Урок логопедии по теме Изучение артикуляционной гимнастики. 1-й класс

Цели: уточнение названия органов артикуляции; коррекция общей, мелкой
и артикуляционной моторики; формирование плавного длительного выдоха; укрепление
мышц артикуляционного аппарата; развитие голоса и фонематического восприятия;
воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать произвольное
внимание;

Оборудование: презентация Power Point,
ноутбук, экспандер, игольчатые массажные шарики, мыльные пузыри, прищепки,
музыкальные игрушки (колокольчики, погремушки, свистки и свистульки, бубен,
барабан), индивидуальные зеркала, медицинские шпатели и постановочные зонды;
салфетки.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие, знакомство с гостями.

2. Настрой на работу. “Ребята, посмотрите на эти лица. (Детям
показывают пиктограммы – Слайды 2–5) Какие они разные! (Дети называют
эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый.)
Мимические упражнения. Нахмуриться как осенняя туча, позлиться, как голодный
волк, испугаться, как заяц, увидевший волка, улыбнуться, как хитрая лиса. А
теперь, давайте улыбнемся, друг другу и начнем наше занятие”.

Демонстрация Слайда 6 и плаката с изображением грустного солнышка.

– Ребята! Будем активно работать, выполнять старательно все
упражнения и солнышко нам улыбнется, повеселеет.

3.Упражнение на развитие слухового внимания: игра “Что звучало?” с
музыкальными игрушками.

4. Упражнения на мышечное расслабление: “Тряпичная кукла и
солдат”
(Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в
струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не
двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как
тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка
согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы
подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно
прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают
то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне
расслабились.)

“Сорви яблоки”

(Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед
каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо
над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите,
вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше,
поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь
и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно
выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока.
Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите
одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко,
которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую
перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать.
Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас
прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.)

“Дерево”

(Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в
колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно
прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем
распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь.
Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.)

5. Упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика):
прокатывать между ладоней граненый карандаш, массажный шарик; собрать
прищепки-лучики на солнышко из картона; использовать мешочки с крупами для
массажа подушечек пальцев; имитировать движениями пальцев игру на баяне, пианино
и дудочке.

Потапу год. Он ножками топ-топ, топ-топ, топ-топ.(Подушечки указательного и
среднего пальцев правой и левой руки прижать к столу. Попеременно перегибать
пальцами по поверхности стола – имитация шагов малыша.) Слайд 7.

На волнах качаясь, уточка плывет. То нырнет, то вынырнет, лапками гребет.
(Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево. Затем имитировать
движения лапок утки в воде.) Слайд 8.

6. Работа над речевым выдохом: упражнение “Свеча”. (Исходное
положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча.
Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь
одним выдохом задуть свечу. Дует Таня на свечу. И я тоже так хочу. (Положить
ладони рук на ребра. Вдохнуть и “подуть на свечу”. Воздух из легких выходит
плавно и постепенно, ребра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере
выдувания.)
А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте
глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.) Слайд 9.

Упражнение “Ныряльщик”

(Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох,
задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в
воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.)

“Один гласный на одном выдохе” (

Тянуть как можно дольше на одном выдохе
гласный: а————(медведь), у————(пароход), э————(козочка),
и————(мышка), о————(слон), ы————(ветер))

“Произнеси звуки на одном выдохе” (а—у а—э а—и а—о и—а
и—у а—у—о у—а—э а—э—о—у а—э—о—у—и)

Упражнение с мыльными пузырями.

Слайд 10 .Игра на музыкальных
инструментах
(губной гармошке, дудочке, свистульке)

7. Самомассаж лица и шеи. Слайды 11–23. (Перед массажем дети моют
руки.)

– Растираем и разогреваем руки;
– умываем лицо теплыми ладошками сверху вниз, затем от середины лба к вискам;
– растираем ушки вверх и вниз;
– сгибаем ушки, тянем вниз за мочки;
– разминаем щечки;
– разминаем губки в спокойном положении;
– разминаем губки – трубочку;
– движения вниз от носа к губам спиралевидными движениями;
– пожуем губки, затем надуваем шарики;
– двигаем вправо – влево губами (помогаем пальчиками);
– язык заворачиваем за верхнюю губу и постукиваем кулачком или пальцами по губе;
– язык заворачиваем за нижнюю губу и постукиваем другим кулачком;
– разминаем подбородок, щипаем от подбородка к ушам, и поглаживаем по шее всей
ладошкой от ключицы к ключице.

8. Знакомство с Язычком и его домиком. Слайды 25–31. Слайды с
картинками и стихами по книге Куликовской Т.А. “ Артикуляционная гимнастика в
стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.:”
издательство “Гном и Д”, 2004 год. Педагог демонстрирует упражнения перед
детьми, помогая при необходимости шпателем, постановочными зондами, рукой
(помогает принять нужное положение органов артикуляции, называет и показывает
органы артикуляции). Дети выполняют упражнения перед индивидуальными зеркалами,
при необходимости пользуются салфеткой.

– Молодцы, правильно все выполнили и ответили на мои вопросы. Посмотрите,
наше солнышко заулыбалось! Продолжим наше занятие.

9. Изучение комплекса артикуляционной гимнастики. Слайды 34–69.
Педагог демонстрирует упражнения перед детьми, помогая при необходимости
шпателем, постановочными зондами, рукой (помогает принять нужное положение
органов артикуляции, называет и показывает органы артикуляции. (Комплекс
большой, по желанию педагога его можно разделить на 2-3 урока, прервать на любом
упражнении и продолжить изучение комплекса на другом уроке.)

10. Итог урока. Слайд 70 – большое улыбающееся солнышко. Звучит
мелодия песни В.Шаинского “Улыбка”.

– Ребята! Вы хорошо поработали и заслужили аплодисментов наших гостей.
Слайды 71–72 с аплодисментами и веселой танцевальной музыкой. Логопед дарит
детям значки-смайлики с улыбкой.

Источникислайд 73:

  1. Е.С.Анищенкова “Учимся говорить правильно”, Москва, издательство
    “Астрель”, 2009 г.
  2. Куликовская Т.А. “ Артикуляционная гимнастика в стихах и
    картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.:”
    издательство “Гном и Д”, 2004 год.

  3. http://www.animashki.net/pic_d
  4. prihodr.ucoz.ru>photo/animashr/6

  5. http://ceolte.com/view/818

  6. http://www.animashki.net/pic_d

Следующий: