психология тест

НОУ ВПО

ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВПА

Кафедра общих гуманитарных и социально-правовых дисциплин

Утверждаю

Заведующий кафедрой

_____________А.М. Саввин

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

по дисциплине «Психология»

для студентов 3 курса

очной и заочной форм обучения по направлению

030900.62 «Юриспруденция»

Задание 1. Опишите историю зарубежных психологических учений,

заполнив пропуски в предложениях

Во времена античности к предмету психологии приравнивалось …………

В эпоху Возрождения предметом психологического рассмотрения

является бестелесная душа. Идеи гуманизма выражаются в признании человека как естественного природного существа со своими слабостями и достоинствами.

В 17-19 веках широкое распространение получило изучение внутреннего опыта человека, при этом главным методом изучении психики признавалось самонаблюдение. Таким образом зародилась ………..

В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом было основано направление психологии, получившее название Структурализм, а теория Вундта – Теорией элементов сознания.

В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, названное ………..

В 1912 г. Во Франкфурте – на- Майне под Руководством Макса

Вертгеймера возникла новая психологическая школа гештальтпсихология (от нем. Gestalt— форма, структура) изучающая целостные образования в структуре сознания.

 В начале 20 века в американской психологии возникло направление во

главе с Эдвардом Торндайком, которое признавало в качестве единственного

объекта поведенческие реакции. Так зародился ……….

 Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования

должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким

образом было создано направление, получившее название ……….

 Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) настаивал на неделимости

психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения

должна стать психическая жизнь человека в комплексе – это направление

получило название………….

 Крупнейшим исследователем развития психики в онтогенезе первой

половины 20 века стал швейцарский психолог Жан Пиаже, основатель

……………… В 20 веке окончательно сформировалась новая отрасль психологии-

………., изучающая закономерности поведения и деятельности людей,

обусловленные их включенностью в социальные группы.

 Американский психолог второй половины 20 века Эрих Фромм

считается основателем ……………….

Психоанализ, гуманистическая психология, гештальтпсихология,

экспериментальная психология, генетическая психология, моторно-

биологическая концепция психики, бихевиоризм, теория поля,

эмпирическая психология, учение о душе, социальная психология,

рефлекс и сознание

Задание 2. Сопоставьте содержание каждого принципа психологии с его

определением.

1. Принцип детерминизма — a) утверждает, что личность определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий.

2. Принцип личностного подхода — ж) ориентирует на выявление всех индивидуально-психологических особенностей человека и позволяет оценивать содержание его психического мира.

3. Принцип активности психического сознания — д) учитывает, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправленно, а не только зеркально.

4. Принцип относительной самостоятельности психических феноменов — г) указывает на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ, но и свои закономерности формирования, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т.п.).

5. Принцип единства конкретно-исторического подхода содержательного анализа явлений — е) ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности.

6. Принцип взаимосвязи единства сознания психического и деятельности поведения — в) определяет то, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деятельности человека.

7. Принцип отражения — б) раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека.

Задание 3. Выберите правильный вариант ответа

1. Метод получения интересующей информации об объекте, посредством

письменного ответа на заранее продуманные и целенаправленные вопросы:

А) интервью Б) тест В) анкетирование.

2. Психологические исследования, проводимые на основе изучения жизненного

пути человека, его и родственников; значимых для них личностных ценностей

для прогнозирования возможностей будущего развития:

А) биографический метод В) беседа В) генетический метод.

3. Метод психологии, изучающий индивидуальные особенности человека,

путём выявления зависимости изменения развития генотипа от условий

внешней среды:

А) структурный метод Б) метод проб и ошибок В) генетический метод.

4. Способ выработки новых форм поведения при возникновении проблемных

ситуаций:

А) тестирование Б) психоанализ В) метод проб и ошибок

5. Метод психологических исследований, позволяющий выявить мотивацию

межличностных выборов в группе:

А) референтометрия Б) интроспекция В) интервью

6.Какой метод используют для изучения межличностных отношений:

А) беседа Б) социометрия В) опрос

7. Метод, позволяющий выявить психологические характеристики человека на

основе характеристик литературных, научных, публицистических текстов:

А) анализ продуктов деятельности Б) графология В) контент-анализ

8. Метод самонаблюдения в психологии называется:

А) обсервация Б) интроспекция В) апперцепция

9. Психологическое исследование связанное с использованием технических

средств и осведомлённости испытуемых о происходящем:

А) естественный эксперимент Б) искусственный эксперимент В) беседа10. Как называют многократные исследования:

A) эмпирические Б ) лонгитюдные В) проективные

11.Какой вид исследования отличается лаконичностью, искусственностью

обстановки:

А) лабораторный эксперимент Б) анализ продуктов деятельности В)

психодиагностика

12. Какое требование является важным в исследовании:

А) последовательность Б) объективность В) систематичность

Задание 4. Какие методы психологии применены в следующих примерах?

А. Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме

укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под

действием различных раздражителей или состояний организма (бодрствование,

сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую

инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

Б. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности

восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы

школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов,

исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля

старшеклассников.

В. Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют

«страшные» картинки и регистрируют при этом изменения в сопротивлении кожи

электрическому току.

Г. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей.

Проводится весёлая игра — «Танец кукол». Всё идёт хорошо, пока группа участвует

в общем танце. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину

круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от

предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно

смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы.

Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но её

движения неуверенные, чувствуется скованность.

Д. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10

иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый

испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы

запомнить все десять слов.

Задание 5. Определите, какой из описательных методов психологии

является наиболее подходящим для изучения следующих проблем1. Отличие игр мальчиков от игр девочек.

2. Изменение отношения к проблемам экологии а) исследование

случаев

после просмотра фильма об экологических б) естественное

катастрофах и их последствиях. наблюдение

3. Математические способности детей в) лабораторное

разной этической принадлежности. наблюдение

4. Психологические изменения , происходящие у людей, г) опрос

которые постоянно видят сцены насилия по телевидению. д ) тест

5. Психологическое развитие мальчика,

которого воспитывают в спартанской обстановке.

Задание 6. Определите, к какой группе психических явлений — психическим

процессам, свойствам личности или психическим состояниям — относятся

каждое явление, описанное ниже.

Утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к Родине, преодоление

усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная

неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.

Задание 7. Определите, к какой группе психических явлений можно отнести

каждую ситуацию.

А. Преподаватель информатики не раз замечал, что некоторые студенты с

большим трудом усваивают материал непосредственно после занятий

физкультуры и значительно лучше, если занятиям информатики предшествует

другая учебная деятельность.

Б. Студент Владимир Ч. испытывал всегда большое удовольствие, если его

товарищи плохо отвечали по изучаемым предметам.

В. Староста группы Таня К. всегда прямо осуждала однокурсников за

недобросовестное отношение к уборке класса.

Г. Виктор Г. регулярно посещает занятия по дзюдо

Д. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно

вспоминает образы лермонтовских героев.

Е. Алексей М. придя из университета в общежитие, сразу решил выучить тему

« Психология преступных действий ». Однако, как он ни старался, определение

преступного поведения он не мог правильно запомнить. После небольшого

отдыха студент безошибочно запомнил его.Задание 8. Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его

как индивида? Как личность? Как индивидуальность?

Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая моторная координация,

сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень,

самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические

способности, темперамент, упрямство, реактивность, возбудимость

Задание 9. Психические свойства личности могут быть условно объединены

в три группы: свойства темперамента, свойства характера и способности.

Классифицируйте понятия из приведенного списка по этим трем группам.

Вспыльчивый, нежный, справедливый, смелый, остроумный, трудолюбивый,

честный, вежливый, воспитанный, горячий, черствый, умный, деловой, «крутой»,

пылкий, отходчивый, послушный, красноречивый, суетливый, послушный,

спокойный, глупый, непоседа, решительный, ловкий, «несмеяна», необузданный,

ленивый, находчивый, неряшливый, благородный, щедрый, недотепа, «тряпка»,

плакса, доброжелательный, предприимчивый, осторожный, самоуверенный,

чуткий, ранимый, возбудимый, эгоистичный, энергичный, инициативный,

медлительный, растяпа, услужливый, верный.

Задание 10. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите,

которые из них верные, а которые ошибочны.

1. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

2. Характер – это такое совокупное психическое свойство человека, которое и

наследуется, и формируется в процессе его жизнедеятельности.

3. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи

которых эти отношения осуществляются.

4. Характер – это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных

воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального

поведения.

5. Единство мотивов и воли есть то, что образует характер человека.

6. Характер – это программа типичного поведения в типичных обстоятельствах.

7. Так как поведение относительным образом определяется характером человека, то

при изменениях характера оно остается неизменным.

8. В характере его индивидуальное своеобразие, порождаемое неповторимыми

ситуациями социализации, вступает в противоречие с социально-типическим.

9. С характером рождаются, а личностью становятся.

10. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей

личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.

11. В «типах характеров» проявляется типичность, закономерность сочетаний

определенных черт характера с определенными чертами личности, так чтоможно говорить о «личностно-характерологических типах».

12. С развитием личности человек начинает действовать все более нормативно:

личность в своем развития «снимает» характер.

Задание 11. 0пределите, о каком виде воображения идет речь :

 — при котором образы продуцируются спонтанно под влиянием

захвативших человека эмоций:

 — при котором образы возникают под воздействием малоосознанных

потребностей, влечений, установок:

 — при котором образы создаются на основе фантастических видений, не

имеющих никакой связи с окружающей человека действительностью :

 — при котором происходит преднамеренное построение образов

воображения на основе желаний :

 — при котором четко осознаются цели и мотивы деятельности, ради чего

человек и продуцирует новые образы :

 — при котором действительность сознательно конструируется, а не просто



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Ссылка на основную публикацию
2018