Блок уроков Пчелиная геометрия, выполненный в технологии метода проектов. Геометрия. 9-й класс

Тема: «Правильные многоугольники».

Дидактическая цель: создать условия, способствующие формированию ключевых компетентностей: постановка проблемы; целеполагание и планирование; поиск информации; обработка информации; публичное выступление; оценка результата.

Цель занятия:

  • Образовательная — создание условий для усвоения способов получения знаний: работа с источниками информации; практическая работа.
  • Воспитательная — формирование самостоятельности, коммуникативности.
  • Развивающая — развитие мотивационной сферы; развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей учащихся.

Режим работы: 3 академических часа (урока).

Время работы: 10 дней.

Оборудование: компьютер, проектор, документкамера, справочная литература, учебники «Геометрия 7-9 кл.» (различные редакторы); «Энциклопедический словарь юного математика».

ЗУН и ОУУН:

  • владение письмом и устной речью;
  • умение работать с информационным текстом;
  • умение работать с дополнительной литературой;
  • владеть навыками анализа и синтеза;
  • определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;
  • уметь доказывать и опровергать.

Предполагаемые превращения:

  • Новое содержание по теме.
  • Развитие навыков самостоятельной работы с информацией, инструментами.

Осуществление учебного проекта

1й урок: Погружение в проект и организация деятельности.

Организационный момент Приветствие учеников Деятельность учащихся
Формирует Осуществляет
Погружение в проект 1. «Организует ситуацию включения».
Ребята, в одной из недавних передач «Путешествия натуралиста» рассказывалось об умных насекомых, природные особенности которых используются в изобретениях людей. Слышали вы о таких насекомых? Пчел часто называют в научной литературе математиками». Почему? (Или: Вы, наверняка, видели пчелиные соты. Какой они формы?) Какие еще виды многоугольников вы знаете? Какие из многоугольников легче построить?

2. Формулировка проблемы.
Почему пчелы строят свои соты в виде правильных шестиугольников, хотя есть другие многоугольники, более удобные для построения?
Записывает на доске.
«Почему пчелиные соты имеют форму правильных шестиугольников?»

1. Присвоение ситуации.
3. Построение проблемного поля.

Побуждение к конкретизации цели и задач А что мы можем с вами сделать, чтобы разгадать секрет природы пчел? Предлагает способы решения: изучить как зависит площадь и периметр ячейки от выбранной стороны правильного многоугольника.

Цель: Выяснить, как зависит площадь правильного многоугольника от длины его стороны.

Формулируют задачи:

  • Вывести зависимость площади правильного многоугольника от стороны.
  • Научиться строить правильные многоугольники.
  • Рассмотреть практические применения темы.
Организация деятельности
  • Предлагает разбиться на творческие группы (3).
  • Предлагает распределить роли в группах, обращает внимание на инструкции к ролям (Приложение 1).
— Разбиваются на группы по интересам.
— Распределяют роли, озвучивают инструкции.
— Планируют работу.
— Выбирают форму презентации и вид продукта (Приложение 2).

2й урок: Практическая самостоятельная деятельность.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществление практ. деятельности
  • Консультирует по необходимости.
  • Ненавязчиво контролирует, наблюдает.
  • «Репетирует» с учащимися предстоящую презентацию результатов. Задает регламент выступления, не более 10 минут.
  • Обращает внимание учащихся на критерии оценки выступления (Приложение 3).
  • Работают самостоятельно в группах, каждый в соответствии со своей ролью и сообща.
  • Консультируются по необходимости.
  • Работают с дополнительными источниками информации. Собирают и обсуждают информацию по теме.
  • Выбирают базовый вариант.
  • Готовят презентацию результата.

3й урок: Презентация.

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Презентация работы групп Принимает отчет
  • Каждая группа представляет свой творческий отчет в выбранной и подготовленной ими форме; представляют продукт проекта.
  • Предлагают использование продукта проекта в перспективе.
  • Отвечают па вопросы слушателей.

Приложение 4

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Рефлексия
  • Подводит учащихся к субъективной оценке своей деятельности.
  • Корректно дает оценку работе каждой группы.
  • Оценивают свою деятельность и результат работы: выявляют причину неудач и успехов.
  • Дают взаимооценку.

Следующий: