Урок русского языка. УМК Гармония. 3-й класс

Цель: систематизировать знания о глаголе, его начальной форме и изменении по временам (наст., прош)

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать и закрепить знания, полученные о глаголе, его начальной форме; об изменении по глаголов в настоящем и прошедшем времени.
  • Развивающие: развивать память, внимание, сообразительность, речемыслительную деятельность, орфографическую зоркость.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету через занимательные материалы, любовь к родному краю

Ход урока

I. Оргмомент

– Здравствуйте ребята. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, у нас хорошее настроение и мы настроены на плодотворную работу. У каждого из вас лист самооценки; если у вас не возникло трудностей при выполнении задания, то круг закрашиваем зелёным, если небольшие трудности, то синим, а если очень сложно, то красным. Запишите дату, классная работа.

II. ЧИСТОПИСАНИЕ

– Cегодня в наш класс пришла телеграмма от Мудрой Совы. Давайте её прочитаем (вывожу на экран) «Здравствуйте ребята! 10 декабря исполняется 80 лет Ханты-Мансийскому автономному округу и я приглашаю вас в одно из красивых мест нашего округа – Юганский заповедник. Хочу познакомить вас с некоторыми животными, которые там проживают. Хочу передать от них для вас задания. С уважением Мудрая Сова.» В нашем округе 2 заповедника «Малая Сосьва» и «Юганский». «Юганский заповедник « был создан в 1982 году между рек большого и малого Югана. И от Совы для вас задание, пока она летела к нам, то рассыпала все буквы, помогите ей собрать слово. (Ь Д С Т Р АО) (радость)

Запишите данное слово красиво и аккуратно, правильно соединяя все буквы. Подчеркните в слове букву, которую написали очень красиво. Молодцы, помогли сове.

От чего мы испытываем радость?

Подберите однокоренные слова, обозначающие действия предмета. (радовал, порадует)

Запишите. К какой части речи относятся данные слова? Докажите. (потому что отвечает на? и обозначает действие предмета)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (повторить то, что мы уже знаем о глаголе)

Заполните лист самооценки

III. Актуализация знаний

– Отгадав загадку, вы узнаете кто нам передал следующее задание?

Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист черный)

А вы знаете что, черный аист это перелетная птица, и зимует она в Африке.

Он предлагает игру. «Непрерывная цепочка»

(Глагол это часть речи; отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?: обозначает действие предмета; изменяются по временам, числам, в прошедшем времени глаголы отвечают на вопросы: что делал? Имеют суффикс Л; изменяются по родам; в настоящем времени глаголы отвечают на вопросы Что делает?; изменяются по лицам; в будущем времени глаголы отвечают на вопросы Что сделает? Что будет делать?)

IV. Словарная работа

– Следующие животные просят отгадать про них загадки и правильно записать отгадки, записываем в строчку через запятую

Прыг, скок трусишка,
Хвост коротышка,
ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
на зиму и лето. (заяц)

Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь)

Как одним словом назвать зайца и медведь? (животные) Запишите.

Проверка. Ударение, безударная гласная.

Какие слова мы записали?

Почему они живут в словаре?

К какой части речи они относятся? Докажите.

(открывается « столбик с глаголами в наст вр и прош. вр.)

Какая часть речи, записана во втором столбике? Докажите

Устно составьте предложения используя слова из 1 столбика и второго. (Заяц скачет по лесу.)

А сейчас выпишите данные глаголы в один столбик. Затем образуйте неопределенную форму от глаголов и запишите их во второй столбик.

Проверка

Почему форма глагола называется неопределённой?

Мы повторили написание словарных слов и закрепили знания о формах глагола.В листе самооценки отметьте круг определённым цветом…

V. Орфографическая минутка

– Отгадайте загадку

Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (утка)

А, вы знаете, что у утки есть особые железы, которые выделяют маслянистую жидкость. При помощи клюва тщательно смазывает ею свои перья. Благодаря этому утка не намокает и всегда выходит сухой из воды.

Читаем текст, решаем орфографические задачи

Собрались и полетели,
Утки в дальнюю дорогу
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.

Задание. Выпишите из текста глаголы. Что мы можем определить у глаголов?

Устно Поставьте каждый глагол в н.ф.

ВЫВОД: На орфографической минутке мы решали орфографическую задачу….(безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением и непроверяемая ударением) и работали с глаголами …(с глаголами, стоящими в прош времени и н.ф)

Вас благодарит за работу утка и просит заполнить листы самооценки

ФИЗМИНУТКА

Немного отдохнём. Если вы услышите глагол в неопределённой форме, то хлопаете, если в другой форме то приседаете.

Растопить, взять, наступила, выводит, ловить, дарить, прыгать, шумит.

VI. Повторение

а) распределить глаголы

по группам. Узнайте птицу по описанию

Такая рябая окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. У него перо-неведимка, самого защитного цвета в лесу – пёстрого.(рябчик).

А вы знаете, что в желудках рябчиков всегда присутствуют мелкие камешки, способствующие перетиранию грубых кормов. Камешки рябчик разыскивает возле вывороченных с корнями деревьев, на берегах лесных рек, на проселочных дорогах.

Рябчик принес нам глаголы, которые нужно распределить по временам.

Как вы думаете о каких временах идет речь? (Наст, прош, будущ.)

Помогаю, спрятался, покормит, прилетела, хлопает, встречу, , взошло.

Если сможете допишите по одному глаголу в каждый столбик.

Наст.вр прош.вр буд.вр
Помогаю спрятался покормит
Хлопает прилетела помогут
Взошло встречу

Проверяем (доска)

Что мы можем определить у глаголов в наст времени? (число, лицо) Определите и подпишите. Работаем цепочкой.

Что мы можем определить в прош времени? (число, род) Определите и подпишите.

Что мы можем определить в буд времени? (пока ничего, мы про него будем говорить на следующих уроках)

Молодцы выполнили задания рябчика и заполните лист самооценки.

Б) Проверка знаний ТЕСТ Следующее задание вам принесла: Хитрая и весьма опасная!

Все капканы наперёд чует распрекрасно.

Звери прячутся от страха на охоте…. (Росомаха)

А вы знаете, что росомаха ведет одиночный образ жизни. Видеть её на воле приходится редко. В капканы и ловушки она попадает не часто, несмотря на то, что постоянно съедает приманку с добычей.

Она приготовил вам тесты. Подпишите тесты.

1 в.

  1. Найти и подчеркнуть глаголы
    а) Глухарь, лесной, живет
    б) защищал, защита, защищенный

  2. Подчеркните глаголы в неопределённой форме
    Рассказывает, сеять, жить, цвести, пишут

  3. В каких предложениях глаголы прошедшего времени употреблены в форме женского рода?
    1 Лес побелел.
    2 Побелела полянка.
    3 Побелело поле.
    4 Побелела дорожка.
    5 Побелели кусты.

2 в.

  1. В каких предложениях глаголы прошедшего времени употреблены в форме мужского рода.
    1 Лес шумел.
    2 Шумело дерево.
    3 Шумели деревья.
    4 Шумел кустарник.
    5 Шумела река

  2. Выберите и подчеркните глаголы настоящего времени
    Красят, сморщился, помогают, показывают, принёс

  3. В каком предложении есть глаголы будущего времени?
    1 Поспешишь – людей насмешишь.
    2 Открою учебник на десятой странице
    3 После дождя засверкало всё кругом.

Самопроверка теста

Спасибо вы выполнили задание росомахи. Не забудьте оценочный лист заполнить

VII. Итог урока

– Какой части речи был посвящен наш урок? Что мы повторяли? Жители какого заповедника нам приносили задания?

Выставление оценок за урок.

Рефлексия.

– Минутку чистописания мы начали со слова РАДОСТЬ

А с каким настроением вы закончили урок? У вас в конвертах лежат лица клоунов, обведите того, который соответствует вашему настроению. Отложите в сторону.

Приложение, Презентация.

Ссылка на основную публикацию
2018