Работа детского дома по профилактике правонарушений, преступлений, самовольных уходов

Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.

У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

В нашем детском доме созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • демократические принципы и стиль управления детским домом, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

В плане профилактики правонарушений перед коллективом детского дома ставятся следующие задачи:

  1. Выявление детей склонных к девиациям и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранения отрицательных влияний на личность ребенка.
  2. Организация мониторинга эффективности организуемой работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних воспитанников детского дома.
  3. Создание системы в работе по профилактике правонарушений.
  4. Законопослушное поведение воспитанников детского дома.

Планирование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов воспитанников в нашем детском доме ведется по следующим направлениям:

I. Контрольно-аналитическая деятельность администрации детского дома:

  • изучение социального состава воспитанников детского дома (социальный педагог);
  • планирование и организация воспитательно-образовательных программ;
  • проверка дневников, личных дел воспитанников детского дома (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, воспитатели);
  • анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов воспитательной работы воспитателей, педагогов дополнительного образования.

II. Исследовательская работа, изучение воспитанников:

  • проведение педагогических консилиумов по результатам наблюдений психолога, социального педагога, воспитателей, учителя-логопеда, для координации действий педагогов по отношению к ребенку;
  • проведение анкетирования, тестов, опросов с целью изучения психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками.

III. Профилактическая работа с родителями:

  • изучение семей воспитанников — социальных сирот;
  • установление контактов с психологом, социальным педагогом, специалистами отдела семьи Управления социальной защиты населения;
  • привлечение специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управления социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи в переориентации личности родителей, возвращения детей в семью;
  • формирование нетерпимого отношения родителей к вредным привычкам детей, наркотизации через ведение индивидуальных бесед психолога, социального педагога;
  • семейное консультирование.

IV. Индивидуальная работа с воспитанниками:

  • проведение заседаний Совета профилактики по возникающим проблемам;
  • индивидуальные собеседования при заместителе директора по учебно-воспитательной работе с детьми «группы риска»;
  • индивидуальные беседы с воспитанниками о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления;
  • профориентационная работа.

V. Профилактическая работа с воспитанниками:

  • реализация программы «Ты и закон» и совместного плана по
    профилактике правонарушений и преступлений с Подразделением по делам
    несовершеннолетних ОВД по Чебаркульскому городскому округу и
    Чебаркульскому муниципальному району, программы по правилам
    дорожного движения;
  • организация встреч с врачами, наркологом, работниками центра планирования семьи, работниками Подразделения по делам несовершеннолетних, инспекторами ГИБДД, военнослужащими;
  • проведение тематических месячников, декад противодействия наркотикам и иным психически активным веществам;
  • проведение Дней здоровья, мероприятий по охране здоровья, бесед по технике безопасности;
  • система занятости воспитанников, отдыха и оздоровления в каникулярное время.

VI. Организация досуга в детском доме:

  • реализация годового плана воспитательной работы;
  • реализация плана по организации кружковой работы в детском доме и учреждениях дополнительного образования.

Для подростков досуг – огромное пространство приобретения знаний и расширения духовного горизонта, развитие интересов, способностей, талантов. Досуг становится пространством принятия собственных решений.

Когда ребенок попадает к нам, он настолько ущербным себя чувствует, брошенным, обиженным, что к нему никак не пробиться, он закрыт. Нужно поднять его интересы, предложить ему то занятие, которое не только будет ему нравиться, но и позволит увлечься. Особенно важно это в случае не очень хорошо идущей учебы в школе. Что-то у детей должно получаться отлично. В детском доме можно научиться многому интересному: и чтению стихов, и рисованию, и танцам, и всякому рукоделию.

Педагогический коллектив старается, чтобы у ребят не было бесцельного досуга, внеурочное время должно быть наполнено содержанием, интересным, увлекательным, полезным. Нет хуже зла, чем безделье. И коллектив детского дома для организации разностороннего познавательного досуга проводит разнообразную работу.

Изменение ребенка очень сложный вопрос, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, особого устройства детей, умения проводить комплексной профилактической и реабилитационной работы, строить совместную работу со многими специалистами. Все эти мероприятия индивидуальны, с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

Следующий: