Урок русского языка по теме: Изложение с элементами сочинения

Сказкотерапия.

Проблемы сохранения здоровья учащихся при
учете их индивидуальных особенностей волнуют
сегодня многих педагогов. В современной методике
обучения и воспитания русскому языку сказка
рассматривается как «средство формирования
рефлексивных умений и ценностных ориентиров»,
как способ решения личностных проблем [1]. За
маской сказочного персонажа человек легче
снимает закомплексованность, и многие
психологические проблемы становятся легко
обозримыми. Таким образом, сказка приобретает
терапевтический эффект.

Урок развития речи по сказке Ф. Кривина
«Сотворение человека» реализует не только
обучающие, развивающие и воспитательные цели, но
и помогает выявить личностные проблемы учащихся.
Это своеобразное психологическое тестирование,
диагностирующее значимые потребности детей
(физиологические, социальные, познавательные,
эстетические и т.д.) [1]. Урок был проведен в 7
классе и показал, что для большинства подростков
актуальной является проблема взаимоотношения со
сверстниками, так как 80% учащихся, продолжив
сказку Кривина, предположили, что человек
вылепит себе из оставшегося кусочка глины либо
женщину, либо друга. Только двое написали о том,
что человеку для счастья понадобились животные и
растения. В психологии мы находим объяснение:
ведущий вид деятельности подростков – общение,
взаимодействие со сверстниками.

Урок, в центре которого сказкотерапия,
безусловно, предполагает опору на методы и формы
организации учебно-познавательной деятельности,
базирующиеся на принципах сбережения здоровья
детей. Это работа в группах, совместное
целеполагание и планирование деятельности,
позитивный текстовой материал, учет
индивидуальных особенностей (все тексты не
только читаются (для детей-аудиалов), но и
проецируются на экран для детей с визуальным
способом усвоение и презентации информации). На
уроке не планируется физкультминутка, так как в
старших классах она способна внести дисбаланс,
отвлечь от изучаемого материала. Двигательная
активность учащихся расширяется за счет работы в
группах, предполагающей смену поз и зрительных
горизонтов (элементы методики Ф. Базарного).
Именно с этой целью на стенах развешаны афоризмы
о счастье.

Урок развития речи.

Обучение написанию изложения с
элементами сочинения по философской сказке Ф.
Кривина «Сотворение человека» в 7 классе.

Цели и задачи:

Общеобразовательные: организовать
деятельность учащихся при обучении написанию
подробного изложения текста с элементами
сочинения на начальном этапе подготовки к
экзамену в 9 классе.

Развивающие:

способствовать развитию речи,
мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

на примере текстов,
афоризмов знаменитых людей показать, что каждый
человек — сам творец своего счастья.

Оборудование:

карточки с афоризмами,
«Толковый словарь» Ожегова, видеозапись рекламы
сока «Фруктовый сад» и отрывка телепрограммы
«Жди меня», проектор.

Оформление

: на стенах кабинета развешаны
афоризмы о счастье.

Структура урока.

1. Вступительное слово учителя.

Прочитайте, какая тема урока сегодня у нас. Как
вы думаете, каковы наши цели? (учащиеся
самостоятельно пытаются сформулировать цели
урока).

— Что такое счастье? (Ассоциации записываются на
кусочках цветной бумаги и из них на доске при
помощи магнитов выстраивается радуга).

— Все ассоциации, возникшие у вас, радостные. А
бывает ли счастье со слезами на глазах? (Можно
вспомнить или показать фрагменты телевизионной
передачи «Жди меня!»)

— У нас с вами получилась радуга. Как вы думаете
почему?

2. Совместное планирование деятельности на
уроке
.

Учитель предлагает спланировать деятельность
и выбрать, что хотят дети: сначала подготовиться
к написанию изложения с элементами сочинения
(познакомившись с текстом В. Бахмутова «Радуга»)
или прослушать текст изложения. В зависимости от
выбора учащихся последующие этапы могут быть
перенумерованы.

3. Групповая работа.

В.Г. Бахмутов.

Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем
на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня
хорошее настроение, я люблю вспоминать мое
далекое детство. У меня не было дорогих игрушек,
меня не возили к морю, но у меня была природа –
богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу.
Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то
бабушка рассказала мне, что если добежать до
конца радуги и обхватить ее руками, то все люди
будут счастливыми и здоровыми. Как это прекрасно
– счастье сразу для всех! Я не помню, как мне
представлялось это, только больше всего
хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого
стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к
ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра
выдался ведренный день… Никто не заметил, как на
горизонте появилась маленькая тучка… Яркий
солнечный день вмиг потускнел…раздался
гром…дождь начал капать крупными каплями…
Ливень продолжался недолго…

И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел
радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом
как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще
не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая
поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не
исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том
месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко
перепрыгнула теперь на берег реки и была так же
хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова
неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и
больно, что не удалось добыть людям счастье. От
досады я заплакал.(Прим.: текст рассказа дан в
сокращении ).

Задание для первой группы. Прочитать рассказ
В. Бахмутова, пересказать и ответить на вопросы.

— Что такое счастье для героя рассказа?

— Почему рассказ называется «Радуга»? Что
общего у радуги и счастья?

При отчете группы на экран проецируется текст
рассказа для всего класса (Приложение 1,
слайд 2.)

Задание для второй группы

. Работа со
словарем.

— Какое толкование слова счастье дается в
словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким
толкованием?

Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего
удовлетворения.

2. Успех, удача.

— Какое толкование дается словам эпиграф и
афоризм? (Приложение
1, слайд 3,4,7.)

Задание для третьей группы. Работа в парах.

— Что такое афоризм? (Краткое выразительное
изречение.)

Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в парах.
Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с
выраженными в них мыслями о счастье? (Приложение 1,
слайд 5.)

— Человек создан для счастья, как птица для
полета.
В.Г. Короленко.

— Счастья не перескажешь, как не перескажешь
своей любви.
Ж. Грин.

— Каждый кузнец своего счастья.
Саллюстий.

— Счастливее всех счастливых тот, кто может
осчастливить.
А. Дюма-отец.

— Самое высшее наслаждение – сделать то, чего
вы, по мнению других, сделать не сможете.
У.Беджот.

— Счастье как здоровье: когда его не замечаешь,
значит, оно есть.
И.С. Тургенев.

— Счастье не в счастье, а в его достижении.
Ф.М. Достоевский.

— Пока есть жизнь, есть и счастье.
Л.Н. Толстой.

— Счастье дается тому, кто много трудится.
Леонардо да Винчи.

— Счастье не палка – в руки не возьмешь.
Пословица.

— Самые прекрасные и в то же время самые
счастливые люди те, кто прожил свою жизнь,
заботясь о счастии других.
В.А. Сухомлинский.

4. Чтение текста изложения.

Целеустановка: внимательно послушайте текст,
содержание которого вам нужно будет передать
подробно (Приложение
1, слайд 6.).

Ф.Д. Кривин.

Сотворение человека

.

Вылепил бог человека. Все ему сделал как
настоящее, еще и кусок глины остался. Спрашивает
у человека:

— Что тебе из этого слепить?

Оглядел себя человек: руки-ноги есть, голова
тоже на месте. Чего еще надо?

— Слепи мне, — говорит, — счастье. Остальное вроде
имеется.

Призадумался бог, стал вспоминать. Много он
повидал на своем веку, а счастья так и не видел.
Поди знай, как его лепить.

— Вот тебе твое счастье, — сказал бог и протянул
человеку нетронутый кусок глины. – Да, да, в этом
и состоит твое счастье – в куске глины, из
которого можно, что хочешь, вылепить.

Человек взял глину, повертел в руках. Покачал
головой:

— Да-а…это ты ловко придумал…

5. Беседа по тексту изложения

.

— О чем эта сказка?
— Что хотел сказать нам автор?
— Как вы понимаете смысл словосочетания
«вылепить счастье»?
— Как вы думаете, можно ли на самом деле создать
свое счастье самому?

6. Подбор эпиграфа.

Подберите эпиграф к сказке. Посмотрите на
образец оформления эпиграфа (Приложение 1,
слайд 8.). Как следует оформлять эпиграф в тетради?
Эпиграф запишите без кавычек с правой стороны
листа. Автора укажите ниже эпиграфа без скобок,
кавычек.

7. Творческое задание

.

Напишите продолжение этой сказки, отвечая на
вопрос по выбору (Приложение 1,
слайд 9.).

— Что такое счастье? (После текста сказки
пропустить одну строку.)
— Что вылепил человек из глины? (Не пропуская
строки от сказки, начать писать с красной строки.)
— Сравните два текста: «Радуга» и «Сотворение
человека». Какая мысль объединяет их?

8. Реклама.

— Счастливы ли вы?

-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать
себя счастливым?

Видеозапись рекламы сока фруктовый сад.

— Что такое счастье? (Счастье – это просто!).

9. Чтение конца рассказа Бахмутова.

— У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте
конец рассказа. Подумайте, прав ли писатель?
(Приложение 1, слайд 10.)

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою
убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и
грома могла дать счастье. Может быть, тогда я
плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но,
наверное, счастье и есть дорога к нему, без
остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой,
она то покажется, то вновь потеряется. Главное
она есть. Я ее видел!

10. Обобщающие выводы.

1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой.

Обращаясь к ученикам, учитель читает
стихотворение Вероники Тушновой.

— Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,
обнимающей плотно и бережно тело,
и чтоб чайка в то время над морем летела
чтобы облако таяло в высоте?
Ты когда-нибудь в зной
добредал до ключа,
что коряги и камни
обегает журча,
что висящие корни толкает и лижет
и на мох
серебристые шарики нижет?
Ты ложился и пил этот холод взахлеб,
обжигая им пыльные щеки и лоб?
Ты когда-нибудь после
очень долгой разлуки
согревал свое сердце
о милые руки?
Ты когда-нибудь слышал
в полутьме, в полусне,
дребезжащий по крышам
первый дождь по весне?
И ребячья ручонка тебя обнимала?
И удача большая в работе бывала?
Если так, я почти согласиться готова –
счастлив ты…
Но ответь на последний вопрос:
ты когда-нибудь
сделал счастливым другого?
Ты молчишь?
Так прости мне жестокое слово –
счастья в жизни
узнать тебе не привелось!

В чем видит секрет счастья Вероника
Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только
тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного
человека.)

2.

— С каким образом принято ассоциировать
счастье? (птица)

-Действительно. «Счастье, что оно, словно птица —
упустишь и не поймаешь…» Надеюсь, что вы никогда
не упустите свое счастье. Мы сегодня узнали о
многих секретах счастья. А у каждого из вас –
свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы
напишите в своих сочинениях после изложения.
Синяя птица вам поможет узнать еще один секрет
счастья.

(Учитель раздает детям вырезанных из бумаги
птиц, на которых написаны строки из
стихотворения В. Тушновой:

Это зря говорится,
что надо счастливым родиться,
нужно только,
чтоб сердце
не устало над счастьем трудиться…).

11. Написание изложения с элементами сочинения в
черновиках.

12. Чтение и корректировка.

13. Написание изложения с элементами сочинения в
чистовиках.

Литература.

  1. Баранник А.С. Учимся сочинять сказки и решать
    личностные проблемы: Сказкотерапия в
    дидактическом аспекте. – Новосибирск: Изд. НГПУ,
    2005. – 120с.
  2. Тушнова В. Избранное / Сост. и научная подготовка
    текста Н.Розинской; Вступительная статья
    А.Туркова. — М: Художественная литература, 1998. –
    543с.
Ссылка на основную публикацию
2018