Индивидуальное комплексное занятие по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Тема: Осень. Гласный звук А

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: Учить умению выделять гласный звук А в слове, определять его место (первый, последний и в середине слова).
  2. Коррекционно-развивающие: Стимулировать речевую активность, обогащать глагольный словарь ребенка, учить правильному согласованию существительных и глаголов (снег скрипит, листья шуршат, дождь шумит, птицы кричат, поют, прощаются, стрекочут насекомые, льет дождь…) и отвечать на вопросы согласованным простым предложением. Формировать эмоциональность, активизировать работу мимических мышц лица. Способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с речевым дефектом. Учить умению снимать напряжение с глазной мышцы, охранять зрение от переутомления.
  3. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать произвольное слуховое внимание и развивать слуховую память.

Материал, оборудование: ПК, игрушка Тигрюша, фланелеграф (с пособием для развития мимических мышц лица «Тигрюша»), осенний листок и снежинка, компьютерная развивающая программа «Учимся говорить правильно»:

  • Слушаем неречевые звуки: игра «Лес».
  • Слайды, оформленные в программе по сюжету занятия:
  •  «Мишка в берлоге не спит»,
  • картинка из детской книги «Веселая грамматика» — «Разложи фрукты по корзинкам»
  •  «Мишка в берлоге спит».
  • Фрукты (в качестве поощрения за выполненные задания).

Ход занятия

1. Вводная часть

Логопед обращает внимание на «настроение Тигрюши» — (картина — фланелеграф, изображающая радостное настроение Тигрюши).

Логопед: — Посмотри, у нашего Тигрюши сегодня очень довольный вид. Давай улыбнемся как он и спросим, чему он радуется? (ребенок воспроизводит мимику удовольствия).

Тигрюша (озвучивает логопед): — Оказывается сегодня первый день зимы! Ура! Наконец-то Я увижу зиму. Я еще не встречался с зимой, но знаю, что зимой бывает очень весело!

Логопед: — Тигрюша, зима — веселое время, она нам приготовила много праздничных дней и развлечений. У нас еще будет возможность поговорить об этом.

— А какое время года закончилось?

2. Игра «Лес» (Слушаем неречевые звуки) из компьютерной развивающей программы «Учимся говорить правильно»

(Игра проводится в соответствии с требованиями инструкции по работе с программой). Логопед поддерживает речевую активность ребенка: обогащает глагольный словарь ребенка, учит правильно согласовывать существительные и глаголы (снег скрипит, листья шуршат, дождь шумит, птицы кричат, поют, прощаются, стрекочут насекомые, льет дождь…) и отвечать на вопросы согласованным простым предложением.

— Посмотри на экран (на мониторе заставка из компьютерной игры «Лес»).

— Какие времена года ты знаешь? Расскажи Тигрюше, как ты их различаешь?

— Времена года можно послушать, каждое время года звучит по-особенному!

— Давай поиграем. Послушай и запомни, как звучит каждое время года.

Ребенок слушает неречевые звуки и определяет время года, к которому относится звук.

3. Минутка отдыха для глаз («Прослеживание взглядом движений осеннего листочка»):

За окном ветерок веселится,
То попрыгает, то притаится.
И листочек бежит по дорожке,
Словно желтая мышка от кошки.

4. Определение места звука А в словах, называющих фрукты и овощи

Логопед (обращается к ребенку): — Ой, посмотри-ка, у Тигрюши испортилось настроение! Какой Тигрюша (грустный, печальный, недовольный, чем-то огорчен). Покажи, как Тигрюша печалится, грустит.

Логопед (обращается к игрушке Тигрюшке): — Тигрюша, мы очень увлеченно играли с осенним листочком и не заметили ничего, что могло бы испортить тебе настроение, извини, что случилось?

Тигрюша (озвучивает игрушку логопед): — От моего друга Мишки из соседнего леса пришло SMS – сообщение, я переживаю, мне кажется, что у него какая-то беда случилась, ведь медведи в это время уже спят (наступила зима – сегодня на календаре 1 января)!!!

На экране слайд — «Мишка в берлоге не спит».

Логопед читает SMS – сообщение:

«Осень уже прошла,
Спать пора пришла,
Осень щедрая была.
Мне подарков принесла.
В зиму спать пора ложиться,
С делами не управиться!
Помогите справиться…»

Логопед (обращается к ребенку): — Как ты думаешь, мы сможем помочь Мишке убрать на хранение урожай? Только я вот подумала – если медведи зимой спят, зачем тогда ему продукты? Может, посоветовать Мишке раздать их лесным жителям? А может быть он жадный, как в «Сказке про жадного Медвежонка»?

Логопед слушает рассуждения ребенка, а затем говорит: — Весной, когда проснется Медведь, в лесу нечего будет есть, вот тогда и пригодятся ему подарки щедрой Осени.

— Конечно, мы обязательно постараемся и Мишутке поможем.

На экране появляется следующий слайд – игра.

Мишка (озвучивает логопед): — Осень продукты мне оставила.

— Как они называются? Где растут?

— Я думаю, что это скоропортящийся урожай! А времени на зимние заготовки у меня уже нет, засыпаю. Ты мне большую услугу окажешь, если поможешь разложить фрукты в мои корзинки. Корзинки необычные (особенные, волшебные) в них ничего не испортится до самой весны, если продукты в них правильно разложить. Беда в том, что я не знаю, как правильно это сделать! Проведи, пожалуйста, на моем рисунке линии — дорожки от каждого предмета в нужную корзинку. Отправь мне сообщение в лесную берлогу.

Логопед: — Посмотри, какие необычные корзинки, на ручке каждой корзинки буквы написаны. Какие это буквы? (На ручке первой корзинки буква А слева, на второй — по середине, на третей – справа.)

— Урожай называй, место звука А определяй и в корзинку отправляй: в первую — со звуком А в начале слова, во вторую — с А в середине слова, а в третью – со звуком А в конце слова.

Ребенок выполняет задание, соединяя указателем – фломастером на слайде (в режиме демонстрации слайда), а логопед помогает рассуждать, учит отвечать согласованным предложением.

Логопед: — Молодец, отправим наш рисунок с помощью интернета Мишке в берлогу и подождем ответ.

5. Минутка отдыха для глаз (прослеживание взглядом за движением снежинки):

За окном ветерок играет
Снежинки – пушинки подгоняет.
То влево, то вправо подует.
То кверху поднимет, то вниз опускает
Покружит, покружит,
С нашими глазками подружит.

6. Итог занятия

Логопед: — Давай посмотрим, получил ли Мишенька наше сообщение? Все ли в порядке в берлоге?

На экране слайд — «Мишка спит».

— Все в порядке в лесу!!! Спасибо тебе!

— Мишка тебе яблочко прислал. Благодарит за помощь, теперь он спокойно будет спать до самой весны.

Ссылка на основную публикацию
2018