Иждивенчество как социальное явление

Цель:

знакомство с понятиями иждивенчество, иждивение, иждивенец,
самостоятельность.

Задачи:

познакомить с новыми понятиями, развивать речь, логическое
мышление, формировать чувство поддержки, сопереживания.

Оборудование:

плакаты со словами: “иждивение, иждивенчество, иждивенец,
самостоятельность”, бланки тестов, жетоны.

Человек – это не то, что он есть,
а то, чем он хочет стать.
Шолом-Алейхем

Слова Моэма:
“Человек – это то, чем он не может не быть”.

Ход занятия

Водное слово воспитателя:

Здравствуйте, ребята, хочу обратить ваше внимание на два высказывания – слова
Шолом-Алейхема: “Человек – это не то, что он есть, а то, чем он хочет стать” и
слова Моэма: “Человек – это то, чем он не может не быть”. Известно, что люди
всегда знают, чего они НЕ ХОТЯТ, но гораздо труднее могут определить, чего им
всерьез ХОТЕЛОСЬ БЫ. Для того, чтобы быть тем, кем не можешь не быть, нужно
меньше усилий, чем для того, чтобы стать тем, кем хочешь, приходится все время
пересматривать, чем не можешь быть. Задумайтесь над этими словами. Сегодня мы
поговорим о такой проблеме, как иждивенчество. Возможно, мы даже поспорим,
каждый из вас выскажет свое мнение по этому поводу, давайте, определим правила
ведения дискуссии.

Нам предстоит серьёзно потрудиться. Как вы знаете, в нашем обществе любой
труд оплачивается, в том числе и интеллектуальный. Поэтому каждый ваш ответ
будет оцениваться, но вместо денег, вы будете получать жетоны. За ходом
дискуссии будет наблюдать компетентный человек, он же будет выдавать жетоны.

2. Основная часть:

Итак, начнем: Думаю, что каждый из вас слышал такие слова: иждивение,
иждивенчество, иждивенец. А задумывались ли вы, какое значение имеют эти слова,
в чем их суть? Давайте порассуждаем. Иждивенчество – это…

Рассуждения детей, вручение жетонов.

Подводя итог вышесказанному, я зачитаю определение иждивенчества из словаря
Ожегова: “Иждивенчество – стремление во всем рассчитывать на помощь других,
вообще, жить за чужой счет”.

А вот как определяет иждивение Краткий словарь семейного воспитания:
“Иждивенчество – общественное явление и особенность личности, проявляющееся в
неспособности и нежелании людей материально и духовно содержать себя, в
отсутствии чувства ответственности, готовности решать сложные жизненные
проблемы”.

Как, вы думаете, можно назвать таких людей?

Рассуждения детей, вручение жетонов.

Хочу спросить вас, жену олигарха можно назвать иждивенцем?

Кого еще можно назвать иждивенцами? Предлагаю небольшую подсказку: на плакате
написано слово по вертикали и почти на каждую букву этого слова можно назвать
категорию людей, относящихся к иждивенцам или могущих быть иждивенцами.
Возможно, вы вспомните слова, начинающиеся на другие буквы алфавита. [Приложение
1
, карточка 1.]

Итак, иждивенец – это…человек несовершеннолетний, нетрудоспособный,
престарелый, находящийся на чьем-либо иждивении.

Вы обратили внимание, что одна буква “И” осталась без своего слова? Я думаю,
что сюда можно вписать слово “инфантильный”.

Как вы думаете, какого человека можно назвать инфантильным?

Что, вообще, означает слово “инфантилизм”?

Ответы и рассуждения детей, вручение жетонов.

А сейчас, внимание, я буду читать текст, взятый из психологического словаря,
а ваша задача записать на карточку слова, которые нечасто встречаются в
обыденной речи, незнакомые вам научные термины.

Текст: “Инфантилизм – разновидность иждивенчества, указывающее на то,
что в характере взрослого человека сохраняются особенности, свойственные
ребенку.

Выделяют три типа инфантилизма: физический (отставание человека в физическом
развитии), психологический (отставание в эмоционально-волевом развитии),
психофизический (у нормально развитого физически и интеллектуально человека
незрелая эмоционально – волевая сфера).

Такой инфантилизм вызывается, как правило, дефектами воспитания.
Оранжерейное” воспитание – главная причина возникновения инфантилизма.

В чем проявляется инфантилизм? Слабоволие, нежелание брать на себя
ответственность, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость,
стремление идти по пути наименьшего сопротивления, делать только то, что
нравится, а не то, что надо. Для инфантила – вся жизнь – игра, в которой
одни права и никаких обязанностей. Иждивенческое отношение к жизни не
проявляется мгновенно, оно формируется постепенно, нередко культивируется
взрослыми, воспитывающими их. Отсутствие привычки к труду приводит к неприятию
труда, становится жизненной позицией.

Чаще всего инфантилизм проходит в возрасте 15–16 лет, однако, такой
благоприятный исход бывает не всегда. В 20–30 % случаев признаки грубой
незрелости воли проявляются в течение всей жизни. Такие люди тянутся к людям,
относящимся к категории антисоциальных. Из них формируются хулиганы,
пьяницы, наркоманы, воры. Инфантилизм предрасполагает детей и подростков к
неврозам
, карикатурным реакциям протеста, другим расстройствам воли.

Но не все так печально, доктор философских наук Кон, считает, что
распространенные взгляды, будто первые годы жизни, раз и навсегда предопределяют
будущие свойства взрослого человека, неверны. Известно, что человек, оказавшись
в условиях, требующих ответственных решений, резко повышает свою
самостоятельность, это происходит не только с подростками, но и со сложившимися
взрослыми людьми.

Противоположное понятие инфантилизму – самостоятельность, которая
предполагает внутреннюю свободу, своеобразие, независимость, способность самому,
без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения,
ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков, убеждение в
том, что такое поведение реально, возможно и правильно”.

А теперь поговорим о том, что вы услышали. Разберем те термины, которые вы
выписали на карточки. (Инфантилизм, отставание в эмоционально-волевом
развитии,
оранжерейное” воспитание, пресыщаемость, идти по пути
наименьшего сопротивления
, инфантил, культивируется , жизненная
позиция, антисоциальные, неврозам
, карикатурным реакциям протеста.)
Предлагаю по очереди выходить к доске и прикреплять карточки со словами на общее
обозрение, а вы ребята, попытайтесь пояснить эти слова.

Приведите примеры из жизни детского дома по теме обсуждения. В 2005 году из
д. дома были выпущены 19 человек, из них продолжают учиться – 6 человек.

В 2006 году – были выпущены 11 человек, из них продолжают учиться – 4
человека. В 2007 году – были выпущены 9 человек , из них продолжают учиться – 7
человек. Как вы думаете, можно ли назвать этих людей иждивенцами? А можно ли
назвать иждивенцами вас, воспитанников детского дома?

Рассуждения детей, вручение жетонов.

Скажите, пожалуйста, а иждивенцы и инфантилы могут быть хорошими и верными
друзьями?

Рассуждения детей, вручение жетонов.

Хочу провести с вами небольшой тест, из которого вы узнаете, склонны ли вы к
иждивенчеству и инфантилизму, или вы человек самостоятельный и хороший верный
друг. [Приложение 2, карточка 1.]

Я раздам вам бланки тестов с 15-ю высказываниями – утверждениями, а вы очень
быстро напишите напротив высказываний слово “да”, если вы согласны с ним и слово
“нет”, если не согласны. [Приложение 2, карточка
2.]

Но вернёмся к понятию иждивенец.

Мы определили, кого можно считать иждивенцами.

Скажите, а до какого возраста ребёнок остаётся иждивенцем?

Сейчас я предлагаю назвать тех, за чей счёт живут иждивении, почему возможно
их существование.

Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: были ли иждивенцы в первобытно –
общинных племенах? Если были, то кто они? Много ли их было?

Когда-то давно я смотрела японский фильм о доисторических временах, в его
сюжете была история одного племени, в котором стариков немощных, чтобы они не
были обузой, отводили в горы и там они умирали. Один вождь не увел своего
старого отца в горы, а спрятал его в большую корзину и в трудных жизненных
ситуациях советовался с ним. Вскоре племя стало процветать, они даже победили
соседнее племя и присоединили его к себе. Хочу спросить у вас, можно ли считать
этого старика иждивенцем?

А в нашем обществе, почему так много иждивенцев? (Гуманизация общества,
бесплатная медицина, пенсия по старости, забота государства об инвалидах и
безработных).

Давайте вспомним фильм “Громовы”. Два старших брата, оба из благих побуждений
помогали Насте в обеспечении семьи средствами к существованию, но у каждого был
свой метод добывания денег. Один из них сначала по ночам грузил вагоны, затем
работал на кладбище, другой же занимался, как сейчас сказали бы,
предпринимательской деятельностью, а в то время это называлось спекулянтством
или фарцовкой. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Итак, иждивение – обеспечение неработающего (больного, престарелого,
несовершеннолетнего) средствами, необходимыми для существования (Ожегов).

Назовите категории и качества человека, на иждивении которого могут
находиться иждивенцы. [Приложение 1, карточка 2.]

Впишите слова, начинающиеся на буквы слова

Рассуждения детей, вручение жетонов.

Рефлексия.

А теперь все вместе давайте придумаем девиз успешного самостоятельного
человека, человека, который не является иждивенцем. [Приложение
1
, карточка 3.]

3. Заключение.

В заключение хочу сказать, что от жизненной позиции человека, зависит выбор
направления, в котором он будет стремиться идти. И когда выбор совершается,
осознано и свободно, – жизнь становится той, которую я хочу, а не той,
которой я не могу иначе жить.

Сам решай. Никто не мешает,
И совета никто не дает.
Это так тебя возвышает,
Словно скрипка в тебе поет.

Никакой не играет роли,
Сколько будет беды и боли.
Ждет тебя покой ли, аврал,
Если сам решал, выбирал.
Борис Слуцкий.

Приложение 3. Глоссарий.

Приложение 4. Виды жетонов.

Литература.

  1. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий
    словарь [Текст]: словарь / И.В. Гребенников. – М. : Политиздат. 1990. – 319
    с.
  2. Куган Б. А. Социально – психологические требования к
    воспитанникам и воспитателям детских домов. [Текст]: учеб. Пособие/ Б.А.
    Куган. – Курган: ПО “Исеть”, 2001.
  3. Куган Б. А. Социально – трудовая адаптация детей группы
    социального риска. – Курган – Челябинск, 2002.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. [Текст]: Монография / М. :
    Педагогика 1978. 256 с.

Следующий: