Конспекты Правила безопасности в скалолазании

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ «СПОРТИВНОЕ СКАЛОЛАЗАНИЕ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Раздел программы: Правила безопасности в скалолазании.

Тема: Требования безопасности на занятиях и соревнованиях. Страховка и самостраховка.

Цель: изучить требования безопасности на занятиях и соревнованиях.

Задачи:

Ознакомить с требованиями безопасности на занятиях и соревнованиях.

Ознакомить с понятием страховка и самостраховка.

Формировать положительную мотивацию к обучению в объединении по интересам.

Место проведения: спортивный зал, учебный класс.

Ход занятия

I. Организационная часть

— отметить отсутствующих;

— проверить готовность учащихся к занятию (наличие тетрадей, ручек);

— сообщить тему и цель занятия.

II. Основная часть

Требования безопасности на занятиях и соревнованиях.

Скалолазание — это такой вид спорта, при занятиях которым могут быть случайные срывы, срывы при преодолении сложных участков; падения при подъеме даже на небольшую высоту могут повлечь серьезные травмы, поэтому важнейшее требование при проведении занятий и тренировок -обеспечение безопасности.

Обучающиеся с первых дней занятий должны это усвоить и относиться очень серьезно к самостраховке (личному контролю при собственном лазании), страховке партнера, которая и обеспечивает безопасность в скалолазании. От партнера по лазанию, который тебя страхует, в самом прямом смысле зависит твоя жизнь.

Страхуемый — тот, кто лезет, страхующий — кто обеспечивает страховку. Страхующий во время лазания непрерывно и очень внимательно следит за движением партнера, не отвлекаясь. От надежности страховки (это зависит от тренера в первую очередь) и самого страхующего (это уже человеческий фактор — конкретный человек) зависит психологическое состояние страхуемого. Если он уверен в надежности страхующего, то у него исчезает страх при лазании, и он сосредоточивается на прохождении маршрута, не боясь срыва — товарищ удержит!

Скалолазание достаточно безопасный вид спорта при строгом соблюдении всех правил страховки и лазания и используемого, проверенного и стандартного снаряжения, соответствующего нормам UIАА (Международной федерации альпинизма).

Скалодром – место, связанное с повышенной опасностью. Поэтому перед посещением скалодрома необходимо ознакомиться с Правилами посещения и требованиями по технике безопасности при нахождении на скалодроме.

Основные требования безопасности:

1) Правильное навешивание веревок и проверка точек страховки.

2) Правильное завязывание узлов и взаимная проверка страхуемым, страхующим и тренером. Лучше лишний раз проверить!!

3) Основные обязательные команды при лазании: «Страховка готова?» — « Готова!», «Иду», «Выбери!», «Закрепи!», «Выдай!»

4) Постоянное выбирание веревки, недопущение больших провисов.

5) Страховка напрямую руками не допускается, только через страхующее устройство.

6) Постоянное выбирание веревки, недопущение больших провисов.

7) При достижении конца маршрута или срыве закрепить веревку и равномерно, без рывков выдавать веревку на спуске.

8) Нельзя лезть и стоять под страхуемым, страховка должна быть в стороне от маршрута.

Правила посещения скалодрома:

Перед началом занятий ознакомиться и неукоснительно соблюдать правила посещения и требования по технике безопасности.

На скалодроме могут заниматься учащиеся не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортом.

Не допускается посещение скалолазного клуба лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием иных сильнодействующих или лекарственных препаратов, употребление которых ограничивает или снижает внимание, зрение, реакцию, а также способность контролировать свои действия и осознавать их последствия для себя и окружающих.

На территории скалодрома ЗАПРЕЩЕНО распитие спиртных напитков, употребление наркотических и иных сильнодействующих веществ, курение.

Все учащиеся обязаны соблюдать чистоту и порядок, бережно относиться к оборудованию, имуществу, снаряжению. Запрещается оставлять мусор и посторонние предметы на скалодроме, приходить без сменной обуви или бахил.

На скалодроме принято уважать интересы окружающих, общаться вежливо, не допускать нецензурных выражений и поступков, которые могли бы каким-либо образом оскорбить людей.

Запрещается нахождение в скальных туфлях вне территории скалодрома.

Категорически запрещается оставлять посторонние предметы на поверхности страховочного мата.

Запрещается лазать босиком.

Учащиеся обязаны придерживаться общепринятых норм гигиены.

Запрещается самостоятельно менять расположение зацепов на скалодроме.

Все учащиеся обязаны неукоснительно подчиняться любым требованиям и указаниям педагога, касающимся поведения на территории скалодрома, использования оборудования и снаряжения.

Требования безопасности на скалодроме:

К занятиям на скалодроме допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Категорически запрещено нахождение на скалодроме в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под воздействием иных сильнодействующих или лекарственных препаратов, употребление которых ограничивает способность контролировать свои действия.

Лазать на скалодроме возможно только при обеспечении страховки (гимнастической при лазании на болдеринговых плоскостях), верхней (исключительно на плоскостях, предназначенных для этого и оборудованных соответствующими точками страховки), нижней (на плоскостях, оборудованных промежуточными точками страховки).

Проведение занятий на скалодроме разрешается только с использованием полностью исправного специального снаряжения (страховочного устройства, обвязки, веревки, карабинов, оттяжек), отвечающего необходимым требованиям безопасности (ГОСТ, UIAA, CE) и используемом в соответствии с рекомендациями фирм-производителей. Педагог вправе не допустить использование на скалодроме непригодного для осуществления страховки снаряжения.

Находиться на скалодроме разрешается только в присутствии педагога дополнительного образования.

В случае возникновения каких-либо вопросов, неуверенности, сомнений в правильности совершаемых действий учащийся обязан обратиться за разъяснением к педагогу дополнительного образования и продолжить занятия на скалодроме исключительно после наступления полной ясности в вопросах, порядке своих действий, которые вызывали сомнения.

Учащиеся обязаны неукоснительно выполнять требования педагога дополнительного образования, касающиеся вопросов занятий на скалодроме.

При нахождении на скалодроме запрещено:

сидеть на матах под лазательными стенами, тем самым, мешая окружающим заниматься и создавая дополнительно угрозу причинения вреда своему здоровью и здоровью окружающих;

находиться друг под другом во время лазания;

браться руками и наступать на страховочные проушины;

залезать за конструкцию скалодрома;

лазать с кольцами на пальцах и другими украшениями, которые могли бы зацепиться за элементы скалодрома, снаряжение, создать предпосылки к несчастному случаю, нанести травму себе и окружающим;

лазать и осуществлять страховку с длинными распущенными волосами;

лазать со снаряжением и иными вещами, которые при подъеме на стену могли бы упасть вниз;

наступать на планки кампус-борда ногами;

каким-либо образом отвлекаться при осуществлении любого вида страховки

(помните, что от Ваших действий зависит здоровье и жизнь человека, который доверил Вам себя страховать!)

При лазании с гимнастической страховкой:

запрещено подниматься выше 3 метров (по уровню рук) от верхней поверхности страховочного мата;

умышленно осуществлять опасное для своего и здоровья окружающих лиц спрыгивание со скалодрома на страховочный мат;

не осуществлять лазание с гимнастической страховкой при одетой системе особенно если сбоку пристёгнуто страховочное устройство или карабин;

не придумывать и не осуществлять лазание скалолазных трасс, которые представляют опасность, для самих занимающихся;

не располагать переносные маты таким образом, при котором они могут стать причиной травм, как личного характера, так и других занимающихся.

При лазании с верхней страховкой:

запрещается отклоняться от линии маршрута во избежание «маятника»;

запрещается использование на маршруте веревки, не предусмотренной для прохождения данного маршрута;

в качестве страховочного узла разрешается использовать только узел «восьмерка»;

страховочная веревка должна быть прикреплена к скалолазу либо разрешенным узлом, либо прищелкнута одним карабином, муфта которого должны быть закрыта;

недопустимо вщелкивание «карабин в карабин»;

правильно вщелкнутый карабин должен пройти через две петли на страховочной системе и петлю узла «восьмерка» на веревке;

недопустимо вщелкивание карабина в контрольный узел на страховочной веревке;

страхующему запрещается протравливать веревку через спусковое устройство с большой скоростью;

страхующий обязан следить за тем, чтобы его партнер не был спущен на находящихся внизу людей;

запрещается лазать с верхней страховкой по сильно нависающим трассам.

При лазании с нижней страховкой:

разрешено привязываться к страховочной веревке только узлом «восьмерка»;

обязательно «прощелкивание» в первую оттяжку;

запрещено пропускать оттяжки;

до «прощелкивания» в первую оттяжку должна осуществляться гимнастическая страховка;

скалолаз обязан проследить за тем, чтобы используемое им снаряжение не падало вниз.

2. Понятие страховка и самостраховка.

Страховка (в скалолазании) — система мероприятий для предотвращения несчастных случаев во время срыва спортсмена с трассы. Во всех видах страховки с использованием верёвки используется узел «восьмёрка».

Гимнастическая страховка в боулдеринге.

Гимнастическая страховка — самый простой способ страховки, при котором лезущего страхует руками и собственным телом напарник, стоящий под ним. Страховщик должен быть внимателен и при срыве спортсмена обеспечить плавное приземление, если возможно, на ноги.

Верхняя страховка — способ осуществления страховки, при котором, точки страховки находятся выше участника. Верёвка проходит через эти точки и спускается к участнику. В процессе лазания он двигается вверх или вниз, а человек, осуществляющий страховку, вытягивает («выбирает») лишнюю веревку или «выдаёт» её. Таким образом, в случае срыва, участник повисает на веревке немного ниже того места, до которого он смог подняться или спуститься. Нагрузка при рывке и риск получить травму являются при этом минимальными.

Точки страховки — на искусственном рельефе (скалодроме) являются частью конструкции скалодрома и представляют собой проушины для карабинов.

Нижняя страховка – способ осуществления страховки, при котором точки страховки расположены вдоль всего маршрута. Один из концов верёвки привязан к участнику, а страхующий держит в руках участок верёвки в нескольких метрах от него. В процессе лазания участник продевает («прощёлкивает») верёвку в карабин на той точке, до которой поднимается или (или выщёлкивает верёвку при спуске). Страхующий при этом постепенно «выдаёт» или «выбирает» веревку. Таким образом, в случае срыва участник повисает недалеко от той точки страховки, до которой он смог подняться или спуститься.

III. Заключительная часть

Упражнения для закрепления изученного материала

1. Ответьте, какие требования безопасности при лазании с нижней страховкой?

2. Ответьте, какие требования безопасности при лазании с верхней страховкой?

3. Ответьте, что такое гимнастическая страховка?

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ «СПОРТИВНОЕ СКАЛОЛАЗАНИЕ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Раздел программы: Правила безопасности в скалолазании.

Тема: Узлы, применяемые в скалолазании, маркировка верёвки.

Цель: изучить основные узлы, применяемые в скалолазании.

Задачи:

Ознакомить с узлами, применяемыми в скалолазании (прямой, встречный, встречная восьмерка, восьмерка, грейпвайн, брамшкотовый).

Учить технике вязания узлов.

Учить технике маркировки веревки.

Воспитывать самостоятельность, целеустремленность.

Место проведения: спортивный зал, учебный класс.

Ход занятия

I. Организационная часть

— отметить отсутствующих;

— проверить готовность учащихся к занятию;

— сообщить тему и цель занятия.

II. Основная часть

Основные узлы, применяемые в скалолазании.

Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут свое начало в морских узлах.

Узлы, применяемые в скалолазании, подразделяются на три группы:

1) Группа узлов для самостраховки (сюда входят все узлы обвязки, схватывающие узлы, булинь, проводника и т. д.)

2) Основные (применяются для связывания веревок).

3) Специальные (вспомогательные).

Существуют и другие разделения, например, выделяют группу узлов проводника и т. д.

На практике, знание узлов является очень важным т. к. неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагичным последствиям.

В связи с тем, что зачастую приходится вязать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке, в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах или льду) человек должен уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» памятью, поэтому вязке узлов следует уделить большое внимание и время.

Для того чтобы овладеть на уровне динамического стереотипа навыком завязывания узлов нужно использовать два параллельных пути:

1) Алгоритмический (т. е. поэтапное запоминание последовательности действий).

2) Зрительная память (запоминание рисунка правильно завязанного узла глазами, если сомневаешься в правильности рисунка лучше перевязать узел).

Первый путь достигается, в основном, за счет правильного, красивого и медленного показа педагогом (по «разделениям»). Второй путь осуществляется обращением внимания на рисунок узла, оформлением стенда с поэтапно завязанными узлами, рисунками, фотографиями, плакатами и т. д.

Необходимо отметить, что применение узлов снижает прочность веревки, на которой они завязаны. Уменьшение номинальной прочности веревок с узлами можно объяснить комбинированным силовым воздействием, возникающим при натяжении на разрыв, срезанием и перегибом отдельных волокон в районе узла, а при мокрой и промерзшей веревке — под воздействием кристаллов льда между ними. Более подробно об этом смотри книгу Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Перевод с болгарского. Москва, ФиС, 1981 г.

На практике скалолаз использует, в основном, 6—7 узлов, которые ему наиболее подходят и он их знает в совершенстве.

Описание узлов

Существует несколько тысяч (более четырех) морских узлов. Остановимся лишь на списке узлов, применяемых горовосходителями на практике.

Для начала необходимо условиться о терминологии.

Неподвижный конец (тот вокруг которого вяжут) мы будем называть коренным концом, а движущийся в процессе вязки (тот которым вяжут) будем называть рабочим концом. Концы, которые можно нагружать, будем называть грузовыми концами.

Встречный узел

Сейчас применяется только на плоских лентах для их связывания. На одной ленте завязывается обычный контрольный узел (рис. 1а), затем концом другой ленты прослеживаем его навстречу (рис. 16), после чего расправляем и затягиваем узел (рис. 1в).

Полученный узел является встречным узлом, на плоских лентах не требует контрольных узлов, т.к. трение в нем велико. На круглых веревках трение в этом узле значительно меньше, поэтому встречный узел применять на них не рекомендуется.

Прямой узел

Рис. 2 г. Прямой узел

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра, сейчас на практике почти не используется, т. к. недостаточно надежен. Вместо него используются новые, более надежные узлы.

На коренном конце делается петля, в нее снизу вверх продевается рабочий конец (рис. 2а),

Рис. 2 а.

затем рабочим концом петля обносится сзади и снизу, и он вынимается из петли обратно (рис. 2б).

Рис. 2б

Возможен и другой способ завязывания прямого узла (рис. 2в).

Рис. 2 в.

Узел обязательно расправляется и слегка затягивается. Следует проследить чтобы короткие и длинные концы выходили из узла напротив друг друга, после чего завязываются контрольные узлы.

Рис. 2 д. Неправильный узел («бабий»).

Узел брамшкотовый

Применяется для связывания веревок разного диаметра. Сначала на веревке большего диаметра делают петлю, куда пропускают веревку меньшего диаметра, затем совершают рабочим концом обнос вокруг петли и пропускают его между петлей и рабочим концом, делают еще один обнос рабочим концом вокруг петли, затем рабочий конец пропускается между петлей и рабочим концом (рис. 4а), узел аккуратно расправляется и затягивается, завязываются контрольные узлы (рис.46).

Рис. 4 а. Рис. 4 б. Брамшкотовый

Узел грейпвайн

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Как и любой узел грейпвайн ослабляет веревку, но коэффициент ослабления всего 0,95 (т. е. теряется всего 5% прочности — других узлов с таким коэффициентом ослабления нет). Завязанный на лентах наоборот упрочняет их в этом месте в два раза. Однако, узел достаточно сложен и капризен, в нем нет понятия мелкого недочета. Ближайшим аналогом по применению является встречная восьмерка.

Узел состоит из двух полуузлов, завязываемых последовательно концами правой и левой веревок (рабочие концы по 10—20 см). При завязывании полуузла работает только конец одной веревки

Две веревки складываются вместе навстречу друг другу связываемыми концами, правая выше левой (рис. 5а)

Рис. 5 а.

конец правой веревки загибаем на 90° поверх левой к себе (рис. 56)

Рис. 5 б, в.

заводим конец вниз и охватываем обе веревки, относительно этого витка конец смещается в сторону правой веревки, вновь загибаем конец к себе (рис. 5в), еще раз заводим конец вниз, проводя второй охват веревок, снова смещая конец в сторону правой веревки, охват заканчивая занеся конец над обеими веревками (рис. 5г).

Рис. 5 г.

Параллельно ложбине, образованной левой и правой веревками, пропускаем конец под обеими витками в сторону левой веревки и затягиваем полуузел (рис. 5г, д)

Рис. 5 д.

Аналогично завязываем второй полуузел: конец левой веревки загибаем на 90° поверх правой от себя (рис. 5е)

Рис. 5 е.

заводим конец вниз и охватываем обе веревки, по-прежнему смещая конец в сторону готового полуузла (рис. 5ж)

Рис. 5 з, и. Грейпвайн

вновь заводим конец вниз и охватываем обе веревки, смещая конец в сторону готового полуузла, охват заканчиваем занеся конец под правой и левой веревками (рис. 5ж) параллельно ложбине, образованной правой и левой веревкой пропускаем конец под обеими витками готового полуузла и затягиваем его (рис. 5з) потянув за веревки подтягиваем полуузлы друг к другу. Готовый узел изображен на рис. 5 з, и.

Грейпвайн не требует контрольных узлов, после завязывания обязательно должен быть расправлен. Под нагрузкой сильно затягивается, после чего нелегко развязывается. При развязывании следует постараться растащить полуузлы друг от друга. Ослабить один полуузел и развязать его, затем выдернуть веревку из второго полуузла и развязать его.

Встречная восьмерка

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Первый этап ее вязки состоит в завязывании на одном конце «пустой» восьмерки (рис. 6а), затем эта восьмерка прослеживается рабочим концом (рис. 6б).

Рис. 6 а, б, в.

Встречная восьмерка.

Из-за большого трения узел очень надежен и не требует контрольных узлов, может применяться на плоских лентах (при этом его нужно аккуратно расправлять). Способ вязки аналогичен встречному узлу.

Узел восьмерка

Вяжется на концах веревок для закрепления на рельефе или на страховочной системе участника, на концах перильных веревок и концах веревок и лент, используемых для самостраховки, не требует контрольного узла, т. к. трение в нем велико. Первый этап его вязки: конец веревки складывают петлей, и эта петля накладывается сама на себя, образуется как бы «петля из петли» рабочая петля обносится на полный оборот, т. е. на 360° и вынимается в то же отверстие (рис. 8а).

Рис. 8а.

Полученный узел имеет характерный рисунок, напоминающий восьмерку, поэтому легко запоминается. Узел может быть завязан одним концом.

Рис. 8 б. Восмерка.

2. Маркировка верёвки

Простой удобный узел, позволяет держать веревку в компактном состоянии. Незаменим при транспортировке веревки. Короткие верёвки удобно маркировать способом (1), длинные верёвки — способом (2). Вяжется на любых верёвках, лентах.

III. Заключительная часть



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Ссылка на основную публикацию
2018