словарь терминов РЯКР

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

« РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ »

АББРЕВИАТУРА сложносокращенное слово: ТГУ, колхоз, Камаз.

АККОМОДАЦИЯ приспособление к чему либо. Фонетическая адаптация, частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного, ведущее к тому, что начало артикуляции одного приспосабливается к окончанию другого: в рус.яз. игры-отыграться.

АБСТРАКТНАЯ ЛЕКСИКА слова, обозначающие отвлеченные понятия: необходимость, причина.

АДЛИБИТУМ — по желанию, на выбор; то есть такая манера речи, когда оратор свободно пользуется всеми ее богатствами.

АКТИВНАЯ ЛЕКСИКА слова, часто употребляемые говорящими; активная лексика конкретного человека включает как обще употребляемые слова, так и профессиональные (например для врача — медицинские термины, для столяра — названия столярных инструментов и т.д.).

АКЦЕНТударение в слове, во фразе, выделение какой-нибудь части речи, обращение внимания аудитории.

АЛЛЕГОРИЯ-иносказание, выражение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа, например, в баснях: Лиса-хитрость, Волк-жадность.

АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых или похожих звуков, например, «Мой милый маг, моя Мария» (В. Брюсов).

АЛОГИЗМ- нелогичность речи, высказывания.

АЛЛЮЗИЯ соотнесение описываемого в речи устойчивым литературным, мифологическим или историческим понятием с целью охарактеризовать предмет речи: наполеоновские замашки; «Не хочу я… растекаться мыслью по дереву» (М.Е.Салтыков-Щедрин).

АМПЛИФИКАЦИЯ накопление нескольких сходных определений, усиливающих характеристику явления (личности) например, «он храбрый, отважный, мужественный человек».

АМПЛУА — роль, род занятий; для оратора — та особенность облика, которую он берет на себя перед аудиторией, выступая, например, «как товарищ», «как ментор», «как руководитель» «как критик», «как судья».

АНАГРАММА перестановка букв в слове для образования другого слова, например: «топор-ропот», «куб — бук».

АНАДИПЛОСИС стилистическая фигура, смысл которой в том, что отрезок речи начинается словами, которыми заканчивается предыдущий, например: «Голова болит, мало можется. Мало можется, нездоровится» (народная песня).

АНАФОРА- повторение в начале фраз одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, например: «Али я тебя не хвалю? Али ешь овса не вволю?» (А.С.Пушкин). Противоположный оборот называется «эпифора» — повторение конечных частей фраз.

АНЕКДОТ- короткий юмористический рассказ злободневного содержания, бытующий, как правило, в устной форме. В публичной речи анекдот нередко используется как композиционно-стилистический прием в целях оживления речи, характеристики явления, для поддержания внимания, для заполнения психологической паузы.

АНТИТЕЗА намеренное противопоставление понятий, образов, фактов, идей: «Кто был ничем, тот станет всем»; «Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!» (В.Брюсов).

АНТОНИМЫ- слова с противоположным значением: молодой-старый, свобода-рабство, сила-слабость, начать кончить.

АНТОНОМАЗИЯ замена имен собственных на нарицательные (или наоборот): Крез — богач, Геркулес — силач.

АПЕЛЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ (языка) — одна из основных функций языка, заключающаяся в обращении к слушающему, побуждении его к восприятию речи.

АПОСТРОФА — ораторский прием, представляющий собой обращение к лицу отсутствующему как к присутствующему; или к неодушевленному предмету как к одушевленному: «Ветер, ветер, ты могуч…», «Где вы, друзья моей юности?»

АРГО то же, что жаргон. В отличие от последнего, термин арго лишен отрицательного, уничижительного значения.

АРТИКУЛЯЦИЯ работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения определенного звука, слова.

АРХАИЗМЫ слова и речевые обороты, вышедшие из употребления, устаревшие и перешедшие в разряд пассивной лексики: паче чаяния (сверх ожидания), аэроплан (самолет).

АРХИТЕКТОНИКА — то же, что и построение, композиция.

АСИНДЕТОН бессоюзие; стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для усиления речи: «пришел, увидел, победил». Противоположная фигура- полисиндетон.

АССИМИЛЯЦИЯ уподобление, приспособление одних звуков к другим, ведущее к утрате либо к приобретению новых фонетических признаков (озвончение, оглушение, смягчение).

АССОЦИАЦИЯ связь между представлениями, которые отражают предметы и явления, имеющие какие-либо общие (часто несущественные) признаки, чем и обусловлено то, что одно представление вызывает в сознании другое.

АТТИЦИЗМ утонченность и образность речи, свойственная жителям Аттики (в Древней Греции) в период ее наибольшего расцвета. Отсюда выражение «аттическая соль» — тонкая насмешка, образная острота, желательная в любом ораторском выступлении.

АФОРИЗМ глубокая обобщающая мысль, облеченная в лаконичную, отточенную языковую форму, пословица литературного происхождения: «Знание — сипа» (Ф. Бэкон).

БИЛИНГВИЗМ то же, что и двуязычие. Владение двумя языками. Двуязычие нередко ведет к смешению речи форм разных языков (звуков, слов, конструкций).

БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ качество звучащей речи, заключающееся в ее плавности, мелодичности, интонационной выразительности, достаточной громкости, в отсутствии в ней режущих слух звукосочетаний слов-паразитов, вставных звуков, искажения орфоэпических норм.

БРИФИНГ- информационная беседа для журналистов.

БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА слова, обозначающие реалии (предметы, явления, события) повседневного быта: шлепанцы (тапки), стирка, смотреть телевизор.

ВЕЛЕРЕЧИВЫЙ (церк., книжн., ирон.) многословный, красноречивый.

ВВОДНЫЕ СЛОВА И КОНСТРУКЦИИ слова и речевые обороты, не имеющие непосредственных синтаксических связей с высказыванием и указывающие на отношение говорящего к речи (разумеется, конечно, к сожалению), на порядок следования аргументов, отдельных фраз, тех или иных фрагментов звучащего текста речи (например, таким образом, итак, во-первых, во-вторых, и наконец )и др.

ВЕРБАЛЬНЫЙ устный, словесный. Термин, используемый для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования им. В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное общение (например, жестовое).

ВОЛАПЮК, ВОЛЯПЮК — искусственный международный язык, предложенный в 1880 г. Шлейером. (перен.,разг.) Набор непонятных слов, тарабарщина.

ВОЛЮНТАТИВ модальное значение выражения воли, например: в рус.яз. пойдемте; ну пошли.

ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД композиционно-стилистический прием изложения, заключающийся в имитировании диалога, в изложении материала в виде вопросов и ответов на них, даваемых самим оратором.

ВУЛЬГАРИЗМЫ неправильные (по грамматической форме) а также грубые, нелитературные слова и обороты речи: «дешевше» (дешевле), «хотит» (хочет), «рожа».

ВЫВОДЫ формулируемые в конце выступления положения, содержащие итог изложенного оратором, суммарную оценку явлений, о которых шла речь.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА заложенные в языке возможности создания в речи словесной наглядности, чувственно-предметных картин, достижения эмоциональности и экспрессивности ее. К выразительно-изобразительным средствам языка относятся тропы, фигуры, речения (пословицы, поговорки, крылатые слова и т.д.) и композиционно-стилистические приемы и др.

ГИПЕРБОЛА- вид тропов, состоящий в чрезмерном преувеличении качеств, свойств, количества предметов и явлений: бездонная пропасть, ждать целую вечность, пот катился градом.

ГЛОТТОГОНИЯ- происхождение языка и его развитие.

ГОЛОС совокупность звуков, различных по силе, высоте, тембру — основное ораторское средство достижения цели в процессе выступления. Мужские голоса: тенор, баритон, бас; женские: сопрано, меццо-сопрано.

ГРАДАЦИЯ речевой оборот, построенный из однородных членов с последовательно нарастающей выразительностью, с последовательным усилением смысловой значимости слов: «Пришел, увидел, победил» (Цицерон), «Не жалею, не зову, не плачу» (С.Есенин).

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПАУЗА значимая пауза, несущая информацию о грамматической структуре фразы (о членении предложения, об отдельных предложениях и т.д.); в письменном тексте грамматические паузы отмечаются, как правило, знаками препинания.

ГРАССИРОВАТЬ — специфически, непривычно для русской речи произносить звук [р]; «картавить».

ДЕКЛАМАЦИЯ- упражнение в ораторском произношении; искусство выразительного чтения вслух.

ДЕНОТАТИВНЫЙ имеющий отношение к денотату — предмету реальной действительности, называемому словом.

ДЕНОТАЦИЯ называние, обозначение, присваивание «имени» предмету реальной действительности, обозначение предмета словом.

ДЕФИНИЦИЯ — определение понятия, установление основного понятия.

ДИАЛЕКТИЗМЫ слова, формы и обороты речи, свойственны тому или иному народному говору (диалекту): баз (двор для скота), шибко (очень), гуторить (говорить).

ДИАЛОГ форма речи, характеризующаяся сменой высказываний двух или нескольких говорящих или обменом репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания).

ДИАЛОГИЗАЦИЯ композиционно-стилистический прием, состоящий во введении в монологическую речь элементов диалога (вопросов, прямой речи, диалогических цитат).

ДИГРЕССИЯ — отступление, отклонение от темы выступлений.

ДИКЦИЯ произношение, манера, с которой оратор произносит звуки, слоги, слова и фразы в ходе выступления. Хорошая дикция (ясность и четкость произношения) — одна из важнейших сторон культуры речи.

ДОСТУПНОСТЬ РЕЧИ качество публичного выступления, заключающееся в том, что оратор отбирает факты, аргументы, речевые средства с максимальным учетом возможностей восприятия речи в конкретной аудитории, то есть с учетом жизненного опыта, образованности, профессии, возраста, кругозора и интересов слушателей.

ДОХОДЧИВОСТЬ РЕЧИ качество публичного выступления, отражающее способность оратора говорить популярно, то есть находить тот путь изложения (примеры, доказательства, формулировки, языковые средства), который делает речь ясной, понятной и интересной, несмотря на сложность темы.

ЖАНРЫ КРАСНОРЕЧИЯ разновидности устных публичных выступлений. Все многообразие жанров может быть упорядочено в виде родовидовой классификации. Различают следующие основные роды красноречия: академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род включает несколько видов выступления.

Так, среди академических речей можно назвать вузовскую лекцию научный доклад, научный обзор и т.д.

Среди социально-политических речей — доклад, парламентская, митинговая, военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская речи.

Судебные речи — это прокурорская, (обвинительная), адвокатская (защитительная).

К духовному красноречию относится слово (проповедь) и официальная церковная речь.

Среди социально-бытовых речей выделяются юбилейная, приветственная, застольная, и т.д.

ЖАРГОННО-АРГОТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА слова и обороты речи, характерные для языка той или иной относительно обособленной социальной группы, выделяемой по возрасту (молодежный жаргон), профессиональному (артистический, спортивный жаргоны) или иному социальному признаку (некогда существовавшие языки бродячих торговцев, воровское арго и т.д.: «кореш» (товарищ, друг), «завязать» (решительно покончить с чем-либо).

ЖЕСТЫ более или менее разграничиваемые и отчетливо воспринимаемые свойства общей моторики (движений) человека, связанные с речью и общением (коммуникацией) между людьми в целом. Основные виды моторики — мимика (движение мышц лица), пантомимика (движение всего тела) и жестикуляция (движение рук — жесты в узком смысле слова).

ЗАКОН КРАЯ — выведенная из практики и экспериментально подтвержденная психологами закономерность, сущность которой применительно к публичному выступлению состоит в том, что слушатели лучше запоминают начальные и заключительные фразы, фрагменты речи. Закон края — одно из правил композиции выступления, требующее особенно ясно излагать тему, проблематику и задачи выступления (начальный фрагмент), а также четко формулировать частные и общие выводы (заключительные фрагменты выступлений).

ИДИОЛЕКТ совокупность индивидуальных (профессиональных, социальных, территориальных, психофизических и др.) особенностей, характеризующих речь данного индивида; индивидуальная разновидность языка.

ИДИОМА устойчивое словосочетание, свойственное данному языку: бить баклуши, спустя рукава, попасть впросак.

ИДО — один из многочисленных искусственных языков международного общения, наиболее известный вариант эсперанто.

ИМПЕРАТИВ повелительное наклонение глагола (книжн.) — настоятельное требования, долженствование.

ИМПЕРАТИВНЫЙ повелительный (повелительного наклонения), побудительный (книжн.) — не допускающий выражения, требующий безусловного подчинения.

ИМПРОВИЗАЦИЯ умение оратора выступать без видимой подготовки, без предварительной разработки темы, опираясь на накопленные знания и опыт публичных выступлений.

ИНВЕКТИВА — речь с бранью, с оскорблением в чей-нибудь адрес.

ИНВЕРСИЯ речевой оборот, состоящий в намеренном, стилистически оправданном изменении привычного (так называемого прямого) порядка слов.

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням...(А.С.Пушкин)

ИННОВАЦИЯ явление либо закономерность, отличающие данное состояние языка от предыдущего; новоизменение.

ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛЕКСИКА слова, заимствованные из других языков и вошедшие в словарный запас данного языка: армия, биология, комбайн, оратор, санкционировать, телефон и т.д. (для русского языка).

ИНТОНАЦИЯ изменение основного тона интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания и детализирует внутри них смысловые отношения, участвует в выражении эмоции.

ИНТЕРЛИНГВИСТИКА раздел языкознания, изучающий создание и функционирование вспомогательных языков (международные языки: эсперанто, интерлингва и т.д., математические языки-посредники, информационно-логические языки, вспомогательные коды для машинного перевода).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ толкование, раскрытие смысла чего-либо, разъяснение того или иного смысла.

ИРОНИЯ — тонкая скрытая насмешка, в стилистике — речевой оборот, в котором слова противоречат смыслу, например: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — слова Лисы, обращенные к Ослу в басне И.А.Крылова.

ИСКОННАЯ ЛЕКСИКА слова, образованные в данном языке с момента его возникновения: вода, человек, держава, говорить, молодой, рано и др. (для русского языка).

ИСТОРИЗМЫ слова и речевые обороты, обозначающие факты и явления, ушедшие в историю: боярин, ротмистр, феодал и т.п.

КЛАУЗУЛА заключительная часть речевого отрезка, важная для оратора в композиционном и смысловом отношении и потому специально отработанная им.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА неспециальные (не узкопрофессиональные) слова, характерные для языка научных исследований, политических документов и других видов работ, имеющих по преимуществу письменную форму: превалировать, причинность, взаимодействие, существенный, аполитичный, следовательно и т.п.

КОГНИТИВНЫЙ- познавательный, касающийся знаний, сознания субъекта.

КОДИФИЦИРОВАННЫЙ узаконенный, принятый как закон, регламентированный к обязательному, всеобщему употреблению как образец.

КОЙНЕ 1. Общенародный язык, возникший в Древней Греции на базе аттического диалекта. 2. Язык, служащий средством междиалектного общения для разноязычных групп (коллективов) и возникший на базе одного (или нескольких) диалектов, являющихся естественными языками этих групп.

КОММУНИКАЦИЯ смысловой аспект социального взаимодействия. По типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникация; по средствам — речевая (письменная и устная); паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.).

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ условный, принятый, соответствующий установившимся традициям.

КОНВЕРГЕНЦИЯ схождение, сближение.

КОННОТАЦИЯ дополнительное содержание слова (или выражения), его сопутствующие семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на его основное значение, служат для выражения различного рода экспрессивно-эмоционально-оценочных обертонов.

КОНСИНУАЦИЯ ситуация общения, диалога, разговора, ситуативный контекст коммуникативного взаимодействия.

КОНТАМИНАЦИЯ речевая ошибка, смешение двух, обычно близких по значению или звучанию слов и синтаксических конструкций, в результате чего появляется третье выражение, чаще всего неправильное: преимущество над противником из превосходство над противником и преимущество перед противником. Преднамеренная, стилистически оправданная и значимая контаминация является разновидностью фигур, игрой слов: «орангутангел» из «орангутанг» и «ангел» (В. Маяковский).

КРАСНОРЕЧИЕ -1. Ораторское искусство. 2. Дар речи, речевая искусность, ораторский талант.

КЛИШЕ речевой стереотип, существующий в языке оборот, используемый в качестве стандарта (шаблона, штампа), который легко воспроизводится в определенных ситуациях для решения задач коммуникации.

КУЛЬТУРА РЕЧИ 1. Совокупность взаимосвязанных свойств речи, говорящих о ее совершенстве. 2. Совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения. 3. Раздел науки о языке.

КУЛЬМИНАЦИЯ наиболее напряженный момент речи, сравнения, доказательства, связанный с ее содержанием, с логикой изложения.

КУМУЛЯТИВНЫЙ связанный с сохранением, собиранием, вбиранием, накапливанием.

ЛЕКСИКОН словарь, запас слов, которым владеет конкретный человек.

ЛПТЕРАТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ НОРМА стабильность формы языковых единиц в процессе их функционирования, поддерживаемая социальными установлениями и опирающаяся на авторитетные образцы. Для письменной речи — нормы орфографические, нормы пунктуационные. Для устной речи — нормы орфоэпические, нормы акцентологические. Для обеих форм существования языка — нормы грамматические, нормы лексико-фразеологические.

ЛИТОТА оборот речи, обратный гиперболе; нарочитое преуменьшение качеств, свойств, значений количества предметов и явлений, а также утверждение равнозначных ему отрицанием: мальчик-с-пальчик, подожди секундочку. Я не сомневаюсь (вместо: «я убежден»).

МЕТАФОРА — всякое иносказание, употребление слова или выражения в переносном смысле по сходству или контрасту: говор волн, острота ума, шепот листвы, восковая келья (улей).

МЕТАЯЗЫК язык «второго порядка», то есть такой язык, на котором говорят о языке же (языке-объекте); язык, объектом которого является содержание или выражение другого языка.

МЕТОНИМИЯ- замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий, смежности обозначаемых предметов: любить Пушкина (вместо: любить стихи Пушкина).

МОНОЛОГ форма развернутого речевого высказывания, представляющая собой речь, обращенную к самому себе или другим, в отличие от диалога, не рассчитанную на непосредственную речевую реакцию другого лица

МОРФЕМА — значимая часть слова: корень и аффиксы (приставки, суффиксы, окончания).

МОРФЕМИКА раздел грамматики, занимающийся описанием строения слов.

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА направление в языкознании и психологии, занимающееся изучением «лингвистических» процессов мозга.

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА широко употребительные слова, обозначающие понятия и явления, но не передающие их оценки говорящим: работать (ср.: трудиться, вкалывать, гнуть спину), мальчик (ср.: мальчишечка, карапуз, непоседа).

НЕОЛОГИЗМЫ слова и обороты речи, недавно появившиеся в публицистике, поэзии, устных высказываниях: рейтинг, суперский, визитка.

ОКСИМОРОН или ОКСЮМОРОН стилистический оборот, состоящий в подчеркнутом соединении противоположностей, несоединимых слов: запахи звуков, живой труп, черное солнце, горячий снег, жареные гвозди.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ одушевление неодушевленного, использование в речи названий, предметов, явлений, идей, так, как будто бы эти названия обозначают живых существ: ветер стучит в окно, стонет океан, поэта посетило вдохновение.

ОМОНИМЫ слова с одинаковым звучанием, но разным значением: ключ (отмычка), ключ (родник), ключ (нотный знак).

ОРАТОР человек, обладающий даром речи, способный воздействовать на слушателей в нужном ему направлении; лицо, произносящее речь; лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО — высшая форма красноречия; один из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей, их убеждения, внушения.

ОРФОГРАФИЯ правописание, общепринятая и единообразная система способов написания слов языка

ОРФОЭПИЯ образцовое литературное произношение, изучение правил и практики правильного произношении.

ПАРАДИГМА— (грам.) образец склонения или спряжения, система форм одного и того же слова.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ- речевой оборот, состоящий в однотипном построении нескольких рядом стоящих фраз: «В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут» (А.С.Пушкин).

ПАРОНИМЫ схожие по звучанию, но разные по значению слова: дипломат ипломант дипломник, проблемный проблематичный.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ такое построение высказывания, когда намеренно отделяются грамматически и по смыслу связанные слова с целью подчеркнуть их значимость: Он пришел. Вечером, Один. Когда все перестали его ждать.

ПЕРИОД — речевой оборот, представляющий собой сложное синтаксическое целое (предложение или группу предложений), распадающееся на две интонационно-смысловые части — подъем и спад.

ПЕРИФРАЗА и ПЕРИФРАЗ передача смысла другими словами, замена названия предмета его описанием, построенном на сравнении, метафоре и т.п.: солнце русской поэзии (А.С.Пушкин), великий писатель земли русской (Л. Н. Толстой), унылая пора, очей очарованье (осень).

ПЛЕОНАЗМ 1. Стилистически значимое повторение близких по значению слов и оборотов: учил, уму разуму, отправиться в путь-дорогу, целиком и полностью, идти пешком. 2. Словесная избыточность, многословие, ненужное повторение сказанного: вновь возобновить работу, неженатый холостяк, строить планы на будущее.

ПОГОВОРКА устойчивое фольклорное выражение, содержащее образно-эмоциональную характеристику жизненного явления. Поговорка, в отличие от пословицы, всегда выступает в речи как часть суждения: (этот человек) не лезет за словом в карман, (он всегда) валит с больной головы на здоровую.

ПОСЛОВИЦА устойчивое фольклорное выражение, содержащее образно-эмоциональную характеристику жизненного явления и, в отличие от поговорки, выступающее в речи в качестве отдельного суждения (предложения): Как аукнется, так и откликнется. Жизнь прожить — не поле перейти.

ПРЕДИКАТ — сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения.

ПРОСТОЙ ПЛАН последовательный, но без детализации, перечень основных вопросов, которые должны быть раскрыты в выступлении.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА слова и формы обиходного языка, нередко выходящие за предел литературной разговорно-обиходной нормы: башка (голова), охмурять (обманывать), инженера (вместо «инженеры»), смеяться с него (вместо «смеяться над ним»).

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ слова и речевые обороты, характерные для языка людей определенных профессий: компас, склянки, камбуз (в речи моряков), рубанок, фуганок, шерхебель (в речи столяров).

ПСИХОЛИНГВИСТИКА отрасль языкознания, изучающая процесс речи с точки зрения содержания коммуникативной ценности.

ПУРИЗМ книжн.) 1. Стремление к чистоте и строгости нравов, часто показное. 2. (лингв.) Стремление очистить язык от лишних иноязычных элементов или от слов и выражений своего же языка, имеющих вульгарный оттенок.

РЕЗОНЕР человек, любящий вести длинные речи, рассуждения, преимущественно нравоучительного характера, говорить нудно и неинтересно.

РЕПЛИКА — краткое выражение, быстрый ответ, замечание с места по ходу выступления оратора.

РЕЧЬ — последовательность знаковых единиц общения в их конкретном применении; реализация языка. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и результат этот процесса (устные или письменные речевые высказывания, произведения).

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ национально-специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником.

РИТОРИКА теория ораторского искусства; наука об искусстве речи, о красноречии, о способах убеждения.

САРКАЗМ едко насмешливая, изобличающая характеристика человека или явления.

СЕМИОЛОГИЯ, СЕМИОТИКА — наука об общих свойствах знаковых систем вообще, включающая в себя языкознание в той мере, в какой язык обладает семиологическими свойствами.

СИНЕКДОХА стилистический оборот использования части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот: пропала моя головушка (вместо «я пропал»), крыша над головой (вместо «дом»), защита требует оправдания подсудимого (вместо «защитник требует»).

СИНОНИМЫ — близкие, или тождественные по значению слова: большой, громадный, огромный, великий; базар, рынок, ярмарка; увеличиваться, усиливаться, повышаться, возрастать.

СИНТАКСИС 1. Совокупность языковых правил построения словосочетаний и предложений. 2. Раздел языкознания, изучающий эти правила

СИЛЛОГИЗМ — умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).

СИНХРОНИЧЕСКИЙ, СИНХРОННЫЙ — одновременный, происшедший в одно время.

СЛЕНГ — в англ.яз. слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или социальных групп.

СЛОЖНЫЙ ПЛАН перечень вопросов, которые должны быть раскрыты в выступлении. Сложный план отличается от простого детализацией, дроблением основных вопросов на подпункты разной степени подчиненности.

СОЛЕЦИЗМ нарушение в речи синтаксических правил языка или правил изменения слов: сколько время (вместо «времени») и т.п.

СОФИЗМ ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

СОЦИОЛИНГВИСТИКА 1. Раздел языкознания, изучающий причинные связи между языком и фактами общественной жизни. 2. Раздел языкознания, изучающий социальную дифференциацию языков, то есть различные его социальные диалекты.

СХОЛАСТИКА абстрактные бесплодные рассуждения, формальные высказывания, оторванные от жизни, в ораторской практике — сухое, неинтересное выступление.

ТАВТОЛОГИЯ функционально не оправданное, ведущее к многословию повторение близких по значению слов и оборотов: мемориальный памятник, моя автобиография, семь человек комсомольцев.

ТЕЗИС положение, истинность которого должна быть доказана.

ТЕКСТ устное или письменной словесное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.

ТЕРМИН слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства.

ТЕХНИКА РЕЧИ- совокупность приемов, применяемых в ходе устного выступления, практическое владение этими приемами.

ТИРАДА часть речи, длинная фраза, произнесенная в приподнятом тоне; яркая реплика, запоминающееся место в выступлении.

ТОПИКА общее место в речи; в риторике Древней Греции — учение о разработке общих закономерностей, основных положений при подготовке выступления, общих приемов подхода к теме.

ТРОП — слово или фраза в переносном значении, например метафора, синекдоха, аллегория, гипербола, литота и др.

ФИГУРА особая синтаксическая конструкция, необычайный оборот речи, усиливающий ее эмоциональное воздействие, например, анафора, инверсия, антитеза, параллелизм, эллипсис.

ФИЛИППИКА серия обличительных гневных речей Демосфена против царя Македонии Филиппа; позднее — любая гневная речь, направленная против известной личности.

ФОНЕТИКА наука, изучающая звуковую сторону языка

ФРАЗА законченный оборот речи, из суммы которых состоит публичное выступление оратора.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ устойчивые образные языковые обороты, входящие в лексику языка наряду со словами: не солоно хлебавши, просить руки, мокрая курица, зарыть талант в землю, утереть нос и т.п.

ФРАЗЕРСТВО — пустословие, болтовня, пристрастие к громким, но бессодержательным словам, фразам, выражениям.

ШТАМП В РЕЧИ избитые, часто употребляющиеся выражения, в которых в качестве основных компонентов выступают слова, имеющие самое общее и неопределенное значение: взять на вооружение, отдельные недостатки, что мы имеем на сегодняшний день.

ЭВФЕМИЗМ употребление выражения более мягкого вместо грубого или непристойного; замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику явления, иносказательным оборотом, как бы смягчающим резкость оценки: он не хватает звезд с неба (вместо «он бездарен»), это не соответствует истине (вместо «это ложь»).

ЭКСКУРС отступление от главной темы выступления, освещение второстепенного вопроса.

ЭКСПРЕССИЯ выразительность в самом широком смысле, живость и яркость выступления.

ЭКСПРОМТ короткая речь, произнесенная без видимой подготовки, вдруг, внезапно; то же, что и импровизация.

ЭЛЛИПСИС стилистическая фигура, пропуск одного или нескольких членов предложения, легко восстанавливаемых слушателями по контексту или по описываемой ситуации: Я домой (вместо «Я пойду домой»).

ЭМОТИВНЫЙ — то же, что и эмоциональный.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА слова, не только обозначающие понятия и явления, но и указывающие на отношение говорящего к ним: зашибить деньгу (ср.: заработать), очкарик (ср.: человек в очках), шпион (ср.: разведчик), башковитый (ср.: умный, сообразительный).

ЭМФАТИЧЕСКИЙ произносимый в приподнятом тоне; выразительный.

ЭПИТЕТ — образное, выразительное определение, раскрывающее существенные признаки явления: «Солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное мирно всплывает из-под узкой и длиной тучи, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман» (И.С.Тургенев).

ЭПИФОРА совпадение конечных частей нескольких фраз, строк, например, рифмы. Фигура, обратная эпифоре — анафора.

ЭРИСТИКА- искусство вести спор, заниматься полемикой, энергично и эффективно отстаивать свою точку зрения.

ЭСПЕРАНТО созданный в 70-х гг. XIX в, варшавским врачом Заменгофом искусственный международный язык; широкого распространения не получил; отличается несложностью словообразования и грамматики; корни эсперанто взяты из наиболее распространенных европейских языков.

ЭТНОЛИНГВИСТИКА раздел макролингвистики, изучающий отношения между языком и народом и взаимодействие лингвистических и этнических факторов в функционировании и развитии языка.

ЭТНОНИМ — слово или сочетание слов, обозначающее племя, народность, нацию.

ЯЗЫК знаковый механизм общения; система знаков, характеризующаяся определенным звуковым и грамматическим и семантическим строем; язык реализуется и существует в речи.

Предыдущий:

Следующий: