Программа Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя-логопеда

Пояснительная записка.

10 лет назад в моей жизни появился компьютер, и я активно стала использовать
его для оформления документации, методических материалов, информации для
родителей, домашних заданий для детей. Но со временем пришло понимание,
осознание того, что новые технологии можно применять в непосредственной работе с
детьми, имеющими различные нарушения речи.

Изучив соответствующую литературу, опыт работы российских педагогов, как
учителей школ, так и работников дошкольных образовательных учреждений, пришла к
выводу, что я готова использовать современные информационно-коммуникационные
технологии в своей педагогической практике, поскольку открываются новые, еще не
исследованные варианты обучения.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими
возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи
между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности
поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:

  • Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
  • Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
  • Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств,
    коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти,
    словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
  • Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется
    содержание, уровень сложности, темп).
  • Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
  • Развивать зрительно-двигательную координацию.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Способствовать положительной динамике развития.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и
обработки информации, меняет отношение к новому классу техники: не только
играть, но и получать знания, выполнять упражнения. Это вызывает у детей большую
эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и
творческих способностей.

Все выше перечисленное способствует повышению эффективности
коррекционно-образовательного процесса в целом.

Первичная диагностика, которая проводилась методами беседы с детьми и
родителями двух групп “М” и “Т” (30 человек), анкетирования и наблюдения за
детьми во время работы на компьютере, показала:

24

семьи имеют компьютер;
23 ребенка имеют навыки владения мышкой, клавиатурой;
17 детей играет в развивающие и обучающие игры;
10 детей проводит за компьютером до 30 минут;
10 детей – до 1 часа;
2 ребенка – более 1 часа;
7 детей иногда играют в компьютерные игры;
6 детей – 1–2 раза в неделю;
6 детей – более двух раз в неделю;
3 ребенка – ежедневно.

Обследование речи и знаний детей в начале учебного года показало следующие
результаты:

Из 30 детей у 5 – общее недоразвитие речи II уровня;
у 16 детей – общее недоразвитие речи III уровня;
у 9 детей – общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом.

Высокий уровень знаний (согласно речевой карте) у 10 (33,3%) детей;
средний – у 15 (50%) детей;
низкий – у 5 (16,7%) детей.

Результаты диагностик позволили мне определить вариативность использования
компьютера, а именно:

  1. На подгрупповых и индивидуальных занятиях, как по развитию речи, так и
    по звукопроизношению (обе группы старшие).
  2. Использовать мультимедийные презентации, специально подобранные
    компьютерные игры, авторские игры, статические упражнения, изображения,
    мультфильмы.

Цель программы:

Активизация компенсаторных механизмов и достижение оптимальной коррекции
нарушенных функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи путем
использования ИКТ (информационно – коммуникативных технологий).

Задачи:

  • Внедрить компьютерные технологии в коррекционно – развивающий процесс с
    детьми, имеющими различные речевые нарушения.
  • Развивать базовые психические функции, необходимые для полноценного
    формирования всех видов речи.
  • Создать атмосферу психологического комфорта, что способствует ускорению
    коррекционного процесса и улучшению его результативности.
  • Максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении
    дошкольников с особыми познавательными потребностями.

Программное обеспечение.

Учителю – логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо
решить две основные задачи специального обучения:

  • сформировать у детей умения пользоваться компьютером;
  • применять компьютерные технологии для развития детей и коррекции речевых
    и психофизиологических нарушений.

Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии,
предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных
программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих
детских компьютерных игр и программ. Но они не в полной мере соответствуют целям
и задачам коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Поэтому многие
программы, игры из ресурсов Интернета адаптирую в соответствии с решаемыми
задачами, уровнем знаний детей и сложностью речевого дефекта.

Условно все программное обеспечение разделила на группы:

I. Компьютерные игры:

  • 1. “Учимся говорить правильно” (ООО “Новый Диск”, программа для ЭВМ,
    2008).
  • 2. “Баба-Яга учится читать” (Компания “МедиаХауз”, 2003).
  • 3. “Игры для Тигры” (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004).
  • 4. “Алик. Скоро в школу” (“Руссобит – М”, 2001).
  • 5. “Гарфилд дошкольникам. Основы чтения” (“Руссобит – М”, 2005).
  • 6. “Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” (“Руссобит – М”,
    2005).
  • 7. “По воде, земле и воздуху” (“Руссобит – М”, 2004).
  • 8. “Подводное сафари. Обитатели океана” (“МедиаХауз, 2003).
  • 9. “В джунглях” (“МедиаХауз”, 2000).
  • 10. “Силы природы” (“МедиаХауз”, 2002).
  • 11. “Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников” (ООО “ИгроМаркет”,
    2010).
  • 12. “Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и
    начальной школы” (ЗАО “1С”, 2005).
  • 13. “Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей” (“БУКА
    Интертейнмент”, 1998).
  • 14. Развивающие игры “Веселые моторы” (Фирма “1С”, 2006).
  • 15. “Азбука – малышка” (ТО “Маски”, 2008).
  • 16. “Маша и Медведь” (подготовка дошкольников к школе) и др.

II. Слайдовые презентации

(авторские и из ресурсов Интернета) по всем
лексическим темам.

III. Авторские компьютерные игры:

1) По развитию речи (старшая группа):

  • “Что лишнее” (“Овощи – фрукты”).
  • “Что лишнее – 2” (“Фрукты и ягоды”).
  • “Вот оно какое лето!” (“Лето”).
  • “Что подарим маме” (“Мамин праздник”).
  • “Поварята. Учимся готовить!” (“Продукты питания”) и другие.

2) По звукопроизношению (старшая группа):

  • “Учим звуки и буквы” (Аа).
  • “Учимся различать гласные звуки” (“Что лишнее?”).
  • “Будь внимателен! Подумай!”. (Определение места звука [Х] в названиях
    картинок)
  • “Поиграй с барашком!” (Дифференциация звуков [Б-БЬ]) и другие.

3) По обучению грамоте (подготовительная группа):

  • “Закрепление изученного материала”;
  • “Слоговые таблицы по обучению грамоте”;
  • “Определи первый звук в слове”;
  • “Найди звонкий звук”;
  • “Раздели слова на слоги”;
  • “Найди нужное слово”;
  • “Найди-ка!” (Д.Крицын – выпускник моей группы 2009 г.);
  • “Почитаем, поиграем!” и другие.

IV. Игры и игровые упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков:

  • “Лабиринт” ([Л]);
  • “Комарик” ([З]);
  • “Змея” ([Ш]);
  • “Жучок” ([Ш-Ж]);
  • “Наведи порядок” ([Ш]);
  • “Автоматизация звука [С]”;
  • “Автоматизация звука [Ш]”;
  • “Автоматизация звука [Р]”;
  • “Дифференциация звуков [Л – ЛЬ]” и другие.

V. Статические упражнения и игры:

  • “Подбери предмет к схеме”;
  • “Найди отличия”;
  • “Определи первый (последний) звук в слове”;
  • “Раздели на группы” и другие.

Взаимосвязь участников программы. (Приложение 8.)

Цели и задачи использования информационно – коммуникационных технологий на
занятиях разных видов

Вид занятия Цели и задачи

Фронтальные занятия проводятся два раза в
неделю

(в старшей группе фронтальные занятия провожу по подгруппам: от 9 до
7 человек, в зависимости от количества детей в группе)

Определить уровень:

– общих знаний по программе
средней группы;
– развития речевых умений и психических процессов детей;
– владения компьютером.

Обогащение и активизация предметного, глагольного, качественного
словаря по лексическим темам.
Формирование грамматического строя речи (образование мн. числа
существительных в именительном и родительном падежах; образование
относительных прилагательных;
подбор и согласование прилагательных с существительными, образование
формы уменьшительно-ласкательных существительных, образование формы
мн.числа существительных в сочетании с прилагательными в именительном и
родительном падежах; согласование слов в предложениях и словосочетаниях
в роде, числе, падеже и т.д., согласно Программе обучения и воспитания
детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни).
Развитие связной речи (обучение пересказу и диалогу; составлению
рассказов по одной и серии сюжетных картинок; высказыванию своего
мнения; формирование доказательной формы речи, коммуникативных навыков
детей).
Развитие слухового восприятия, фонематического слуха.
Знакомство с буквами русского алфавита (в старшей группе знакомлю детей
с 12-ю буквами).
Формирование и совершенствование психических процессов: зрительного и
слухового внимания, памяти, логического мышления, сообразительности,
воображения.
Развитие общей, мимической и мелкой моторики.
Развитие и совершенствование пространственной ориентации, сенсорики,
математических представлений.
Воспитание самоконтроля за поставленными звуками.

Подгрупповые занятия проводятся два раза в неделю

(малые подгруппы формируются по уровню знаний и характеру речевого
дефекта)

Закрепление знаний, полученных на фронтальных занятиях.
Уточнение терминов и понятий.
Расширение информационного поля, понятийной сферы.
Автоматизация и дифференциация звуков.
Формирование и совершенствование всех компонентов языка (фонематического
слуха и восприятия, слоговой структуры слова, словообразования,
грамматического строя и связной речи).
Развитие и совершенствование психических процессов, общей и мелкой
моторики.
Воспитание доброжелательного, внимательного отношения друг к другу,
самокритичности, самоанализа поступков и действий.
Индивидуальные занятия проводятся три раза в неделю Развитие артикуляторной и мелкой моторики.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков во всех видах речи
(словах, фразах, потешках, стихах, связном тексте).
Формирование и совершенствование всех компонентов языка (фонематического
слуха и восприятия, слоговой структуры слова (при наличии нарушений),
словообразования, грамматического строя и связной речи).Развитие
длительности и силы речевого выдоха, интонационной выразительности
речи.Формирование четкости и разборчивости речи.Закрепление полученных
знаний.
Развитие и совершенствование психических процессов.

Приложение 1,
Приложение 2
, Приложение 3,
Приложение 4
, Приложение 5,
Приложение 6, Приложение 7.

Презентация.

Звуковой файл. Приложение 9.

Следующий: