Урок русского языка в 6-м классе Всякому мила своя сторона

Цели:

  • Закрепить знания о грамматических особенностях
    имени существительного.
  • Активизировать мышление, внимание, память,
    интерес к результату работы.
  • Воспитывать любовь к Родине, природе, родному
    краю.

Оборудование:

  • Эпиграф: «Большой патриотизм
    начинается с малого — с любви к тому месту, где
    живешь».
  • Фотографии, рисунки детей «Междуреченск — город
    мой».
  • Выставка книг о родном городе.
  • Таблица «Грамматические признаки имени
    существительного».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас урок русского языка
необычный. Урок — путешествие по теме «Имя
существительное». Необычность урока еще и в том,
что повторяя и обобщая знания по изученной теме,
мы будем совершать экскурсии по родному краю, то
есть параллельно будем путешествовать по городу
Междуреченску. Здесь нам все любо и дорого. «Нет
ничего на свете краше, чем Родина наша». Родина!..
При этом слове возникают города, просторы, лица
родных и незнакомых людей. Родина- это вы и я с
нашими заботами и радостями.

Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовем. (М. Лисянский)

У каждого человека есть и своя малая родина.
Писатель Л. Леонов говорил: «Большой патриотизм
начинается с малого — с любви к тому месту, где
живешь». Для нас это город Междуреченск.

Строкою яркой, летописной
И с будущим, в котором мы сильны,
Наш славный Междуреченск живописно
Вплетается в историю страны.

В добрый путь, юные междуреченцы! Покажите свои
знания, поделитесь своими впечатлениями о родном
вашему сердцу городе.

II. Закрепление пройденного материала.

1. Распознавание имен существительных.

Сегодня ждут вас старые друзья,
Узнает каждый их — и вы и я!
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным — полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами!

У. Как же называются наши старые
друзья, с которыми мы прошли долгий путь?

Д. Имена существительные.

У. Да, сегодня о них и пойдет речь. А
материалом к уроку будут служить отрывки из
произведений наших междуреченских поэтов и
писателей. Узнавайте знакомые вам в городе места.
Отправляемся в путешествие:

Задание: Послушайте отрывок из
стихотворения юной поэтессы Олеси Зайцевой и
выберите имена существительные.

Я родилась в таком краю,
Где сосны ввысь устремлены.
Люблю я родину мою
За воды бурные весны,
Люблю за шепот родников,
За нежность полевых цветов,
За жар полуденных лучей,
За тень раскидистых ветвей.
Люблю тайги непроходимой
Могучий и суровый лик.
Люблю я бег неудержимый
Томи
И птиц веселый крик.

У. Назовите имена существительные,
которые встречаются в стихотворении.

(На доске заранее записаны имена
существительные из этого стихотворения).

Ед. ч. Мн.ч.
краю, родину, весны, сосны, воды, родников,
шепот, нежность, жар, цветов, лучей,
тень, тайги, лик, бег, ветвей, птиц
Томи, крик

Посмотрите на слова, которые записаны в
столбики. Что вы можете сказать о них?

Д. 1 столбик — сущ. в форме
единственного числа,

столбик — сущ. в форме множественного числа.

У. Спишите слова, которые стоят в форме
множественного числа. Выделите у них окончания.

Повторение морфологических признаков имени
существительного.

У. Назовите постоянные и непостоянные
морфологические признаки имен существительных.

Д. (Перечисляют их).

(Открываем таблицу : «Морфологические признаки
имен существительных»).

У. Собственные и нарицательные
существительные. Назовите их правописание.

Задание: «Соедини, не ошибись!» Соедините
стрелочками части какого-то понятия. Вспомните,
посещали ли вы знакомые всем горожанам места.

Сыркаши река
Югус турбаза
«Белочка» поселок
Томь магазин
«Восход» гора

У. А сейчас отправляемся в одно из
излюбленных междуреченцами мест: Куда?
Угадайте!

Послушайте стихотворение-загадку.

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес).

Войдем тихонько в лес. Постараемся вслушаться в
ночные звуки, увидеть окружающие предметы.

Физминутка.

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Задание: Выпишите в две колонки имена
существительные одушевленные и неодушевленные
из рассказа междуреченского писателя В.
Борискина «Барсучок».

«Ночь тихо и незаметно накрыла тайгу своим
темным покрывалом. Постепенно утихомирились на
деревьях беспокойные пташки. И только иногда
вскрикивали редкие ночные птицы. Где-то вдалеке
ухнула сова, и опять все стихло. Под опавшей
осенней листвой копошились мыши. Невдалеке от
норы проскакал заяц. Дневная жизнь тайги
закончилась, ночная только началась. Барсучок
сладко зевнул и потянулся».

У. В наших таежных местах богатый
растительный мир. Каких только деревьев здесь
нет! С помощью вопросов-загадок вы узнаете их
названия. И параллельно определите два
морфологических признака существительных: род и
склонение.

1.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголк: круглый год. (Ель — жен. р., 3 скл.)

2.

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница — жен. р. ,1 скл.)

3.

Могучее дерев: ввысь все растет
И шишек нам много
Дает каждый год. (Кедр — муж. р.,2 скл. )

4.

Что за дерево в лесу?
В июн:- месяц: уже в снегу. (Тополь — муж. р.,2 скл.)

5.

Русская красавица стоит на полян:,
В зеленой кофточк.., в белом сарафан… (Береза —
жен. р., 1 скл.)

У. Есть у имени существительного еще
один морфологический признак — падеж.

Задания:

  • Определите падеж у выделенных существительных.
  • Вспомнив алгоритм, объясните правописание
    падежных окончаний.
  • Определите синтаксическую роль имен
    существительных в 5 загадке.

Самостоятельная работа.

Повторив морфологические признаки имени
существительного, вы без труда выполните разбор
данных слов.

Там, где кедры вековые
Тихо кронами шумят,
Рядом в воды голубые
Вербы с берега глядят.

  • 1 ряд — кронами,
  • 2 ряд — в воды,
  • 3 ряд — с берега

У. А сейчас я приглашаю вас
полюбоваться вместе с писателем Б. П. Можениным
картиной восхода солнца. Борис Павлович — знаток
родного края. Будучи геологом, обошел тайгу
хожеными и нехожеными тропами, постиг мудрость
ее законов. Писатель доказал, что природа-
главное волшебство мира. Давайте послушаем
отрывок из рассказа «Горношорская тайга» и
восхитимся мастерством нашего междуреченского
писателя.

«Но вот вершина Пустага приняла зримое
очертание, края уже бледно светились. Всходило
солнце. И вдруг показалось, словно кто-то,
торопясь, выкатил его из-за горы. Боже мой! Что
творилось в долине. Там происходило чудо! На моих
глазах произошло волшебство. Трудно передать
словами эту волшебную красоту:Освещенные
косогоры полыхали разными красками. Каждая пядь
земли сияла своим блеском: Заросли осинника в
разных местах имели свой цвет, начиная от
бледно-фиолетового и кончая темными тонами.
Яркие пятна всевозможных размеров и причудливых
форм были разбросаны повсюду, искрились всеми
цветами радуги. Казалось, что кто-то неземной
смешал краски и разбросал по округе.

— Так вот где ты, матушка тайга, прячешь свой
волшебный ковер!..

Мне казалось, что я стал частицей природы,
слился с ней. Как мне было жаль, что я не художник,
как хотелось увиденное перенести на полотно,
донести до людей, показать эту божественную
красоту. Я прекрасно понимал — передать увиденное
словами невозможно».

У. Можно согласиться с Б. П. Можениным,
что эту картину передать словами невозможно. Но
все же у него это получилось. Каким же нужно быть
искусным писателем, чтобы передать словами
невозможное. Нам необходимо учиться у таких
мастеров слова.

III. Домашнее задание:

Проба пера. Понаблюдай в течение некоторого
времени приметы весны в лесочке, находящемся
рядом со школой. Только старайся быть конкретен:
что и как меняется вокруг тебя. Копи свои
наблюдения, ищи слово, как это делает писатель.
Составляй черновик по теме: «Весенние
зарисовки».

IV. Обобщение:

Мы сегодня совершили с вами путешествие по
родному краю, побывали в окрестностях города
Междуреченска, убедились в том, что наша малая
родина- это чудеснейший край. «Всякому мила своя
сторона». А сколько еще неизведанного! И это
вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит
на мир и хочет знать и назвать все то, что его
окружает. И в этом ему помогает самая
представительная, самая существенная часть речи
— имя существительное.

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

Ссылка на основную публикацию
2018