термины НК

Билет№1АНДАРАК — юбка из шерстяной многоцветной ткани, в разноцветную клетку или с вертикальными либо горизонтальными полосами, подчас с пришитым к ней лифом Распространена в Белоруссии и западных районах России.СВИТА — традиционная мужская и женская верхняя распашная одежда у славян — из домотканого сукна, до колен. Позже — верхняя широкая длинная одежда вообще,

Первоначально, в 10-13 в., это была только верхняя одежда мужчин, надевалась через голову, прямая, расширенная книзу за счет клиньев, прикрывала колени; имела длинные узкие рукава, отделывалась петлицами. Носилась с широким поясом. Зимой подбивалась мехом.

Билет№2АНОРАК (эск.) — традиционная эскимосская глухая одежда, защищающая от мороза, в настоящее время — водонепроницаемая теплая куртка с капюшоном (глухого покроя, первоначально использовалась для работы в Арктике) или плащ на утепленной подкладке, с застежкой, кушаком, кокеткой. Летний вариант — куртка глухого покроя или на молнии, обычно с капюшоном, с карманом-кенгуру, по низу рукавов и куртки проходит шнурок или резинка.Сарда́к (сердак) — вид зимней и/или демисезонной верхней одежды распашного кроя. Сардаки носились на Украине с XII-XIV веков в основном сельским населением и одевались по праздникам.

Сардак изготавливается из плотно свалянного сукна (наподобие валенка). А также украшаются большими разноцветными кутасами (помпонами в два хороших кулака), пуговицами из маленьких кутасиков, а также расшивается шнурками, лелитками(мелкими блестками), ером (вставками мелкого кожаного черно-белого плетения).

Как правило, сардаки делаются черного цвета, но селяне позажиточнее старались справить себе сардак темно-вишневого цвета

Бмлет№3ТЮБЕТЕЙКА (тюрк.) — круглая или квадратная матерчатая шапочка типа ермолки, возможно остроконечная, у народов Средней и Передней Азии. Была распространена а Московской Руси в 15-17 вв.воротушка-верхняя часть севернорусской рубахи в виде круглой вставки у ворота , выполненной из кумача или яркой шерстяной фабричной ткани и обшитой браной узорной полосой

Билет №4Армяк— 1) грубое сукно из верблюжьей шерсти домотканого производства2) верхняя распашная одежда у русских, татар, и других народов.Тюрбан (чалма)- длинное полотнище, определённым образом оборачиваемое вокруг головы поверх маленькой шапочки .Билет №5Башлык-Суконный тёплый головной убор — остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.  Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.Унты— разновидность сапог  для холодного и очень холодного климата.В одном варианте делаются на резиновой или кожаной подошве , утепление из собачей  (ступня) и овечьей (голенище) шерсти, снаружи — кирза.Второй вариант — мех внутрь/мех наружу, чаще всего собачий или олений, подошва из толстого слоя войлока.

У народов Крайнего Севера  используется как повседневная зимняя обувь .

У нанайцев, удэгейцев для унтов применяется название торбаза́.Билет №6Бекеша-  (от венгерск. bekes) — старинное долгополое пальто сюртучного  покроя (ватный или меховой сюртук) и меховая одежда , отрезная в талии, со складками и разрезом сзади (может быть и без разреза сзади), венгерский кафтан с шнурами.На Руси подобного типа была верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой (по краю воротника, рукавов, карманов, по подолу), также иногда называется полушубком.ФЕС- (тур.) — шапочка в форме усеченного конуса, в костюме народов ближнего востока, северной Африки и балканского полуострова, на мужской феске пришита черная или синяя кисточка, женская украшается золотом и жемчугом. Название взято по городу Фес (Марокко)Билет №7БЕЛДЕМЧИ –  деталь национального женского киргизского костюма: распашная юбка на широком поясе, надеваемая поверх платья или халата Подобные юбки издавна носили во многих азиатских странах, на Украине, в Молдавии, в Прибалтике, в Киргизии женщина надевала ее после рождения первого ребенка. Шилась из бархата или ярких полушелковых тканей, украшалась вышивкой, Полы либо сходились спереди, либо расходились на 15 см. Края зачастую обшивали полосками меха. Были также юбки, целиком сделанные из овчины.ФИБУЛА (лат.) — металлическая застежка для одежды, которая употреблялась почти повсеместно в Европе, начиная с бронзового века и кончая ранним средневековьем. Застежки эти имели самые разнообразные формы (дисковые, квадратные, фигурные и т.п.) и оформление (инкрустация камнями и эмалью). Фибулы представляют большую важность для археологии, помогая установить временные границы тех или иных захоронений.Билет №8БЕШМЕТ (тюрк.) — традиционная верхняя мужская распашная одежда типа архалука у ряда народов Сев, Кавказа, Сибири, Средней Азии и др. В талии собирается в складки и подпоясывается.ХАЛАТ (тюрк,) — комнатная домашняя одежда восточного покроя; в старину на Руси крестьянский кафтан без перехвата, зипун, армяк; деталь традиционной одежды у народов ряда стран. Билет №9ВИЛЛАЙНЕ — традиционная женская наплечная накидка из шерстяной ткани в клетку у латышей.ЧАДРА (тюрк.) — на Востоке легкое покрывало белого, синего, реже черного цвета, в которое закутываются с головы до ног женщины-мусульманки при выходе из дома, оставляя лишь просвет для глаз.Билет №10Воротушка (верхняя часть женской рубахи)ЧАЛМА (тюрк.) — у народов мусульманского Востока традиционный мужской головной убор в виде полотнища легкой ткани, многократно обмотанного вокруг головы, обычно поверх шапки, фески или тюбетейки. Форма и цвет чалмы указывает на этническую, социальную, культовую принадлежность владельца. Существует около тысячи видов этого убора в зависимости от длины ткани, цвета, способа наматывания. В прошлом чалма считалась обязательной для мусульманина, так как ее носил сам Мухаммед.

Билет №11ГРИБКИ — женское наплечное украшение в виде широкой (20 см) пелерины из тюля. Края ее обшивались двумя полосами лент.В XIX — начале XX века надевались молодыми замужними женщинами-однодворками Задонского уезда Воронежской губернии.ЧАПАН (кирг.), ЧАПОН (тадж.) — традиционная мужская распашная одежда у народов Средней Азии; азям. крестьянский верхний кафтан на Руси.Билет№12Гри́вна — серебряное или золотое  украшение в виде обруча, носившееся на шее в том числе в Древней Руси. Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней. Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.

В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет.ЧЕРКЕСКА — русское название распашной верхней суконной мужской одежды у народов Кавказа: в талию, ниже колен, со сборами, без воротника, с треугольным вырезом на груди; рукава широкие, полы — с боковыми разрезами, могут закладываться за пояс; подпоясывается ремнем. На груди, с обеих сторон, нашиты газыри.

Существовали местные варианты: у черкесов — это была длинная одежда, у абхазцев -короткая и т.п. Вместе с другими частями одежды вошла в быт кубанских и терских казаков.

Билет№13Душегре́я — теплая, легкая женская одежда. Чаще всего без рукавов и воротника. Носили на бретельках. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке. Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из парчи или бархата. Отделывались позументом, жемчугом, вышивкой шёлком ярких цветов.ЧУХА -(тюрк.- сукно) старинная верхняя мужская одежда типа черкески у народов Кавказа: приталенная, обычно из шерстяной ткани, у грузин надевалась поверх ахалохи. В отличие от черкески чоха имеет стоячий воротник, длину — до колен, рукава — до локтя, с разрезами. Вместо ремня подпоясывается кушаком. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин.

Билет№14ЕПАНЧА, ЯПАНЧА (тюрк., букв «плащ, бурка»)—древнерусская одежда упоминается в «Слове о полку Игореве» (12 в.) длинный широкий плащ без рукавов. В 16-17 вв. бытовали епанчи суконные и валяные, отделанные золотым кружевом, галуном шелковыми строчками драгоценными пуговицами. Носили их люди зажиточные.

Как короткая суконная накидка, епанча была введена Петром I в армейское обмундирование С конца 18 в ее стали называть «плащом»э

В качестве женской одежды типа широкого плаща упоминается еще в Библии (Ис 111 15-23) В России в 18-19 вв. бытовала «епанечка» — женский плащ до пояса без рукавов надевался поверх сарафана.ШАРОВАРЫ (перс.) — традиционная мужская и женская одежда у народов Востока; штаны, очень широкие в бедрах, часто со сборками на талии, сужающиеся к голени.Билет№15ЗАПАСКА — традиционная женская одежда на Украине: род запашной юбки из двух полотнищ темной шерстяной материи, одно подвязывается спереди. другое — сзади. (См. также Дерга, Плахта.)ШУГАЙ — в 15-17 вв. в Московской Руси короткая женская верхняя одежда с отрезной по талии спинкой, с баской, собранной в пышные сборки, с длинными суживающимися рукавами; шугай мог быть с меховым воротником или меховой опушкой.Билет№16ЗАПАСКА — традиционная женская одежда на Украине: род запашной юбки из двух полотнищ темной шерстяной материи, одно подвязывается спереди. другое — сзади. (См. также Дерга, Плахта.)ЧЕРКЕСКА — русское название распашной верхней суконной мужской одежды у народов Кавказа: в талию, ниже колен, со сборами, без воротника, с треугольным вырезом на груди; рукава широкие, полы — с боковыми разрезами, могут закладываться за пояс; подпоясывается ремнем. На груди, с обеих сторон, нашиты газыри.

Существовали местные варианты: у черкесов — это была длинная одежда, у абхазцев -короткая и т.п. Вместе с другими частями одежды вошла в быт кубанских и терских казаков.Билет№17ИЧИГИ, ИЧЕГИ — традиционная обувь из цветного сафьяна у народов

Сибири, Средней Азии, Поволжья мужские и женские мягкие легкие сапожки;

носят ичиги с резиновыми калошами, в старину надевали кожаные калоши (кауши, кавуши, кебис).ПОДДЕВКА — русская верхняя мужская одежда, с застежкой сбоку и сборками на талии.Билет№ 18КАМЗОЛ, КАМИЗОЛА, КАМИЗОЛЬ (фр.) — в 16 в. во Франции узкая мужская рубашка с атласными, вышитыми или украшенными небольшими разрезами рукавами, без воротника. Начиная с 17 в. их делают из шерстяной ткани. В 17-18 вв. обтягивающая корпус мужская одежда длиной до колен приобретает популярность в ряде европейских стран. Камзол без рукавов надевался на рубашку под кафтан, в качестве длинного жилета.

Кроме того, в старинном костюме башкир, казахов, татар, таджиков -это мужская и женская верхняя одежда, слегка в талию, обычно с рукавами.КУХЛЯНКА — традиционная верхняя одежда у народов Севера и Сибири из оленьих шкур, с наголовником, глухого покроя двойная — мехом внутрь и наружу, совик.Билет№ 19КАТИБИ — традиционная женская верхняя одежда в Грузии распашная, бархатная, с длинными, зачастую ложными рукавами.КОКОШНИК — старинный русский женский головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый жемчугом стеклярусом, лентами, аппликациями из парчи и бархата. Кокошник имел матерчатое дно, спереди и по бокам украшался поднизями и рясной.Билет№20КАФТАН (перс – гр.) — верхняя мужская и женская одежда. Первоначально — длинная свободная одежда персидских воинов и приближенных царя с рукавами, стянутая широким поясом. Попав в Европу, кафтан претерпел некоторые изменения В 14-15 вв. это довольно узкая одежда до колен или до середины икр (обычно опоясанная). Надевали кафтан пожилые люди при выходе на улицу. В Италии это распашная одежда со стоячим воротником. Видоизменяясь, кафтан в европейских странах дожил до начала 20 в.

В допетровской Руси это была распространенная одежда всех слоев населения. Кафтаны шились разные — и по покрою и по назначению с удлиненными рукавами. В основном, это была двубортная одежда с глубоким запахом и застежкой на левой стороне груди, однобортные кафтаны были редки. Спинку делали цельной и вставляли клинья по бокам, позже стали делать с отрезной спинкой и сборами. Короткий кафтан назывался полукафтаном.

Мужской костюм 18 в. в России состоял из кафтана, камзола и коротких штанов. Костюм этот соответствовал указам Петра I и с небольшими изменениями существовал несколько десятилетий. Только в конце 18 в. меняется крой кафтана у него значительно скашиваются полы он становится уже появляется высокий стоячий воротник. Соответственно камзол становится короче и его шьют без рукавов.

Для изготовления парадных костюмов использовали шелк и бархат, украшая их удивительными по красоте и исполнению вышивками.

Большой интерес представляет мундирное платье императрицы Екатерины II, сшитое по образцу формы лейб-гвардии Преображенского полка (1763 г.) Оно состояло из верхнего платья-кафтана, камзола и юбки из зеленого шелка, выложенного золотым форменным галуном.

Платье-кафтан было сшито в соответствии с французской модой того времени — на фижмах, со знаменитыми складками Ватто на спине (фасон контуша). В то же время в наряде были использованы элементы русского национального костюма: расположение галуна — как на русском сарафане; в мундирном платье по форме лейб-гвардии конного полка -длинные откидные рукава. В народном быту кафтан употреблялся до начала 20 в.

Кафтан польский — отрезной по талии, с плотно охватывающим фигуру лифом, нижние полы широкие, сшитые из собранных в сборку кусков ткани. Кафтан такого покроя пользовался популярностью в Европе в 17 в.

Кафтан становой — носили в Московской Руси, надевая на ферязь; он был с перехватом, с широкими недлинными рукавами, с пуговицами на груди, с разрезами на подоле, длиной до щиколоток.

Кафтан турский — носили в Московской Руси, без воротника, застежка только у шеи и на левом боку

Сактазастежка, фибулаБилет№21карсеткаКАРСЕТ а, м., КАРСЕТКА и, ж. corset m. Новогородское, тамбовское <слово>. Род женского шушуна или кофточки с лифом, но без рукавов. Даль. См. также. Корсет, Корсетка.ПОДДЕВКА — русская верхняя мужская одежда, с застежкой сбоку и сборками на талии.Билет№22КИЧКА (кика) — старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в южных губерниях). Шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки.( так называемая «корона замужества», древнерусский женский головной убор в виде открытой короны богато украшенной жемчугом, бисером, драгоценными камнями. «Чело кичное», передняя часть кики, впервые упоминается в документе 1328 г. Кикой называли нижнюю часть головного убора из холста на твердой основе, или из проклеенного холста, а также и весь головной убор. Собственно кика, так называемый волосник, прикрывала волосы, в переднюю часть вставляли что-нибудь твердое — дощечку, бересту и пр. — и придавали ей вид рогов, копытца, лопатки. Сзади надевался бисерный позатыльник а сверху — нарядная сорока. Следуя старинному свадебному обычаю, кику надевала новобрачная. Позже так стали называть головной убор замужней женщины, род повойника с рогами.).ФИБУЛА (лат.) — металлическая застежка для одежды, которая употреблялась почти повсеместно в Европе, начиная с бронзового века и кончая ранним средневековьем. Застежки эти имели самые разнообразные формы (дисковые, квадратные, фигурные и т.п.) и оформление (инкрустация камнями и эмалью). Фибулы представляют большую важность для археологии, помогая установить временные границы тех или иных захоронений.Билет№23КОЖУХ — старинная русская одежда, известная со времен Киевской Руси род кафтана, подбитого мехом и украшенного жемчугом и кружевом. Носили его поверх зипуна. На Украине кожухами называли тулуп из овчины, по покрою напоминающий свиту.Гри́вна — серебряное или золотое  украшение в виде обруча, носившееся на шее в том числе в Древней Руси. Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней. Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.

В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет.Билет№24КОКОШНИК — старинный русский женский головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый жемчугом стеклярусом, лентами, аппликациями из парчи и бархата. Кокошник имел матерчатое дно, спереди и по бокам украшался поднизями и рясной.ЧАДРА (тюрк.) — на Востоке легкое покрывало белого, синего, реже черного цвета, в которое закутываются с головы до ног женщины-мусульманки при выходе из дома, оставляя лишь просвет для глаз.Билет№25КОЗЫРЬ — высокий стоячий щегольской воротник, закрывавший весь затылок. Его делали из атласа и бархата, украшали золотом и серебром. От него происходит выражение «ходить козырем», т.е. щеголем. Приделывался к кафтану (особенно в 17 в.), к охабню.ЧАПАН (кирг.), ЧАПОН (тадж.) — традиционная мужская распашная одежда у народов Средней Азии; азям. крестьянский верхний кафтан на Руси.Билет№26КОСОВОРОТКА — традиционная мужская рубаха на Руси: туникообразная, с разрезом с левой стороны ворота, украшалась вышивкой.ШУГАЙ — в 15-17 вв. в Московской Руси короткая женская верхняя одежд с отрезной по талии спинкой, с баской, собранной в пышные сборки, с длинными суживающимися рукавами; шугай мог быть с меховым воротником или меховой опушкой.Билет№27КУХЛЯНКА — традиционная верхняя одежда у народов Севера и Сибири из оленьих шкур, с наголовником, глухого покроя двойная — мехом внутрь и наружу, совик.

Сакта-застежка, фибулаБилет№28ЛАСТОВИЦА — четырехугольный кусок ткани, который вшивался под мышкой в пройму для свободы движения. Элемент одежды, существовавший уже в 15 в, в Московской Руси.ЧЕРКЕСКА — русское название распашной верхней суконной мужской одежды у народов Кавказа: в талию, ниже колен, со сборами, без воротника, с треугольным вырезом на груди; рукава широкие, полы — с боковыми разрезами, могут закладываться за пояс; подпоясывается ремнем. На груди, с обеих сторон, нашиты газыри.

Существовали местные варианты: у черкесов — это была длинная одежда, у абхазцев -короткая и т.п. Вместе с другими частями одежды вошла в быт кубанских и терских казаков.

Билет№29МАЛИЦА — традиционная одежда в виде рубахи у ненцев и соседних народов: глухого покроя, из оленьих шкур, мехом внутрь, длиной до колен, может быть с капюшоном. Совик, гусь и парка — длиннее, мехом наружу, могут надеваться поверх малицы.КОСОВОРОТКА — традиционная мужская рубаха на Руси: туникообразная, с разрезом с левой стороны ворота, украшалась вышивкой.Билет№30НАМИТКА, НАМЕТКА — полотняный головной убор у народов Восточной Европы: длинные полосы ткани обматываются вокруг чепца или другой, твердой, основыКАТИБИ — традиционная женская верхняя одежда в Грузии распашная, бархатная, с длинными, зачастую ложными рукавами.Билет№31Натазники (хэрки, ханни, ханды) — часть одежды, характерная для всех эвенков. Они представляют собой очень короткие, покрывающие только таз, штаны..Кусок ровдуги, сложенный вдвое, сшивали по бокам и прорезали на краях сгиба отверстия для ног. Вверху загибали, продевали ровдужный ремешок или оставляли без вздержки, в таких случаях вверху по бокам в двух местах пришивали вязки.При постепенном превращении натазников в штаны ровдугу складывали на 3 части (2/3 – задняя часть, 1/3 передняя), прорезь делали не по краям сгиба, а несколько наискось, к ней пришивали прямые штанины. Для таких штанов обязательно наличие вздержки. Удлинение натазников и превращение их в штаны привело к укорачиванию ноговиц и превращению их в наколенники.

ПАПАХА — традиционный мужской головной убор у народов Кавказа: высокая шапка из овчины.Билет№32ЗИПУН — раньше так называли русский кафтан без козыря, потом — вообще любой домотканый, мужской и женский, крестьянский верхний кафтан, обычно суконный; чапан, сермяга, азям.Билет№33ОНУЧИ — узкие длинные (до 5 м) куски ткани, которыми обертывали ноги; обычно носились с лаптями. Обувь народов Восточной Европы.САВАН-(греч. sabanon). Одежда в виде длинной рубахи, в которой хоронят умершихБилет№34ОЧИПОК — традиционный головной убор замужних женщин у народов Восточной Европы (например, на Украине): чепец, шамшура, прикрываемый платком.БАШЛЫК (тюрк } -традиционный мужской головной убор (главным образом, у народов Кавказа): шерстяной капюшон с длинными концами -лопастями.Билет№35ПАРАНДЖА (ар,) — в Средней Азии верхняя одежда, без которой женщинам-мусульманкам запрещалось выходить из дома: широкий халат с длинными ложными рукавами, скрепленными за спиною, покрывающий женщину с головой. Лицо при этом прикрывалось чачваном. Носили паранджу, главным образом, в городах.УНТЫ (эв.) — меховые сапоги у народов Севера и Сибири.Билет№36ПАПАХА — традиционный мужской головной убор у народов Кавказа: высокая шапка из овчины.ВИЛЛАЙНЕ — традиционная женская наплечная накидка из шерстяной ткани в клетку у латышей.Билет№37ПАРКА (ненец.) — традиционная верхняя одежда у народов Севера и Сибири: глухого покроя, с капюшоном, из оленьих шкур, овчины, котика, капана, птичьих шкурок, мехом наружу. Поверх надевалась камлейка. Пыжиковые парки бывают двойные: мехом внутрь и наружу.СВИТА — традиционная мужская и женская верхняя распашная одежда у славян — из домотканого сукна, до колен. Позже — верхняя широкая длинная одежда вообще,

Первоначально, в 10-13 в., это была только верхняя одежда мужчин, надевалась через голову, прямая, расширенная книзу за счет клиньев, прикрывала колени; имела длинные узкие рукава, отделывалась петлицами. Носилась с широким поясом. Зимой подбивалась мехом.

Билет№38ПЛАХТА — традиционная женская праздничная одежда у украинцев: род запашной юбки, или фартука из двух полотнищ шерстяной узорной материи (см. также Запаска, Дерга).Армяк— 1) грубое сукно из верблюжьей шерсти домотканого производства2) верхняя распашная одежда у русских, татар, и других народов.Билет№39ЛАСТОВИЦА — четырехугольный кусок ткани, который вшивался под мышкой в пройму для свободы движения. Элемент одежды, существовавший уже в 15 в, в Московской Руси.ПОГО(хакасы)-женское нагрудное украшение полуовальной формы, вырезанное из кожи ,обшитое тканью и украшенное с лицевой стороны узором из бисера, перламутровых пуговиц, раковин-каури.Билет№40ПОДДЕВКА — русская верхняя мужская одежда, с застежкой сбоку и сборками на талии.БЕЛДЕМЧИ – детали женского Киргизского костюма, распашная юбка на широком поясе.Билет№41ПОНЁВА, ПАНЕВА — род запашной юбки у белорусов, русских, особенно в южных областях России: обычно состоит из трех сшитых полотнищ. На Руси была распространена в 10-13 вв., крепилась вокруг талии гашником.МАЛИЦА — традиционная одежда в виде рубахи у ненцев и соседних народов: глухого покроя, из оленьих шкур, мехом внутрь, длиной до колен, может быть с капюшоном. Совик, гусь и парка — длиннее, мехом наружу, могут надеваться поверх малицы.Билет№42ПУЛАЙ— пулагай, пулакша, черный гарусный хвост с кистями и украсами, который носят мордовки.ЕПАНЧА, ЯПАНЧА (тюрк., букв «плащ, бурка»)—древнерусская одежда упоминается в «Слове о полку Игореве» (12 в.) длинный широкий плащ без рукавов. В 16-17 вв. бытовали епанчи суконные и валяные, отделанные золотым кружевом, галуном шелковыми строчками драгоценными пуговицами. Носили их люди зажиточные.

Как короткая суконная накидка, епанча была введена Петром I в армейское обмундирование С конца 18 в ее стали называть «плащом»э

В качестве женской одежды типа широкого плаща упоминается еще в Библии (Ис 111 15-23) В России в 18-19 вв. бытовала «епанечка» — женский плащ до пояса без рукавов надевался поверх сарафана.

Билет№43Са́ван — это одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гробу. Это одеяние обычно белого цвета. Как правило, в качестве савана используется костюм для мужчин, и нарядное длинное платье с длинными рукавами для женщин. Также существует обычай хоронить незамужних девушек в свадебном платье.Душегре́я (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка) — теплая, легкая женская одежда. Чаще всего без рукавов и воротника. Носили на бретельках. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке. Душегреи являлись парадной одеждой крестьянок и часто шились из парчи или бархата. Отделывались позументом, жемчугом, вышивкой шёлком ярких цветов.

Билет№44Сакта-национальное латышское украшение, большая декоративная брошь, обычно применялась для застегивания женской шерстяной одежды.Кожух-подбитый мехом кафтан ( возможен с нашивками, шитьем), который надевался на зипун ( зипун – представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурками) комплекс донского казачества.Билет№45ОНУЧИ — узкие длинные (до 5 м) куски ткани, которыми обертывали ноги;обычно носились с лаптями. Обувь народов Восточной Европы.КУХЛЯНКА — традиционная верхняя одежда у народов Севера и Сибири из оленьих шкур, с наголовником, глухого покроя двойная — мехом внутрь и наружу, совик.

Предыдущий:

Следующий: