Урок русского языка в 9-м классе. Тема Деловая речь

Тип урока: Изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели:

  • образовательная: усвоить особенности деловой речи;
  • развивающая: формировать умение написания деловых бумаг по образцу;
  • воспитательная: повышать мотивацию на успех, воспитывать в себе потребность в самоопределении, умение работать в группах.

Технология: ИКТ, ТСРЛ «Найди себя», технология витагенного обучения с голографическим методом проекции.

Форма: групповая.

Оборудование. Компьютерная презентация (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Блиц-опрос по сложноподчинённым предложениям с придаточными обстоятельственными: места, времени, сравнения, образа действия и степени.

II. Актуализация опорных знаний.

  • Готовимся к ЕГЭ.

Графический диктант.

Определить тип придаточных в предложениях, составить схемы.

а) Мне грустно, потому что весело тебе.

б) Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь.

в) Пока я рос в другом краю, мой город вырос постепенно.

г) На обочине, куда падали лучи солнца, снег переливался.

а) [ ], ( потому что… ). СПП причины.

б) [… так ], (что… ). СПП образа действия.

в) (Пока… ), [ ]. СПП времени.

г) [ … , (куда… ),… ]. СПП места.

III. Работа по новой теме.

1. Речевая разминка.

Учитель: Скоро вы закончите гимназию, продолжите дальше учёбу по специальности, по которой будете работать. Вы должны будете найти себя во взрослой жизни. Но чтобы поступить на ту или иную работу, необходимо обладать навыками делового письма. Обладаете ли вы ими? Представьте такую ситуацию, на стол директора ляжет такое заявление?

«Милая Софья Петровна! Я так намаялся в этом учебном году, устал как собака, уж дайте мне отдохнуть пару месяцев, чтобы потом с новыми силами да за работу. Ведь положено по закону! Не откажите. Ваш Иван Васильевич».

Представить это трудно. К концу урока мы сумеем правильно написать не только заявление, но и другие деловые бумаги. А сейчас будем учиться.

2. Изучение особенностей делового стиля (работа в группах с учебными статьями).

  • Заявление;
  • Доверенность;
  • Расписка;
  • Автобиография;
  • Характеристика.

Образцы деловых бумаг (приложение 1).

III. Практикум. Работа в группах (создание документов):

1 ряд – заявление (№300-302)

2 ряд – доверенность (№303)

3 ряд – расписку (№306)

IV.Чтение созданных документов.

Каждая группа представляет свои документы, которые учащиеся сверяют с образцами.

V. Итоги урока.

Рефлексия.

Чему научились на уроке?

Поможет ли тема урока Вам в дальнейшей жизни?

Как найти себя в жизни? (Нужно не стоять на месте, быть в поиске.)

VI. Домашнее задание:

  1. параграф 35
  2. написать на выбор: автобиографию или характеристику.

Следующий: