Слова, которые отвечают на вопросы Кто? или Что?

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,22 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что
слова русского языка систематизируются по
группам; выработать навыки группировки слов,
отвечающих на вопросы кто? что?

Задачи.


Образовательные

  • Формирование у детей понимание того, что слова
    называют предметы и явления окружающего мира.
  • Приобретение первоначального представления о
    группах слов, отвечающих на вопросы кто? что?
  • Развивающие

  • Развитие умения распознавать и группировать
    слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
  • Развитие диалоговой формы общения внутри
    микрогрупп и между ними; развитие творческих
    умений и коммуникации.
  • Развитие умения оценивать свою деятельность и
    себя в ней.
  • Развитие творческого потенциала учащихся.
  • Воспитательные

  • Создание условий для саморазвития и
    самореализации учащихся в процессе
    сотрудничества в группах.
  • Воспитание любви к природе, времени года –
    осени.
  • Форма проведения урока:

    нетрадиционная
    (урок-путешествие).

    Тип урока:

    урок изучения нового материала.

    Технологии, используемые на уроке:

    технология
    развития критического (продуктивного,
    самостоятельного мышления), ИКТ.

    Виды деятельности на уроке:

    продуктивные —
    проблемный диалог, самостоятельная работа,
    работа в микрогруппах, работа с ИЛО.

    Методы, используемые на уроке:

    метод наблюдения,
    проблемно-поисковый, продуктивный, практический,
    репродуктивный.

    Дифференциация домашнего задания:

    по
    индивидуальному стилю и темпу деятельности.

    Оборудование:

    компьютер, проектор,
    магнитофон, звукозапись П.И.Чайковский “Времена
    года”; динамическая модель “Осенний лес”;
    рабочие звенья модели: “Ветер – озорник”, “Чудо
    – дерево”, “Словарные избушки”; волшебная
    сумочка “с секретом”, ИЛО.

    Ход урока

    1. Организация учащихся к уроку.

    2. Подготовка к основному этапу занятия.
    (Проблематизация с элементами диалога)

    — Послушайте внимательно и угадайте, к какой
    королеве мы попали в гости? (Звучит музыка)

    Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем.
    Дни стали короче, и длиннее ночи.
    Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
    — Так чьи это владения, как зовут их хозяйку?
    (Осень)

    — По каким признакам вы догадались, что хозяйку
    зовут Осень?

    Слайд 1.

    (Подведение курсора к пейзажной
    зарисовке, в углу слайда, увеличивает картинку).

    (Опадают листья, стали короче дни и длиннее
    ночи, появились грибы и ягоды).

    — Осень, бесспорно, очень красива: яркие наряды
    деревьев и ковер разноцветных листьев под ними,
    аромат свежих плодов и ягод. Но у осени, как и
    подобает королеве, есть свои капризы и
    непостоянства. О каких изменениях в природе мы
    еще не вспомнили?

    (По ходу вывешивается демонстрационный
    материал на магнитной основе)

  • Дуют ветра.
  • Идут дожди.
  • 3.

    Сообщение темы и цели урока.

    — Ребята, вы уже назвали среди осенних примет
    ветра. Сегодня вместе с веселым озорным Ветром мы
    побываем в Осеннем царстве – Лесном государстве.
    (Из его сумочки выглядывают карточки с
    вопросами).

    — Может кто-то из вас уже догадался и поможет
    определить сегодняшнюю тему? (Будем учиться
    ставить вопросы к словам…)

    — Совершенно верно, мы научимся группировать
    слова с помощью вопросов.

    4.

    Актуализация знаний.

    Каллиграфическая минутка.

    — Наш Ветер – озорник постарался и принес нам
    осенний дождик, который, как вы сказали, часто
    идет в октябре.

    Слайд 2.

    (Дождевые капельки с буквами).

    — Но посмотрите, дождь этот необычный, а
    буквенный. Проверим ваше внимание.

    — Определите какие буквы принес нам Ветер для
    минутки чистописания:

    1) буква, обозначающая гласный звук в слове “холод”.
    (о)

    1) буква, обозначающая непарный звонкий
    согласный звук в слове “ветер”. (р)

    2) буква, обозначающая парный звонкий согласный
    звук в слове “груша”. (г)

    3) буквы, обозначающие парные глухие согласные
    звуки в слове “тепло”. (т, п)

    4) буква – “частый гость” в слове “дождь”.
    (д)

    — Напишите вот такую цепочку закрытых слогов с
    верхним соединением: ор ог от оп од

    5. Усвоение новых знаний и способов
    действий.

    5. 1. Беседа.

    — Наш ветер примчал нас в Лесное государство. А
    что это у него в руках? (Ответы детей)

    — Чудесная воздушная сумочка. А в ней что? –
    Подсказка от ветра.

    — Читайте: (“Спрятал”.)

    — Что такое необычное он мог спрятать, что не
    живет и не растет в лесу? (Появляется кукла).

    5.2. Наблюдение над особенностями имен
    существительных, отвечающих на вопросы кто? что?

    — Вот озорник! Он принес из города в лес куклу.

    Слайд 3.

    — Наверное, он не знает, что это за предмет.

    — Ребята, подумайте, на месте ветра, какой бы вы
    вопрос поставили, чтобы узнать название
    предмета? (Что это?)

    — Значит, какой вывод можно сделать? (Слово
    “кукла” отвечает на вопрос “что?”)

    (Табличка ЧТО?)

    — А, как вы думаете, почему про этот предмет
    спрашивают что это? (Он неживой)

    — Оживите нашу куколку. Поставьте для этого
    нужный вопрос.

    Кто это? – (Девочка)

    (Табличка КТО?)

    — Попробуйте сами подвести итог, и работая в
    “четверках”, подготовить краткое сообщение по
    теме сегодняшнего урока. (Работа в группах)

    5.3. Сообщение представителей групп.

    (Мы начали изучать группу слов, которые
    называют живые и неживые предметы окружающего
    мира. Живые предметы отвечают на вопрос кто?, а
    неживые – на вопрос что?)

    — Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

    6. Закрепление знаний и способов действий.

    6.1. Проблемный диалог.

    — В осеннем царстве — Лесном государстве есть
    две “словарные избушки”.

    — Догадайтесь, какие жители в них обитают?
    (Слова)

    — Подумайте, как назвать избушки, чтобы эти
    названия были связаны с материалом урока и
    содержали вопрос.

    — Запишите у себя в тетради вопросы:

    1 вариант – КТО?

    2 вариант – ЧТО?

    6. 2. Дидактическая игра “Волшебное перышко”.

    — Я предлагаю вам поучаствовать в игре
    “Волшебное перышко”.

    — Избушки пока пусты. Заполните их словами,
    которые называют предметы. А предметы вы можете
    найти на Чудо – дереве. (Переворачивается
    дерево).

    — Находя слова, записывайте их в тетрадь.

    6.3. Самостоятельная работа в парах с
    последующей самопроверкой.

    Слайд 4.

    кто? что?
    ёжик листья
    лиса озеро
    утка трава
    журавли дождь
    белочка

    — Подведите итог своей работы и сделайте вывод.
    людях и животных спрашивают кто?, а о других
    предметах – что?)

    6.4. Подбор имен существительных.

    — Дополните устно эти группы словами,
    называющими предметы Лесного государства.


    Физкультминутка

    7. Контроль и самопроверка знаний.

    7.1. Дифференциация учебной деятельности.
    Самостоятельная работа по группам.

    — На партах у вас лежат листики разного цвета.
    Выберите задание, которое бы вы хотели выполнить.

    Слайд 5.


    зеленый оранжевый красный
    Упр 50, с. 36 учебника “Цепочкой” —
    у доски.
    Творческая работа по карточкам (заменить
    букву в словах, отвечающих на вопрос что? так,
    чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?)
    Творческая работа по карточкам (записать
    одним общим словом группу слов, распределить
    слова по вопросам)

    Приложение 1.

    7.2. Проверка.

    Самопроверка (2 и 3 группа — по ключам на слайде).

    Слайд 6.

    8. Итог урока. Рефлексия.

    – Вот и закончилось наше путешествие. Но у
    каждого из вас осталось впечатление от него.
    Возьмите итоговые листы и постарайтесь ответить
    на вопросы.

    (Работа по ИЛО – индивидуальным листам
    обучения).


    Приложение 2.

    9. Домашнее задание.

    Слайд 7.

    Комментарий по выполнению домашнего
    задания.


    зеленый оранжевый красный
    Упр 34, с. 18 (Д/м) Работа по карточкам (записать
    слова на тему “Осень”, группируя их по вопросам )
    Работа по карточкам (отгадать
    загадки, слова-отгадки сгруппировать по
    вопросам)

    Следующий: