

5.Стиль текста. Докажите.

6.Тип текста ( докажите)

7.Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

8. Произведите фонетический разбор слова сережки.

9. Выпишите из текста;

1. Эпитеты—————————————————————-

Олицетворения———————————————————

Сравнения———————————————————————-

10.Выпишите из текста 2-3 примера слов, образованных способами;

Приставочным——————————————

Суффиксальным——————————————

11.Найдите и выпишите из текста вводные слова. ————————————————————-

12.Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Используемая литература.

Учебник М. Разумовской и Леканта Русский язык. 8 класс.

Повторяем весь материал учебника( правила).

Выполняем тесты ГИА ( в интернете или в печатном варианте.). Не менее 2-х тестов.

Предыдущий:

Следующий: