Лекц 7 Экологическое право

Содержание:

1.Общая характеристика экологического права

1.1Понятия, субъекты, объекты, источники экологического права

1.2 Роль экологического права в жизни общества

2. Государственное регулирование экологопользование

2.1 Понятие и объекты экологического контроля

2.2Лицензия на природопользования ,лимиты, экологические фонды

3.Законодательное регулирования и междугородно-правовая охрана окружающей природной среды

4.Общие условия, определяющие особенности регулирования хозяйственных отношений

4.1Виды хозяйственной деятельности и их классификация

Общая характеристика экологического права.

Экологическое право – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в целях сохранения и восстановления природных ресурсов, обеспечения их рационального использования, улучшения и оздоровления окружающей природной среды, а так же экологической безопасности человека и общества.

Углубление кризисного состояния экономики России, увеличение в формировании доли топливно-сырьевого сектора, падение научно-технического потенциала и отсутствие ресурсосберегающих и безотходных технологий, использование России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды вредных веществ, ведут к обострению экологических проблем в нашей стране, и в то же время значительно повышают роль и значение правовых средств борьбы за выживание человечества, улучшение и оздоровление окружающей природной среды.

Важнейшими интересами экологического права является сохранение и улучшение окружающей природной среды, охрана и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения. Экологическое право как отрасль права имеет своим предметом волевые общественные экологические отношения, возникающих в различных сферах жизни и деятельности общества. По своему содержанию данные отношения весьма разнообразны, они могут возникать по поводу собственности на природные ресурсы, по поводу управления природными ресурсами, по поводу нормирования качества окружающей природной среды, по поводу обеспечения рационального природопользования, по поводу восстановления и воспроизведения природных ресурсов, по поводу заповедования, создания особых охраняемых природных территорий. Важное место в системе экологических отношений занимают охранительные отношения, которые связаны с применением мер юридической ответственности за совершение экологических правонарушений. Ответственность эта предусмотрена в нормах не только экологического, но и уголовного, административного, гражданского, трудового законодательства. Эти отношения так же составляют предмет экологического права.Проводимые в условиях социально-экономических перемен пересмотр общечеловеческих ценностей привел к тому, что на первое место в системе экологических отношений поставлены задачи охраны жизни и здоровья граждан, обеспечение благоприятных условий

жизнедеятельности граждан и их экологической безопасности. В этой связи отношения в сфере экологической безопасности человека занимают центральное место в системе экологических отношений..

Охране от загрязнения, порчи, истощения, разрушения на территории РФ подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, её недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты..

Вывод: Объекты экологических общественных отношений определены Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991г. Особой охране в соответствии с действующим законодательством подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, и т.д.

1.1Понятия, субъекты, объекты, источники экологического права.

Экологическое право — совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде. Экологическое право представляет собой единство правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, в состав которой входят земля, ее недра, воды, включая океаны, леса и растительные организмы, произрастающие в состоянии естественной свободы, животный мир, атмосферный воздух, космическая материя.

Предмет экологического права образуют отношения:по охране окружающей среды от разных форм деградации и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

собственности на природные объекты и ресурсы;

по природопользованию.

Экологическое право имеет внутреннюю структуру и включает такие институты и отношения, как отношения собственности на природные ресурсы, право природопользования, организации государственного управления в сфере взаимодействия общества и природы, экономическое нормирование, экспертизу, лицензирование, юридическую ответственность и другие.

Экологическое право делится на два раздела: международное и национальное.Международное экологическое право — совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями. Международное экологическое право делится на две категории: обязательное и рекомендательное.

Основными источниками обязательного международного экологического права являются общепризнанные правовые нормы и принципы, а также межгосударственные соглашения (договоры, конвенции, протоколы и т.п.).

Рекомендательные нормы содержатся в декларациях, хартиях, пактах и иных актах такого рода, принимаемых международными организациями и конференциями.

Национальное экологическое право устанавливается государствами самостоятельно и закрепляется в различных источниках, в первую очередь, в законах. Источники экологического права имеют ряд особенностей. Во-первых, п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации установлено, что законодательство о недрах и окружающей среде, земельное, водное, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. По данным предметам издаются федеральные законы и, в соответствии с ними, законы субъектов Российской Федерации.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция Российской Федерации, в которой есть много норм общего характера, которые имеют отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Статья 9 Конституции РФ установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Основы экологического права заложены Законом РСФСР «Об охране окружающей среды», принятым 19 декабря 1991 года с изменениями и дополнениями от 21 февраля 1992 г., 2 июня 1993 г., 27 декабря 2000 г.

Этот закон определил задачи всего природоохранительного законодательства России. Развитие экологического законодательства осуществлено в ряде законов: Федеральный закон от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе», Федеральный закон от 30 ноября 1995 года «О континентальном шельфе», Федеральный закон от 23 февраля 1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Федеральный закон от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» и другие.

Значительный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. Оно включает: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 24 апреля 1995 года «О животном мире», Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации принимает акты, регулирующие экономические отношения в случае, если ему это право дано законом или указом Президента Российской Федерации, или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство РФ функции. Так, например, статьей 23 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды» предусматривается, что порядок экологического страхования и использования экологических фондов устанавливается Правительством Российской Федерации.

В связи с этим, Правительство России приняло соответствующие постановления и распоряжения. Например, Постановление № 545 от 3 августа 1992 года «О порядке разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов Российской Федерации. Например, Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана и другие акты.

Органы местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд и т.п.

Таким образом, российское экологическое право представляет собой сложный формирующийся комплекс правовых норм, предназначенных для регулирования экологических отношений, содержащийся в разнообразных нормативных правовых актах, издаваемых на трех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Экологическое законодательство и право основываются на следующих принципах:

предотвращение вреда окружающей среде в процессе социально-экономического развития;

охрана жизни и здоровья человека;

обеспечение рационального использования природных ресурсов;

устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие;

сохранение и защита экологического равновесия в природе;

свободный доступ к экологической информации и другие.

Субъектами экологических правоотношений могут быть граждане, юридические лица, публичные субъекты..

Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку и осуществление экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально- экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия.

Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты и другие объекты.

В зависимости от характера объектов, их места в экологической системе и юрисдикции, выделяют глобальные, региональные и локальные объекты. К категории глобальных относятся объекты, имеющие общемировое значение (например, озоновый слой). Экосистемы того или иного региона страны относятся к группе региональных объектов (например, бассейн Волги). Локальные объекты имеют местное значение (например, поверхностные воды малых рек).

Национальное законодательство выделяет объекты, подлежащие особой охране: государственные заповедники, государственные природные заказники, национальноприродные парки и памятники природы.

1.2. Роль экологического права в жизни общества.

Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро пришла к главному выводу: «Экономическоеразвитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню. Сосредоточение внимания на проблемах окружающей среды приведет к нищете. Новая модель развития должна создать больше экономических и экологических интересов». Значит, если человечество хочет выжить, оно должно отказаться от потребительского отношения к природе. Оно должно реализовывать политику ресурсосбережения, а не бездарное ресурсопотребление ради охраны своего жизненного пространства — природы Земли.

Экология — постоянно развивающаяся наука о наиболее важных, естественных процессах на планете Земля с точки зрения развития человечества как биологического вида в условиях естественного планетарного развития и искусственных изменений, вызванных деятельностью человека во всех земных сферах (суша, вода, атмосфера). Это обусловливает необходимость упорядочивания вновь возникающих или получающих новое качество экологическихобщественных отношений.

Современное экологическое право России относится к динамично развивающимся отраслям российского права. Основное назначениеэкологического права — обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 148 млн российских граждан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях.

Экологическое право прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источниках древнероссийского права к санитарному и лесному законодательству Российской империи, затем от советских декретов «О земле», «О лесах», «О недрах» к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдельных природных объектов.

В 60-х — начале 70-х гг. во всех союзных республиках были приняты законы об охране природы. Содержавшиеся в них нормы были достаточно декларативны, поскольку не устанавливали конкретные формы юридической ответственности за экологические правонарушения. Тем не менее эти законы стали важной вехой в формировании систематизированного природоохранного законодательства.

Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ и многих других нормативных правовых актах РФ, среди которых, например, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ред. от 29 мая 2002 г.), Федеральные законы: от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 10 января 2003 г.); от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30 декабря 2001 г.); от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 10 января 2003 г.); от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 15 апреля 1998 г.). Основные направления экологической политики России определены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развитая».

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с законом, являются земли, недра, почвы; поверхностные и под земные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию! Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы; исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации; объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное юшое ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

В целях охраны природы и окружающей среды каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности положениями Федерального закона от 10 января 2002г.

Приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; о сочетании экологических и экономических интересов; рациональном использовании природных ресурсов; соблюдении требований природоохранного законодательства.

3адачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Взаимоотношения общества с природой не исчерпываются природоохранительными задачами. За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, среде обитания, рекреации и др. При этом человечество активно использует природные объекты, ресурсы и экологические системы, вольно или невольно нанося им вред своей деятельностью. С целью ограничения негативного воздействия человека на окружающую природную среду природоресурсное законодательство предписывает определенные правила рационального, щадящего или неистощительного пользования природными ресурсами.

2. Государственное регулирование экологопользование

Государственное регулирование экологопользования рассматривается с помощью моделей, объединяющих функции регулирования, методы и формы. Формы управления представляют собой внешнее проявление регулирующей деятельности, имеющее применительно к праву правовую и неправовую формы.

Неправовые формы регулирования выражаются в двух основных видах:

1) оперативно-хозяйственное распорядительство, осуществляемое в вопросах экологопользования и охраны окружающей среды, решение которых не носит правовой природы, а значит, находится за пределами правового регулирования. Например, отнесение земель к той или иной категории является экономическим вопросом. При обращении недовольных этим решением лиц, например, в прокуратуру, прокурор не сможет принести протест на это решение, поскольку оно находится за пределами закона;

2) обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполнения ими своих функций.

В подавляющем большинстве формы регулирования по своей природе бывают неправовыми, т.к. правовые формы применяются там, где возникают противоречия, устраняемые только правовым путем.

Правовые формы выражаются в трех основных видах:

1) в правотворческой – в принятии таких решений, которые имеют значение закона и его форму;

2) в правоприменительной – в принятии правоприменительных актов, посредством которых правотворческий акт реализуется в жизнь;

3) в правоохранительной – в применении санкций правовых норм в случаях, когда эти нормы нарушаются.

Правовые методы регулирования бывают следующих видов:

а) метод обязательных предписаний (императивный метод). Он предполагает точное, неукоснительное выполнение управленческого решения, не допуская каких-либо отступлений от него. Такой метод применяется, когда не требуется учет местных условий и особенностей при выполнении решения;

б) метод рекомендаций выражается в вынесении таких управленческих решений, в ходе реализации которых допускается учет местных условий и особенностей;

в) метод санкционирований, или метод ограниченного самоуправления, при котором управленческие решения принимает сам управляемый орган, однако они обретают юридическую силу лишь после утверждения этих решений компетентным органом.

В отличие от государственного регулирования экологопользования, функции которого носят периодический характер (реализуются по мере возникающей необходимости), организационно-правовое обеспечение характерно непрерывностью действия, поддерживающей постоянное функционирование созданной системы производственных отношений и взаимодействие этой системы с экологическими системами страны. Одновременно с этим все элементы организационно-правового обеспечения экологопользования и сохранности экологической системы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, т.к. представляют единую систему. Основные направления данной государственной деятельности:

а) экологизация законодательства представляет собой разработку и совершенствование действующего законодательства с учетом объективных законов природы и отражение этих законов в механизме действия правовых норм;

б) нормирование качества окружающей среды и стандартизация хозяйственной деятельности при условии непротиворечивости естественным законам природы;

в) контроль за хозяйственной деятельностью и ее экологической совместимостью, т.е. экологическая экспертиза хозяйственной деятельности;

г) государственный, ведомственный и общественный контроль, основанный на мониторинге экосистем, вызванный взаимным влиянием производственных отношений и экологических систем друг на друга.

2.1. Понятие и объекты экологического контроля

Экологический контроль представляет собой одну из основных функций государственного экологического управления. Его конечной целью является поддержание благоприятного качества окружающей природной среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей природной среды.

Исходя из задач экологического контроля, предусмотренных Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 68), можно определить его как совокупность государственных и общественных мероприятий по наблюдению за состоянием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке соблюдения экологических требований предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Объектами экологического контроля являются:

— природная среда, ее состояние и изменения;

— деятельность по выполнению обязательных планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды;

— соблюдение законодательства, правил и нормативов в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

В процессе осуществления экологического контроля применяются разнообразныеметоды? наблюдение за состоянием окружающей природной среды; сбор, анализ к обобщение информации; проверка выполнения экологических правил и норм? проведение экологической экспертизы; предупреждение и пресечение экологических правонарушений; принятие мер для возмещения экологического вреда, привлечения виновных лиц административной и уголовной ответственности и др.

В систему экологического контроля входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный и общественный контроль (ст. 68 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

экологический мониторинг имеет своими задачами:

— наблюдение за состоянием окружающей природной среды и отдельных природных объектов, за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека;

— обобщение и оценку полученной информации о состоянии окружающей природной среды;

— прогнозирование изменений состояния окружающей природной среды с целью предупреждения его отрицательных экологических последствий;

— обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий — мониторинг окружающей природной среды, и отраслевой — мониторинг природных объектов.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства.

Организационной основой государственного экологического мониторинга является федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В структуру этого органа входят подразделения различного уровня, на которые возложены функции по проведению экологического мониторинга: посты и станции наблюдения, осуществляющие сбор информации об окружающей природной среде; территориальные, региональные центры наблюдения, научно-исследовательские учреждения, которые проводят анализ и оценку полученных данных, разрабатывают прогнозы. Компетенция Росгидромета охватывает мониторинг поверхностных пресных вод и морской среды, почв, атмосферного воздуха, околоземного пространства и др.

Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных ресурсов.

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов (ст. 109 Земельного кодекса РСФСР). Он проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике.

Мониторинг лесов — система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда (ст. 69 Лесного кодекса РФ). Его осуществление возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России.

Мониторинг водных объектов — система регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Указанный мониторинг возложен на органы управления водным хозяйством в составе Министерства природных ресурсов РФ совместно с органами управления использованием и охраной недр, а также Росгидромета и Госкомэкологии России (ст. 78 Водного кодекса РФ).

Мониторинг объектов животного мира — система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (ст. 15 Федерального Закона «О животном мире»). Этот мониторинг осуществляется органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Госкомэкологии России, Рослесхоза и др.

В осуществлении государственного экологического мониторинга принимает участие и ряд других органов специального управления в пределах своей компетенции — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и др.

Мониторинги отдельных природных ресурсов (отраслевые) являются составными частями системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Общее руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга осуществляет в установленном порядке Госкомэкология России (п. 7 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды).

Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в отличие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные инспекции — государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохрана, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др.

Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды.

Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

— посещать предприятия, организации и учреждения независимо от их форм собственности и подчинения, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;

— проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

— выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

— устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов и сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

— назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

— требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;

— привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной и уголовной ответственности, предъявлять иски в суд (арбитражный суд) о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека экологическими правонарушениями;

— принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Решения государственных органов экологического контроля могут быть обжалованы в суд. 

Важное звено экологического контроля — экологическая экспертиза, а также предшествующая ей оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые образуют взаимосвязанный комплекс средств, обеспечивающих предупреждение экологически вредной деятельности и учет экологических требований на стадии принятия хозяйственных и иных решений.

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст. 1 Федерального Закона «Об экологической экспертизе»).

Таким образом, сущность экологической экспертизы заключается в предварительной (на стадии принятия решения и разработки проекта) проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель — в предупреждении вредных экологических и иных последствий такой деятельности.

Правовой основой экологической экспертизы являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об экологической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698.

В зависимости от порядка организации и проведения экологическая экспертиза делится на два вида: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключительное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Государственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориальным органам (ст. 13 Федерального Закона «Об экологической экспертизе», п. 6 Положения о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды). Они наделены правом назначать экологическую экспертизу и контролировать выполнение ее требований. Государственная экологическая экспертиза может проводиться на двух уровнях — федеральном и субъектов РФ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе проведение экологической экспертизы.

Проведение государственной экологической экспертизы является обязательным в установленных законом случаях, а общественная экологическая экспертиза осуществляется в инициативном порядке. При этом общественная экологическая экспертиза может проводиться до государственной или одновременно с ней.

Участниками (субъектами) государственной экологической экспертизы выступают:

— специально уполномоченный государственный орган, организующий проведение экспертизы (орган системы Госкомэкологии России);

— экспертная комиссия (эксперты), формируемая специально уполномоченным органом по проведению экспертизы;

— заказчик документации, подлежащей экспертизе, — предприятие, организация, учреждение, в отношении объектов которого должна проводиться экологическая экспертиза.

Объектами экологической экспертизы могут быть принимаемые хозяйственные и иные решения; деятельность, оказывающая воздействие на окружающую природную среду, а также ее результаты.

Так, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

— проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду;

— проекты комплексных и целевых федеральных программ;

— проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования;

— проекты схем развития отраслей народного хозяйства;

— проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

— проекты инвестиционных программ;

— проекты комплексных схем охраны природы;

— технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности;

— проекты международных договоров;

— договоры, предусматривающие использование природных ресурсов;

— материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказывать воздействие на окружающую природную среду;

— проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги;

— проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, создания особо охраняемых природных территорий;

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

— презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

— комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

— обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

— достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

— независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

— научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

— гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения;

— ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Заключение экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экологической экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения будет запрет реализации объекта экологической экспертизы.

Заключение экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке.

2.2. Лицензия на природопользования, лимиты, экологические фонды.

Осуществление права на использование и потребление того или иного природного ресурса приводит к необходимости введения для некоторых ресурсов лицензирования, то есть предварительного получения разрешения на такое пользование или вид деятельности. Особое значение придается лицензированию в новых социально-экономических условиях перехода к рынку.

Общий порядок лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 128- ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О лицензировании отдельных видов деятельности»11.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензия является одним из оснований возникновения права природопользования. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр, объектами животного мира, участком лесного фонда, права комплексного природопользования. Кроме того, определенные виды деятельности могут осуществляться исключительно на основании лицензии. Лицензированию подлежат утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ; проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита, осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Лицензированию подлежат виды деятельности, осуществляемые юридическими, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Органами, уполномоченными на ведение лицензирования, являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Федеральная служба выдает лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на всей территории РФ. Соответственно, ее территориальные органы выдают лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории субъектов РФ.

Наиболее важными данными, которые необходимо предоставить для получения лицензии, являются: —

сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать провести аттестацию специалистов на профессиональную пригодность; —

До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган: —

проводит экспертизу представленных материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах; —

определяет условия действия лицензии (лицензионные условия); —

организует в случае необходимости проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудита.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами. в случае проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

-наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; —

-отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для, осуществления соответствующего вида деятельности и условиям экологической безопасности.

Как правило, лицензии выдаются на срок не более трех лет. Могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензия должна быть переоформлена.

Лицензионный орган вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях:

-представления лицензиатом соответствующего заявления; -обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии; —

-нарушения лицензиатом условий, определенных в лицензии; —

-невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью рез образования юридического лица;

-ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.

Лицензия и договор на природопользование являются основаниями возникновения права природопользования.

Лицензия на природопользование — это документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.

Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр; участком лесного фонда; объектами животного мира; права комплексного природопользования.

Лицензия содержит следующие сведения:

-данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; 

-границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием;

— перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования;

-перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов;

— план природоохранных мероприятий;

-особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность.

Лимиты на природопользование — это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Руководство работой по определению лимитов природопользования осуществляется на соответствующей территории органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: