«Украинское декоративно прикладное искусство и народно-художественные промыслы 19 века»

«Украинское декоративно прикладное искусство и народно-художественные промыслы 19 века»

  • Во 2-й половине XVII века ремесленничество в Западной и Правобережной Украине уменьшилось в связи с общим упадком городов и мещанства, распространением нецехового ремесла, поселением при замках, панских дворах в городах и пригородах подданных сельских ремесленников, конкуренцией товаров европейских ремесленников. Лучше развивались ремесла в Киеве, Чернигове, Полтаве, Новгород-Северском, Нежине. В 1-й половине XIX века ремесленничество ощутило давление налоговой политики на центральных и восточных землях, а также в Галиции. Во 2-й половине XIX века негативное влияние оказало развитие фабричной промышленности и капитализма, строительство железных дорог, что облегчило перевозки фабричных товаров, утрата значения ремесленнических цехов, низкий уровень образования ремесленников. Значительный кризис ремесленники переживали в связи с неконкурентоспособностью перед фабрично-заводской продукцией в течение 1870—1890-х годов.
    Так как киевские княжества находились на местах, которые были месторождениями большого количества высококачественной руды, поэтому кузнецы были обеспечены повсеместного сырьем.

    Поэтому довольно быстро Киевская Русь достигла высокого уровня развития и стала конкурировать не только с различными Европейскими государствами, но и с самой Византией. Высоким мастерством отличались Киевские кузнецы, которые изготовляли не только бытовые вещи, но и высокого уровня ювелирные изделия, украшения, а также культовые вещи — кресты, литые колокола, царские врата, оклады икон, окути на престолах также архитектурные предметы и украшения.
    Особое развитие кузнечное ремесло приобрело в области изготовления оружия и военного снаряжения. Мастера-оружейники изготовляли мечи, боевые топоры, сабли, ножи, колчаны со стрелами, кольчуги, щиты и шлемы. Изготовление доспехов и оружия были связаны с особенно тщательной обработкой металла, требовало особых умений в работе.

    Крестьяне — народные мастера, которые назывались «парча» , занимались кузнечеством, бляхарством, мелким литьем и ювелирством. Они занимались этим ремеслом в свободное от работы на земле время.

    Народная ковка, в основном, касалось оборудования зданий — изготовление дверных защелок, ручек, крестов, оглоблей телег, саней, сундуков и т. д. . Без украшения изготовлялись орудия повседневного потребления: серпы, косы, топоры, подковы, тяпки.
    Но в середине XIII в. во время нашествие Татарской орды, нанесло большой вред. То, что накапливалось в течение многих веков в ремесленном мастерстве, было утрачено.

    В полной мере художественные возможности железа раскрылись позднее, особенно в украинском искусстве XVII-XVIII веков.
    Мастера начали изготавливать ажурные кованые решетки на окна, кованые заборы и ворота украшали парки, сады, усадьбы. Роскошно оформленные металлические двери художественной ковки украшали каменные замки, храмы, построением которых занимались мастера всех видов ремесел.

    Для создания усадьбы городских особняков, церковных дворов в XIII в. широко используется ковка. Но постепенно с ней начинает конкурировать техника чугунного литья, которая вытесняет ковку, как дорогую работу. Но заинтересованность художественной ковкой остается и XIX вв.

Ссылка на основную публикацию
2018