Бензины авиационные

авиабензин    гост1012-72    б91    ароматические углеводороды

Авиабензин

Бензины авиационные

ГОСТ 1012-72 Бензины авиационные. Технические условия.

Авиационные бензины

Бензины применяются в поршневых двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от искры.

В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и  авиационные.
Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.
Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять требованиям, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь необходимого состава при любых температурах;иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, уплотнители и др. В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план, а особенно содержание серы. В первую очередь это связано с необходимостью модернизации всех нефтеперерабатывающих заводов, а это многомиллиардные затраты. Следствия и цель этого трюка, по моему, ясны.

Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых авиационных двигателях.
В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в большинстве случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет особенности авиационных бензинов. Более высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ 1012-72 предусматривает 2 марки авиа бензинов: Б-91/115 и Б-95/130. Марка авиабензина означает его октановое число по моторному методу, указываемое в числителе, и сортность на богатой смеси — в знаменателе дроби. Бензин Б-91/115 предназначен для эксплуатации двигателей АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и М-14В-26, а Б-95/130 — двигателей АШ-82Т и АШ-82В.

В России вырабатывали две марки авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Разработаны технические условия на авиационные бензины марок Б-100/130 и Б-100/130 мало этилированный — ТУ 38.401-58-197-97. Установленные нормы к качеству указанных бензинов соответствуют требованиям АSТМ D 910 и европейским спецификациям на бензины марок  AVGAS 100 и 100LL.
Кроме описанных выше марок авиационных бензинов, которые применяются непосредственно для эксплуатации поршневых двигателей, вырабатывается неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ 38.101913-82). В настоящее время этот бензин используется, в основном, как бензин-растворитель.

Характеристики авиационных бензинов

ПоказателиБ-95/130
ГОСТ
1012-72
Б-91/115
ГОСТ
1012-72
Б-92
ТУ 38.401-58-47-92
Б-70
ТУ 38. 101913-82
Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более3,12,52,0
Детонационная стойкость:
октановое число по моторному методу, не менее959191,570
сортность на богатой смеси, не менее130115
Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее42947·103
(10250)
42947·103
(10250)
42737·103
(10200)
Фракционный состав:
температура начала перегонки, °С, не ниже40404040
перегоняется при температуре, °С, не выше:
10 %82828288
50 %105105105105
90 %145145145145
97,5 %180180180180
остаток, %, не более1,51,51,51,5
Давление насыщенных паров, Па33325-4542229326-4798829326-4798847988
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более0,30,31,01,0
Температура начала кристаллизации, °С, не выше-60-60-60-60
Йодное число, г йода/100 г бензина, не более6,02,02,02,0
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более3535Не нормируется.
Определение
обязательно.
12-20
Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более4,03,03,02,0
Массовая доля серы, %, не более0,030,030,050,05
ЦветЖелтыйЗеленыйЗеленыйБесцветный
Массовая доля параоксидифениламина, %0,002-0,0050,002-0,005
Период стабильности, ч, не менее12128

Примечания

1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке — выдерживает;содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; прозрачность — прозрачный; плотность при 20 °С, кг/м3 — не нормируется, определение обязательно.
2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:
а) йодное число — 10 г йода/100 г бензина.
б) содержание фактических смол не более 4 мг/100 см3 бензина.
3. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010 %, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004 %.
4. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение.
5. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.
6. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157·103 (10300) Дж/кг (ккал/кг).
7. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю «период стабильности» с нормой не менее 8 ч.

В связи с тем, что к авиационным  бензинам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят компоненты ограниченного числа технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации. В состав авиационных бензинов могут также входить продукты изомеризации прямогонных фракций. Продукты вторичных процессов, содержащие олефиновые углеводороды, для получения авиационных бензинов не используются.
Базовым компонентом для выработки авиационных бензинов марок Б-92 и Б-91/115 обычно являются бензины каталитического риформинга. В качестве высокооктановых компонентов могут быть использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол.
Бензины каталитического риформинга имеют высокую детонационную стойкость на богатых и бедных смесях.
Чем больше содержание в бензине ароматических углеводородов, тем выше его сортность на богатой смеси.
Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию ароматических углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и ароматические компоненты — алкилбензин, изомеризат и толуол.
В целях обеспечения необходимого уровня детонационных свойств к авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1 г на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1.
Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки, авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Б-91/115 и Б-92 окрашиваются в зеленый цвет красителями: жирорастворимым зеленым 6Ж или жирорастворимым зеленым антрахиноновым; Б-95/130 — в желтый цвет жирорастворимым желтым К; Б-100/130 — в голубой цвет органическим жирорастворимым ярко-синим антрахиноновым или 1,4-диалкиламино-антрахиноном.
Лабиринт
В связи с подрывными действиями НАТО, производство авиабензинов в России было прекращено. Потребности российского рынка авиабензинов обеспечивают западные корпорации. В настоящее время организуется запуск производства на Омском НПЗ. На замену отечественным авиабензинам, НАТО позволяет использовать в России авиабензин AVGAS 100LL для эксплуатации в поршневых авиационных двигателях, который представляет собой топливо, с высоким октановым числом, содержащее тетраэтилсвинец в большом количестве, до 0,56 г/литр свинца. Avgas 100LL окрашен в синий цвет . Avgas 100 окрашен в зеленый цвет и имеет болшее содержание свинца.  AVGAS  производится компанией Shell Nederland Raffinaderij B.V.