Программа логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий для дошкольников с общим недоразвитием речи

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей, правильным распределением нагрузки и преемственностью в работе логопеда, воспитателей, психолога и родителей ребенка. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи. Занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции делятся на индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Вид программы: коррекционно-развивающая.

Цель программы: Оказание логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи, для успешной адаптации их в дошкольном и школьном коллективе и создание благоприятных предпосылок для успешного обучения в дальнейшем; развитие интеллектуальных способностей; создание положительной мотивации к обучению.

Задачи программы:

  1. Профилактика логопедических нарушений и комплексная помощь детям дошкольного возраста, имеющим общее недоразвитие речи.
  2. Развитие у детей понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирование грамматических средств языка, развитие связной речи.
  3. Распространение и введение в практику достижений в области практической логопедии и дефектологии.

Структура программы:

  • Введение.
  • Основная часть:
    1 блок: диагностический (на начало и конец года);
    2 блок: формирование лексико-грамматических компонентов речи и развитие связной речи;
  • Заключение.
  • Список литературы.

Структура занятия:

  • Организационный момент.
  • Повторение ранее изученного материала.
  • Постановка цели занятия.
  • Изучение нового материала.
  • Динамическая пауза.
  • Закрепление пройденного материала.
  • Итог занятия.

Периодичность занятий:

формирование лексико-грамматических компонентов речи и развитие связной речи
I период II период III период
I год обучения 2 2 2
II год обучения 2 2 2

Численность группы: от 6 до 12 детей.

Комплектование группы:

  • Структура речевого дефекта (определяет ПМПК);
  • Возрастной принцип.

Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы:

  1. Опыт логопедической работы.
  2. Проводить занятия на высоком эмоциональном уровне.
  3. Отслеживать динамику происходящих изменений у детей.

Оборудование логопедического кабинета

  • Настенное зеркало для логопедических занятий, зеркала для индивидуальной работы, навесная доска.
  • Наборы логопедических зондов и шпателей.
  • Шкафы для пособий, стол письменный, стул, столы и стулья детские;
  • Медицинский спирт, вата, бинты.
  • Магнитофон, видеомагнитофон, компьютер.
  • Учебно-методические пособия, используемые при обследовании и проведении коррекционно-логопедической работы.
  • Нормативно-правовые документы, словари, справочники.

Сроки, этапы реализации программы: 2 года обучения.

Ожидаемые результаты от программы:

  • устранение лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, предупреждение нарушений устной и письменной речи;
  • развитие у детей стремления преодолеть речевые недостатки, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

Система организации контроля за реализацией программы. Контроль за реализацией программы осуществляет учитель-логопед по данным наблюдений, промежуточной и итоговой диагностики.

Конспекты занятияй по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе (Приложение).

Следующий: