Семинар-практикум для педагогов Арттехнология Коллажирование

Цель: изучение арт-технологии «коллажирование».

Задачи:

  1. Дать понятие «арт-технологии», «коллажа», его
    особенностей.
  2. Определить области применения коллажа в психологии,
    педагогике.
  3. Обучить педагогов навыкам составления коллажа.

При составлении коллажей могут понадобиться следующие
материалы:

  • бумага для основы (формата А-4, А-3, А-1);
  • ножницы, клей, фломастеры;
  • журналы разнопланового содержания.

Важно, чтобы в арсенале участников были не только глянцевые
журналы с идеальными фигурами и лицами, но и различные семейные журналы с
обычными людьми, жизненными историями и иллюстрациями к ним, изображением
природы, деловой жизни людей; также можно использовать реальные фотографии с
изображением конкретных людей, собственным изображением и комбинировать их с
журнальными картинками и т.д.

Содержание семинара-практикума.

I блок. Теоретический.

  • Понятие арт – технологии, области применения.
  • Понятие коллажа.
  • Области применения техники коллажирования.
  • Задачи, решаемые коллажированием.

II блок. Практический

  • Техника выполнения коллажа.
  • Составление коллажей педагогами.

Семинар-практикум рассчитан на 1 – 3 часа.

Ход мероприятия

В начале семинара психолог спрашивает у участников знают ли
они, что такое арт-терапия, арт-технология, коллаж. Затем он приступает к
теоретической части семинара.

Арттерапия включает в себя ряд направлений психологической
работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия,
сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и
успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арттерапия раскрывает
многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с
рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние
конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в мир,
где не нужно держать себя в рамках, можно снять стресс и обрести веру в себя.

В современном обществе все больше возрастает интерес к
арт-терапии, она активно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. Чаще
всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на
сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения. Одной
из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования.

Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание),
технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу
материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется
произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным
образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения,
неожиданности сочетания разнородных материалов.

Коллаж — это когда из разнообразных кусочков вполне понятных
предметов создается изображение, которое по смыслу представляет из себя нечто
совершенно другое, то есть поэтическая метафора, но только не словами, а
изображениями сделанная. Коллаж – это графическое произведение, смонтированное в
виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения.

В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу
автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края
основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц,
то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную
форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть
диагностическим критерием), а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд
и свое понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает
постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись
выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают
увлекаться процессом и получать от него удовольствие. Это одна из целей
арт-терапии в целом и работы с коллажами в частности – развитие творческих
способностей и повышение самооценки. Побочным продуктом арт-терапии является
чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых
талантов и их развития.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает
возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую
степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается
на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.
Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с
отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет
каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить
существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить
актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно
расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими
арт-технологиями.

Коллажирование как арт-технология обладает широкой областью
применения и позволяет решать большой круг задач:

  • получить успешный результат и сформировать положительную
    установку на дальнейшую творческую деятельность (особенно в начале работы в
    арттерапевтическом режиме);
  • выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои
    взгляд, свое понимание темы (это касается как общих, абстрактных тем
    коллажа, так и личных тем, связанных с собственными планами, целями,
    мечтами, отношением к себе и т.д.);
  • развить художественные способности и повысить самооценку;
    побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа,
    является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления
    скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
  • проявить оригинальность и уникальность личности участника
    группы;
  • проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли
    подавлять; иногда невербальные средства являются единственно возможными для
    выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
  • дать социально приемлемый выход агрессивности и другим
    негативным чувствам; работа над коллажом является безопасным способом
    «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно
    предложить придавать картинкам нужную им форму руками);
  • в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения
    в группе, социальных ролей, установок;
  • коллаж является дополнительным диагностическим средством.

Далее педагоги под руководством психолога приступают к
практической части семинара.

Возможные темы для коллажей. (Разумова Е.Ю.)

Темы для групповой работы:

  1. «Арттерапия» – это…
  2. Свобода – это…
  3. Одиночество.
  4. Любовь.
  5. Мужчина глазами женщин. / Женщина глазами мужчин.
  6. Настоящий мужчина… / Настоящая женщина…
  7. Лидер – это…
  8. Моя группа…
  9. Мир, в котором я живу.
  10. Моя страна.
  11. Женщина – в помогающей профессии.

Тему группового коллажа можно дать в соответствии с
направленностью группы.

Темы для взрослых:

  1. Такой я / реклама себе.
  2. Таким меня видят другие люди.
  3. Таким(ой) я хочу быть.
  4. Моя карьера (мои цели в жизни).
  5. Такой я в группе.
  6. Я глазами своих детей.
  7. Я – отец. / Я – мать.
  8. Я – профессионал… (психолог, врач, учитель…)
  9. Такой меня видят мои мужчины (мой муж).
  10. Мои родители – я родитель: сходства и различия…
  11. Моя счастливая старость.
  12. Мои цели…. Мои мечты…. Что меня приближает к ним и
    отдаляет от них….
  13. Моя ответственность в собственной жизни (за что я отвечаю
    в своей жизни).

Для работы с педколлективом детского сада была выбрана тема –
«Мои успехи и неудачи работы за год». Педагогам предлагалось проанализировать
собственные достижения и неудачи в работе, в общении с детьми, с родителями,
коллегами и составить коллаж.

Время на составление коллажа занимает от 40 минут до 1, 5 – 2
часов в групповом режиме. Время, выделенное на составление коллажей, зависит от
темы коллажа, размера основы для коллажа и возраста участников группы,
составляющих коллаж. Лучше всего не ограничивать участников во времени. Однако
спустя 1,5 часа работы возникает, как правило, пресыщение этой деятельностью и
приятная усталость в случае, если работа подходит к завершению.

При выполнении коллажа можно включить для участников в
качестве фона умеренно быструю музыку, чередующуюся с более медленной. Очень
хорошо подходит инструментальная музыка (гитара, флейта) желательно без слов.
Музыка создает очень благоприятную для творчества атмосферу.

После изготовления коллажей участники вывешивают свои работы
на стену и начинается обсуждение в следующем порядке:

  1. Каждый участник (или представитель от группы, если это
    групповой коллаж) представляет свою работу.
  2. Комментирует, что именно он хотел отразить этим коллажем,
    озвучивает свою идею (идею группы).
  3. Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу
    составления коллажа и к результату.
  4. Отмечается, какая часть коллажа особенно привлекательна,
    чем; какая часть коллажа вызывает отрицательные эмоции, что не нравится,
    отталкивает в коллаже.
  5. Устанавливается, какие выводы сделал для себя участник в
    процессе изготовления коллажа.

В итоге были получены следующие результаты.

Рисунок 1

На рисунке 1 представлен коллаж М.О.М. (45 лет). Коллаж
составлен из фотографий детей, фраз и сюжетов, отражающих наиболее яркие,
запомнившиеся события для данного человека. В ходе обсуждения М.О.М. так
прокомментировала свою работу: «Учебный год был очень насыщенным и
результативным. Сбылись мои творческие мечты… с вокальной группой «Уральские
звездочки» мы дарили радость пожилым людям, исполняя песню «Катюша» на празднике
в школе… наш детский сад становится победителем городского конкурса «Уральская
звездочка». …Чему-то заново училась, кому-то помогала, жила активной жизнью
своего родного, любимого детского сада». Из обсуждения видно, что представленные
в работе события носят положительный эмоциональный характер «Мы и его
выиграли!», что также подтверждается использованием ярких насыщенных цветов в
самом коллаже.

Рисунок 2

Автор следующего коллажа (рис.2) П.Е.А. так выразила свои
чувства по поводу проведенной работы: «В своем коллаже я хотела показать те
эмоции, которые переполняли меня в то или иное событие моей жизни в прошлом
учебном году… В целом мне было интересно и ново участвовать в работе по
созданию коллажа, искать «созвучные» моим эмоциям картинки и соединять их в одну
композицию». В результате обсуждения было выявлено, что данный педагог очень
ответственно и серьезно подошел к поставленной перед ним задачи и действительно
провел глубокий анализ своей работы за весь прошедший год, осознав тем самым
свои неудачи и ошибки в работе.

Рисунок 3

Некоторые воспитатели для иллюстрации собственной работы
рифмовали строки «на ходу». Например, коллаж М.И.Д. (48 лет):

Очень деятельный год был для меня
От множества мыслей и идей кружилась голова.
К концу года детей не узнать
Многое знают, умеют считать.
Свою лепту внесла
Этим довольна
И очень горда.

В целом необходимо отметить, что преимущественно воспитатели
отражали в своих коллажах ситуации собственного успеха и положительные эмоции,
связанные с данными событиями, нежели неудачи. Ими были представлены ситуации
успеха: в профессии (например, победа на городском конкурсе, успешная аттестация
(рис.5)), в общении с родителями («Чайные посиделки», совместные игры и
праздники), в воспитании и обучении детей («Учимся, играя!», «Двойное счастье»,
«Фабрика звезд»), и собственные личные достижения («15 минут славы», получение
диплома об образовании, мое самообразование, «Захочу и сделаю» (рис.4)).

Рисунок 4

Рисунок 5

Далее работы педагогов были объединены в один большой
совместный коллаж, который представил итоги работы педагогического коллектива
детского сада за весь год.

Рисунок 6

В целом можно отметить, что арт-технология «коллажирование»
является эффективным экологичным методом работы с личностью и группой, и может
применяться в различных направлениях деятельности психолога, как в терапии и
диагностике, так и в сфере преподавания и обучения.

Литература:

  1. Арт-терапия в эпоху постмодерна. / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.:
    Изд-во «Речь», 2002. – 224 с.
  2. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих
    профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
    занятий. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Практикум по арт-терапии. /Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер,
    2001.
  5. Разумова Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с
    коллажами в арттерапии.
  6. Жулдыбина Т.Ю. Арт – терапевтический прием «коллаж» как
    средство организации работы педагога – психолога с подростками группы
    риска.// Материалы региональной научно-практ.конференции «Мир человека и его
    измерение». — Березники.: Бер.филиал ПГУ, 2007.
Ссылка на основную публикацию
2018