Мой край родимый, любовь моя. 7-й класс

Цели урока:

  • обучение учащихся написанию сочинения по
    произведениям изобразительного искусства;
  • приобщение их к культуре своего народа;
  • формирование культуроведческой компетенции.

Задачи урока:

  • развитие устной и письменной речи учащихся при
    помощи интеграции различных видов искусства:
    произведений живописи, музыки, художественных
    текстов;
  • обучение приёмам анализа текста и осмысление
    картины как текста;
  • формирование эстетического вкуса учащихся,
    чувства любви к родине.

Оборудование:

  • аудиозапись «Вечерний звон», «Колокольный
    звон»;
  • репродукция картины И.И.Левитана «Вечерний
    звон»;
  • тихотворения Н.М.Рубцова «Левитан»,
    М.А.Пожаровой «Край родной».

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

– Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок.
К нам пришли гости – учителя Орехово –
Зуевского района. Запишите в тетрадях дату.
Тему урока я попрошу вас определить
самостоятельно. Послушайте стихотворение
Пожаровой Марии Андреевны. Найдите в нём
ключевые слова.

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы,
Цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный
Певучий звон…
С твоей улыбкой, с твоим страданьем,
С твоим дыханьем
Сливаюсь я, –
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя!

– Какие же слова мы выделим? (Совершенно
верно: «Мой край родимый, любовь моя!»)

– О чём эти слова? (О любви к родному краю, к
родине)

– Эти слова помогут нам сформулировать тему
урока. Итак, формулируем тему урока.

3. Запись темы урока

– Это и будет темой нашего урока. Запишите в
тетрадь

4. Беседа

– М.А.Пожарова говорит о любви к своей родине, о
слиянии с радостью, страданием родного края.
– А что для вас родина?

5. Слово учителя

– Тема Родины всегда являлась одной из
основных для русских поэтов и писателей. Этот
образ вызывает у них лучшие чувства: нежность,
восхищение, гордость, уважение. Вместе с
А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Ф.И.Тютчевым,
М.М.Пришвиным, К.Г. Паустовским, Н.М.Рубцовым мы
любуемся бескрайними полями, чистыми
извилистыми речками, белоствольными березками,
лазоревым небом.
Не меньшее внимание образу Родины уделено в
изобразительном искусстве. Лирические пейзажи
И.И.Левитана, В.Д.Поленова, А.К.Саврасова,
И.И.Шишкина пронизаны любовью к родине, к её
природе. На полотнах этих художников она
предстаёт скромной и неприметной, но такой
родной и близкой.
Сегодня мы работать с репродукцией
замечательного русского художника и начнём
работу над сочинением на тему « Мой край родимый,
Любовь моя».
Итак, ребята, пожалуйста ,посмотрите на
репродукцию картины И.И.Левитана (Картина дана
без названия)

6. Работа с картиной

– Что изображено на картине? Вглядитесь в неё. (Река,
лодки у берега, церковь)

– Что ещё вы видите на картине? (Мы видим
проплывающих в лодке людей)

– Как вы думаете, какое время суток
изображено на картине?
– Может, кто-то из вас знаком с этой картиной? Как
она называется? Предположите.
– Ребята, эта картина И.И.Левитана называется
«Вечерний звон». Посмотрите ещё раз на картину,
подумайте, почему именно так назвал художник
своё полотно.

(Картина с названием. В это время звучит песня
И.Козлова «Вечерний звон»)

7. Беседа

– Каким чувством наполнена песня? О чём она вам
рассказала? (О жизни человека, о его
воспоминаниях. Настроение радости, песня звучит
в мажоре.)

– Что главное в песне? (Главное – воспоминание
о родительском доме, где человек получил первые
уроки любви и веры, о храме, о звоне его колоколов
вечером, на закате, и о несказанной радости, с
которой детское сердце отзывалось на него)

– Родительский дом, храм, звон колоколов… что
это? (Конечно, это часть нашей с вами
родины)

8. Продолжение работы над картиной

– Давайте вернёмся к картине Левитана и
поговорим о ней подробнее.
– Какое время года изображено на картине?
Подтвердите. (Летний, тёплый вечер. Солнце уже
опустилось за лес, бросая последние лучи из-за
горизонта и освещая монастырь, лес.)

– Что мы видим на переднем плане? (Спуск к реке.
Луг, цветы, тропинка ведёт к реке. У берега –
лодки, в которых сидят лодочники, готовые
переправить людей на другой берег.)

– Где церковь?
– Опишите храм. Какое место он занимает? (Широкая
дорога ведёт к монастырю, по ней уже идут
богомольцы. Ворота в виде арки. Собор освещён
последним и лучами солнца. Над лесом возвышается
колокольня. Храм изображён художником в центре
картины)

– Передадим сюжет картины. Какие будут варианты?
– Предлагаю вам свой вариант. Сюжет картины
можно передать так: «Солнце почти село, лучи его
освещают церковь на берегу реки, луг, лес. К
вечерней молитве торопятся прихожане, видимо, из
деревни, что уютно расположилась на берегу реки.
Доносится колокольный звон, сзывающей людей в
храм. Он разносится с противоположного берега –
со звонницы, видимой издалека».
– Как на картине передан звук? Колокольный звон?
– Ответить на этот вопрос нам помогает
стихотворение Н.М.Рубцова «Левитану». Оно
родилось под впечатлением от картины
Левитана «Вечерний звон». Однажды поэт
остановился возле этой картины , долго
всматривался, и появились такие строки:

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн –
Звон колоколен колокольный
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Любого русского спроси!
Звонит, как колокол, не глуше,
Звон левитановской Руси!

– Каким чувством проникнуто стихотворение? (Радость,
восторг от увиденного, любовь к родине, которую
поэт 20 века называет Русью)

– Вслушаемся в звучание стихотворения:» Над
колокольчиковым лугом Собор звонит в
колокола». В храме за рекой благовестят, мерно
ударяя в колокол, возвещая о начале всенощной,
наполняя людские сердца великой праздничной
радостью.
– Пожалуйста, перечитайте ещё раз стихотворение.

(В это время звучит аудиозапись «Колокольные
звоны». «Благовест»)

– Что поражает слух в стихотворении Рубцова? (Имитация
колокольного звона. Звуковой ряд:
оло-около-колокол-окон-звон. Повторяется звук [О])

– Какое ощущение создают повторяющиеся гласные
звуки [О]? (Мы слышим раскатистый, полнозвучный
колокольный звон)

– Почему Рубцов говорит о колокольчиках? Можно
ли сказать, что звон звучит повсюду? (Звону
колоколов вторят хрупкие колокольчики, растущие
на лугу)

9. Подготовка к сочинению

А) Обобщение

– Мы слушали и читали стихотворения о родине,
любовались картиной Левитана и постигали её
смысл, слушали колокольный звон. А сейчас вам
предстоит поделиться впечатлениями
индивидуально, то есть написать творческую
работу. А что для этого нужно?

– Подобрать слова и словосочетания,
необходимые для описания картины и выражения
наших чувств.

1. Словарно-стилистическая работа

– Подберите и запишите синонимы к словам:

Художник (живописец, пейзажист)
Нарисовал (изобразил, изображено)
Картина (полотно, репродукция, произведение
живописи)

Подберите и запишите определения к словам:

Грусть (светлая)
Закат (пылающий)
Обитель (светлая)
Покой (величавый)
Красота (нетленная)
Просторы (безбрежная)

2. Орфографическая работа. Комментированное
письмо.
Тёплая зел..нь, з..л..тые купола, в..нчающие церковь
кресты, спускающ…ся к рек… тр..пинка, ря(б,п)ь
от плывущ… парома, задумчивый лодоч?ник,
филосо..ские размышления.

3. Работа над композицией сочинения

– Какие трудности мы испытываем , когда
начинаем писать сочинение?
– Порой бывает трудно найти слова для
вступления. Предлагаю примерное начало.

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы,
Цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный
Певучий звон –

это и есть моя родина, с детства знакомые места.
Я люблю смотреть на спокойную гладь реки, на
цветущий луг, на белый храм с золочёными
куполами, люблю слушать её шорохи и звуки. Смысл
этой любви мне помогли открыть произведения
искусства.

10. Итоги

– Какая же родина у Левитана?

11. Заключительное слово учителя

– Хорошо, что есть в русском изобразительном
искусстве пейзажи, полные великой скромности и
тихой силы. Изображённые на них уголки России –
подчас самые привычные взгляду. Замечательно,
что есть художники, в чьих картинах живёт Россия.

– Итак, ребята, дома вам предстоит написать
сочинение на тему: «Мой край родимый, любовь моя»
по картине И.И. Левитана «Вечерний звон».

Звучит колокольный звон.

Следующий: