ТРРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ 7

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ГИА — 7

1. A 1 № 1185. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области

1) медицины2) эволюционного учения3) агротехники4) молекулярной биологии

2. A 2 № 610. В чём проявляется сходство клеток грибов, растений и животных?

1) в отсутствии лизосом2) в наличии оформленного ядра3) в наличии пластид4) в отсутствии клеточной стенки

3. A 3 № 643. Какие бактерии считают «санитарами планеты»?

1) молочнокислые2) гниения3) уксуснокислые4) клубеньковые

4. A 4 № 772. Расположение листьев на побегах по два в узле называют

1) мутовчатым2) супротивным3) спиральным4) очередным

5. A 5 № 325. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них

1) узкие листья2) образуется мало спор3) есть воздухоносные клетки4) отсутствуют корни

6. A 6 № 262. Что свидетельствует о древности кишечнополостных животных?

1) наличие ротового отверстия2) прикреплённый (сидячий) образ жизни3) наличие раздельнополых особей4) небольшое разнообразие клеток, образующих их тело

7. A 7 № 327. У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?

1) касатка2) тритон3) крокодил4) горбуша

8. A 8 № 904. Современный человек — это прямой потомок

1) кроманьонцев2) неандертальцев3) синантропов4) питекантропов

9. A 9 № 810. Избыток или недостаток гормонов в крови воспринимается

1) корой мозга2) печенью3) гипоталамусом4) мозжечком

10. A 10 № 43. 

На рисунке изображены бицепс (1) и трицепс (2). Что произойдёт с этими мышцами, если согнуть руку в локте?

1) Бицепс сократится, а трицепс расслабится.2) Бицепс сократится, а трицепс не изменится.3) Трицепс сократится, а бицепс расслабится.4) Трицепс сократится, а бицепс не изменится.

11. A 11 № 172. Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека?

1) красными кровяными клетками крови2) клетками нефронов почек3) клетками альвеол лёгких4) белыми кровяными клетками крови

12. A 12 № 877. При резком изменении положения тела человека из лежачего состояния в вертикальное в организме возникает необходимость в

1) увеличении кровотока в головном мозге2) снижении давления в аорте и увеличении частоты сердечных сокращений3) повышении давления в предсердиях сердца4) сужении сосудов головного мозга

13. A 13 № 1166. В чём заключается сущность дыхания?

1) в окислении органических веществ с выделением энергии2) в поступлении кислорода в лёгкие и удалении углекислого газа3) в создании органических соединений4) в образовании кислорода в клетках

14. A 14 № 239. Кальций очень важен для прочности костей. Что из перечисленного является хорошим источником кальция?

1) сыр2) макароны3) рис4) красное мясо

15. A 15 № 592. К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки?

1) жёлтый2) оранжевый3) зелёный4) серый

16. A 16 № 433. Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?

1) сильный, уравновешенный2) сильный, неуравновешенный3) слабый, неуравновешенный4) сильный, инертный

17. A 17 № 1075. Какой сосуд повреждён на рисунке?

1) капилляр2) артерия3) лимфатический4) вена

18. A 18 № 436. Инфракрасные лучи обеспечивают

1) синтез органических веществ из неорганических2) фотолиз воды в клетках растений3) яркую окраску цветков, привлекающих внимание опылителей4) повышение температуры растений

19. A 19 № 373. Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов — производителей органических веществ)?

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.2) Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных.3) Они используют энергию организма-хозяина.4) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

20. A 20 № 310. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси x отложена температура организма (в °С), а по оси y — относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Какое из приведённых ниже описаний скорости химической реакции наиболее точно отражает данную зависимость? Скорость химической реакции в живом организме

1) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего плавно опускается2) на всём протяжении медленно растёт3) плавно колеблется около средних показателей4) резко снижается, достигая своего минимального показателя, после чего резко растёт

21. A 21 № 887. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:

 

Целое

Часть

Целлюлоза

Глюкоза

Белок

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) хитин2) рибоза3) аминокислота4) нуклеотид

22. A 22 № 1208. Верны ли следующие суждения о нервной ткани человека?

 

А. Короткие отростки — аксоны — сильно ветвятся.

Б. Двигательные нейроны передают нервные импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам.

1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

23. B 1 № 985. Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) почвенные зелёные водоросли

2) гадюка обыкновенная

3) мох сфагнум

4) подрост сосны

5) тетерев

6) лесная мышь

24. B 2 № 441. Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) облегчение глотания

2) расщепление жиров

3) расщепление крахмала

4) механическое измельчение пищи

5) обезвреживание бактерий

6) расщепление белков

25. B 3 № 538. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

                            ЖИВОТНОЕ                       

ТИП РАЗВИТИЯ

A) обыкновенный уж

1) прямое

Б) заяц-беляк

2) непрямое

В) майский жук   

Г) гребенчатый тритон

Д) бурый медведь

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

A

Б

В

Г

Д

26. B 4 № 59. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.

2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.

3) Закрепите побег деревянными шпильками.

4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.

5) Пригните побеги к почве и присыпьте землёй.

27. B 5 № 508. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) испарение

3) лейкопласт

4) питание

5) свет

6) фотосинтез

7) хлоропласт

8) хлорофилл

 

A

Б

В

Г

28. B 6 № 1376. Рассмотрите фотографию листа пальмы. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, по форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

 

Д. Край листа

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

29. C 1 № 223. Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ

 

Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кислорода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий. Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распространены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы сталкиваемся с молочнокислыми бактериями, — они участвуют в образовании молочнокислых продуктов.

 

В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров получается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и совершила превращение молока в кислый молочный продукт.

 

Болгарская палочка — вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.

 

Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать большие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.

 

Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

30. C 2 № 1443. Однажды один очень дотошный учёный решил перепроверить эксперимент

Эрвина Чаргаффа. Он выделил нуклеиновую кислоту из целого ряда организмов разных групп и определил содержание аденина, гуанина, тимина и цитозина в их генетическом материале. Результаты он занёс в таблицу.

 

 

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1. Правило Чаргаффа гласит, что количество остатков аденина равно количеству остатков тимина в ДНК, а количество цитозина — количеству гуанина. Подтвердил ли наш дотошный учёный это правило?

2. Каково содержание гуанина у дрожжей и у возбудителя туберкулёза (укажите единицы измерения)?

Предложите объяснение, почему у вируса полиомиелита учёный не обнаружил тимина

31. C 3 № 1413. Маша и Таня катались на роликовых коньках в течение 2 часов, после чего решили перекусить в одном из ресторанов быстрого питания. Рассчитайте, что стоит съесть каждой из них, чтобы компенсировать их энергозатраты. При выборе учтите, что Таня очень любит сладкое и предпочитает не есть мясо, а Маша любит есть жирные мясные блюда и не мыслит обеда без газировки.

В ответе укажите энергозатраты катания и рекомендуемые блюда с их энергетической ценностью.

 

 

Таблица 2. Энергетическая и пищевая ценность продукции кафе быстрого питания

 

 

 

Таблица 3. Энергозатраты при различных видах физической активности

 

32. C 4 № 448. Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.

 

Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.

 

Изменение скорости размножения бактерий за определённое время

 

Время после введения

бактерий в культуру, мин.

Число бактерий

в колбе 1

Число бактерий

в колбе 2

20



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: