Часть терминов от Матвеевой Юлии

Словарный минимум по культурологии для студентов специальности ГМУ

Артефакт Виртуальная реальность

Гипертекст Гипотеза Сепира – Уорфа

Аккультурация Децентрация

Дионисийское и аполлоническое Европоцентризм

Ж. Бодрийяр Ж. Деррида

ИнсталляцияА. Тойнби

Коллаж Концептуализм

Культурный релятивизм Культурная идентификация и самоидентификация

Ритуал и ритуализм Культурная коммуникация

Культурная репрессия Глокализация

КонтркультураФункционализм

Культурный шок Социокультурный институт

КультурогенезЛ. Леви-Брюль

Р. БартРизома

Инкультурация Символ

СимулякрМиф

АрхетипТрадиция

Перформанс Культурная динамика

Функции культурыЭволюционизм

Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого: это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

Артефакт (лат. artefactum – искусственно сделанный) – какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры в трех основных сферах ее бытия: культура материальная, духовная, человеческих отношений.

Архетип (греч. arche – начало + typos – форма, образец) – прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К. Г. Юнга. Архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, представляющие собой «коллективное бессознательное». Оно находит воплощение в сновидениях и мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства.

Гипотеза (греч. hypothesis – основа, предположение) – система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным.

Европоцентризм – культурологическая концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии и т. д. происходит только в Европе. Иные культуры воспринимались либо как «недоразвитые», либо как «варварские».

Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах, формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В культурологии сложилась традиция понимать миф, мифологию, как минимум, в двух смыслах. Первое понимание мифа относится к эпохе Просвещения и последователям ее идеологии в последующие века. Согласно просветительской идеологии, к мифу относятся «заблуждения, фантазии, вымыселы» во взглядах древнейших (первобытных) людей. Также, по этой концепции, мифы – это сказания о богах и героях, о сотворении мира и человека. Просветительское объяснение мифа исходит из установки на то, что в обществе и культуре существует прогресс, эволюция нравов и сознания человечества от низшего (примитивного, варварского) уровня к высшему уровню – уровню цивилизации и господства Разума и Науки. Поэтому миф – это продукт донаучного мышления. Он порожден человеческими слабостями, страхами, недостаточностью знаний о мире и явлениях природы. Просветители были убеждены, что по мере утверждения науки, новых знаний о мире, миф в конечном итоге будет окончательно вытеснен из культуры и мировоззрения человека: «человек поумнеет и не будет более ничего выдумывать». То есть миф – явление культуры, присущее только первобытному мышлению и на современном этапе практически отсутствует – таковы взгляды представителей первой концепции.

Второе понимание мифа возникает в XX в. Новый взгляд на миф складывается из концепции А. Ф. Лосева, Э. Кассирера, Л. Леви-Брюля, К. Г. Юнга, Б. Малиновского, К. Леви-Строса и др. Главной особенностью рассматриваемого подхода к мифу является повышенное внимание к психологическому и феноменологическому измерению культуры. Это означает, что областью существования мифологии в первую очередь служит сознание человека. Согласно концепции Лосева и Юнга, миф – это глубинные пласты сознания человека, возникающие еще в древности, но оказывающие влияние и на современное состояние культуры и общества. Более того, распространению мифов не препятствует ни рост просвещения, ни достижения в науке и технике. Просто отмирают и теряют силу влияния на людей одни мифы (устаревшие) и возникают, утверждаются новые. Таким образом, согласно данной концепции, миф как бы «вечен», он присущ не только древним, но и современным людям. Миф образуется благодаря самой природе человека: «человек сам желает мифа, человек – мифотворческое существо», он не может без мифов и всецело от них зависит. По Юнгу, источник мифотворчества лежит в «коллективном бессознательном» человека и общества. Так как источник мифа – во внутреннем мире человека, то многие культурные процессы можно рассматривать, описывать и даже объяснять через особое состояние сознания – мифологическое.

Символ (греч. symbolon – знак, примета) – универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставления предметного образа и глубинного смысла. Символ – 1) предмет, действие и т. п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы.

Традиция (лат. tradition – передача) – элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени.

Предыдущий:

Следующий: