труды и учебники дореволюционных авторов

труды и учебники дореволюционных авторов, невозможно найти полноценных данных о договоре транспортной экспедиции. Существуют лишь фрагменты российским цивилистам были известны экспедиционные сделки.

Недостаточное внимание к договору транспортной экспедиции со стороны разработчиков проекта Гражданского уложения 1905 г. объяснялось неразвитостью рынка транспортных услуг.

В первые десятилетия советского периода, отношение к договору экспедиции по с равнению с дореволюционным периодом, не изменилось. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г., Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 г., Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. также не включали в себя каких-либо правил по регулированию договора экспедиции.

Интерес к вопросам транспортно — экспедиционного обслуживания стал повышаться в конце 50-х гг. ХХ в., при проведении реформы управления автомобильным транспортом. были созданы республиканские министерства. Стали создаваться транспортно-экспедиционные предприятия и организации, появились специальные подразделения — транспортно-экспедиционные отделы и службы. В этот же период стало складываться представление о целях транспортно-экспедиционной деятельности, а также о круге транспортно-экспедиционных операций и услуг,

Х. И. Шварц при определении сферы применения договорных отношений по транспортной экспедиции говорил, что «развитие транспорта привело к созданию экспедиции, она стала неотъемлемым элементом транспортного процесса». Его суждения подтверждают неразрывную связь перевозки и экспедиции.

российское гражданское законодательство до 80-х гг. XX в. не содержало понятия договора транспортной экспедиции и не обеспечивало должного правового регулирования правоотношений, возникавших при его обслуживании.

К концу XX в. велась работа по подготовке проекта новых Основ гражданского законодательства. В это же время были подготовлены Общие условия деятельности советских экспедиторов по урегулированию взаимоотношений экспедиторов и заказчиков при организации перевозок и транспортно-экспедиционном обслуживании. они послужили фундаментом для подготовки норм о договоре транспортной экспедиции

Подводя итоги развития договора транспортной экспедиции, можно сказать, что в дореволюционный и советский периоды ему уделялось незначительное внимание. Но при подготовке Основ гражданского законодательства конца ХХ века ситуация изменилась. Выработанные в нем понятия, признаки, предмет, основные параметры правового регулирования, были сохранены и в процессе работы над проектом Гражданского кодекса РФ. Следовательно, именно при подготовке Основ гражданского законодательства сложилась действующая на сегодня конструкция договора транспортной экспедиции.

ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности и оформления перевозочных документов, разграничивает права и обязанности сторон договора.

правила транспортно-экспедиционной деятельности, устанавливающие перечень экспедиторских документов, порядок оказания, требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

«Договор транспортной экспедиции представляет гражданско – правовую сделку, в котором одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».

Данный договор должен быть заключен в письменной форме и содержать конкретный перечень транспортно — экспедиционных услуг, предоставляемых заказчику со стороны экспедитора.

По своей юридической природе «договор транспортной экспедиции является публичным, реальным или консенсуальным, двусторонним и возмездным».

виды

В зависимости от конечной цели заключения договора транспортной экспедиции можно выделить несколько видов этих договоров:

•договор об обеспечении доставки грузов;

•договор о доставке груза до места нахождения перевозчика;

•договор об отдельных транспортно-экспедиционных услугах.

Договор об обеспечении доставки груза принято считать классической разновидностью. «экспедитор берет на себя всю полноту ответственности за транспортировочный процесс

Договор о доставке груза до места нахождения перевозчика или, наоборот, о получении груза от перевозчика в пункт назначения и доставке его получателю.

Еще одним видом является договор об отдельных транспортно-экспедиторских услугах.

Экспедиторские организации могут специализироваться на погрузочно-разгрузочных операциях в сочетании с обеспечением проверки веса и количества грузов; на сопровождении грузов и их охране в пути следования; на оформлении перевозочных документов и осуществлении расчетных операций и т.п.

по видам транспорта — экспедиция при прямой автомобильной, автомобильно-водной, смешанной автомобильной железнодорожной, морской, внутреннем водном, воздушной и железнодорожной перевозках; эти правоотношения попадают под действие норм о транспортной экспедиции

Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие транспортно-экспедиционные услуги по организации перевозки груза.

«К экспедиторским услугам, составляющим существенное условие принято относить:

•орга-ция перевозки груза транспортом и по маршруту, избр-ными эксп-ром или клиентом;

•заключение от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза;

•обеспечение отправки и получения груза;

•а также другие услуги, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг может быть предусмотрено осуществление таких необходимых операций для доставки груза, как:

•получение требующихся для экспорта или импорта документов;

•выполнение таможенных и иных формальностей;

•проверка количества и состояния груза;

•погрузка и выгрузка груза;

•уплата пошлин, сборов и других расходов;

•хранение груза;

•получение груза в пункте назначения;

•выполнение иных операций и услуг, связанных с перевозкой груза.

В связи с тем, что перечень транспортно-экспедиционных услуг не является исчерпывающим, экспедитор по договору может оказывать любые услуги связанные с перевозкой груза

Формой договора принято считать внешнее выражение взаимного волеизъявления сторон.

несоблюдение требуемой законом формы может повлечь за собой недействительность договора.

Гражданский кодекс РФ содержит единственную норму, имеющую отношение к заключению данного договора. Согласно п. 1 ст. 802 ГК, «договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме»

Если по условиям договора клиент предоставляет экспедитору право заключать договоры от имени клиента, то клиент должен выдать экспедитору доверенность, оформленную по установленным правилам.

В Правилах транспортно — экспедиционной деятельности указано, что «неотъемлемой частью договора являются экспедиторские документы, составленные в письменной форме. Порядок их оформления и формы утверждает Министерство транспорта РФ. к числу экс-ских документов относятся:

•поручение экспедитору, в котором определяется перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;

•экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки;

•складская расписка, выдаваемая экспедитором клиенту в случае принятия груза на складское хранение.

Форма договора транспортной экспедиции, в отличие от договора перевозки, предполагает передачу ответственности экспедитору.

Заключения договора транспортной экспедиции производится в простой письменной форме.

арбитражный суд признал транспортно-экспедиционный договор незаключенным, поскольку «стороны обменялись лишь факсовыми экземплярами договора, при отсутствии соглашения об этом в договоре. Основанием для аннулирования договора стала ст. 802 ГК РФ, требующая заключения договоров в письменной форме. Чтобы придать договору юридическую силу, следует специально оговорить в договоре возможность его заключения по факсу до получения письменных экземпляров договора. Тогда на основании ст. 160 ГК РФ использование такого варианта документооборота станет юридически легитимным».

Сторонами в договоре транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент.

Экспедитор является специфическим участником данного договора. Он выполняет или организует выполнение определенных договором услуг.

любое коммерческое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие транспортно-экспедиционные услуги. Обычно функции экспедитора выполняет специализированная экспедиционная организация, оказывающая подобные услуги. Кроме того, «транспортно-экспедиционная деятельность относится к числу лицензируемых видов предпринимательской деятельности,

может быть предусмотрена обязанность экспедитора заключить договор перевозки груза, как от имени клиента, так и от своего имени. Действуя от своего имени, экспедитор оказывает «основные услуги», а осуществляя действия от имени клиента, на основе доверенности, он выполняет «дополнительные услуги

Клиентом является лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. Им может быть любое физическое или юридическое лицо, заключающее договор, как для предпринимательских целей, так и для удовлетворения личных, семейных, домашних и

Обязанности клиента заключаются в предоставлении экспедитору необходимых документов и информации, а также в возмещении понесенных экспедитором расходов и в уплате вознаграждения за оказанные услуги.

клиент обязан выдать экспедитору доверенность для совершения соответствующих юридических действий.

Еще одной особенностью содержания данного договора является право на односторонний отказ от его исполнения с предупреждением другой стороны в разумный срок, возместив при этом убытки, вызванные расторжением.

Глава 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ содержит отдельную статью, посвященную вопросам ответственности экспедитора, которая содержит две нормы. Во-первых, «за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств»». Во-вторых, статья содержит специальное правило: «если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик

ответственность наступает независимо от наличия его вины.

«Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело

Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в установленных размерах, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

предусмотрен порядок предъявления претензии к экспедитору, которая «оформляется в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии, и документами, подтверждающими количество и стоимость отправленного груза. Претензии могут быть предъявлены в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения.

Стороны вправе предъявлять свои требования в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения последним своих обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является безусловным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

«клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению соответствующей информации

Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0.1% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат».

Предыдущий:

Следующий: