Хочу писать грамотно. 5-й класс

Тип урока. У

рок — обобщение.

Цели и задачи урока:

I. Обучающие: повторить, систематизировать и
обобщить изученное об орфограммах-гласных в
корне слова; совершенствовать орфографические
умения и навыки учащихся;

II. Развивающие: показать связь предмета с
жизнью;

III. Воспитательные: воспитание интереса к
учению; подготовка учащихся к жизни

Оборудование

: портрет Л.В. Щербы,
высказывание, персональный компьютер,
мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Создание
благоприятной психологической обстановки на
уроке.

— Всем доброго дня. Пожелаем друг другу
творческого настроя, плодотворной работы и
начнём наш урок. /Ребята пожимают друг другу руки,
улыбаются./

II. Создание проблемной ситуации.

Презентация.

— Ребята, к нам пришло письмо. /Кто-то из учащихся
вслух читает письмо./ Слайд.

— Что особенного в этом письме? /Много ошибок,
неграмотно написано и т.д./

— Тем не менее содержание письма вам понятно,
ребята? /Утвердительные ответы/

— Так, может быть, необязательно писать
грамотно, если смысл написанного и так понятен?
/Ребята высказываются./

Об этом же спорят и герои диалога Женя и Ксения.
Внимание на экран. Слайд.

Женя: Вот было бы здорово, если бы мы писали так,
как слышим? Столько разных правил! Разве все их
запомнишь?

Ксения: Наша речь была бы безграмотной. Мы плохо
понимали бы друг друга.

— Ребята, чья позиция вам ближе?

— Давайте поможем Ксении убедить Женю в том, что
учиться грамотно писать — необходимо в жизни.

— Представьте, что руководители крупной фирмы. К
вам на работу желают поступить двое молодых
людей. Вы просите их написать заявление. Слайд.

Так кого же из них вы примете на работу? Почему?

/Ребята отвечают, отдавая предпочтение
грамотному./

— Какую бы профессию вы ни выбрали в будущем, не
забывайте о том, что грамотное письмо — признак
культурного человека. Вы согласны? Хотите
грамотно писать?

Тема урока так и звучит: «Хочу писать
грамотно
«. Слайд. /Запись темы урока в
тетрадях/

— Произнесите это с утвердительной интонацией.

Казалось бы, так просто: чтобы грамотно писать,
нужно знать орфографические правила. И мы
обязательно приложим все усилия, старания, чтобы
речь наша была грамотная. Ведь мы ещё не
волшебники, мы только учимся. И уже знаем немало.
Сегодня на уроке прекрасная возможность
показать свои знания.

III. Актуализация знаний. Экспресс-разминка.

— У меня в руках билет. /Учитель зачитывает
содержание./

С 25 по 29 апреля на теплоходе «Пятёрка» вы
сможете посетить все города огромного и
замечательного государства Орфографии. Вы
посетите остров Безударные Гласные, побываете в
гостях у менеджера фирмы «Дженерал-Ударение»,
увидите своими глазами подземные города
безударных приставок, суффиксов и окончаний,
посетите самый большой водопад Безударные
гласные в корне. Незабываемые впечатления и
приключения ждут вас впереди. Этот тур будет
стоить вам всего двадцать пятёрок (кол-во
учеников в классе). У нас самые низкие цены.
Получите «пятёрки» — и вы уже в пути.

— Все готовы получить «пятёрку»? Что ж, ребята,
в путь!

Слайд.

Как называется столица государства
Орфография? Что в переводе с греческого оно
обозначает?

Слайд. Вспомните, что такое орфограмма?

Слайд

. Какие бывают орфограммы?

— Какая орфограмма самая распространенная?
Назовите её.

Слайд

.

— Итак, мы с вами на острове БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА.

IV. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по
теме «Безударные гласные в корне слова» (проверка
правильности решения проблемы).

1. Что я знаю о проверяемых безударных гласных в
корне слова?

Давайте вспомним, в чём их различие?

/1. Можно подобрать проверочное слово; 2.
Написание может быть традиционным; 3. Может
зависеть от ряда причин. /

Слайд.

— Какие способы проверки безударных гласных в
корне слова вам известны? /Можно подобрать
проверочное слово или изменить форму слова./ Что
общего и чем отличаются слова в столбиках?
Письменная работа /ребята подбирают проверочные
слова и делают вывод/.

Слайд.

— Можно проверить безударный гласный в словах,
расположенных слева, словами из правого
столбика? Почему?

— Как не ошибиться в написании слов

запевать — запивать?

/ Чтобы не ошибиться в таких написаниях, нужно
выяснить их лексическое значение (т.е то, что они
обозначают). Слово запевать значит петь;
слово запивать — пить./

Практика.

Слайд.

— Объясните правописание выделенных слов.
Подберите проверочные слова. Что помогает
подобрать проверочное слово?

Слайд.

Вот, что получилось бы, если мы писали
так, как слышим. Надеемся, что герои диалога
изменят своё отношение к грамотному письму.

2. Что я знаю о непроверяемых безударных гласных
в корне слова?

Игра «Четвёртый лишний».

Слайд.

/Ребята находят слово с непроверяемой
безударной гласной в корне слова./

Практика.

Работа в парах. Взаимодиктант.

— Дома вы составили небольшие словарные
диктанты на орфограмму «Непроверяемая
безударная гласная в корне». Можете приступить к
работе. /Учащиеся диктуют друг другу, а затем
проверяют работы и оценивают: отлично, хорошо,
надо поработать
./

3. Что я знаю о правописании чередующихся
гласных в корне слова?

Слайд.

— В чём особенность гласных в данных корнях?
/Чередующиеся./

— Какие виды чередования звуков вы знаете?

— От чего может зависеть написание чередующихся
гласных в корне?

/Правописание гласной в корнях с чередованием
зависит: от ударения; согласной, перед которой
находится гласная в корне; суффикса, следующего
за корнем; значения корня./

Выполнение комплексного теста. /на предыдущих
занятиях тест проводился по темам как обучающий/

ТЕСТ 1. Отметьте слова, в которых пишется
гласная А.

1) возг..раемость, 2) возг..рание, 3) выг..рки, 4)
выг..рание, 5) выг..реть, 6) г..релка, 7) г..рючий, 8)
дог..рание, 9) заг..рание. 10) заг..релый, 11) изг..рь, 12)
наг..рать, 13) обг..рать, 14) перег..реть, 15) пог..релец,
16) приг..рание. 17) разг..реться, 18) самовозг..рание,
19)уг..рать, 20) уг..релый.

ТЕСТ 2. Отметьте слова, в которых пишется
гласная А.

1) з..ревой, 2) з..рница, 3) з..рничный, 4) з..ря, 5)
з..ревать. 6) з..рянка, 7) рад з..ре, 8) оз..рение, 9)
оз..рённость, 10) оз..риться. 11) оз..рять. 12) оз..ряться.

ТЕСТ 3. Отметьте номера слов, в которых пишется
гласная А.

1) Кл..няться. 2) Кл..нить, 3) накл..н, 4) накл..нение, 5)
накл..нить, 6) откл..нение, 7) откл..ниться, 8)
откл..нять, 9) покл..нение. 10) покл..ниться, 11)
прекл..нение, 12) прекл..нить, 13) прекл..нённый, 14)
прикл..нить, 15) проскл..нять. 16) раскл..ниваться, 17)
скл..нение, 18) укл..нист, 19) укл..нчивость. 20)
укл..нчивый.

ТЕСТ 4. Отметьте слова, в которых пишется
гласная А.

1) к..сание. 2) к..сательная, 3) к..сательно, 4)
к..саться, 5) к..снувшись, 6)
к..снуться,7)неук..снительно, 8) прик..сание, 9)
прик..саться, 10) прик..сновение, 11)
прик..сновенность, 12) прик..снуться, 13)
соприк..саться, 14) соприк..сновение, 15)
соприк..снувшись.

ТЕСТ 5. Отметьте слова, в которых пишется
гласная А.

1) безотл..гательный, 2) безотл..жный, 3)
бл..гораспол..жение, 4) вл..жение, 5) возл..гаемый, 6)
возл..жить, 7) зал..женный, 8) изл..гать, 9) изл..жение,
10) местопол..жение, 11) нал..гать, 12)
неотл..гательный, 13)неотл..жный, 14) низл..женный, 15)
обл..гаться, 16) обл..жить, 17) обл..жной, 18) пол..гать,
19) пол..г, 20) разл..гаться.

Слайд. Взаимооценивание: молодец, неплохо,
надо подучить.

/после урока за тесты выставляется отметка
учителем/

Рефлексия.

— Урок подходит к концу. Я хочу, чтобы каждый из
вас сейчас закончил фразу: «Я знаю, что:»
/Ребята высказываются./

Слово учителя. Слайд.

Известный отечественный языковед Л.В. Щерба
писал /познакомить с портретом учёного/: «Писать
безграмотно — значит посягать на время людей, к
которым мы адресуемся, а потому совершенно
недопустимо:».

И пусть «Вредные советы» Геннадия Остера
будут вам полезны. Слайд.

VI. Домашнее задание:

Ответьте письменно на вопрос: «Если я не буду
писать грамотно, то…»;

перепишите письмо без ошибок /ребята получают
на дом раздаточный материал/.

Следующий: