Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] Лесные игры

Задачи:

1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке (Ш).

2. Коррекционные:

  • закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать речевое дыхание;
  • учить изменять силу голоса;
  • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

  • закрепить умение определять место звука в слове;
  • развивать умение соединять звуки в слова;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

4. Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.

Оборудование: игрушки (Маша и Мишка), символы звуков (цветовое обозначение), пособие «Звуковая мозаика», фишки красного и зеленого цвета, мнемотаблицы «Листья», разрезанные на карточки мнемотаблицы чистоговорок, осенние сухие листья или вырезанные листья из бумаги, предметные картинки со звуком (Ш), лукошко с шишками и орешками, мелкие игрушки со звуком (Ш), мешочек, воздушные шары.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.

Логопед показывает детям приглашение, читает его: «Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».

— Отправимся в гости? (Да)

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.

2. Развитие фонематического слуха.

Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».

— Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.

Логопед достаёт игрушки (Мишку и Машу).

— В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша? (звук (Ш))

— Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).

3. Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики.

— Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:

— В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).

— Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).

— Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).

— Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).

Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).

— Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).

4. Произношение изолированного звука (Ш).

— Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

5. Анализ артикуляции звука (Ш).

— Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

6. Характеристика звука (Ш).

— Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):

  • Звук (Ш) — согласный или гласный? (согласный);
  • Какая преграда у звука (Ш)? (зубки, язык);
  • Звонкий или глухой? (глухой);
  • Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
  • Каким цветом обозначаем? (синим).

— Найдите на доске символ звука (Ш).

Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (синий кружок с шапочкой).

7. Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.

— В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (листопад)

— Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1):

ша – шо — ша – ша (шо)

аш – уш – уш – уш (аш)

— Назовите первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши (ша, ши)

шта – шту – шты – што (шта, што)

— Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):

ша-ша – ша-ша-ша

шку-шку – шку-шку-шку

иш-иш-иш – иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош

— А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если листочки громко шуршат, то вы еле слышно. Если услышите тихий шелест, то вы шуршите громко.

Дети воспроизводят слоговые ряды, изображая руками, как опадают листья и меняют силу голоса:

ша – аша – ша – аша

уш – ушу — уш — ушу

— Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.

Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.

ша – шо – шу- ши

аш – ош – уш — иш

8. Развитие фонематического слуха.

Различение правильного и неправильного произношения звука (Ш). Упражнение «Правильно — неправильно».

 Пособие «Звуковая мозаика».

— На лесных полянках краснеет кислая ягода. Как она называется? (клюква)

— Выложим узор из ягод. Если услышите правильный звук (Ш) выкладываете красную фишку, если неправильный – зелёную фишку. Напоминаю, что фишки выкладываем слева направо, начиная с верхнего ряда.

 Логопед чередует правильное – неправильное произношение звука (Ш) в словах. Дети выкладывают на планшетке узор из фишек.

— Что получилось из фишек красного цвета? (крестик)

9. Автоматизация звука (Ш) в словах.

На предметную картинку со звуком (Ш) наложена елочка. Дети по кусочку изображения называют предмет, нарисованный на картинке, и убирают елочку. Упражнение «Угадай, что за предмет».

— Мишка спрятал в лесу разные предметы. Угадайте, что за елочками?

10. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.

— Подумайте, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?

Дети выбирают и выкладывают картинки со словами:

— У Маши в шкафу … (шампунь, шапка, катушка, шуба, матрёшка, гуашь).

— У Мишки в шкафу … (клюшка, карандаш, шорты, рубашка, шило, шахматы).

11. Закрепление навыка звукового анализа слов.

Определение места звука (Ш) в словах. Упражнение «Разложи по полочкам».

— Давайте поможем Мишке навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине слова, а на нижнюю полочку – в конце слова.

Дети определяют место звука (Ш) в слове и раскладывают картинки по полочкам. Затем называют все предметы на каждой полочке, проверяя правильность выполнения задания.

12. Автоматизация звука (Ш) в словах.

Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-ка».

— Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и орешек?

Дети достают из лукошка шишки (орешки) и считают:

— Одна шишка, две шишки …

— Один орешек, два орешка …

— Чего больше в лукошке? Чего меньше в лукошке?

13. Физ. минутка.

Упражнение на внимание «Тик-так, Маша, проснись».

— Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.

Тик – так, Маша … спит один час,
Тик – так, Маша … спит два часа,
Тик-так, Маша … спит три часа,
Тик – так, Маша … проснись.

14. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.

 Развитие мелкой моторики. Упражнение с пальчиками «Человечек».

— У Мишки много друзей. Давайте их найдём.

Дети, изображая пальчиками «идущего человечка», выбирают игрушку со словами:

— Я шла, шла, шла и … (мышонка, лягушку, лошадку, кошку, мартышку, мишутку) нашла.

— Как можно назвать одним словом всех друзей Мишки? (звери, животные)

— Звери хотят поиграть с вами в «Прятки». Посмотрите, они спрятались в мешочек (логопед убирает игрушки в мешок).

 Развитие зрительной, тактильной памяти. Упражнение «Кто шумит в мешке?».

 Дети на ощупь определяют игрушку и достают её из мешка со словами:

— В мешке шумит …

Развитие зрительного внимания, памяти. Упражнение «Кто шалит в мешке?».

 Дети закрывают глаза. Логопед убирает в мешок несколько игрушек. Открыв глаза, дети должны определить каких игрушек не стало:

— В мешке шалит …

15. Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках.

Развитие чёткости дикции, интонационной выразительности.

— Маша и Мишка, мы выучили про вас чистоговорки. Хотите их послушать. (Да, очень). Но сначала ребята соберут чистоговорки.

Мнемотаблицы разрезаны на карточки (рис. № 4). Дети отбирают из перемешанных карточек картинки своей чистоговорки, составляют её и рассказывают (мнемотаблицы № 5,6).

Наша Маша под душем моет шею и уши.

У Мишки шишки, шишки у Мишки.

— А теперь попробуем рассказать чистоговорки от лица Маши и Мишки. Как бы они произнесли их?

Дети проговаривают чистоговорки, изменяя голос (за Машу – высоким голосом, за Мишку – низким голосом).

16. Итог занятия.

— Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?

— В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

— Что было трудным для вас?

17. Оценка речевой деятельности детей.

— Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).

— Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком (Ш).

— Сделайте из пальчиков «Лукошко». Мишка положит туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят вас порадовать Маша и Мишка:

— ш, а, р, ы (шары).

Детям дарят воздушные шары.

Использованная литература:

  1. Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. М., 2011.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. М., 2007.
  3. Смирнова Л.Н. Мы учим звуки Ш, С. М., 2002.
  4. Школьник Ю.К. Логопедия. М., 2006.
Ссылка на основную публикацию
2018