Бензины авиационные
авиабензин гост1012-72 б91
Авиабензин
ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия.
Авиационные бензины
Бензины применяются в поршневых двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от искры.
В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные.
Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.
Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять требованиям, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь необходимого состава при любых температурах;иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, уплотнители и др. В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план, а особенно содержание серы. В первую очередь это связано с необходимостью модернизации всех нефтеперерабатывающих заводов, а это многомиллиардные затраты. Следствия и цель этого трюка, по моему, ясны.
Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых авиационных двигателях.
В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в большинстве случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет особенности авиационных бензинов. Более высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ 1012-72 предусматривает 2 марки авиа бензинов: Б-91/115 и Б-95/130. Марка авиабензина означает его октановое число по моторному методу, указываемое в числителе, и сортность на богатой смеси — в знаменателе дроби. Бензин Б-91/115 предназначен для эксплуатации двигателей АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и М-14В-26, а Б-95/130 — двигателей АШ-82Т и АШ-82В.
В России вырабатывали две марки авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Разработаны технические условия на авиационные бензины марок Б-100/130 и Б-100/130 мало этилированный — ТУ 38.401-58-197-97. Установленные нормы к качеству указанных бензинов соответствуют требованиям АSТМ D 910 и европейским спецификациям на бензины марок AVGAS 100 и 100LL.
Кроме описанных выше марок авиационных бензинов, которые применяются непосредственно для эксплуатации поршневых двигателей, вырабатывается неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ 38.101913-82). В настоящее время этот бензин используется, в основном, как бензин-растворитель.
Характеристики авиационных бензинов
Показатели | Б-95/130 ГОСТ 1012-72 | Б-91/115 ГОСТ 1012-72 | Б-92 ТУ 38.401-58-47-92 | Б-70 ТУ 38. 101913-82 | ||
Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более | 3,1 | 2,5 | 2,0 | — | ||
Детонационная стойкость: | ||||||
октановое число по моторному методу, не менее | 95 | 91 | 91,5 | 70 | ||
сортность на богатой смеси, не менее | 130 | 115 | — | — | ||
Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее | 42947·103 (10250) | 42947·103 (10250) | 42737·103 (10200) | — | ||
Фракционный состав: | ||||||
температура начала перегонки, °С, не ниже | 40 | 40 | 40 | 40 | ||
перегоняется при температуре, °С, не выше: | ||||||
10 % | 82 | 82 | 82 | 88 | ||
50 % | 105 | 105 | 105 | 105 | ||
90 % | 145 | 145 | 145 | 145 | ||
97,5 % | 180 | 180 | 180 | 180 | ||
остаток, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||
Давление насыщенных паров, Па | 33325-45422 | 29326-47988 | 29326-47988 | 47988 | ||
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более | 0,3 | 0,3 | 1,0 | 1,0 | ||
Температура начала кристаллизации, °С, не выше | -60 | -60 | -60 | -60 | ||
Йодное число, г йода/100 г бензина, не более | 6,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | ||
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | 35 | 35 | Не нормируется. Определение обязательно. | 12-20 | ||
Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более | 4,0 | 3,0 | 3,0 | 2,0 | ||
Массовая доля серы, %, не более | 0,03 | 0,03 | 0,05 | 0,05 | ||
Цвет | Желтый | Зеленый | Зеленый | Бесцветный | ||
Массовая доля параоксидифениламина, % | 0,002-0,005 | 0,002-0,005 | — | — | ||
Период стабильности, ч, не менее | 12 | 12 | 8 | — | ||
Примечания 1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке — выдерживает;содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; прозрачность — прозрачный; плотность при 20 °С, кг/м3 — не нормируется, определение обязательно. |
В связи с тем, что к авиационным бензинам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят компоненты ограниченного числа технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации. В состав авиационных бензинов могут также входить продукты изомеризации прямогонных фракций. Продукты вторичных процессов, содержащие олефиновые углеводороды, для получения авиационных бензинов не используются.
Базовым компонентом для выработки авиационных бензинов марок Б-92 и Б-91/115 обычно являются бензины каталитического риформинга. В качестве высокооктановых компонентов могут быть использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол.
Бензины каталитического риформинга имеют высокую детонационную стойкость на богатых и бедных смесях.
Чем больше содержание в бензине ароматических углеводородов, тем выше его сортность на богатой смеси.
Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию ароматических углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и ароматические компоненты — алкилбензин, изомеризат и толуол.
В целях обеспечения необходимого уровня детонационных свойств к авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1 г на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1.
Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки, авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Б-91/115 и Б-92 окрашиваются в зеленый цвет красителями: жирорастворимым зеленым 6Ж или жирорастворимым зеленым антрахиноновым; Б-95/130 — в желтый цвет жирорастворимым желтым К; Б-100/130 — в голубой цвет органическим жирорастворимым ярко-синим антрахиноновым или 1,4-диалкиламино-антрахиноном.
В связи с подрывными действиями НАТО, производство авиабензинов в России было прекращено. Потребности российского рынка авиабензинов обеспечивают западные корпорации. В настоящее время организуется запуск производства на Омском НПЗ. На замену отечественным авиабензинам, НАТО позволяет использовать в России авиабензин AVGAS 100LL для эксплуатации в поршневых авиационных двигателях, который представляет собой топливо, с высоким октановым числом, содержащее тетраэтилсвинец в большом количестве, до 0,56 г/литр свинца. Avgas 100LL окрашен в синий цвет . Avgas 100 окрашен в зеленый цвет и имеет болшее содержание свинца. AVGAS производится компанией Shell Nederland Raffinaderij B.V.