Ошибки и заблуждения при борьбе с хищением нефтепродуктов

Ошибки и заблуждения при борьбе с хищением нефтепродуктов.

«Не так страшна ошибка, как опасно последующее заблуждение»
Л.Д. Ландау

Ошибки и заблуждения при борьбе с хищением нефтепродуктов

Чтобы вы не теряли время зря и не уподоблялись Сизифу, в этой главе я опишу самые распространенные ошибки и заблуждения, которые часто используются как генеральные гипотезы в борьбе с хищениями нефтепродуктов. Обычно их генерирует служба безопасности предприятия, чем и сбивает с толку руководство. Винить их, конечно же, не за что, ведь они не гсмщики, а поймать гсмщика может только гсмщик, но только они в руководстве и службе безопасности предприятия, как правило, не числятся. 

Ошибка и заблуждение № 1

Сговор с поставщиками железнодорожных цистерн

Я уже писал о железнодорожных цистернах — при их приеме можно накопить немалые излишки, но вот вступить в сговор с поставщиками и договориться насчет недовоза нефтепродуктов, увы, нельзя. Никто этим безнадежным делом не занимается — можете не проверять.

Цистерны проходят через несколько узловых станций, и на пути следования они не раз взвешиваются, да и НПЗ не будет рисковать и связываться с какими-то гсмщиками, которых они в глаза не видели. К тому же нельзя достоверно знать, кто на самом деле отправляет цистерну. Это ошибка и заблуждение, и уделять внимание этой гипотезе не стоит. Запомните, гсмщики вступают в сговор исключительно только с поставщиками автоцистерн или напрямую с водителями автоцистерн, но никак не с поставщиками железнодорожных цистерн.

Ошибка и заблуждение № 2

Нагревание нефтепродуктов в автоцистернах при транспортировке

Существуют такие «умные люди», особенно в службе безопасности предприятия, которые «не раз видели», как нагревают нефтепродукты при транспортировке при помощи встроенной части выхлопной трубы в емкость бензовоза. Таких людей очень много, и все о них знают, но никто, как выясняется позже, с ними напрямую не общался. Гсмщики, как правило, подобные ошибки и заблуждения не разрушают, а  напротив, подыгрывают им — у гсмщиков специфическое чувство юмора.

На самом деле, нагреть 30000 литров топлива выхлопной трубой, это все равно, что нагреть ведро воды зажигалкой, — это дело пустое. Не нагревают нефтепродукты водители автоцистерн и другими способами, на это нужно время, а их маршруты мониторятся поставщиками, да и нагреть такие объемы дело дорогое. Стоит ли игра свеч? Хотя иногда нефтепродукты все же нагреваются на солнышке, когда погода благоприятствует, но это дело случайное.

Водители в этом случае отливают все, что выше «планки», да и то не всегда, а лишь когда знают, что приемщик неопытный новичок… Ведь на самом деле для гсмщика нет разницы, какая температура у нефтепродукта. Принимаются нефтепродукты не в литрах, а в килограммах, а масса нефтепродукта (читайте «определение плотности нефтепродукта») при любой температуре величина неизменная. Ошибки и заблуждения при борьбе с хищением нефтепродуктов

Ошибка и заблуждение № 3

Нагревание нефтепродуктов на Складах ГСМ и АЗС

Лично я знаю, что этого не происходит, но… Видеть я не видел, но зато слышал от других — уж не знаю, правда это или нет. Может, и есть такие отмороженные гсмщики, которые этим занимаются, но повторюсь — если это и имеет место, то гсмщик должен быть обязательно отмороженный.  
А давайте поступим так: я хоть и считаю это заблуждением, но на всякий случай опишу вам, как это может выглядеть на практике.

Светлый нефтепродукт можно подогреть только паром — подогревать несколько тонн «динамита» электричеством не будет никто. Чтобы подогреть нефтепродукт паром, нужен змеевик или дуга, как минимум, 50-й трубы, через которую этот пар и будет пропускаться.   Стандартная горловина резервуара имеет диаметр 120 мм, то есть никакую подобную конструкцию непосредственно через горловину пропихнуть в емкость нельзя, а это значит, что надо емкость разлючивать, а для этого надо снять дюжину болтов.

Ну, допустим, разобрали люк и впихнули туда подогревательную трубу. Где брать пар? Сомневаюсь, что центральная паровая труба проходит прямо возле емкости… Надо тянуть магистраль… Протянули… Подключили… Куда девать сброс пара? Варианта два — либо в дренаж парка резервуаров, либо прямо на улицу. Это будет столб пара и это будет видно за версту. Если вы заметите столб пара на складе ГСМ, то сходите и посмотрите, подогревает ли гсмщик топливо или нет. Это очень заметно будет для службы безопасности предприятия, если она у вас есть, конечно. 

Хотя масла в зимнее время все-таки подогреваются… Это есть… Например, масло ИТД-220 (и выше) в сильные морозы слить проблематично без подогрева, но… Такие емкости имеют встроенный парообогрев и это, все-таки происходит официально. Ошибки и заблуждения при борьбе с хищением нефтепродуктов

Ошибка и заблуждение № 4

Достоверность пломб на автоцистернах

Руководство и службы безопасности предприятий иногда в жесткой и категоричной форме требуют от поставщиков наличие пломб на горловинах и сливных устройствах автоцистерн. Требуют бескомпромиссно и конкретно — либо поставки, либо пломбы. «Жизнь или смерть» — ну, просто «гром и молния»… Ребята, успокойтесь. Вы что в СССР до сих пор? С чего вы решили, что частные нефтебазы будут брать ответственность за чей-то груз, который будет принимать неизвестно кто? Какие еще пломбы, я вас умоляю?

На всех нефтебазах пошлют любого, кто потребует опломбировать отпущенный груз, а где не пошлют, там сделают это с такой волокитой, что больше и просить не захочется. Тем не менее, автоцистерны на предприятия поступают опломбированные и службы безопасности предприятий, со знанием дела, их на предприятие запускают. 

В реальности пломбируют автоцистерны не нефтебазы, а посредники между нефтебазами и предприятиями (то есть сами поставщики), да и то, не сами лично, — это делают водители автоцистерн, которым поставщики столь «ответственное» дело с удовольствием доверяют… Пломбы, которые служба безопасности предприятия рассматривает «под микроскопом», куплены на ближайшем блошином рынке, как и тот пломбир, которым эти пломбы обжимаются.

Рассмотрите внимательно товарную накладную на нефтепродукт. Где там та графа,  в которой должны быть указаны номера пломб? Ее не существует в принципе, как нет и номеров самих пломб. Водитель автоцистерны при транспортировке груза может делать с нефтепродуктами все, что угодно, и пломбы он установит когда угодно — вот хоть, к примеру, перед самыми воротами вашего предприятия. Это обычная практика, можете верить на слово. Достоверность пломб это не более чем ошибка и заблуждение…

А вот пломбам на ЖД-цистернах верить можно. Их номера отмечены в сопроводительных документах на каждую ЖД-цистерну, и посредников в этом деле нет. Да и строго с этим на «железке»… Ошибки и заблуждения при борьбе с хищением нефтепродуктов

Ошибка и заблуждение № 5

Достоверность сертификатов качества на нефтепродукт

Некоторые представители служб безопасности предприятия и иногда даже инженеры снабжения (хотя за последних не ручаюсь) свято и по-честному верят в достоверность сертификатов качества на нефтепродукт — мол, если они есть, то и нефтепродукты им соответствуют. Между тем для поставщика и гсмщика (приемщика) — это лишь пустая формальность и обязаловка.

Вы вообще когда-нибудь видели оригиналы этих сертификатов? Ведь все сертификаты, которые прикладываются к товарным накладным, это только копии. Рассмотрите их внимательно. Откуда вы знаете, какой партии принадлежал тот сертификат, с которого сняли копию и которую приложили к товарной накладной?  На самом деле сертификаты качества на нефтепродукт размножаются на копирах, подкладываются к накладным в произвольном порядке, передаются друг другу — в общем, все это пыль в глаза.

У любого гсмщика лежат кипы этой «макулатуры» (на всякий случай), и он часто выручает даже поставщиков — подкладывает их к товарным накладным. Это обычное дело… Да, именно так это и происходит… Часто можно наблюдать такую ситуацию (если вам, конечно, дадут ее наблюдать) — поставщик звонит гсмщику и…

— Михалыч, у тебя есть сертификат на ЕВРО С?
— Щаз, посмотрю… Да… Есть…
— Ну, вынеси его на проходную, к тебе щаз бензовоз придет.

Как-то так… То есть, достоверность сертификатов качества это ошибка и заблуждение чистой воды… Это все липа… Ошибки и заблуждения при борьбе с хищением нефтепродуктов

Ошибка и заблуждение № 6

Хищение масел

Многие руководители и представители службы безопасности предприятия в борьбе за экономию зацикливаются только на светлых нефтепродуктах. Почему-то всем кажется, что воруют только дизельное топливо и бензин. Слово «бензин» имеет какое-то магическое свойство, это для службы безопасности, как «лом меди». А, зря. Самый большой процент с общего объема наваривает гсмщик, как раз таки с масел. Например, с индустриальных масел гсмщик может себе  присвоить до 10%.

Признайтесь честно, вы же не имеете в цехах калиброванных емкостей для масел, вы не знаете, каков объем вместимости у крупногабаритного оборудования. А как масло отпускается экскаваторам? Так вот, масло на предприятиях в большинстве случаев расходуется и отпускается по наитию и принимается мастерами цехов на глаз. Так почему же вы думаете, что гсмщик не сделает на этом прибыль? Обязательно сделает и будет прав. Или вы считаете иначе? Разве бесхозяйственность рублем уже не наказуема?

Другое дело, что маржа от хищений масел для гсмщика не основная часть от его общей прибыли, но… Это лишь потому, что на предприятиях масла расходуются в меньших объемах, чем светлые нефтепродукты… Только лишь по этому… Ошибки и заблуждения при борьбе с хищением нефтепродуктов

Ошибка и заблуждение № 7

Настройка колонок

Что только не сочиняют о настройке колонок и каких только мифов и заблуждений не существует по этому поводу. Что есть, дескать, какая-то хитрая программа, которая для поверителей выдает точное количество, а для водителей нет. Что гсмщики вставляют в ее конструкцию какие-то стопорки, которые легко снять при проверке. А об объемах накрутки и говорить нечего: как минимум 1/3 забирает себе бармалей-оператор.

Ребята, успокойтесь. Почитайте мою статью «Выгодная настройка колонок» — именно так все и происходит, я за годы своей работы со счета сбился, сколько таких колонок отрегулировал и перепроверил. На самом деле, если уж и нужно подправить колонку, то ее очень просто и быстро перепрограммируют, прям в операторской АЗС, через пульт управления (расчетный, новый коэффициент уже подготовлен), но для проверяющего это не имеет значения — любой проверяющий, войдя в блок памяти контроллера, сразу же увидит, что ее перепрограммировали 3 минуты назад (если это ему нужно, конечно). А вот водителей так обманывают, это да.

До сих пор себя полностью не изжили механические колонки. Там вообще ничего быстро не настроишь. Чтобы ее настроить или перенастроить, нужно снять кожухи с колонки, сорвать четыре или две пломбы (все зависит от конструкции), а далее надо битых полчаса настраивать колонку, причем  постоянно еще и делать контрольные заправки по 10 литров. Это долгое и муторное дело — все время получается то «недолет», то «перелет». Ошибки и заблуждения при борьбе с хищением нефтепродуктов

Add a Comment

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *