ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА. К наиболее древним образцам нар. Т. м. относятся наигрыши на муз. инструментах; короткие свободные импровизации речитативного склада, отличающиеся обилием муз. и текстовых повторов, альтераций; героич. и эпич. сказания, а также обрядовые, трудовые, любовные, семейно-бытовые, колыбельные песни. Основа ладового строя тув. нар. музыки — ангемитоника. Ритм Т. м. характеризуется разнообразием структур. Песни подразделяются на три вида: узун ырлар (напевы интонируются на большом дыхании, что требует спец. навыков, исполнит, манера обобщает наиб, характерные черты нац. пения и отличается большим тембровым своеобразием, наличием специфич. фальцетных призвуков) ; кыска ырлар (короткие напевы, не имеющие мелодии, орнаментирований); к о ж а м ы к (песни любовно-лирич. содержания, в форме монолога или диалога). Особым вок. жанром Т. м. является горловое пение (хоомей каргыраа, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр со многими разновидностями) — многогол. пение одного певца, к-рый исполняет мелодию и одновременно с ней бурдонный бас. Нек-рые разновидности стиля хоомей встречаются у башкир, монголов, хакасов, алтайцев.

Мелодиям тув. нар. песен свойственны 2-частность, квадратная структура. Слова чаще всего не прикреплены к мелодии. На празднествах сольные песни иногда поются хором в унисон. Муз. инструментарий богат и разнообразен: струнно-смычковые — игил, бызанчи; струнно-щипковые — шанзы, тошпулур, чадаган, шелер-хомус, хола хомус, кулузун-хомус, тая хомус, соок хомус; духовые — тун, моргу, шоор, амырга, эдиски, лимби. До Окт. революции 1917 бытовали также шумовые дамские и шаманские инструменты: тун, конга, дамбыра, кенгирге, дунгур. Первые записи песен осуществлены музыковедом А. В. Анохиным в 1909 — 10, позже Е. В. Гиппиусом, 3. В. Эвальд.

Зарождение проф. Т. м. относится ко 2-й пол. 1930-х гг. Её развитие связано с освоением нар. наследия и влиянием рус. классич. и сов. музыки. Большое значение имело создание муз.-драм, т-ра-студии (1936), к-рым руководили в 40-х гг. комп. А. Н. Аксёнов, И. Л. Израйлевич, дир. Р. Г. Миронович, реж. И. Я. Исполнев и др. Одним из

зачинателей песенного творчества в республике был драматург и актёр В. Кок-оол («Молодёжь», «Моя Тува» и др.).

Значит, вклад в развитие Т. м. внесли А. Н. Аксёнов, создавший ряд муз. произв. на материале тув. фольклора (автор кн. «Тув. нар. музыка», М., 1964), М, Мунзук (2 сб-ка тув. нар. песен — «Ырлар», Кызыл, 1956, «Тыва улустун ырлары», Кызыл, 1973), 3. К. Кыргыс (сб-к нар. песен «Тыва улустун кожамыктары», Кызыл, 1975, кн. «Тувинская традиц. вок. музыка», Кызыл, 1984), а также первый проф. тув. композитор А. Б. Чыргал-оол (кантата «Отчизна», 1974; симф. поэмы «Шестьдесят богатырей», 1957, «Поэма радости», 1967, «Моя Тува», 1971; концерт для скр. с орк., 1 976; музыка к драм. спектаклям и др.). Широкую известность получили произв. Р. Кенденбиля (первая нац. опера «Чечен и Белекмаа», 1970, симфония, сюиты для симф. орк. «Колхозная сюита», «Расцветай, мой край родной». 3 квар-

(полную версию см. здесь http://vk.com/topic-42783379_27184676 — прим. Авс)

Стиль гортанного пения каргыраа. Из книги А. Н. Аксёнова «Тувинская народна я музыка» (М.. 19 М)

тета, хор. обработки и др.), В. Тока (концерт для фп. с орк.. 1972; симф. поэмы «Ай кыс», 1969, «Мой край», 1976, «Романтическая», 1979; прелюдии для фп.; музыка к спектаклям драм, т-ра и др.), Д. Хуреш-. оола (симф. поэма «Моя Тува», 1972; сюита для симф. орк., 1976), Б. Нухова (концерт для трубы и фп., 1971; «Балетная сюита», 1970; «Тувинская сюита», 1976). Среди исполнителей: певцы — нар. арт. РСФСР М. Мунзук, К. Мунзук.

В Туве работают (1988): Муз.-драм, т-р (1945); оркестр ТВ Тув. АССР (1966), ансамбль песни и танца «Саяны» (1970), ансамбль «Аян» (1981); филармония (1969), СК Тув. АССР (1978); уч-ще иск-в (1960, все — в Кызыле); художеств, школы и школы иск-в для одарённых детей.

#История Тувы, т. 2, М., 1964; Аксенов А. Н., Тув. нар. музыка, М.. 1964.

3. К. Кыргыс.

ТУЛЕБАЕВ 555

Предыдущий:

Следующий: