Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи

Дошкольный возраст является решающим в
формировании фундамента физического и
психического здоровья. До семи лет человек
проходит огромный путь развития, не повторяемый
на протяжении последующей жизни. Именно в этот
период идет интенсивное развитие органов и
становление функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности,
формируются характер, отношение к себе и
окружающим.

Очевидна значимость формирования у детей
дошкольного возраста определенной базы знаний и
практических навыков здорового образа жизни,
осознанной потребности в систематических
занятиях физической культурой и спортом.

Проблема здоровья детей всегда находилась в
центре внимания педагогов, интерес к ней не
ослабевает и сегодня, поскольку изменение
социальных условий привело не только к
пересмотру, но и существенному расхождению
взглядов различных социальных институтов на
цели и содержание физического и психического
развития ребенка-дошкольника. В частности, в
условиях системного рассогласования отношений
человека с внешней природной средой необходим
пересмотр педагогических путей и условий
валеологического воспитания детей. В силу этого
возникает потребность в создании гибких
социально-педагогических технологий
здоровьесберегающего обучения и воспитания
личности в условиях государственных
воспитательно-образовательных учреждений.
Использование педагогами данных технологий
позволит сформировать основы здорового образа
жизни, развить у ребенка чувство сопереживания
другим людям, определенные навыки саморегуляции,
позволяющие предупреждать девиантное поведение.

Одновременно с использованием инновационных
технологий важнейшим фактором воздействия на
личность ребенка является атмосфера родственных
эмоциональных связей. Родительская любовь
обеспечивает детям эмоциональную защиту и
психологический комфорт, дает жизненную опору, а
любовь и беспредельное доверие ребенка к
родителям делают его особо восприимчивым к их
воздействию. Семья остро нуждается в помощи
специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Очевидно, что семья и детский сад, имея свои
особые функции, не могут заменить друг друга и
должны взаимодействовать во имя полноценного
развития ребенка-дошкольника.

Как показывает практика, и подтверждают
педагогические исследования, родители признают
приоритет дошкольного учреждения в решении
воспитательно-образовательных задач, но не
считают нужным участвовать в педагогическом
процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не
стремятся объединить с родителями усилия для
развития и воспитания детей, поэтому не
налаживают надлежащим образом обратную связь, не
используют в полной мере влияние семьи на
воспитание ребенка.

Современная педагогическая наука располагает
многочисленными свидетельствами,
подтверждающими то, что веками вызревало в
народной практике воспитания, прогностически
отмечалось в трудах выдающихся мыслителей
прошлого, а именно: бесспорный приоритет
семейного воспитания в развитии личности
ребенка (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.).

Семья является источником и важным звеном
передачи ребенку социально-исторического опыта,
и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых
взаимоотношений между людьми. Учитывая это,
можно с полным правом считать, что семья была,
есть и будет важнейшим институтом воспитания,
социализации ребенка.

Современная наука располагает многочисленными
данными, свидетельствующими о том, что без ущерба
для развития личности ребенка невозможно
отказаться от семейного воспитания, поскольку
оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший
круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и
действенность несравнимы ни с каким, даже очень
квалифицированным, воспитанием в детском саду
или школе.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем
активную деятельность людей, направленную на
сохранение и улучшение здоровья. Большое
значение при этом уделяется формированию
физической культуры личности как значительной
части общечеловеческой культуры.

Известно, что дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического
и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет
человек проходит огромный путь развития, не
повторяемый на протяжении последующей жизни.
Именно в этот период идет интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем
организма, закладываются основные черты
личности, формируется характер, отношение к себе
и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у
детей базу знаний и практических навыков
здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и
спортом.

В теории и практике разработано множество
различных формулировок, определяющих понятие
здоровья. Официальным определением можно
считать дефиницию, принятую Всемирной
организацией здравоохранения и записанную в ее
уставе. В соответствии с данным документом,
здоровье – это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических
дефектов.

Основой педагогической модели по формированию
здорового образа жизни является на наш взгляд,
воспитание не только физически крепкого ребёнка,
но и цельной личности с устойчивой нервной
системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и
социальной адаптации к реальным условиям жизни,
к интеграции в обществе. Для этого будет
необходимо решить следующие задачи:

  • создать развивающую среду – пространство
    самореализации;
  • помочь ребёнку накопить необходимый опыт и
    знания для успешного выполнения главных задач
    воспитательно-оздоровительной работы по
    укреплению его физического и психического
    здоровья;
  • сформировать через активную деятельность
    здоровый организм ребенка его динамическое и
    устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
  • стимулировать дошкольника включиться в процесс
    физического развития и двигательной активности,
    побуждать его к самопознанию и одновременно
    создавать условия для внутренней активности
    личности;
  • направлять совместную работу всего
    педагогического коллектива и родителей на
    развитие и закаливание организма ребенка;
  • формировать навыки саморегуляции поведения
    дошкольника, направленные на осознанное
    сохранение и укрепление своего здоровья.

Педагогическая технология формирования основ
здорового образа жизни у детей дошкольного
возраста – это специальным образом
организованный педагогический процесс,
позволяющий ребенку получить элементарные
анатомические и медицинские знания о
собственном организме; целенаправленно и
гарантированно обеспечивающий сохранение,
поддержание, укрепление и наращивание здоровья
его субъектов в единстве всех его составляющих в
ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных
ситуациях.
Разработанная модель организации работы ДОУ № 22
г. Альметьевска по формированию основ здорового
образа жизни у дошкольников представляет собой
планомерное, последовательное и
целенаправленное взаимодействие, включающее три
взаимосвязанных и взаимодополняющих блока:
взаимодействие с педагогами, с родителями и с
детьми в данном направлении.

Алгоритм взаимодействия выглядит следующим
образом.

1) Самосовершенствование педагогов:
перестройка мышления на
здоровый образ жизни; пополнение собственного
багажа теоретических знаний (анатомия,
физиология, психология, теория и методика
физического воспитания, гигиена и др.); овладение
оздоровительными системами и технологиями в
области физической культуры; приобретение и
закрепление практических навыков здорового
образа жизни (зарядка, водные закаливающие
процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение
дыхательных упражнений и т.п.).

2) Работа с родителями включает: проведение
теоретико-практических семинаров по вопросам
оздоровления (закаливание, двигательная
активность, питание, релаксация, дыхательные
системы и т.д.); практических семинаров; семейных
соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»;
дней открытых дверей и других мероприятий.

3) Работа со старшими дошкольниками по
здоровьесбережению включает: формирование
адекватных представлений об организме человека
(о строении собственного тела); осознание
самоценности своей и ценности жизни другого
человека; формирование потребности в физическом
и нравственном самосовершенствовании, в
здоровом образе жизни; привитие навыков и
гигиены, первой медицинской помощи, умение
предвидеть возможные опасные для жизни
последствия своих поступков; умение
сочувствовать, сопереживать.

Только совместная деятельность педагогов,
родителей и детей может дать значимый результат.

Данная модель предполагает не только
целенаправленную работу с дошкольниками, но и
обязательное активное включение
(взаимодействие) педагогов и родителей в процесс
формирования основ здорового образа жизни у
детей.

Реализация системной, целенаправленной
педагогической деятельности с семьями по
формированию основ здорового образа жизни
способствует повышению уровня готовности
родителей к поддержке работы, осуществляемой в
дошкольном образовательном учреждении,
повышению их психолого-педагогической
компетенции.

Доказательством эффективности предложенной
модели взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи по
формированию основ здорового образа жизни у
старших дошкольников ДОУ № 22 г. Альметьевска
служит положительная динамика показателей
физического развития, повышение степени
резистентности по кратности к острым
заболеваниям, а так же значительное улучшение
социального самочувствия детей.

Приложение 1

Следующий: