Трудовое право

Понятие и предмет трудового права Республики Казахстан и его место в общей системе национального права

1. Труд — деятельность человека, направленная на создание материальных, духовных и других ценностей, необходимых для жизни  и удовлетворения человека и общества.

Наёмный труд лежит в основе трудовых отношений, возникающих между работодателем и работником по поводу осуществления последним определенной трудовой функции за вознаграждение.

Не является наёмным трудом общественная деятельность человека в составе члена общественной организации: партии, движения, профессионального союза.

2. Трудовое право есть отрасль права, включающая в себя совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере применения наёмного труда, реализации конституционных прав граждан на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.

Трудовое право включает в себя не только отношения, связанные с наемным трудом, в него входит также такие области общественной жизни, как занятость и трудоустройство населения, профессиональная подготовка и повышение квалификации граждан, социальное партнёрство, деятельность судов и иных органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, контрольно-надзорная деятельность специализированных компетентных должностных лиц и органов в сфере применения наёмного труда и т.д.

Трудовое право представляет собой самостоятельную материальную отрасль права, в нормах которой непосредственно реализуются права и обязанности её субъектов.

3. Предметом трудового права являются трудовые отношения между работником и работодателем для осуществления прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством РК, трудовым, коллективным договорами.

Основанием возникновения  трудовых отношений служит трудовой договор, заключенный в соответствии с ТК РК, за исключением случаев установленных законами РК (ч.1 ст.20 ТК РК).

Предметом трудового права являются не только трудовые отношения, но отношения непосредственно связанные с трудовыми. Такие отношения, согласно п.25, ч.1 ст.1 ТК РК, складываются по поводу организации и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений, участие работников (представителей работников) в установлении условий труда в предусмотренных Трудовым Кодексом в случаях, разрешения трудовых споров и контроля за соблюдением трудового законодательства РК.

Кроме указанного деления производные отношения в трудовом праве в общем виде классифицируются на следующие группы.

1. Отношения по занятости и трудоустройству

2. Организационно-управленческие отношения

3. Социально-партнерские отношения

4. Контрольно-надзорные отношения

5. Отношения по обучению и повышению квалификации работника

6. Отношения по материальной ответственности сторон индивидуального трудового договора за причиненный вред

7. Отношения по разрешению трудовых споров

Отношения, непосредственно связанные с трудовыми — это отношения, возникающие между субъектами трудового права в условиях существования (в настоящем, прошлом или будущем) трудового отношения, находящиеся с ним в производной связи, выполняя по отношению к нему служебную функцию.

3. Метод трудового права. Трудовому праву Республики Казахстан присущ собственный, самостоятельный метод правового регулирования, который состоит из нескольких приёмов и способов в своей совокупности и сочетании образующих единый метод данной отрасли права.

Метод трудового права, имеющий место в современных рыночных отношениях Казахстана можно охарактеризовать следующими признаками:

1. сочетанием императивных и диспозитивных норм в регулировании трудовых и производных от них отношений;

2. сочетанием централизованного, локального и договорного методов в регламентации предмета правового регулирования;

3. широким использованием в регулировании общественных отношений социально-партнёрских соглашений с привлечением представителей сторон социального партнёрства;

4. единство и дифференциация регулирования применения наёмного труда;

5. установление особого порядка разрешения трудовых споров.

4. Роль и функции трудового права

6.Функции трудового права делятся на общие и специфичные.

Общие функции трудового права: 1. Регулятивная функция; 2. Охранительная функция

Специфичные функции трудового права.

1. Социальная функция

2. Воспитательная функция

3. Защитная функция трудового права

4. Функция развития производственной демократии

5. Производственная функция

Понятие метода трудового права, его признаки (черты)

Метод отрасли права — способ правового регулирования общественных отношений, это совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует отношения посредством воздействия норм права на волю и поведение людей.Предмет и метод права взаимосвязаны. Предмет отрасли отвечает на вопрос “что регулирует данная отрасль права?”, а метод — “как, какими способами регулируются общественные отношения?”.Метод трудового права характеризуется следующими специфичными для данной отрасли способами регулирования труда:

 Сочетание централизованного и договорного регулирования. Соотношение их, в связи с принятием Закона РК “О труде в РК” 1999г. изменилось в сторону усиления договорного регулирования, тогда как централизованное устанавливает уровень гарантий трудовых прав, который договорное регулирование снижать не может, но способно увеличить.

 Договорный характер труда и установление его условий. Индивидульный трудовой договор порождает трудовое отношение работника с работодателем и определяет его условия. Переход к рыночным отношениям существенно повысил значение договора для регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты, социально-бытового обеспечения.

 Равноправие сторон трудового договора с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка. В переговорах о заключении коллективных договоров, социально-партнерских соглашений сторон — их представители — также равноправны.

 Специфичный для трудового права способ охраны своих трудовых прав, где сочетаются действия органа трудового коллектива (согласительной комиссии) с судебной защитой по индивидуальным правилам.

 Единство и дифференциация правового регулирования труда. Единство трудового права выражается в общих (конституционных) принципах, правах и обязанностях работников и работодателей, общих нормах трудового законодательства, распространяющихся на территорию республики и всех работников.

Дифференциация правового регулирования труда выражается в социальных нормах, которые применяются к определенным работникам и учитывают такие факторы как:- вредность и тяжесть условий труда;- специфика трудовой связи (сезонные работники, государственные служащие);- особенности труда в данной отрасли.Таким образом, определив предмет и метод правового регулирования труда, можно дать понятие трудового права РК как самостоятельной отрасли.Трудовое право РК представляет собой такую отрасль права, нормы которой регулируют трудовые отношения работника с работодателем и тесно связанные с ними общественные отношения, складывающиеся по поводу общественной организации труда в целях удовлетворения материальных потребностей работников.

3.Система трудового права как отрасли права

Система права — это внутренняя структура отрасли права или науки, определяемая в ее единстве и дифференциации, т.е. она состоит из отдельных структурных частей (элементов), которые в основе своей являются едиными.Системе трудового права как отрасли права соответствуют различные институты трудового права, совокупность которых составляет его единую систему. Она построена в соответствии со структурой законодательства о труде.Системе науки трудового права соответствуют различные правовые институты и виды трудовых правоотношений.Соотношение отрасли права и ее правовых институтов определяется как соотношение части к целому, отдельного с общим. Целым является отрасль трудового права, котороя, в свою очередь, является частью (отраслью) общего права.Отрасль трудового права — это совокупность юридических правовых норм, принципов и институтов, регулирующих общественные трудовые отношения. Следовательно, правовой институт есть совокупность юридических норм, регулирующих какой-либо узкий круг родственных общественных отношений, входящих в целом в состав трудовых отношений. Правовой институт регламентирует более узкий круг общественных отношений, но устоявшихся между собой, органически тесно связанных отношений на базе существующего законодательства, в рамках данной отрасли права.Система выражает единство и разновидности (дифференциацию) отрасли трудового права по институтам и подинститутам. В таком порядке различаются следующие институты трудового права.

 Коллективный договор.

 Трудовой договор.

 Трудоустройство и занятость граждан.

 Рабочее время.

 Время отдыха.

 Оплата труда (заработанная плата).

 Дисциплина труда.

 Охрана труда.

 Материальная отвественность сторон трудовых правоотношений.

 Трудовые споры.

 Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.

Система трудового права как учебной дисциплины состоит из трех частей: общей, особенной и специальной.Общая часть охватывает понятие трудового права (предмет, метод, система, институты, принципы, источники, и трудовое правоотношение).Особенная часть охватывает отдельные институты трудового права, которые регулируют отдельные элементы трудового отношения или отдельные виды других общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли права. Так, нормы, регулирующие основания возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, составляют институт трудового договора; нормы, регулирующие работчее время и время отдыха, — институт рабочего времени и времени отдыха и т.д. Некоторые нормы особенной части трудового договора объединяются в институт по тому признаку, что они регулируют отдельные виды общественных отношений, тесно связанных с трудовыми: об отвественности сторон трудового отношения, о порядке рассмотрения трудовых споров.Специальная часть — дает общие сведения о трудовом праве зарубежных стран.Основные функции трудового права — это основные направления правового воздействия на общественные отношения, которые в результате регулирующего воздействия права могут дальше развиваться и совершенствоваться. Поэтому объективным критерием классификации функции права служат те основные виды общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования. В теории права различают экономическую, социальную, политическую и идеологическую (воспитательную) функции права.Так, трудовое право, регулируя трудовые отношения трудящихся по найму, занятых в различных отраслях хозяйства, активно воздействует на производство, тем самым выполняет экономическую (производственную) функцию. Оно своим регулирующим воздействием активно влияет на все стороны производственных отношений — производство, распределение и потребление.Трудовое право активно влияет на развитие производственной демократии в сфере экономики и повышение общественно политической активности трудящихся, тем самым выполняет политическую функцию.Право работников на участие в управлении производством осуществляется через трудовые коллективы, профсоюзные органы или другие организации, образованные работниками.Идеологическая функция проявляется через воздействие на сознание участников общественно-трудовых отношений в целях воспитания у субъекта этих отношений нового отношения к труду.Социальная функция трудового права с момента своего зарождения направлена на ликвидацию эксплуатации труда и установление новых социально-экономических отношений, основанных на товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи людей наемного труда. Реальное осуществление функции права усиливает роль права как социального феномена.

4.Соотношение трудового права и смежных отраслей права

Трудовое право регулирует не все отношения по применению труда в обществе. Это видно из предмета трудового права. Но на практике часто трудно отличить отношения по труду, регулируемые административным или гражданским правом, от трудовых отношений сферы трудового права. Так, труд работников МВД, ФСБ, военнослужащих регулируется нормами административного права, основа и метод которого — это власть одного субъекта правоотношений и подчинение ей другого субъекта данного правоотношения. В новом российском законодательстве об их труде — службе заметно сильное влияние общих принципиальных положений трудового законодательства (норм об отпусках, дисциплинарной и материальной ответственности и др.), хотя эти акты и относятся к административному праву. С административным правом трудовое смежно связано в отношениях работников, обучающихся без отрыва от производства в школах, средних, высших и других учебных заведениях. Отношения этих работников части процесса учебы с учебным заведением регулируются нормами административного права, а предоставление им трудовых гарантий и компенсаций в период учебы — нормами трудового права. Трудовое право надо отграничивать и от отношений по труду, регулируемых смежной отраслью,—гражданским правом. Так, в гражданском праве с трудом связаны договоры: изобретательский, авторский, комиссии, поручения, личного подряда и др. В них предметом отношений являются имущественные отношения по овеществленному уже результату труда. Нарисовать портрет, картину, написать книгу — все это труд. Но он может быть выполнен по трудовому договору и по гражданскому. Как отграничить трудовые отношения от гражданских, связанных с трудом?

Часто на практике с гражданином заключается трудовое соглашение, по которому может быть оформлен как гражданский договор, так и трудовой, И здесь надо выяснить, какой договор в действительности заключен сторонами. Если заключен трудовой договор, то на гражданина распространяется трудовое законодательство, а если гражданско-правовой, то трудовое законодательство не распространяется, поэтому сверхурочная работа не оплачивается, отпуск ему не предоставляется.

Отграничение трудового договора от гражданского, связанного с трудом, проводится по трем критериям: 1) по предмету договора; 2) по подчинению правилам внутреннего трудового распорядка и 3) по тому, кто обязан организовать труд и охрану труда. Предметом трудового договора является сам процесс труда работника по определенной специальности, квалификации, должности в общей организации труда данного производства, с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Предметом же гражданских отношений является вещь, т. е. овеществленный результат труда (изобретение, картина, отремонтированное помещение и т. д.); гражданин сам обеспечивает организацию и охрану труда, а не работодатель, как в трудовом праве.

Содержание труда не определяет трудового отношения. Так, труд домохозяйки для своей семьи трудовое право, как указывалось ранее, не регулирует. Но почти такой же труд в другой семье домашней работницы, принятой по трудовому договору для обслуживания детей, семьи, регулируется трудовым законодательством. Следовательно, трудовое право от смежных отраслей права, связанных с трудом, отграничивается не по содержанию труда, а по предмету трудового права, т. е. как отношения по труду на производстве с подчинением его дисциплине.

Трудовое право соприкасается с правом социального обеспечения по вопросам государственного социального страхования и трудового стажа, который работник вырабатывает в процессе трудовой деятельности. Само же социальное обеспечение, право на него, его размеры и условия устанавливаются нормами самостоятельной отрасли — права социального обеспечения. В праве социального обеспечения общий и специальный стаж, а теперь страхование работника имеют большое значение при возникновении права на соответствующие виды пенсий, для их размеров, а непрерывный стаж — для размера пособия по временной нетрудоспособности от общего заболевания.

5. Понятие принципов трудового права, их значение

Вопрос о принципах трудового законодательства РК как отправных научных и правовых категориях, выражающих сущность и механизм правового регулирования трудовых отношений, имеет важное теоретическое и практическое значение. Служебную  роль принципов трудового законодательства можно выразить в следующих основных положениях:

а)      принципы выступают в качестве официальных ориентиров для сторон трудовых отношений, ибо они закреплены в нормах трудового законодательства и направляют поведение сторон в соответствии с руководящими идеями правовой политики государства в области рационального использования трудовых ресурсов;

б)      принципы являются исходными установками (первоосновой) для правового регулирования трудовых отношений. в)принципы придают стабильность правовым устоям общественной организации труда. г)   принципы, наряду с предметом (т.е. трудовые отношения и иные отношения, связанные с трудовыми) и методом правового регулирования, выступают объективным критерием отграничения трудового законодательства от других отраслей законодательства;

д)      принципы оказывают воспитательное воздействие на граждан, должностных лиц и других сотрудников государственного аппарата, работников предприятий и организаций независимо от вида собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

Классификация принципов.

По сфере действия все правовые принципы можно классифицировать натри вида:

1. общеправовые, свойственные всем отраслям права, в том числе «трудовому (принцип законности, равноправия, демократизма и др.);

2. отраслевые, отражающие специфику норм данной отрасли права, их направленность:

3. внутриотраслевые,  характерные только для данной отрасли права (например, принципы обеспечения занятости, принцип рассмотрения трудовых с поров).

Общие (межотраслевые) принципы являются базовыми для правового регулирования труда. Они закреплены в Конституции Республики Казахстан и это свидетельствует об их всеобщем характере. К ним относятся

1.     законность,

2.     приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства;

3.     равный доступ к государственной службе;

4.     учет общественного мнения и гласность;

5.     международное сотрудничество.

Основные принципы правового регулирования труда

Закреплены в ст. 4 ТК РК.

Принципами трудового законодательства Республики Казахстан являются:

1. недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;

2. свобода труда;

3. запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда;

4. обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

5. приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

6. обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;

7. обеспечение права на отдых;

8. равенство прав и возможностей работников;

9. обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

10. социальное партнерство;

11. государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда;

12. обеспечение права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.

6. Классификация, содержание принципов в сфере правового регулирования трудовых отношений.

Вопрос о принципах трудового законодательства РК как отправных научных и правовых категориях, выражающих сущность и механизм правового регулирования трудовых отношений, имеет важное теоретическое и практическое значение. Служебную  роль принципов трудового законодательства можно выразить в следующих основных положениях:

а)      принципы выступают в качестве официальных ориентиров для сторон трудовых отношений, ибо они закреплены в нормах трудового законодательства и направляют поведение сторон в соответствии с руководящими идеями правовой политики государства в области рационального использования трудовых ресурсов;

б)      принципы являются исходными установками (первоосновой) для правового регулирования трудовых отношений. в)принципы придают стабильность правовым устоям общественной организации труда. г)   принципы, наряду с предметом (т.е. трудовые отношения и иные отношения, связанные с трудовыми) и методом правового регулирования, выступают объективным критерием отграничения трудового законодательства от других отраслей законодательства;

д)      принципы оказывают воспитательное воздействие на граждан, должностных лиц и других сотрудников государственного аппарата, работников предприятий и организаций независимо от вида собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

Классификация принципов.

По сфере действия все правовые принципы можно классифицировать натри вида:

1. общеправовые, свойственные всем отраслям права, в том числе «трудовому (принцип законности, равноправия, демократизма и др.);

2. отраслевые, отражающие специфику норм данной отрасли права, их направленность:

3. внутриотраслевые,  характерные только для данной отрасли права (например, принципы обеспечения занятости, принцип рассмотрения трудовых с поров).

Общие (межотраслевые) принципы являются базовыми для правового регулирования труда. Они закреплены в Конституции Республики Казахстан и это свидетельствует об их всеобщем характере. К ним относятся

1.     законность,

2.     приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства;

3.     равный доступ к государственной службе;

4.     учет общественного мнения и гласность;

5.     международное сотрудничество.

Основные принципы правового регулирования труда

Закреплены в ст. 4 ТК РК.

Принципами трудового законодательства Республики Казахстан являются:

1. недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;

2. свобода труда;

3. запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда;

4. обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

5. приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

6. обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;

7. обеспечение права на отдых;

8. равенство прав и возможностей работников;

9. обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

10. социальное партнерство;

11. государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда;

12. обеспечение права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан.

7. Принципы и нормы трудового права, их соотношение

В основе правового регулирования труда лежат руководящие положения, определяющие не только внутреннее единство, но и направление развития системы норм трудового права и регулируемых ими общественных отношений. Эти положения получили наименование принципов трудового права.Различают принципы общеправовые и отраслевые. Общеправовые (принцип законности, равенства перед законом и судом) принципы присущие всем отраслям права, в т.ч. и трудовому.Отраслевые (специфические) принципы, присущие отрасли права, свидетельствуют о наличии самостоятельной отрасли права и закреплены в Конституции РК, а конкретизированы в Законе “О труде в РК”.К их числу можно отнести следующие:

 свобода трудового договора. Это означает, что все граждане имеют одинаковое право на свободный выбор рода деятельности и профессии; изменение трудовых отношений возможно только с согласия работника и по соглашению сторон; прекращение трудового договора возможно в любое время как по желанию работника, так и по соглашению сторон;

 охрана от необоснованных отказов от приема на работу и от незаконных увольнений с работы;

 обеспечение здоровых и базопасных условий труда — обеспечивается рядом юридических гарантий, относящихся к институту охраны труда;

 право на гарантированную государством заработанную плату не ниже минимального размера;

 законодательное ограничение рабочего дня, предоставление выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

 обеспечение права работодателя требовать от работника исполнения обязанностей (добросовестного труда, бережного отношения к имуществу работодателя;

 право работников на государственное социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, достижения определенного возраста;

 обеспечение права работников, трудовых коллективов, профсоюзов на управление производством. Работники имеют право требовать от работодателя подтверждения полномочий должностного лица, участвовать в разработке и знакомиться с коллективным договором, а также через свои уполномоченные органы следить за осуществлением исполнения условий коллективного договора.

 

трудовое право — самостоятельная отрасль права;- предметом трудового права являются общественно-трудовые отношения по найму работников всех категорий, независимо от форм собственности;- особенность метода трудового права — расширение договорного характера труда и установление его условий;- система трудового права состоит из трех частей: общей, особенной и специальной;- отраслевые принципы являются одним из оснований объединения отдельных норм трудового права в системе отрасли.

8. Понятие и виды субъектов трудового права.

Субъект права — это физическое или юридическое лицо имею-щее определенные права и обязанности, т е. в том или ином виде связанное с правом, является его участником. Юридическая наука под субъектами права понимает таких участников общест-венных отношений, которые на основании действующего законо-дательства признаются обладателями субъективных прав и соот-ветствующих обязанностей. Каждая отрасль права, в том числе и трудовое, имеет свой определенный круг субъектов. Субъекты трудового права — это участники общественных от-ношений, регулируемых трудовым законодательством, которые могут обладать трудовыми правами и обязанностями и реализовывать их. Для таких субъектов нужно наличие у них трудовой правоспособности, т. е. признаваемой трудовым законодательст-вом способности иметь трудовые права, и трудовой дееспособно-сти.В трудовом же праве гражданин обладает единой трудовой пра-водееспособностью и деликтоспособностью (способностью отвечать за трудовые правонарушения), т. е. признаваемой трудовым законо-дательством способностью иметь и осуществлять, реализовывать; трудовые права и обязанности и нести ответственность за трудовые правонарушения. Все эти три элемента возникают одновременно и в единстве называются трудовой правосубъектностью. Обладая ею, данное лицо может стать субъектом трудовых и тесно связан-ных с ними правоотношений.Все субъекты трудового права — носители соответствующих трудовых прав и обязанностей, обладающие определенным пра-вовым статусом (положением) в сфере труда.Виды субъектов трудового права — это стороны всех девяти групп общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли. При этом один и тот же субъект (работодатель или ра-ботник) может выступать субъектом не одного, а нескольких правоотношений трудового права (трудовых, по материальной ответственности, по трудовым спорам и др.).Субъектами трудового права могут быть:граждане (работники); работодатель — организации любых форм собственности, фирмы, другие работодатели; профсоюзные органы или иные уполномоченные работниками выборные органы на производстве; социальные партнеры на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях в лице представителей от соответствующих объединений профсоюзов (от работников), объединений работодателей и от исполнительных органов власти; правоохранительные соответствующие органы ( суд, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством).

9. Трудовая правосубъектность субъектов трудового права, ее неразрывные составляющие (правоспособность, дееспособность).

Участники правоотношения именуются субъектами правоотношения.Субъектами трудового правоотношения являются граждане, с другой стороны — предприятия, но все они  должны обладать определенной трудовой правосубъектностью (побочными субъектами трудовых правоотношений могут быть также трудовые коллективы, профсоюзы и их органы, суды, бюро по трудоустройству и т.д.)Трудовая правосубъектность — это единство правоспособности и дееспособности участников трудового правоотношения, т.е. способность сторон трудового правоотношения иметь права и нести юридические обязанности.Одной из сторон трудового правоотношения являются граждане, принимаемые на работу в порядке найма — работники. В зависимости от объема и характера прав и обязанностей работников, как субъектов трудового права, различается общий и специальный правовой статус.Общий правовой статус включает права и обязанности, вытекающие из Конституции Республики Казахстан и законодательных актов о труде в республике, и являющиеся одинаковыми для всех граждан. Это: право граждан на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии; право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера, а также на социальную защиту от безработицы; на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Не допускается принудительный труд, не иначе как по приговору суда, либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, вступивший в законную силу судебный приговор, устанавливающий в качестве меры наказания запрещение заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, тем самым ограничивает на определенный срок трудовую правоспособность лиц, отбывающих такую меру наказания. По административному акту, например, возможно лишение шофера прав вождения автомобиля за те или иные нарушения правил дорожного движения. Ограничение трудовой правоспособности может иметь временный характер. Полного лишения граждан трудовой правоспособности республиканское законодательство не предусматривает.Законодательство о труде предусматривает и общие обязанности работников. К ним относятся добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу, выполнение норм труда и т.д.В трудовом праве существует понятие специальной трудовой правоспособности, содержание которой составляет совокупность юридических возможностей вступления в определенные виды (группы) трудовых правоотношений. На работников как субъектов трудовых правоотношений распространяются общие критерии трудовой правосубъектности: возрастной, волевой, социальной.Возрастной критерий связывает трудовую правосубъектность граждан с наступлением определенного возраста. В трудовом законодательстве минимальный возраст, с которого допускается прием на работу, установлен в 16 лет. В случаях получения среднего образования либо оставления общеобразовательного учебного заведения субъектами трудовых правоотношений могут быть лица достигшие 15 лет, с согласия родителей или опекуна, попечителя. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технический и средних специальных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14 летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица.Лица, поступающие на государственную службу, должны быть не моложе 18 лет, если иное в отношении соответствующих должностей не установлено законодательством республики (ст.13 Закона Республики Казахстан “О государственной службе”, от 23 июля 1999г.).Всем гражданам с достижением соответствующего возраста, принадлежит полный объем трудовой способности.Волевой критерий связан с характеристикой состояния волевой способности человека к труду. Душевные заболевания и слабоумие, т.е. изъяны в волевой способности гражданина не позволяют ему осознанно выполнять трудовые функции и контролировать свое поведение.

10) Специальнаяправосубъектность в трудовом праве.

Трудовое законодательство учитывает возможности человека к тому или иному труду, его специальную правосубъектность, а также состояние здоровья. Специальная правосубъектность предполагает возможность гражданина вступать в трудовые правоотношения по определенной специальности и квалификации, а потому включает требования наличия определенной профессиональной подготовки, специального образования.

После приема на работу статус гражданина сливается с правовым статусом работника.

11.Работодатель как субъект трудового права

Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Как уже отмечалось, в качестве работодателя может выступать физическое или юридическое лицо. Возможность выступления физического лица в качестве работодателя объясняется в условиях перехода к рыночной экономике тем, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Такой гражданин отвечает по своим обязательствам (в том числе перед работниками) всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.При этом несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть согласно объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Таким образом, физическое лицо вправе заключать в качестве работодателя индивидуальные трудовые договоры: для удовлетворения своих личных потребностей для извлечения прибыли, если физическое лицо зарегистрировано в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя. юридическими лицами могут быть организации, как коммерческие, так и некоммерческие. С момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным, т. е. обладает трудовой правосубъектностью юридического лица. В трудовом законодательстве выделяются также работодатели — физические лица. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц. Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом от создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители таких подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что филиалы и представительства фактически выступают в качестве стороны трудовых отношений при одновременном наличии следующих условий. права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: а) физическим лицом, являющимся работодателем; б) органами управления юридического лица или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. Из сказанного следует, что работодатель — физическое лицо само осуществляет свои права и обязанности в трудовых отношениях и несет за их осуществление самостоятельную ответственность. Что же касается юридического лица, то оно для реализации своих прав и обязанностей вправе создать специальные органы или назначить из числа своих руководящих работников уполномоченных для ЭТОГО ЛИЦ. Основные права и обязанности работодателя перечислены в Трудовом кодексе 1. Права, связанные с трудовым договором. Одним из основных прав работодателя является право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в соответствии с ТКРк 2. Права в сфере социального партнерства. К числу основных прав работодателя относится право вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры. Так, работодатель имеет право выступать инициатором коллективных переговоров. В этом случае представитель работников обязан вступить в переговоры в семидневный срок. Широкие права у работодателя и на стадии заключения коллективного договора, ибо он подписывается сторонами К другим правам этой области относится право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них. Здесь широкий спектр прав работодателя. Например, ведение коллективных переговоров по поводу подготовки и реализации законов и иных нормативных правовых актов; осуществление контроля за ходом выполнения коллективных договоров и соглашений, осуществления содействия разрешению коллективных трудовых споров и др. 3. Дисциплинарные права. Работодатель имеет право требовать от работников добросовестного исполнения ими своих трудовых обязанностей, соблюдая правила внутреннего трудового распорядка организации, бережного отношения к имуществу работодателя. Работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, а нарушителей трудовой дисциплины привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности. 4. Нормотворческие права. Одно из важных прав работодателя — принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. Они являются обязательными для работников организации. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании и др. 5. Обязанности, вытекающие из трудовых отношении с работником. (Напрямую связаны с правами работника, указанными выше.) Работодатель обязан соблюдать законы, иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, предоставлять всем работникам работу, обусловленную трудовым договором, своевременно и в полном объеме оплачивать труд работников и пр. Особо следует отметить, что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности. Закрепление такой обязанности обеспечивает создание прежде всего справедливой системы оплаты труда. Этот принцип соответствует международным стандартам в области заработной платы. 6. Обязанности, связанные с контролем за деятельностью и ответственностью за причиненный ущерб. Работодатель обязан рассматривать представления соответствующих органов, в том числе избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов, содержащих нормы трудового законодательства, принимать меры по их устранению и обязательно сообщать о прямых мерах соответствующим органам и представителям. Работодатель обязан возместить ущерб, причиненный работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред, причиненный работнику неправомерным действием или бездействием работодателя. Работодатель отвечает за ущерб, причиненный работником третьим лицам при исполнении своих трудовых обязанностейДанная ответственность работодателя основана на недостаточном контроле со стороны работодателя за деятельностью его работников. 7. Обязанности по социальному страхованию. Работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работника в порядке, установленном федеральным законом. Работодатель является страхователем, а страхователь — это организация любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи).

12. Профсоюз как субъект трудового права

Для выражения и зашиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы.

Защитная функция профсоюзов – это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

– на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников

– на содействие занятости

– на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

– на участие в урегулировании коллективных трудовых споров

– отношения профсоюзов с работодателями, их объединяющими (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений, а отношения профсоюзов, их первичных организаций и органов с другими представительными органами работников в организации – на основе сотрудничества

– на бесплатную информацию

– на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров

– на профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде

– в области охраны труда и окружающей среды

– на участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества ,право на социальную защиту работников , на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров .

Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориальному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер, химик и т.д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (республик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации).

Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществляют свою представительскую и защитную функции.

Как массовая общественная организация профсоюзы входят в политическую систему.

Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.

По объему компетенции в правах различают:

а) права самостоятельного характера:

– участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству;

– участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и соглашения от имени работников;

– представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда;

– осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;

– обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;

б) права совместного характера:

– участвуют в распределении жилья, построенного производством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивидуальные неисковые споры совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм трудового законодательства.

По сфере деятельности различают следующие права:

– представительства работников для осуществления своей защитной функции;

– на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

– на защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;

– на социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т.д.);

– профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;

– на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;

– на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Профсоюзы управляют находящимися в их ведении санаториями, пансионатами, домами отдыха, профилакториями, клубами, спортивными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями, имеют свою профсоюзную собственность, в том числе и на указанные учреждения. Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран. Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические гарантии этих прав и их деятельности и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных

Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в следующем:

– гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами;

– не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности;

– право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами

– все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности

– предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;

– предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу (профкому, стройкому и т.д.) бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие (лучшие) условия могут быть предусмотрены коллективным договором

– здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хозяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предприятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

13.Государство как субъект трудового права

Среди субъектов отечественного трудового права следует, прежде всего, назвать государство как особую форму социальной и политической организации, особый вид коллективного субъекта. Данное положение, на наш взгляд, очевидно, но, как правило, при характеристике субъектного состава отрасли государство упоминается далеко не всегда. приравнен к правовому положению юридического лица за изъятиями, устанавливаемыми законом или вытекающими из особенностей данных субъектов. Государство является субъектом любых урегулированных правом общественных отношений, поскольку устанавливает юридические нормы и обеспечивает их действенность и общеобязательность. Однако признанная правоведами трактовка правоотношения, акцентируя внимание на особенном и специальном, исключает общего субъекта — государство — из состава его участников, то есть само нормативное установление модели поведения сторон в теории права выведено за рамки правоотношения. С позиций формальной логики такое исключение государства из числа субъектов правоотношений вполне оправдано, так как еди-ная»общая составляющая для всех однородных явлений должна быть вынесена за скобки, чтобы возникла возможность остановиться на специфике особенного. Но все-таки общий субъект, как думается, никак не должен исключаться из системы, поскольку является необходимым условием ее существования. Более того, субъекты правоотношений, как уже говорилось, не идентичны субъектам права, что означает, среди прочего, и возможность существования такого субъекта права, который не является или не всегда является участником правоотношений. В объективном праве роль государства переоценить невозможно. Однако может ли она рассматриваться как определенный комплекс правомочий, позволяющих говорить об особом субъекте права с позиций юридического статуса как совокупности прав и обязанностей и общих условий правообладания? Иными словами, можно ли рассматривать государство не только как субъекта правотворчества, но и как субъекта, связанного юридическими нормами, издаваемыми им самим либо каким-то иным лицом? Этот вопрос, на наш взгляд, не имеет однозначного решения. В отечественной юридической науке отмечалось, что государство выступает в качестве особого субъекта права далеко не во всех тех отношениях, в которых выступают его органы, а лишь в федеративных, международных и некоторых иму-щественных правоотношениях . Иная позиция, более поздняя, противоположна и выражается в том, что «государство легализуется в качестве особого субъекта права — лица, наделенного публичными субъективными обязанностями и правами по отношению как к российскому обществу в целом, так и к отдельной личности»3. Что же касается той точки зрения, где субъектами права признаются только органы государства, а не оно само, поясним, что компетенция любого государственного органа либо должностного лица носит производный характер и не выражается в наличии какого-либо самостоятельного интереса, кроме имущественного по отношению к государственной казне. Ответственность за действия государственных органов и должностных лиц несет государство, то есть налицо особые отношения представительства, в которых обязательно присутствуют две стороны. Кстати сказать, сфера действия отношений представительства очень широка и имеет место во всех отраслях права, где есть коллективные субъекты. Такое представительство, в отличие от договорного (например, по сделке поручения), является представительством в силу закона, или законным. В трудовом праве отношения подобного рода очень распространены и потому нет речи о каких-то особенностях взаимного положения государства и его органов: такая же модель действует в отношениях «работодатель — руководитель», «первичная профсоюзная организация (профком) — председатель профкома» и т.д. Вообще коллективный субъект права не имеет иной возможности выразить и реализовать свою волю, кроме как посредством своих органов, и государство как особый вид коллективного субъекта права здесь не исключение. Признание представителя самостоятельным субъектом права вполне логично и оправдано, ведь в ином случае не было бы самого отношения представительства, в котором у каждой стороны имеется определенное правовое положение (юридический статус) до и после вступления в такое отношение. Возникновение прав и обязанностей по участию в отношениях от чужого имени и в чужом интересе может сделать представителя субъектом определенной отрасли права, например, трудового, однако это вовсе не означает прекращения либо отрицания самого существования представляемого лица. Любой государственный орган является носителем части прав на осуществление государственной власти в пределах своей компетенции. При этом право государственной власти в ее «неразделенном» состоянии принадлежит исключительно государству как особому субъекту, а право реализации части его правомочий формирует юридический статус другого субъекта — органа государства1. Итак, и государство, и государственные органы в соответствии с компетенцией (общей либо специальной) являются субъектами трудового права. Все эти государственные органы и должностные лица являются субъектами трудового права постольку, поскольку к их компетенции отнесено принятие норм права — единых общеобязательных правил поведения для всех возможных участников трудовых правоотношений. «Государство опосредует в сфере труда социальные связи и общественные отношения двух видов: а) связь между государством и субъектом…; б) общественные отношения между [этими] субъектами — носителями общественно значимых интересов в сфере труда»1. Через принятие компетентными органами определенных юридических норм в области трудового законодательства государство устанавливает для каждого субъекта трудового права не только конкретные права и обязанности, но и общие условия правообладания (правосубъектность). Более того, говоря о формировании государством юридического статуса субъекта трудового права, особо следует остановиться на общих (статутных) правах и обязанностях последнего. Статутные права принадлежат субъекту трудового права безотносительно к тому, является ли он действительным субъектом трудовых правоотношений. Они, как правило, носят характер «абсолютных» прав, то есть, как поясняют цивилисты, обращенных ко всем и требующих от каждого их соблюдения. Но, как уже говорилось в первой главе, корректнее было бы предположить существование одного правового отношения между правосубъектным лицом и государством, возникающего по поводу защиты «абсолютного права», например, права на труд, по существу похожего на право собственности, если рассматривать его через правомочия владения, пользования и распоряжения собственными физическими и интеллектуальными способностями к работе. Таким образом, в данную систему наряду с трудовыми входят и те производные от них отношения, которые составляют предмет отрасли трудового права, ныне нашедшие свое закрепление в ТК и именуемые как отношения, непосредственно связанные с трудовыми отношениями . Для системы правоотношений трудового права характерны внутреннее единство и согласованность, которые отражают единство трудового права и целостность составляющих его сходных общественных отношений, требующих специфического метода их правового регулирования. Особенности метода трудового права, в том числе, объясняются многообразием регулируемых общественных отношений, их тесным переплетением и определенной подвижностью, что особенно характерно для современного периода экономических реформ и развития рынка труда. Так, становление социально-партнерских правоотношений по ведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора при динамичном росте рыночной экономики требует более гибких способов регулирования, развития коллективно-договорного метода, возрастающего значения трудовых договоров. Дальнейшее развитие получают относительно новые для трудового права правоотношения трехстороннего сотрудничества соответствующих субъектов, заключающих соглашения различного уровня (территориальное, отраслевое, региональное, генеральное соглашения) и иные правоотношения рассматриваемой системы. В указанную систему не включено правоотношение по материальной ответственности работодателя и работника, которое в юридической литературе в большинстве случаев не рассматривается как самостоятельное, производное от трудовых правоотношений.

14.Система правоотношений в трудовом праве

Известно, что общественное отношение принимает форму правового отношения при наличии, прежде всего, двух условий. Во-первых, требуется, чтобы данное общественное отношение выражалось в актах волевого поведения людей, а во-вторых, необходимо, чтобы оно регулировалось нормами права. Трудовые и иные правоотношения — результат воздействия норм трудового права на отношения субъектов в сфере применения труда. Нормы трудового права способны порождать юридическую связь между субъектами, т.е. сами правоотношения, если субъекты совершают юридически значимое волевое действие — юридический акт, являющийся основанием возникновения правоотношения. Основанием возникновения трудового правоотношения является такой юридический акт, как трудовой договор, заключаемый между работником и работодателем. Между другими субъектами (работниками, их представителями, прежде всего профсоюзами, и работодателем, выступающим от его имени руководителем и др.) в соответствии с нормами трудового права и на основании иных юридических актов возникают тесно связанные с трудовыми иные правоотношения. Вместе с трудовыми все указанные отношения, урегулированные нормами трудового права, складываются в определенную систему правоотношений трудового права. Трудовые правоотношения являются центральным (основным) элементом системы и определяют характер иных правоотношений, тесно с ними связанных, которые выступают как производные от них и играют применительно к ним служебную роль. Под производными от трудовых, или так называемыми тесно связанными с ними, принято понимать «такие правоотношения, наличие которых предполагает существование в настоящем, в будущем или в прошлом трудовых правоотношений, без которых бытие этих (производных) отношений было бы лишено смысла или вообще невозможно».Так, в отсутствие трудовых правоотношений не возникают профсоюзы и иные представительные органы работников, не осуществляется государственный надзор и контроль и общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением трудового законодательства, нет места социальному партнерству в сфере труда и др. Следовательно, производные правоотношения не имеют самостоятельного значения и не могут существовать без наличия трудовых. К производным от трудовых можно отнести следующие правоотношения:

15.Система правоотношений в трудовом праве

Трудовое правоотношение представляет собой правовую связь работника и работодателя в процессе выполнения работником возложенных на него обязанностей. Трудовое правоотношение — это добровольная юридическая связь работника с работодателем, в которой обе стороны в процессе производства подчинены правилам внутреннего трудового распорядка, трудовому законодательству, коллективному и индивидуальному трудовому договору. Содержание трудового отношения работника сводится к выполнению им определенной работы в соответствии со специальностью, квалификацией, должностью. В рамках этого правоотношения работник и работодатель реализуют права. Сами отношения обладают специфичными чертами: протекают в условиях подчинения правилам внутреннего трудового распорядка; работник, как правило, включается в трудовой коллектив. Как экономическая категория трудовые правоотношения составляют неотъемлемую часть производственных отношений и находятся в тесной взаимосвязи с экономикой государства

. 16.Стороны трудового права обладают правосубъектностью, которая состоит из трех элементов. Правоспособность — способность иметь все предусмотренные трудовым законодательством права. Дееспособность — способность своими действиями осуществлять права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством.Деликтоспособность — способность нести ответственность за совершенные трудовые правонарушения.Многочисленные и разнообразные субъекты трудового права могут быть разделены на индивидуальные, коллективные и государственные субъекты. К индивидуальным субъектам относятся физические лица (граждане РК, иностранные граждане, лица без гражданства, трудящиеся-мигранты, беженцы, оралманы и т.д.). Данные субъекты, вступая в правоотношения, выступают в роли их участников, таких как: работники, работодатели (физические лица), безработные, посредники при разрешении коллективныхтрудовых споров, лица, оказывающие трудовое посредничество, и др.Коллективные субъекты трудового права—это трудовые коллективы, профсоюзныекомитеты, союзы работодателей, согласительные и примирительные комиссии,разрешающие трудовые споры, и др. Государственные субъекты трудового права -Правительство, территориальные исполнительные органы, суды, прокуратура, уполномоченные органы по вопросам занятости, уполномоченные органы по труду и др.

17. Содержанием трудового правоотношения являются права и обязанности его субъектов. Причем определяются они индивидуальным трудовым договором, трудовым законодательством и коллективным договором.Субъективные трудовые права таботников, входящие в содержание трудовых правоотношений, представляют собой реализацию и конкретизацию основных прав, составляющих содержание правового статуса работника, т.е. права на свободу договора, на здоровые и безопасные условия труда и т.д.Все субъективные права работников характеризуются конкретностью, притязательностью (право на обеспечение нормальных условий труда) и относительной свободой поведения субъектов при их реализации.Объем и характер трудовых обязанностей зависит от многих факторов и конкретизируются применительно к роду работы (специальности, квалификации, должности) и личности работника. Наиболее общие и важные трудовые обязанности сформированы в законодательстве (Закон “О труде в РК”, типовых правилах внутреннего трудового распорядка) регулируются они также индивидуальным трудовым договором.Для содержания трудового правоотношения характерно единство взаимных прав и обязанностей его субъектов, при котором праву одного субъекта соответствует обязанность другого. Например, праву работника на отдых соответствует обязанность работодателя соблюдать установленную законом норму рабочего времени, предоставлять ежегодные отпуска и т.д.Всю совокупность субъективных трудовых прав и обязанностей работодателя можно подразделить на группы, связанные: 1) с созданием и дальнейшей организацией трудового коллектива; 2) с совершенствованием условий труда; 3) с организацией и совершенствованием оплаты труда работников; 4) с поощрением отличившихся работников, осуществлением дисциплинарных полномочий и возмещением имущественного ущерба.К первой группе относятся права и обязанности по приему, переводу и увольнению работников, по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров и т.п. Вторую группу составляют права и обязанности по закреплению за работниками определенных рабочих мест, станков, машин и т.п., по установлению и изменению режима рабочего дня, по механизации тяжелых и трудоемких работ и др. Для третьей группы характерны права и обязанности, касающиеся улучшения системы оплаты труда, установления в пределах фонда заработной платы перечня профессий рабочих, оплачиваемых по повышеным ставкам, введения надбавок к заработной плате, установления показателей и размеров премирования. В четвертую группу включаются права и обязанности предприятий по применеию мер поощрения, предусмотренных индивидуальным, коллективным договорами или актами работодателя, а также дисциплинарного воздействия к нарушителям трудовой дисциплины; по привлечению к материальной ответственности работников, виновных в причинении имущественного ущерба работодателю; по возмещению имущественного ущерба работникам в связи с причинением по вине работодателя вреда их здоровью.

18. Основания возникновения трудовых правоотношений Первоначально исследователи рассматривали трудовое отношение в неразрывной связи с трудовым договором, зачастую отождествляя их:«При рассмотрении элементов (признаков) трудового правоотношения исследователи брали за основу выделенные Л.С. Талем три элемента трудового договора Так, М.П. Карпушин называл трудовой, имущественный и организационный элемент, Л.Я. Гинцбург – имущественный, материальный и личный»10. Позднее в теории трудового права стали выделять признаки непосредственно трудового правоотношения. К числу наиболее характерных признаков правоотношения относят следующие: «Они возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует обязанность другой Правовые отношения носят волевой характер охраняются государством правовые отношения отличаются ндивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей»11. Из законодательного понятия трудовых правоотношения можно выделить специфические признаки трудового правоотношения. К числу таких признаков относится: специальные субъекты трудового правоотношения – работник и работодатель;права и обязанности субъектов регламентированы законом и возникают по поводу осуществления трудовой функции; личный характер функции, осуществляемой работником. Барабаш А.выделяет свойства трудового правоотношения, к числу которых относит: «Трудовые отношения регулируются их заинтересованными участниками Трудовой договор основывается на свободном волеизъявлении его сторон Трудовое отношение между работником и работодателем не прерывается после окончания каждого рабочего дня, прекращается в этот момент лишь обязанность первого выполнять принятый им на себя круг работ (при функциональном распределении работ) или его участок работ (при линейном распределении) т.е. трудовую функцию личностный характер прав и обязанностей по трудовому правоотношению трудовое законодательство обеспечивает гражданину возможность работать в течение неопределенного срока путем запрещения заключения договора на определенный срок (по общему правилу) Трудовое законодательство имеет своей целью обеспечить как можно более длительные правоотношения». Трудовое правоотношение двустороннее, носит волевой характер, основано на добровольном согласии, возникает между субъектами – работником и работодателем. Под содержанием правоотношения понимается «сложную интеллектуально-волевую деятельность субъектов – участников отношений». Автор полагает, что «содержание правоотношения можно сравнить с противоречивым процессом взаимодействия социально-психологического и предметно юридического, в результате перехода одного в другое,в результате упорядочения личных желаний, социальных условий и правовых требований, субъект удовлетворяет свои потребности Содержание представляет собой процесс взаимодействия комплексных факторов объективного и субъективного порядка»

19. Общая характеристика правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми Трудовое право регулирует не только трудовые, но и иные тесно связанные с ними общественные отношения, образующие единый предмет трудового права. Будучи урегулированными правом, эти отношения предстваляют собой систему правоотношений в сфере труда, в которую входят:а) трудовые правоотношения; б) организационно-управленческие правоотношения;в) правоотношения по трудоустройству граждан;г) правоотношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве; д) правоотношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства; ж) правоотношения по рассмотрению трудовых споров; з) правоотношения по материальной ответственности трудового договора за причиненный вред.Центральное место в этой системе занимают трудовые правоотношения. Все иные правоотношения не могут возникать без непосредственной связи с трудовыми правоотношениями. Их существование обусловлено трудовыми правоотношениями в настоящем, прошлом и будущем. Например, без наличия трудового правоотношения нет необходимости в существовании правоотношения по надзору за охраной труда и т.д. Рассмотрим основные правоотношения, которые тесно связаны с трудовыми.Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству.Эти правоотношения возникают, когда гражданин обращается за помощью в государственные органы с целью найти подходящую работу и трудоустроиться, а может быть, и получить для этого новую специальность, переквалифицироваться.Правоотношения по обеспечению занятости и трудоустройству возникают в трех взаимосвязанных видах:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Ссылка на основную публикацию
2018