Урок русского языка в 5-м классе по теме: Какая часть слова важнее?

Цели.

  • Обобщить знания учащихся по разделу
    “Словообразование”, осуществить “запуск”
    проектов по данному разделу, учитывая
    индивидуальные особенности и склонности детей.
  • Развивать способность к логическому мышлению,
    креативность, умение высказывать свою точку
    зрения и аргументировано ее доказывать, умение
    работать в группе.
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка,
    терпимость к мнению других учеников.
  • Ход урока

    I. Вступительное слово.

    Любознательный человек, увидев всякую вещь,
    обычно интересуется, для чего она служит и как
    устроена. Вопрос об устройстве может относиться
    не только к творениям человеческих рук и ума, но и
    к растениям, животным, минералам. А мы с вами на
    предыдущих уроках задумывались над устройством
    слова. Какие морфемы мы изучили? (Корень,
    суффикс, приставку, окончание).

    Все они являются составляющими слова (или почти
    все).

    А сегодня итогом изучения раздела
    “Словообразование” будет написание сочинений,
    темы которых записаны на доске. Выберите ту,
    которая вам ближе и пишите сочинение…

    Темы сочинений:

    Корень как самая важная и значимая часть
    слова.

  • Приставка как самая важная и значимая часть
    слова.
  • Значимость и важность суффикса в слове.
  • Окончание – самая важная и значимая морфема.
  • II. Учащимся дается время для
    осмысления тем сочинений, неизбежно возникает
    трудность, так как суждения, выдвинутые в
    качестве тем сочинений, слишком категоричны и
    неоднозначны.

    Какие трудности? Есть ли те, кто определился и
    выбрал тему №1? О чем вы будете писать в вашем
    сочинении (определите его тему). Каковы ключевые
    слова в данной теме? Определите идею вашего
    будущего сочинения (она выражена в формулировке
    темы сочинения).

    Есть ли те, кто решился писать о приставке? А кто
    считает более значимым суффикс? Окончание?

    III. Итак, мнения разделились.
    Сформулируйте группы в зависимости от выбранной
    темы сочинения. Обсудите в группе, о чем вы будете
    писать, почему вы считаете выбранную морфему
    наиболее важной и значимой в слове.

    IV. Выступление группы, считающей
    корень самой важной частью слова. (В корне
    содержится общее лексическое значение всех
    однокоренных слов).

    Обратите внимание на слова, записанные на
    доске, разберите их по составу:

    • прыгнуть, перешагнуть, вынуть;
    • привык-отвык, сомкнул-отомкнул, разул-обул.

    Какие мы можем сделать выводы о корне, глядя на
    эти слова? Есть слова без корня и слова с корнями,
    значение которых без приставки, суффикса неясно
    (так называемые связанные корни). Тогда, может,
    стоит задуматься о том, действительно ли корень
    – самая важная и значимая часть слова?

    V. Выступление группы – “защитников”
    приставок.

    Добавление учителя.

    Представьте, что вы сидите перед телевизором, а
    я говорю, называя лишь приставки: “вы- пере- в-”.
    Что вы сделаете с телевизором?

    А теперь мы сидим на стульях, я говорю: “подо”.
    Что вы сделаете?

    “Ото-” — а теперь? А ведь я называю только
    приставки, но вы все поняли! Какой вывод мы может
    сделать? (Приставки, как и корень, имеют
    лексическое значение).

    К. Чуковский писал: “Приставки придают речи
    столько богатейших оттенков! Чудесная
    выразительность речи в значительной мере
    зависит от них. В разнообразии приставок таится
    разнообразие смысла. Докажем это еще раз. Перед
    вами глагол писать. Образуйте от него с
    помощью приставок новые слова и запишите их в
    тетрадь. Слов получилось великое множество!
    Каждая из приставок внесла свой оттенок
    лексического значения:

    • В – внутрь
    • Вы – наружу
    • Над – добавить
    • При – прибавить
    • За – начало
    • До – завершение

    Скажу по секрету, что раньше некоторые
    приставки, да и суффиксы были самостоятельными
    словами: въ ходить въ домъ – отсюда и
    сохранившееся лексическое значение. Но есть ведь
    слова и без приставок! И они прекрасно обходятся
    и без них!

    VI. Выступление группы – “защитников”
    суффиксов.

    Определите, к какой части речи будут
    принадлежать слова с такими суффиксами. Какое
    значение придают эти морфемы указанным вами
    частям речи?

    • -оват — “немного”
    • -енок- (-онок-) “детеныш
    • -онер- “лицо”
    • -щик — “профессия”
    • -л- “прошедшее время”
    • -ся — “возвратный суффикс, восходящий к
      местоимению”

    Здесь представлены суффиксы, которые могут
    образовывать новые слова (словообразующие) и
    формы слова (формообразующие). Последний суффикс
    в слове определяет часть речи и окончание слова!
    Может, стоит все-таки писать сочинение о суффиксе
    как о самой важной морфеме в слове?

    VII. А что же мы обделили вниманием
    окончания? Разве не это самая важная морфема? Она
    единственная изменяется в слове, и без нее мы
    никуда! На доске записаны слова:

    Без неука рука без

    Составьте предложение из этих отдельных,
    имеющих лексическое значение, но ничего не
    значащих пока слов. Что нам в этом поможет?
    Конечно же, окончание! Мы так были уверены в
    важности и значимости корня, так как он обладает
    лексическим значением. Посмотрите на
    предложение: есть ли в нем смысл?

    Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит
    бокренка.

    А можем ли мы определить части речи, его
    составляющие? Что в этом помогает?

    А еще мы может определить грамматические
    признаки слов, составляющих это предложение. И
    поможет нам в этом…

    Разберите по составу следующие слова в данном
    словосочетании:

    Делая ловко

    Какой вывод можно сделать? (Есть слова,
    которые обходятся и без окончания).

    VIII. А теперь вернемся к темам наших
    сочинений. Что же нам делать? На какую тему
    писать? (Можно переформулировать вместе с
    ребятами тему, которая примерно будет звучать
    так: КАКАЯ МОРФЕМА В СЛОВЕ САМАЯ ВАЖНАЯ?).
    Достаточно ли вам материала, чтобы написать
    сочинение? Что тогда делать? (Идти в библиотеку,
    искать).

    Можно, конечно, написать сочинение на
    лингвистическую тему, а можно продолжить эту
    работу в привычной для вас форме – создании
    исследовательского проекта.

    IX. Могу порекомендовать вам следующие
    книги, которые помогут ответить на волнующий вас
    вопрос:

    1. Бодуэн де Куртэне “Введение в языкознание”;
    2. Иванов, Потиха “Занимательно о русском языке”;
    3. Панов “Изучение состава слова” и др.

    X. Подведем некоторые итоги. Что было
    для вас открытием на сегодняшнем уроке? Что
    запомнилось больше всего?

    XI. Напишите в “КОПИЛКУ ЗАБЛУЖДЕНИЙ”
    ваши записки: в чем раньше вы были уверены, а
    теперь думаете по-другому?

    После того, как дети набрали материал, он может
    “вылиться” в проекты, форма которых выбирается
    ими самостоятельно. Возможные варианты:

    • статья в научный журнал;
    • лингвистическая газета;
    • разработка урока на данную тему для учащихся
      других классов;
    • создание мультимедийной презентации и др.

    Следующий: