Мастер–класс Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Дисциплина: русский язык и культура речи.

Класс: 5.

Тип занятия: обучение технологии группового решения проблем (организационно-деятельностная
игра).

Время: 20 минут.

Вид занятия: обобщающее занятие по теме “Стили речи”.

Цели занятия:

  • учебная: совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей
    речи;
  • образовательные: развивать творческое мышление; вырабатывать
    умение анализа и синтеза; совершенствовать логическую культуру в процессе
    общения;
  • воспитательные: развивать коммуникативные навыки, умение
    создавать творческую атмосферу, решать нестандартные задачи, включаться в
    совместную деятельность, найти себя в коллективе.

Содержание:

Я цепь традиций мыслью не разрушу,
Скажу, что мне известно самому:
Письмо – работа, греющая душу,
Дающая отточенность уму.
Николай Вершинин

(В руках конверт)

Ребята, в наш торопливый быстротечный век появилась такая точка зрения, что
письма, уходя в прошлое, теряют свое предназначение. Много существует способов
для оперативной связи: телеграмма, электронная почта, интернет-сообщение… Но
ничего не может заменить хорошего, доброго письма, письма в конверте, которого
ждешь или получаешь неожиданно, которому радуешься, которое долго хранишь. Вот и
мы с Вами сегодня, используя инновационный метод деловой игры, постараемся
достичь поставленных целей:

(Презентация, слайд 1). Приложение

  • Учебная

: совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей
речи;

  • Образовательные
  • : развивать творческое креативное мышление;
    вырабатывать умение анализа; совершенствовать логическую культуру в процессе
    общения;

  • Воспитательные:
  • развивать коммуникативные навыки, умение создавать
    творческую атмосферу, решать нестандартные задачи, включаться в совместную
    деятельность, найти себя в коллективе.

    На завершающей стадии нашей работы мы должны получить конкретный результат:
    отправить письмо “Мой класс – моя семья”(в ознаменование завершения года семьи)
    главному редактору газеты “Вестник Космодрома” Пименовой Ольге Валентиновне.
    Данное занятие является обобщающим после изучения раздела “Культура речи”.
    Каждый из Вас пройдет по всем составляющим игру станциям, сменив различные
    профессии.

    (Презентация, слайд 2)

    Письмо – послание, от греч. epistole, поэтому относится к так называемому
    эпистолярному жанру.

    (Презентация, слайд 3)

    Итак, станция первая “Отдел информации”.

    Любое письмо начинается с приветствия, пожелания здоровья. Оно выражается в
    коротком, но емком по смыслу слове: здравствуйте…

    Когда класс сел составлять послание, ребята никак не могли договориться, о
    чем именно писать главному редактору, ведь так много нужно рассказать
    интересного о жизни в дружном коллективе. Поэтому было решено, что каждый
    напишет по несколько предложений, где будет заключен основной смысл
    рассказываемого. Но…что же получилось в итоге!

    (Презентация, слайд 4)

    Как там у тебя делишки? Привет, главный редактор газеты. Хорош скучать на
    работе, ведь подходит к логическому завершению еще один год, год семьи. Я пошел
    в пятый класс. Как много нового произошло в моей жизни за эти двенадцать
    месяцев. Да, теперь мы уже можем понять друг друга, потому что мысли наши стали
    тождественными. Я оснащен мамой, папой и младшей сестрой. Хочу рассказать о
    своих “предках”. Но, я могу уверенно обозначить себя счастливым “челом”, потому
    что у меня есть коллектив единомышленников – мой класс, моя вторая семья. Думаю,
    что наш класс самый прикольный, веселый и дружный. Мы делаем все сообща:
    отдыхаем, веселимся, устраиваем внеклассные мероприятия, дружим. А если кому-то
    из нас вдруг потребуется помощь или дружеская поддержка, каждый, не задумываясь,
    придет на помощь. В классе у нас свои законы и правила, которые основаны на
    чести, уважении и взаимовыручке. Любимый редактор, в наступающем году хочу
    пожелать, чтобы в жизни Вас всегда окружали такие же прекрасные, добрые и
    открытые люди. Я всегда могу опереться на жесткое плечище моего товарища. Я сто
    пудово могу сказать: “Мой класс – моя семья”.

    – Можем ли мы назвать это текстом? Почему?

    (Презентация, слайд 5)

    Давайте попробуем в нашем Отделе информации составить целостный текст из
    разрозненных пока предложений одноклассников:

    (даю листочки, работают)

    Привет, главный редактор газеты. Как там у тебя делишки? Хорош скучать на
    работе, ведь подходит к логическому завершению еще один год, год семьи. Как
    много нового произошло в моей жизни за эти двенадцать месяцев. Я пошел в пятый
    класс. Да, теперь мы уже можем понять друг друга, потому что мысли наши стали
    тождественными. Хочу рассказать о своих “предках”. Я оснащен мамой, папой и
    младшей сестрой. Но, я могу уверенно обозначить себя счастливым “челом”, потому
    что у меня есть коллектив единомышленников – мой класс, моя вторая семья. Думаю,
    что наш класс самый прикольный, веселый и дружный. Мы делаем все сообща:
    отдыхаем, веселимся, устраиваем внеклассные мероприятия, дружим. А если кому-то
    из нас вдруг потребуется помощь или дружеская поддержка, каждый, не задумываясь,
    придет на помощь. В классе у нас свои законы и правила, которые основаны на
    чести, уважении и взаимовыручке. Я всегда могу опереться на жесткое плечище
    моего товарища. Любимый редактор, в наступающем году хочу пожелать, чтобы в
    жизни Вас всегда окружали такие же прекрасные, добрые и открытые люди. Я сто
    пудово могу сказать: “Мой класс – моя семья”.

    – Письмо готово? Можем его посылать адресату? Почему? (не соблюдены правила
    написания письма).

    (Презентация, слайд 6)

    Станция вторая “Литературный отдел”.

    Здесь каждый из Вас может попробовать себя в роли корректоров, задача которых
    будет состоять в том, чтобы исправить стиль написания предлагаемого текста, а в
    этом Вам поможет памятка для написания письма:

    1. Мысленно представь себе того, к кому обращаешься.
    2. Продумай, о чем будешь писать.
    3. Вздохни, улыбнись и принимайся за работу.
    4. Пиши грамотным, литературным языком.
    5. Старайся больше писать о хорошем.
    6. Вложи в письмо свое сердце.
    7. Прочитай письмо полностью.
    8. Аккуратно положи в конверт, согрей руками.
    9. Отправь адресату.

    Привет, главный редактор газеты. Хорош скучать на работе, ведь подходит к
    логическому завершению еще один год, год семьи. Как много нового произошло в
    моей жизни за эти двенадцать месяцев. Я пошел в пятый класс. Да, теперь мы уже
    можем понять друг друга, потому что мысли наши стали
    тождественными
    . Хочу рассказать о своих родственниках. Я живу с мамой,
    папой и младшей сестрой. Но, я могу уверенно назвать себя счастливым человеком,
    потому что у меня есть коллектив единомышленников – мой класс, моя вторая семья.
    Думаю, что наш класс самый интересный, веселый и дружный. Мы делаем все сообща:
    отдыхаем, веселимся, устраиваем внеклассные мероприятия, дружим. А если кому-то
    из нас вдруг потребуется помощь или дружеская поддержка, каждый, не задумываясь,
    придет на помощь. В классе у нас свои законы и правила, которые основаны на
    чести, уважении и взаимовыручке. Я всегда могу опереться на сильное плечо моего
    товарища. Уважаемый редактор, в наступающем году хочу пожелать, чтобы в жизни
    Вас всегда окружали такие же прекрасные, добрые и открытые люди. Я уверенно могу
    сказать: “Мой класс – моя семья”.

    – У Вас возникли трудности в орфоэпических нормах русского языка при
    употреблении некоторых слов? Не отчаивайтесь, Вам придут на помощь консультанты
    из Отдела писем.

    (Презентация, слайд 7)

    Станция третья “Отдел писем”.

    Здесь каждый из Вас попробует себя в роли консультантов, разъясняющих
    лексическое значение слов, вызвавших затруднение в постановке ударения.

    (Говорят слово, вызвавшее затруднение. Зачитывают по словарю значение)

    тождественный

    – Я думаю, редактор газеты Ольга Валентиновна будет рада получить в канун
    Нового года такое приятное, доброе и написанное от души письмо. Нет? А что,
    ребята, мешает нам на данном этапе работы бросить письмо в почтовый ящик? (Не
    свойственные официально-деловому стилю слова в высказываниях.
    )

    – Употребить соответствующие слова и словосочетания нам поможет Отдел
    психологической службы.

    (Презентация, слайд 8)

    Станция четвертая “Отдел психологической службы”.

    (Находят слова, меняя их.)

    Здравствуйте,

    главный редактор газеты “Вестник
    Космодрома”
    . Не стоит грустить, ведь
    подходит к логическому завершению еще один год, год семьи. Как много нового
    произошло в моей жизни за эти двенадцать месяцев. Я пошел в пятый класс. Да,
    теперь мы уже можем понять друг друга, потому что мысли наши стали
    тождественными. Хочу рассказать о своих родственниках. Я живу с мамой, папой и
    младшей сестрой. Но, я могу уверенно назвать себя счастливым человеком, потому
    что у меня есть коллектив единомышленников – мой класс, моя вторая семья. Думаю,
    что наш класс самый интересный, веселый и дружный. Мы делаем все сообща:
    отдыхаем, веселимся, устраиваем внеклассные мероприятия, дружим. А если кому-то
    из нас вдруг потребуется помощь или дружеская поддержка, каждый, не задумываясь,
    придет на помощь. В классе у нас свои законы и правила, которые основаны на
    чести, уважении и взаимовыручке. Я всегда могу опереться на сильное плечо моего
    товарища. Уважаемый редактор, в наступающем году хочу пожелать, чтобы в жизни
    Вас всегда окружали такие же прекрасные, добрые и открытые люди. Я уверенно могу
    сказать: “Мой класс – моя семья”.

    (Презентация, слайд с получившимся письмом 9)

    Я конверты беру, как ладони протянутых рук…
    Н. Вершинин

    (Слайд 10) Приложение

    Станция пятая “Отдел отправки писем”.

    Отправка адресату – главному редактору газеты “Вестник космодрома” Пименовой
    Ольге Валентиновне. Правильно оформим на конверте почтовый адрес.

    (Презентация, слайд 11 с адресом)

    Цели, поставленные перед нами в начале мастер-класса, достигнуты: в
    непринужденной обстановке мы закрепили и обобщили знания о стилях речи,
    повторили необходимые для грамотного общения сведения о лексике и фразеологии,
    вспомнили орфоэпические нормы русского языка. Достигнут конкретный результат –
    письмо “Мой класс – моя семья” будет получено адресатом.

    (Опустить письмо в ящик).

    – Ребята, подведем итоги: чем для нас является письмо? Что это такое?

    (Презентация, слайд 12)

    Составление ментальной карты (особенность восприятия)

    Вновь наступило время для письма,
    И тяга есть у нашего народа.
    Традиция, приятная весьма:
    Опять на письма появилась мода.
    И значит, рано начали тужить,
    Что очерствело сердце человека.
    Нет, жанр эпистолярный будет жить,
    Не поддается он причудам века.
    Н. Вершинин

    Следующий: