Урок русского языка в 11-м классе: Экспрессивные возможности односоставных предложений в произведениях писателей и поэтов Заполярья

Цели урока:

  • актуализировать знания учащихся о двусоставных и
  • односоставных предложениях ; обобщить и систематизировать знания
    учащихся о видах односоставных предложений, совершенствовать синтаксические
    умения обоснованно разграничивать виды односоставных предложений ;
  • раскрыть экспрессивные возможности односоставных предложений;
  • развивать внимание к слову, формировать у учащихся умение находить
    односоставные предложения в художественном тексте и применять их в
    собственной речи.

Основные задачи:

(высвечивается на экране доски)

конкретному ученику:

  • осознание включенности в общую работу;
  • коммуникативная готовность работать в группе;
  • развитие личностей рефлексии;
  • становление активной, субъективной позиции в учебной деятельности.

учебной микрогруппе:

  • развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
  • формирование ценностно-ориентационного единства группы;
  • поощрение гибкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации;
  • принятие нравственных норм и правил совместной деятельности
  • связке “ класс – учитель ”:
  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
  • нахождение общих для обеих сторон целей учебной работы;
  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию;
  • повышение познавательной активности класса;
  • многомерное освоение учебного материала.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-практикум с элементами учебно-исследовательской
работы

Образовательные технологии: технология встречных усилий (ТВУ),

Оборудование: средства зрительно-слуховой наглядности (таблицы),
интерактивная доска.

Дидактический материал: “ Краеведение на уроках русского языка ”, “
Уроки словесности ”, “ Художественное слово о Кольском Севере ”, алгоритмы,
таблицы , результаты исследовательских работ учащихся.

Средства обучения: Учебник В. В. Власенкова, тексты художественных
произведений В. Берлина, В. Якунина, П. Беспрозванной, Р. Марковой,

Подход к преподаванию: личностно – ориентированный.

Компетенция: коммуникативная, культуроведческая.

Педагогические приемы: “Эпиграф”, “Погружение”, “Отсроченная отгадка”,
“Лови ошибку”, “Опрос”, “Повтор с расширением”, “Согласен/ не согласен”.

Эпиграф:

1) Заполярье…
Печальная древняя Русь.
Край замшелых болот.И корявых берез…
В. А. Смирнов

2) Поэзия есть одна из форм познания при помощи слова.
A. А. Потебня

3) Заглядывание в глубь строки – это и есть в прямом смысле
заглядывание внутрь себя самого, познание себя .
B. Зинченко

4) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и
поистине волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский

Ход урока


I. Начало урока, “разминка”.

(Необходимо создать эмоциональный настрой на совместную работу)

Как работают односоставные предложения в художественном тексте, каковы их
экспрессивные возможности и синтаксическая роль?

Ответы на поставленные вопросы, я уверена, мы получим, изучив тему
сегодняшнего урока, к которому мы с вами готовились. (4 группы уч-ся по 5
человек работали над изучением прозаических и поэтических произведений, ребята
изучали структуры ГО в художественных текстах).

Перед вами отрывки из произведений В. Семенова и В. Танюшкина
(высвечивается на экране)

Выделите грамматические основы (ГО), определите способ их выражения, темы
стихотворений .

1) Люблю я заполярный край … Люблю взойти на самый верх, взглянуть на
Кольский полуостров, где все затем и низкоросло, чтоб был высоким человек.

В.П. Семенов

2)Чистоте учусь у снега,
Доброте учусь у солнца,
Глубине – у океана. И спокойствию у звезд.
В.В. Танюшкин

– Выслушав ответы учеников, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: “
Как, по-вашему, отрывки связаны с темой урока? ” (Ответы учеников)

– Верно, поэзия, по выражению А. А. Потебни, “есть одна из форм познания при
помощи слова”.

И мы сегодня будем изучать с помощью “самого богатого, меткого, могучего и
поистине волшебного русского языка ” наш Кольский Север, читая произведения
поэтов и писателей Заполярья.

А слово поэта рождается в процессе творчества. По мнению М. М. Пришвина, “ в
каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда,
погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда
сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в
пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи
лет. Человека того нет , а слово остается и летит из поколения в поколение , как
свет угасшей звезды во вселенной ”. Обратим внимание на один из эпиграфов к
нашему уроку:

Заполярье …
Печальная древняя Русь.
Край замшелых болот
И корявых берез …
В. А. Смирнов

II. “ Погружение ”.

Дайте характеристику записанных предложений,
определите их вид, ответьте на поставленные вопросы (1-й вопрос задает учитель,
ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.)

– Какие предложения называются односоставными?

– Что называется определенно – личным предложением?

– Какова роль назывных предложений? о/л, н/л, об/л, б/л?

III. Контрольно-подготовительный этап урока

– основа для продуктивного
освоения учебного материала. Входная диагностика

А) Прием “ Лови ошибку”: определи вид односоставных предложений, выдели ГО.

  1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
  2. Холодно. Ветрено.
  3. Уходим завтра в море.
  4. Цыплят по осени считают.
  5. На деньги ума не купишь.
  6. Умом Россию не понять.
  7. Вот парадный подъезд.
  8. Вам звонят.
  9. Нет времени.
  10. Думайте и отвечайте.
  11. Отчего так весело тебе?
  12. Стой за правду горой.
  13. Пожаром пахнет.
  14. Меня отпустили вчера.
  15. Позвони другу.
  16. Не спеши языком, торопись делом.
  17. Шепот, робкое дыханье, трели соловья …
  18. Мы с тобою на кухне посидим,
    Сладко пахнет белый керосин,
    Острый нож да хлеба каравай …
    Хочешь, примус туго накачай, —-о/л
    А не то веревок собери. ————о/л
    Завязать корзину до зари, ———-б/л
    Чтобы нам уехать на вокзал, ——-б/л
    Где бы нас никто не отыскал .
    (О. Мандельштам)
– наз.
– б/л
– о/л
– об/л
– об/л
– б/л
– наз.
– н/л
– б/л
– о/л
– б/л
– об/л
– б/л
– н/л
– о/л
– об/л
– наз.

На экране появляется правильный ответ, ученики сверяют свои ответы.

Б) Работа с таблицей № 1 . Обобщите имеющиеся знания об односоставных
предложениях в виде таблицы-памятки.

Таблица-памятка № 1

Односоставные предложения

Односоставные предложения – это предложения
с одним главным членом – подлежащим или сказуемым

Именные Глагольные
Назывные Определенно-личные Неопределенно-личные Обобщенно-личные Безличные
существительные в им, падеже, неразложимое

сочетание.

выражены в форме
1(2) лица
ед. и множ. числа наст./ буд. времени, повел. наклон., глагола.
3 лица мн. числа наст./буд. времени, мн. числа прош. времени, сослаг .
наклон, глагола.
2 лица ед. числа и 3 лица мн. числа наст./буд. времени глагола. Безличного глагола, инфинитива, слова “нет”, краткого страдательного
причастия

обозначают

предмет,
явление, реально существующие.
действие,
совершаемое определенным лицом, которое известно говорящему.
действие, которое совершается неопределенным субъектом, неизвестным
говорящему
действие, которое может быть адресовано любому субъекту наличие бессубъектного действия или косвенная адресованность к субъекту
действия

примеры

В) А теперь “ Повтор с расширением ” (задание для 4-х групп учащихся). Работа
с текстом, который на парте у каждого лежит

1 гр. – № 12 2 гр. – № 14 3 гр. – № 15 4 гр. – № 10

Задание:

  1. Найдите все односоставные предложения, определите способы выражения ГО,
    укажите типы предложений, ответ обоснуйте, руководствуясь памяткой.
  2. Найдите средства выразительности и экспрессивной оценки текста.
  3. Какую роль играет синтаксическая организация текста для выражения
    авторского замысла и читательского восприятия.

Г) “ Вопросы к тексту ” (на экране и доске): Как определить
экспрессивные возможности односоставных предложений (словарная работа:
экспрессия – выразительность, сила выражения, проявления чего-либо).

IV. Сотворчество

как этап урока (ЭИ – портреты, отрывки из
стихотворений).

А) 1 Отчет исследовательских групп:

1 гр. – Назывные предложения в произведениях мурманских поэтов (листик, стр.
2-3 , 4 сб. “ Хибинская тетрадь ”)

2 гр. – Определенно-личные предложения – стр. 4–6

З гр. – Неопределенно-личные предложения – стр. 6

4 гр. – Безличные предложения – стр. 7–8

Учащиеся записывают все виды односоставных предложений, подчеркивают ГО,
определяют экспрессивные возможности и стилистическую роль.

А) 2 Сверьте с таблицей № 2 (см. экран доска)

Обобщите имеющиеся знания об односоставных предложениях в виде
таблицы-памятки, а данные предложения используйте в качестве примеров.

Употребление односоставных предложений в речи

Таблица-памятка № 2

Определенно-личные Неопределенно-личные Обобщенно-личные Безличные Названные
Лаконизм, динамичность, экспрессия Динамичность, глагольность (акцент делается
на действие)
Высокая степень экспрессивности,
объективность суждений в СМИ
От нейтральной передачи информации до
канцелярской и далее вплоть до эмоциональной (если
сказуемое выражено инфинитивом)
Как техническая функция (для обозначения
места и времени действия в пьесах), так и эмоционально воздействующая
(средство художественного описания)
В худ. стиле, в публицистическом (особенно
в заголовках), реже в научном
В разговорной речи, в публицистическом
стиле (в заголовках), реже в научно-популярном
В художественной и разговорной речи, в
публицистическом стиле
От разговорной речи до научной (широкий
спектр реализации)
В драматургии, в художественных,
особенно поэтических, произведениях, в публицистике

Прочитайте текст определите его тип и стиль. Выпишите
односоставные, конструкции, охарактеризуйте их. Попытайтесь заменить
односоставные предложения двусоставными. Каких стилистических свойств
лишится высказывание?

Просыпаюсь… Солнца не видно в мое окошко, так как оно уже высоко поднялось.

В горах есть озеро Имандра, со всех сторон защищенное горами и поэтому почти
всегда тихое и спокойное.

Плывем на лодке по тихому озеру: ни малейшего звука, даже чаек нет. Издали
видно ущелье; оно разрезает черные горы наверху. Снизу, с озера, оно не кажется
таким мрачным, как рассказывают; гораздо таинственнее и мрачнее лес у подножия
гор.

Причаливаем к берегу, входим в лес. В нем нет зелени, травы и солнца. Под
ногами какие-то мягкие подушки, за которыми прячутся камни. Тут можно встретить
каждую минуту медведя, дикого оленя, росомаху. Вдруг перед нами на тропу
выбегает куропатка. Мы идем – она бежит впереди нас по тропе, как волшебный
колобок; остановимся – она остановится, Так она выводит нас на полянку, покрытую
травой и березками, похожими на яблони, останавливается, оглядывает нас, кивает
головой и исчезает в траве. Обманула, завела нас на какую-то полянку и исчезла.
(М. Пришвин.)

Прочитайте текст. Выпишите назывные предложения, охарактеризуйте их
стилистическую, роль.

Мурманское направление

В конце июня я выехал на Северный флот. Первые воздушные тревоги. Первые
пожары на станции Лодейное.

Наконец, Мурманск, Кольский залив, буксир, идущий в Полярное, примерка
военной формы. Здесь мне предстояло снимать войну. Что же запечатлел мой
фотоаппарат для памяти человечества?

Вот полуостров Рыбачий… Война там велась в скалах, где почти невозможно
было солдату окопаться.

Вот морская пехота… Бойцы были одеты по-разному, но всегда ворот был
распахнут, чтобы виделась «морская душа» – тельняшка.

На снимке И. И. Фисанович – Герой Советского Союза, командир подводной лодки
«М-172». Трудно согласиться с мыслью, что его нет в живых. Израиль Ильич
Фисанович погиб, возвращаясь из Англии на подводной лодке.

Как-то я получил письмо от мальчика из Ленинградской области: «Мой герой –
это летчик, дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов. Я все о
нем знаю по книгам, фильмам, рассказам однополчан, по снимкам, сделанным Вами в
годы войны»… Я горжусь тем, что могу рассказать, каким был Борис Сафонов,
какая была у него улыбка, какой был его самолет. Самолет Сафонова висит в
Ленинграде на тросах в Центральном военно-морском музее. Когда я бываю там, я
вспоминаю, как Сафонов впрыгивал в него, рулил на старт, улетал и возвращался с
победой.

Вот разведчик В. Н. Леонов, вот командир торпедного катера А. О. Шабалин, вот
первый на Северном флоте Герой Советского. Союза В. П. Кисляков.
(Е. Халдей.)

Задание: найдите все односоставные предложения, определите способы выражения
главных членов, укажите типы предложений.

Хочешь, я расскажу тебе о нашем крае? Его по праву называют сказочным. Но
красота эта не яркая, броская, а нежная, скрытая, как бы спрятанная под
волшебным покрывалом. Будешь наблюдательным – и сделаешь целую массу открытий.

Светало, когда неожиданно мы вышли на опушку леса. Небо сплошь было затянуто
серыми тучами. Говорить не хотелось, на душе было тревожно и уныло. И вдруг
прямо из-под ног вспорхнул тетерев. «Ух!» — неожиданно вырвалось у нас. Мы
продолжаем наше путешествие. Сопка. Болото. Подъем. Спуск. Опять подъем. И вот,
наконец. Голубые озера. Очаровательный пейзаж! Посудите сами. Мы стояли на
возвышении, а внизу, окутанные сизой дымкой утреннего тумана, чуть подернутые
первым морозцем, как будто в зеркало, глядели березки.

(Из газеты.)

Задание: подчеркните грамматические основы предложений, назовите типы
односоставных предложений.

Север… Человеку, который здесь никогда не бывал, трудно представить ,
насколько разнообразна и прекрасна его природа. А для того, чтобы рассмотреть и
понять всю ее прелесть, надо проявить внимание и терпение.

Наиболее благоприятное время для знакомства с заполярным лесом – поздняя
весна и раннее лето. Это время прекрасно: круглые сутки светит солнце, зацветают
лесные травы. Не докучают назойливые комары и мошкара. Пробуждаются от спячки
многие лесные обитатели. И… появляются первые грибы.

Вооружайтесь фотокамерой, прихватите с собой корзинку, завтрак – и в путь, по
лесным тропинкам! Много интересного увидите вы в лесах нашего края. Возможно, вы
случайно набредете на гнездышко с четырьмя-шестью небольшими пестрыми яичками.
Это гнездо очень распространенной в наших лесах и необычайно полезной птицы –
трясогузки. Ни в коем случае не трогайте его! В награду через некоторое время вы
сможете сделать великолепный снимок смешных желторотых птенцов. Помните: птицы –
не только украшение леса, но и верные друзья его! Оберегайте птичьи гнезда!

А по берегам речек и озер, на болотах вам может встретиться обыкновенная для
средней полосы, но довольно редкая для Мурманской области травяная лягушка.
Сфотографируйте и ее.

Оглянитесь вокруг. Присмотритесь, какое обилие цветов. Вот повисли мелкие
розовые фонарики цветов андромеды. Желтеют круглые шарики купальниц. Неподалеку
белеют цветы шведского дерена. Позднее у него появятся крупные красные ягоды.
Однако они несъедобны.

Лес полон звуков. Прислушайтесь. И здесь по весне вы услышите кукушку.
Выбивают барабанную дробь дятлы. Начинается полярный день.

В добрый путь по лесам Заполярья! Учитесь видеть прекрасное в природе! Оно
рядом с вами, вокруг вас. Но помните, что природа нуждается не только в
восхищении, но и в защите. Будьте верными друзьями природы, и она будет щедра к
вам.

(И.Сизов.)

(Высвечивается на экране-доске)

Назывные (номинативные) предложения

Поздно, Не убежать,
Стадо в загоне?..
Выстрел, еще и еще …
Снежная гарь до небес,

Бойня в разгаре

Сентябрь, удивляться и охать!
Р.Маркова “Сентябрь, удивляться и охать”

Игра-гаданье в святочные дни, На воске, книгах, на кофейной гуще …
Р.Маркова “Игра-гаданье в святочные дни”

Тундры усталые плечи. И негасимый закат.
В.Берлин “Тундры усталые плечи”

Определенно-личные

Скажем, в небе звезда народилась.
Вот попробуй! Загадывай! Жди!
В.Якунин “ Звезды падали во тьму мирозданья”

Ну что ж, посидим без огня,
П.Беспрозванная “ Ну что ж, посидим без огня ”

Спрошу у реки.
В.Берлин “ Истоки ”

Неопределенно-личные

Как хорошо, коль дома ждут!
В.Берлин “ Заготовка дров ”

А недавно за каждый укор
Каждым взглядом просили прощенья.
Р.Маркова “ Что осталось от нашей зимы ”

Безличные предложения

Звезды падали во тьму мирозданья.
И сгорали. А мне не спалось .
В.Якунин “ Звезды падали во тьму мирозданья ”

Бессубъектность

– это отсутствие в структуре предложения не только
подлежащего и сказуемого, но и семантического субъекта. Например : Вечереет.

Безличность

– это отсутствие у глагола – сказуемого связи с участниками
речевой ситуации – говорящим и слушающим, то есть отсутствие категории лица.

Односоставность

– это отсутствие в предложении подлежащего.

М.В.Ломоносов так сказал об определенно-личных предложениях: “ Умолчание
местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности
служит”.

Б) “ Кластер ” (на экране и доске): идеи группируются в определенные
блоки и располагаются вокруг ключевого слова

Экспрессия – лат. Выразительность.

В) Итоговая диагностика (на экране и доске):

(ЭН) Тест. Укажите номера односоставных предложений.

  1. Сижу и читаю.
  2. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
  3. Уже совсем стемнело.
  4. В дверь постучались.
  5. В полях уже тает снег.
  6. Везде следы пожара.
  7. Мне грустно.
  8. На улице похолодало.
  9. Здравствуй, милая мамочка!
  10. Люблю я заполярный край.

С проверкой (на экране-доске высвечиваются ответы): Ответы: 1, 2, 3,
4, 6–10.

V. Рефлексивный этап урока

А) Итак, обратимся к эпиграфам нашего урока, подведем итоги нашей работы.

– Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

– На какие две большие группы делятся односоставные предложения? Какой
признак положен в основу этого разграничения?

– Как “ работают ” односоставные предложения в художественном тексте?

Б) “ Эссе ”:

Дорогие ребята, в течение урока мы с вами рассматривали односоставные
предложения, наблюдали, анализировали, исследовали, были внимательны к родному
языку, старались проникнуть в тайны писательского труда, приобщались к культуре
художественного слова. Мы увидели, что мурманские писатели и поэты активно
используют в своих произведениях односоставные предложения. Радует то , что вы
хорошо сегодня работали на уроке , учились понимать слово , искали в нем скрытый
смысл , восхищались творчеством поэтов Заполярья . Хочется верить, что и вы
сможете использовать в своей речи односоставные предложения.

Для написания письменного задания вам предлагаются следующие темы: (5 мин.)

“Наш город”, “Мой друг”, “Осенняя прогулка”.

Д/3

:

1-й уровень: Упр. 230 в учебнике Власенкова, стр. 109–110.

2-й уровень: Найти и выписать односоставные предложения из газет,
художественных произведений . (40 предложений по 10 каждого типа).

3-й уровень: Написать сочинение, используя все виды односоставных предложений.

“Дело словом не заменишь”
“Стой за правду горой”
“Любите и изучайте русский язык”

Библиография

  1. Обучение русскому языку в школе:
    Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов; Под редакцией Е.А.
    Быстровой.
    – М. : Дрофа, 2004 г.
  2. Русский язык: Грамматика. Тест . Стили речи :
    Учебник для 10-11 классов / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – М.:
    Просвещение , 2003 г.
  3. Краеведение на уроках русского языка: Дидактический материал. Пособие
    для учителей – Мурманск , 1999 г.
  4. Хибинская тетрадь. Стихотворения и поэмы – Кировск. : Атекс , 2000 г.
Ссылка на основную публикацию
2018