трудовое право конспект

Понятие и значение трудового права.

Трудовое право Республики Беларусь как отрасль права имеет дело с отношениями по труду. Однако не все связанные с трудом общественные отношения урегулированы нормами трудового права. Простой труд вне форм общественной организации труда не требует правового регулирования. Однако совместный труд, осуществляемый в соответствующей форме общественной организации труда, требует его организации, управления.

Труд работников на основе трудового договора (контракта) регулируется нормами трудового права. Этот труд тесно связан и зависит от политической и экономической основы нашего государства, которой определяются и отношения работников с нанимателями по труду на производстве. Такие отношения называются трудовыми.

Трудовое право и призвано урегулировать социальные связи по организации и применению труда.

Трудовое право как отрасль права представляет собой систему установленных и принимаемых государством правовых норм, которые регулируют трудовые отношения работников и некоторые другие отношения, тесно связанные с трудовыми. Эти нормы — законы, подзаконные и локальные, по близкому кругу регулируемых общественных отношений, объединяются в соответствующие правовые институты, сумма которых и составляет отрасль трудового права. Все нормы трудового права закрепляют условия труда работников, гарантируют их трудовые права и свободы, определяют порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений, режим совместного труда работников, устанавливают меру труда и размеры вознаграждения за труд. Именно поэтому нормы трудового права — это регуляторы меры труда и меры потребления, устанавливают способы поощрения работников за успешный труд и меры воздействия к тем работникам, которые не исполняют надлежащим образом свои трудовые обязанности.

Когда мы ведем речь о предмете трудового права как отрасли права, то мы ставим вопрос: какие общественные отношения урегулированы нормами этой отрасли права?

Трудовые отношения — это отношения работников с нанимателями по использованию их способностей к труду, урегулированные нормами трудового права. Эти отношения отражают волевой характер производственных отношений, которые являются сложными и состоят из отношений собственности на орудия и средства производства, из отношений по распределению, обмену, управлению и самих трудовых отношений.

Производственные отношения — это объективно существующие отношения независимо от воли работников. В зависимости от форм собственности и организационно-правового вида учреждений (государственные, акционерные, частные т.д.) трудовые отношения подразделяются на родовые и видовые группы и подгруппы, т.е. трудовые отношения на государственных предприятиях, на общественных и кооперативных предприятиях, частных, арендных и других форм собственности. Однако сегодня наиболее отчетливо выделяются две группы трудовых отношений — отношения по найму и трудовые отношения, в которые вступают собственники имущества (акционерного учреждения и т.д.). Правовое положение этих групп работников отражается на трудовых отношениях, имеющих некоторые различия, касающиеся порядка возникновения, изменения и прекращения этих отношений, а также влияет на порядок распределения доходов.

Различают следующие группы общественных отношений, урегулированных нормами трудового права и составляющих предмет этой отрасли права.

Первую группу составляют предшествующие отношения, которые возникают между будущими работниками и органами трудоустройства по оказанию им услуг в поиске работы, в обучении их соответствующей профессии или переобучению новой. Различают несколько видов трудоустройства — это трудоустройство молодежи после окончания неполной средней школы; обучение на производстве на рабочих местах путем ученичества; распределение и перераспределение молодых специалистов после окончания средних специальных учебных заведений, СПТУ и других; а также распределение студентов высших учебных заведений.

Кроме того, существует трудоустройство инвалидов по зрению и по слуху, состоящих в обществах слепых и глухих, через отделы социальной защиты; оказание помощи военнослужащим военными комиссариатами по окончании сроков военной службы и лицам, отбывшим наказание, отделами внутренних дел.

Вторая группа — сами трудовые отношения, связанные с заключением трудового договора (контракта) и определением трудовой функции работника, включением его в списочный состав предприятия, отношения по переводам и перемещениям по должности, а также связанные с прекращением трудового договора по различным основаниям.

Третья группа — отношения, вытекающие из трудовых, касающиеся рабочего времени, дисциплины, охраны труда, заработной платы.

Четвертая группа — отношения, связанные с повышением квалификации работников, обучением и переобучением: по рационализаторской и изобретательской деятельности, по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и др.

Пятую группу общественных отношений, составляющих предмет трудового права и урегулированных нормами этой отрасли права, составляют процессуальные и процедурные отношения, возникающие при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также споров, возникающих при заключении и изменении коллективных договоров и соглашений.

Шестая группа — процессуальные и процедурные отношения, возникающие при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также споров, возникающих при заключении и изменении коллективных договоров и соглашений.

С принятием Палатой представителей 8 июня 1999 г. одобрением Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 1999 г. Трудового кодекса1 процесс формирования новой отрасли -трудового процессуально-процедурного права — стал реальностью. Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК) состоит из 6 разделов, 39 глав и 46 статей. Он расширил не только число материальных, но и процессуально-процедурных норм, увеличив более чем вдвое число глав и соответственно статей, включая статьи, регулирующие как процессуальные, так и процедурные отношения, возникающие при реализации гражданами республики права на труд, а также при защите и охране трудовых прав и свобод рабочих и служащих.

Статьи раздела 4 ТК регулируют коллективные трудовые отношения. В этом разделе содержится большое количество правовых норм, регламентирующих процедуру ведения коллективных переговоров, принятие соглашений и коллективных договоров, разрешение коллективных трудовых споров и конфликтов. Раздел 5 содержит нормы, которые устанавливают ответственность работников и нанимателей за ущерб, причиненный имуществу нанимателя, жизни и здоровью работников в процессе выполнения ими трудовых функций. Здесь же содержатся нормы процессуального и процедурного характера, применяемые при осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Нормы главы 17 «Разрешение индивидуальных трудовых споров» регулируют порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, указывают на компетенцию комиссии по трудовым спорам как первичного органа, разрешающего индивидуаль­ные трудовые споры, порядок приема заявлений, поступающих в комиссии по трудовым спорам, и сроки их разрешения. Здесь же устанавливаются порядок обжалования решений комиссии по трудовым спорам и гарантии для членов комиссии по трудовым спорам. Особое внимание в этой главе уделяется порядку и срокам рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах, причем указывается, какие из этих споров разрешаются непосредственно в суде, а какие предварительно в комиссиях по трудовым спорам (далее — КТС), а затем в судах. Нормы права этой главы смело можно отнести к процессуальным и процедурным, направленным на защиту трудовых прав и свобод работников.

Процессуальные и процедурные нормы содержатся в декретах и указах Президента Республики Беларусь. Например, в Декрете Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительн^гх мерах по совер­шенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и производственной дисциплины», гл. 14 «Порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 50.

Соответствующие процессуально-процедурные нормы содержатся и в других законах и подзаконных актах, принятых в разное время, таких как законы Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О профессиональных союзах», «О занятости населения Республики Беларусь».

Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» также содержит процессуально-процедурные нормы, направленные на регулирование отношений в сфере социального партнерства.

За последние годы значительно возросло количество источников, полностью или в значительной части содержащих нормы процессуального и процедурного характера. Их основное назначение — обеспечить реализацию и защиту норм трудового права. Возникает необходимость объединить эти нормы в одну самостоятельную отрасль — трудовое право.

При регулировании трудовых отношений, а также для решения проблем, связанных со структурой права и его отраслей, необходимо более четкое разграничение понятий «процесс» и «процедура», а также возможностей привязки этих терминов к конкретным правовым явлениям, в частности к нормам трудового права и трудовым правоотношениям.

В трудовом праве получило общее признание деление правовых норм, регулирующих трудовые отношения, на материальные и нематериальные, или процессуально-процедурные.

К материальным относятся, как правило, такие нормы, которые регулируют права и свободы субъектов трудовых отношений, а также порядок заключения трудового договора (контракта); вопросы заработной платы, рабочего времени и времени отдыха; материальную ответственность субъектов трудовых отношений и др. К нематериальным относятся такие нормы, которые регулируют, вопервых, организаторскую деятельность субъектов трудового права в создании условий, необходимых для безопасного производительного труда рабочих и служащих, бесперебойного и эффективного функционирования всех производственных циклов, а во-вторых, порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов хозяй­ствования. К процедурным следует отнести и нормы, предназначенные для юридического обеспечения реализации защиты материальных норм и закрепленных в них прав и обязанностей субъектов трудового права, а также нормы, регулирующие порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров (конфликтов).

К процессуальным нормам следует отнести те, которые предназначены для регулирования порядка разбирательства и разрешения трудовых споров и конфликтов специализированными органами (комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии с участием посредника, трудовой арбитраж, районные и городские суды), а также те, которыми регулируются вопросы применения санкций к должностным лицам субъектов хозяйствования о применении к ним юридических санкций за нарушение правил по охране труда и техники безопасности, производственной санитарии и к нарушениям горного законодательства, на предприятиях, подконтрольных органам Проматомнадзора, госгортехнадзора, пожарного, санитарного и прокурорского надзора.

Каждая самостоятельная отрасль права должна пройти ряд стадий развития: нормативное предписание как первичную правовую общность, правовой институт, состоящий из общности норм-предписаний, и затем — отрасль права. В результате активной законодательной деятельности в Республике Беларусь происходит фактическое формирование конкретной отрасли права.

Трудовое право и трудовое процессуальное право следует рассматривать как две отрасли права, отрасли науки и учебные дисциплины. Как отрасли права трудовое право и трудовое процессуальное право представляют собой систему установленных и принимаемых правовых норм, которые регулируют трудовые и трудовые процессуальные отношения. Именно нормы трудового и трудового процессуального права выступают регуляторами трудовых и процессуально-трудовых отношений. Они устанавливают способы защиты трудовых прав и свобод работников, а также меры воздействия к ним.

Как отрасли науки трудовое и трудовое процессуальное право представляют собой учение о трудовом и трудовом процессуальном праве как области знания об основных институтах этих отраслей права, о их предмете и методе правового регулирования.

Наука о трудовом и трудовом процессуальном праве вырабатывает соответствующие правовые категории и термины, дает возможность определить эффективность норм трудового и трудового процессуального права и их взаимодействия на эффективность общественного производства, а также решать вопросы защиты трудовых прав и свобод работников.

Предметом науки о трудовом и трудовом процессуальном праве считаются комплексы общественных отношений и общественных явлений, которые служат объектом изучения и познавательной деятельности не только ученых-юристов, но и студентов, аспирантов.

К предмету науки трудового и трудового процессуального права относятся не только сами нормы трудового и трудового процессуального права, но и их природа и сущность, а также предпосылки возникновения, изменения и прекращения трудовых и трудовых процессуальных отношений, сравнительные характеристики трудового процессуального права нашего государства с трудовым процессуальным правом других стран, а также учения об основных институтах трудового и трудового процессуального права, в которых объединены нормы, близкие по своему значению.

Как учебные дисциплины трудовое и трудовое процессуальное право представляют собой сумму знаний о трудовом и трудовом процессуальном праве как отраслях науки, которую должны получить студенты юридических вузов и факультетов, изучающих курсы трудового и трудового процессуального права.

Общая теория права выделяет ряд системообразующих факторов, определяющих согласованность и внутреннее единство юридических норм.

Юридические нормы, регулируя поведение субъектов права, воздействуют и на связанные с этим поведением отношения. Предмет регулирования имеет две составляющие: первичную — поведение субъектов и вторичную — возникающие в связи с этим отношения.

Кроме того, юридические нормы закрепляют правовое положение различных категорий субъектов, т.е. определяют их правоспособность и дееспособность, устанавливают компетенцию, сферу взаимодействия с другими субъектами и т.д. Все это можно включить в предмет правового регулирования.

Действительно, нормы права регулируют не только отношения, но в ряде случаев и правоотношения. Можно считать это «вторичным регулированием».

Сфера применения трудового законодательства.

Предмет трудового права.

Предмет трудового права как отрасли права и предмет трудового процессуального права как отрасли права составляют и отношения по регулированию материальных трудовых отношений и процессуально-процедурных трудовых отношений в зарубежных странах. При этом часть этих норм предусматривает регулирование указанных трудовых и процессуально-трудовых отношений в странах СНГ, а другая часть регулирует анализируемые отношения в странах ближнего и дальнего зарубежья. Все указанные общественные отношения, урегулированные нормами трудового права как отрасли права и трудового процессуального права как отрасли права, и составляют предмет правого регулирования названных отраслей права.

В последние годы значительно увеличилось количество источников, полностью или в значительной части содержащих нормы процессуального и процедурного характера. Их основное назначение — обеспечить реализацию и защиту от нарушений норм материального трудового права. Вследствие этого возникает настоятельная необходимость объединить эти нормы, которые обособились от норм материальной отрасли — трудового права Республики Беларусь, в одну самостоятельную отрасль — трудовое процессуальное право. Это будет не простое объединение двух групп норм в разные отрасли права, а глубинное научно обоснованное действо, вытекающее из материальных условий жизни нашего народа.

В юридической литературе справедливо отмечено, что каждая самостоятельная отрасль права должна пройти в своем развитии ряд стадий -нормативное предписание как первичную правовую общность, правовой институт, состоящий из общности норм-предписаний, и затем — отрасль права. В.Д. Сорокин отрасль права рассматривает как систему юридических институтов, объединенных общностью предмета правового регулирования, которая по своему уровню может выступать в качестве элемента системы права в целом. С.С. Алексеев под отраслью права понимает главные относительно замкнутые структуры подразделения, состоящие из компактной системы распределенных по институтам нормативных предписаний, регулирующих специфический вид общественных отношений. В результате активной законодательной деятельности высших и других компетентных государственных органов Республики Беларусь происходит фактическое формирование конкретной отрасли права.

Трудовое право следует рассматривать как отрасль права, как отрасль науки и как учебную дисциплину. Трудовое право как отрасль права представляет собой систему установленных и принимаемых государством и учреждениями правовых норм, которые регулируют трудовые отношения. Нормы трудового права регулируют отношения, возникающие при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, устанавливают ответственность субъектов отношений и др. Именно поэтому нормы трудового права — это регуляторы трудовых отношений. Они устанавливают способы защиты трудовых прав и свобод работников, а также меры воздействия к тем из них, кто не исполняет надлежащим образом свои трудовые обязанности.

Трудовое право как отрасль науки представляет собой учение о трудовом праве как области знания, праве как области знания об основных институтах этой отрасли права, о ее предмете и методе правового регулирования. Наука о трудовом праве вырабатывает соответствующие правовые категории и термины, дает возможность определить эффективность норм трудового права и их воздействие на эффективность общественного производства, а также решать вопросы защиты трудовых прав и свобод работников. Поэтому предметом науки о трудовом праве считается определенный комплекс общественных отношений и общественных явлений, которые служат объектом изучения и познавательной деятельности не только ученых-юристов, но и студентов и аспирантов, обучающихся на юридических факультетах и в юридических институтах. К предмету науки трудового права относятся не только сами нормы трудового права, но и их природа и сущ­ность, а также предпосылки возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, сравнительные характеристики трудового права нашего государства с трудовым правом других стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, а также учения об основных институтах трудового права, в которых объединены близкие по своему кругу нормы.

Трудовое право как учебная дисциплина представляет собой сумму знаний о трудовом праве как отрасли права и как отрасли науки, которую должны получить студенты юридических вузов и факультетов, изучающих курс трудового права.

Общая теория права выделяет ряд системообразующих факторов, детерминирующих согласованность и внутреннее единство юридических норм, которые позволяют классифицировать их в определенные группы, элементы, составные части системы. Эти элементы определены как отрасли (подотрасли) и институты права.

Предметом права, как известно, являются волевые общественные отношения, которые, будучи урегулированы правом, становятся правовыми. Независимое, суверенное государство Республика Беларусь заинтересовано в том, чтобы возникающие волевые общественные отношения были оптимально урегулированы правовыми нормами, а сами нормы способствовали отграничению одних волевых общественных отношений от других, их развитию и совершенствованию. Поэтому предмет правового регулирования является главным неправовым основанием разграничения общественных отношений, так как в нем заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных от­ношений. Следовательно, предмет правового регулирования составляют волевые общественные отношения, опосредованные нормами права с целью их правовой регламентации, в которые вступают все члены общества, сообразуя соответственно свое поведение. Поэтому предмет правового регулирования является основанием для выделения адекватных норм права и правовых институтов, регулирующих группу общественных отношений, складывающихся в обществе под воздействием экономических и политических факторов в предмет регулирования конкретной от­расли права.

Юридические нормы, регулируя поведение людей и других субъектов права, воздействуют, естественно, и на связанные с этим поведением отношения. Предмет регулирования имеет две составляющие: первичную — поведение субъектов и вторичную — возникающие в связи с ним отношения.

Кроме того, юридические нормы закрепляют правовое положение различных категорий субъектов, т.е. определяют их правоспособность и дееспособность, устанавливают компетенцию, сферу взаимодействия с другими субъектами и др. Все это можно включить в предмет правового регулирования.

Действительно, нормы права регулируют не только отношения, но в ряде случаев и правоотношения. Можно считать это «вторичным регулированием».

Таким образом, есть основания считать, что правоотношения не входят в состав предмета отрасли права, но являются одним из элементов предмета правового регулирования.

Трудовое право и трудовое процессуальное право следует рассматривать как две отрасли права, отрасли науки и учебные дисциплины. Как отрасли права трудовое право и трудовое процессуальное право представляют собой систему установленных и принимаемых правовых норм, которые регулируют трудовые и трудовые процессуальные отношения. Именно нормы трудового и трудового процессуального права выступают регуляторами трудовых и процессуально-трудовых отношений. Они устанавливают способы защиты трудовых прав и свобод работников, а также меры воздействия к ним.

Как отрасли науки трудовое и трудовое процессуальное право представляют собой учение о трудовом и трудовом процессуальном праве как области знания об основных институтах этих отраслей права, о их предмете и методе правового регулирования.

Наука о трудовом и трудовом процессуальном праве вырабатывает соответствующие правовые категории и термины, дает возможность определить эффективность норм трудового и трудового процессуального права и их взаимодействия на эффективность общественного производства, а также решать вопросы защиты трудовых прав и свобод работников.

Предметом науки о трудовом и трудовом процессуальном праве считаются комплексы общественных отношений и общественных явлений, которые служат объектом изучения и познавательной деятельности не только ученых-юристов, но и студентов, аспирантов.

К предмету науки трудового и трудового процессуального права относятся не только сами нормы трудового и трудового процессуального права, но и их природа и сущность, а также предпосылки возникновения, изменения и прекращения трудовых и трудовых процессуальных отношений, сравнительные характеристики трудового процессуального права нашего государства с трудовым процессуальным правом других стран, а также учения об основных институтах трудового и трудового процессуального права, в которых объединены нормы, близкие по своему значению.

Как учебные дисциплины трудовое и трудовое процессуальное право представляют собой сумму знаний о трудовом и трудовом процессуальном праве как отраслях науки, которую должны получить студенты юридических вузов и факультетов, изучающих курсы трудового и трудового процессуального права.

Общая теория права выделяет ряд системообразующих факторов, определяющих согласованность и внутреннее единство юридических норм.

Юридические нормы, регулируя поведение субъектов права, воздействуют и на связанные с этим поведением отношения. Предмет регулирования имеет две составляющие: первичную — поведение субъектов и вторичную — возникающие в связи с этим отношения.

Кроме того, юридические нормы закрепляют правовое положение различных категорий субъектов, т.е. определяют их правоспособность и дееспособность, устанавливают компетенцию, сферу взаимодействия с другими субъектами и т.д. Все это можно включить в предмет правового регулирования.

Действительно, нормы права регулируют не только отношения, но в ряде случаев и правоотношения. Можно считать это «вторичным регулированием».

Таким образом, есть основания считать, что правоотношения не входят в состав предмета отрасли права, но являются одним из элементов предмета правового регулирования.

Особенности метода правового регулирования трудовых отношений.

Под методом правового регулирования трудовых отношений понимают какими правилами или способами осуществляется регулирование общественных отношений.

Работники непосредственно или через трудовые коллективы участвуют в регулировании трудовых отношений, путём создания локальных (местных) нормативных актов.

Существуют следующие приёмы регулирования трудовых отношений:

1.Сочетание централизованных и локальных способов регулирования трудовых отношений. Централизованные – регулируются с помощью ТК РБ. Локальные – регулируются с помощью коллективного договора.

2.Сочетание общих правовых норм со специальными. Общие нормы – ТК РБ. Специальные – устав, положение о дисциплине.

3.Сочетание нормативного и договорного способов регулирования трудовых отношений. Нормативный способ – ТК РБ. Договорной – при заключении трудового договора стороны могут оговаривать особый порядок работы. Например женщинам, имеющим детей до 14 лет можно устанавливать неполный рабочий день с сокращением на 1 час.

4.Участие трудового коллектива в установлении условий труда через заключение коллективного договора, участие в управлении предприятием, охрана прав и интересов работников.

5.Особенности защиты трудовых прав работников через создание КТС (комиссия по трудовым спорам).

6.В трудовом праве применяются санкции и установлена определённая процедура их применения. Это дисциплинарная и материальная ответственность.

7.Сочетание равенства и подчинённости субъектов трудовых отношений. Равенство при выборе работника и работы. Подчинённость заключается в том, что при возникновении трудового отношения работник подчиняется нанимателю.

Система трудового права, система науки трудового права.

Система трудового права. Система трудового права – это структура права, в которой нормы права связаны и объединены в правовые институты.

Правовой институт – это объединение однородных правовых норм, которые регулируют отдельные виды общественных отношений.

Система включает общую и особенную часть. Общая часть охватывает положения, относящиеся к организации труда работников в целом, и включает в себя такие разделы: понятие, предмет, задачи, принципы, источники и т.п.

Особенная часть состоит из следующих правовых институтов:

заключение трудового договора;

рабочее время;

трудовые отпуска;

трудовая дисциплина и др.

система трудового права — это система взаимосвязанных, распределенных в соответствии с научно обоснованной классификацией по соответствующим институтам норм, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений.

Правовой институт, в который объединены трудовые нормы по близкому кругу регулируемых общественных отношений — это законодательно обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цельное регулирование данной разновидности отношений или ее стороны. Правовой институт — это основа отрасли трудового права. Юридические нормы образуют отрасль трудового права не непосредственно, а через правовые институты.

Таким образом, деление норм трудового права на правовые институты производится по предмету правового регулирования этой отрасли права.

Термину «правовой институт» мы придаем двоякий смысл. В одних случаях мы употребляем этот термин для обозначения элемента системы (структуры) отрасли (коллективные договоры и соглашения), а в других правовым институтом называем те или иные юридические явления без относительно их привязки к структуре и при отсутствии признаков, характеризующих институт в первом значении (например, институт согласования с профсоюзным комитетом порядка увольнения работников по инициативе нанимателя, если об этом прямо указано в коллективном договоре, институт сохранения непрерывного трудового стажа). Структурным институтом трудового права мы называем соответствующую совокупность правовых норм, регулирующих близкие, сходные по своим характеристикам, взаимосвязанные группы трудовых процессуально-процедурных отношений. Как элемент структуры отрасли трудового права каждый правовой институт имеет и свою внутреннюю структуру. Принимая во внимание особенность этой структуры, мы выделяем следующие правовые институты, в сумме составляющие отрасль трудового права: простые, т.е. состоящие только из отдельных норм; сложные, состоящие либо из одного менее крупного института и отдельных норм, не сформировавшихся в институт, либо из нескольких институтов с отдельными нормами или без них.

В структуре отрасли трудового права мы различаем следующие институты:

Национальные нормы права, входящие в систему трудового и трудового процессуально-процедурного права. Эти нормы права объединяются по близкому кругу регулируемых общественных отношений в структурные институты.

Наряду с национальными нормами права, мы различаем те нормы права, которые принимаются общественными организациями, а также локальные нормы права, принимаемые учреждениями различных форм собственности, если эти нормы регулируют соответствующие группы трудовых отношений.

По связям с другими отраслями права институты трудового права как отрасли права можно подразделять на институты системы права; на межотраслевые институты и отраслевые. К институтам системы права относятся совокупности правовых норм, которые не входят полностью в отрасли права и не сформировались в самостоятельную отрасль. Межотраслевые институты представляют собой общность норм, тем или иным способом связанные с другими отраслями права. К их числу следует отнести институт юридической ответственности, институты материальной ответственности работников за вред, причиненный нанимателю, и институты материальной ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников при исполнении ими служебных обязанностей. Отраслевые институты являются структурными частями той или иной отрасли права, например трудового права. Они могут одновременно рассматриваться как межотраслевые институты.

По месту в системе отрасли трудового процессуального права мы различаем правовые институты, составляющие общую часть системы трудового права как отрасли права, а также различаем те правовые институты, которые составляют систему особенной и специальной частей.

И, наконец, по широте охвата регулируемых трудовых отношений в системе этой отрасли права мы различаем следующие три разновидности правовых институтов:

— основные, объединяющие все нормы, регулирующие трудовые отношения данного вида и выступающие в качестве самостоятельных структурных единиц системы отрасли трудового права;

— субинституты или подинституты, являющиеся составными частями основных институтов трудового права и объединяющие те нормы, которые регулируют часть трудовых отношений. В зависимости от объема регулируемых отношений и разработанности нормативной базы этой отрасли права мы имеем дело с одним либо с несколькими одноуровневыми субинститутами, которые могут иметь сложную структуру, включающую в себя один или несколько сформировавшихся подинститутов более низкого уровня. В трудовом праве могут иметь место элементарные институты, имеющие еще более узкую сферу правового регулирования и очень простую структуру. Как правило, эти элементарные институты могут состоять из набора отдельных норм, представляющих собой составные элементы субинститутов.

Таким образом систему трудового права как отрасли права составляют общая, особенная, и специальная части. В общую часть входят следующие институты: понятие, предмет, метод и система трудового права; общие, межотраслевые и отраслевые принципы трудового права; источники трудового права; правоотношения в сфере действия норм трудового права; процедурные и процессуальные сроки в трудовом праве; процедурные формы социального партнерства и сотрудничества в сфере трудовых отношений; коллективные договоры и соглашения по социальным вопросам; процедуры локального нормотворчества в учреждениях, а также в общественных организациях.

Особенная часть включает в себя следующие институты: систему процедур, обеспечивающих реализацию гражданами права на труд и устанавливающих обязанности субъектов трудовых отношений; процедуры, обеспечивающие защиту прав и исполнение связанных с ними обязанностей субъектов трудовых отношений; забастовочные процедуры; процедуры, связанные с порядком рассмотрения индивидуальных трудовых споров правоприменительного характера в специальных органах; процедуры, связанные с рассмотрением трудовых дел комиссиями по трудовым спорам и судебными органами; процедуры рассмотрения коллективных трудовых споров и конфликтов; процедуры порядка осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и установления ответственности должностных лиц и рабочих и служащих, связанные с нарушениями ими трудового законодательства. В специальную часть системы отрасли права должны включаться следующие институты: сравнительные сведения о трудовом праве в странах ближнего зарубежья; сравнительные сведения о трудовом праве в странах дальнего зарубежья.

Таким образом, система трудового права Республики Беларусь представляет собой совокупность правовых норм, расположенных в определенном порядке, сгруппированных в соответствующих институтах в зависимости от специфики, составляющей предмет данной отрасли права.

Студент должен знать, что система отрасли трудового права, система трудового законодательства и система науки, а также система курса трудового права — это взаимосвязанные, но разные понятия.

Несмотря на определенное сходство, они не идентичны и различаются по целям. Так, целью системы отрасли трудового права является построение самого законодательства, создание структуры внутри отрасли. Система науки трудового права имеет целью изучение норм трудового права, их развитие, а также правовые связи и правоотношения.

Система отрасли трудового права Республики Беларусь — это классификация его норм по предмету отрасли в однородные институты и последовательность их расположения внутри структуры этой отрасли права.

Система отрасли трудового права делится на две части — общую и особенную. В общую часть входят нормы, которые распространяются на все общественные отношения трудового права. Нормы общей части определяют основные принципы и задачи правового регулирования, основные права и обязанности работников. Сюда относятся и нормы Конституции Республики Беларусь.

В общую часть системы отрасли трудового права входят такие институты, как предмет, метод и система трудового права; субъект трудового права; принципы и источники трудового права; правоотношения в сфере трудовых отношений; коллективные договоры, соглашения; права профсоюзов и трудовых коллективов; служба занятости и трудоустройство.

Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам как совокупности однородных групп правовых норм, которые располагаются последовательно по динамике возникновения и развития трудового отношения.

Особенная часть отрасли трудового права включает в себя следующие институты: трудовой договор; заработная плата; гарантии и компенсации; дисциплина труда; охрана труда; материальная ответственность субъектов трудового отношения; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников; надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Такое распределение основных институтов трудового права как отрасли права позволит студентам изучить все правовые институты и нормы, глубоко их усвоить.

В трудовом праве может быть и специальная часть, которая изучает особенности трудового законодательства.

В ст. 41 Конституции закреплено право граждан на труд, т.е. право на выбор профессии, должности и специальности, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием. Это социально-экономическое право является важнейшим, так как затрагивает жизненные интересы большинства граждан. Это право следует рассматривать в объективном и субъективном смыслах.

В объективном смысле право на труд представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу труда граждан в государственных, общественных, кооперативных и других организациях независимо от форм собственности. Это право граждане могут реализовать путем вступления в колхозно-кооперативные учреждения, поступления в органы МВД и Комитета госбезопасности, а также на службу в Вооруженные Силы республики. Это равные, одинаковые возможности всех граждан страны получить работу или службу в соответствии со своим призванием, специальностью и квалификацией, но при условии вступления в конкретное трудовое или служебное правоотношение. Все эти виды трудовой деятельности урегулированы нормами трудового, аграрного, административного, военного и кооперативного законодательства.

Право на труд в субъективном смысле — это право данного лица реализоваться в конкретном трудовом правоотношении, а обязанным субъектом в этом правоотношении выступает конкретное учреждение, где трудится данный работник.

Если говорить о трудовом правоотношении, в котором реализовано право граждан на труд на основе трудового договора или контракта, то субъектами этих правоотношений выступают, с одной стороны, работник, а с другой -наниматель. Объектом трудового правоотношения и объектом права на труд является работа в данной профессии и квалификации, по поводу которой работник заключил трудовой договор (контракт). Иначе говоря, объектом является то, на что направлены воля и сознание субъектов этих правоотношений.

Принципы трудового права.

Трудовое право, как и другие отрасли системы белорусского права, построено на основных принципах. Принципы трудового права — это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие содержание трудового права, которые красной нитью пронизывают содержание этой новой отрасли права. Принципы трудового права выступают и как принципы правового регулирования трудовых отношений, и как принципы организации и осуществления защиты трудовых прав и свобод работников. Поэтому принципы правового регулирования трудовых отношений — это основополагающие положения, отражающие суть действующего трудового законодательства. Они замыкаются на экономические законы орга­низации труда в нашем государстве, служат основой для дальнейшего развития трудового законодательства и отражают суть правовых норм, регулирующих трудовые отношения. В принципах трудового права заложены основные идеи, которые отражают экономические законы общества и специфику правового регулирования общественных отношений, возникающих при реализации гражданами закрепленного в ст. 41 Конституции Республики Беларусь права на труд. Принципы трудового права получают официальное закрепление в нормативных правовых актах о труде, что вносит устойчивость и стабильность в правовое регулирование трудовых отношений и гарантирует их строгое соблюдение. Именно закрепление этих принципов в нормативно-правовых актах, регулирующих трудовые отношения, способствует правильной реализации этих норм при осуществлении субъектами трудовых отношений своих прав, помогает их защите, что придает им стабильность, устойчивость и законность.

Таким образом, принципы трудового права являются конструкцией, вокруг которой формируются правовые нормы характера. Содержащиеся в принципах трудового права идеи приобретают значение общих установлений регулятивного характера, которые в отличие от правовых норм, регулирующих трудовые отношения, выступают не столь определенно. Поэтому нормы-принципы трудового права устанавливают правила поведения на основе заложенной в них основной идеи. Они не содержат в себе основных элементов трудовых норм. В них нет ни гипотезы, ни диспозиции, ни санкции. Поэтому эти принципы не призваны урегулировать конкретное трудовое отношение между работниками, нанимателями и другими субъектами трудовых отношений. Их задача состоит в том, чтобы спо­собствовать пониманию сущности трудовых норм, регулирующих общественные отношения в этой сфере, и предопределить содержание как действующих, так и будущих трудовых норм. Эти принципы в виде формул отражают содержание всей системы норм трудового права, помогая тем самым понять смысл трудового законодательства и его связь с экономикой и моралью общества, направить развитие трудового законодательства и помочь правильно применить его нормы; они способствуют объединению отдельно взятых норм трудового законодательства в стройную систему данной новой отрасли права и определяют положение субъектов трудового права, их права и обязанности.

Трудовое право является одной из отраслей системы белорусского права в целом. Поэтому в нем преломляются общие принципы системы права Республики Беларусь, а также находят отражение межотраслевые и отраслевые принципы трудового права. В принципах трудового права следует различать основные идеи, руководящие начала, характеризующие содержание и внутреннее единство правового регулирования всех общественных отношений, а также межотраслевые идеи для регулирования общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования не только трудового права, но и материальной отрасли права, аграрного, административного и других отраслей права.

Между общими, межотраслевыми принципами правовой системы белорусского права и принципами трудового права существует неразрывная связь, взаимообусловленность, вытекающая из единства экономической, политической и идеологической основы нашего государств.

Международные принципы. Поскольку Республика Беларусь присоединилась к международным правовым актам, регулирующим как общие, так и трудовые отношения, то в принципах трудового права находят отражение и международные правовые акты о труде. Поэтому, прежде всего, в принципах этой новой отрасли белорусского права следует указать международные правовые нормы, регулирующие трудовые и трудовые процессуально-процедурные отношения, те идеи-ггоинципы, которые в них заложены.

В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Республики Беларусь: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства о труде. Нормы вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда, участницей которых является Республика Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства о труде, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора или конвенции следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта. Правила международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда, участницей которых является Республика Беларусь, применяются непос­редственно в тех случаях, когда те или иные отношения не урегулированы законодательством о труде. Если международным договором Республики Беларусь или конвенцией Международной организации труда, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции».

Основополагающие принципы международных норм закреплены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; а также в Европейской Социальной Хартии 1961 года (в редакции 1996 года). Особое значение для регулирования трудовых отношений имеют акты Международной организации труда (МОТ): декларации, конвенции, рекомендации. По общему правилу рекомендации МОТ применяются в национальном правовом регулировании лишь после их ратификации.

Общие принципы системы права Республики Беларусь. В принципах трудового права находят безусловное отражение следующие принципы, являющиеся общими для правовой системы Республики Беларусь: незыблемость собственности и ее охрана; равные права граждан на частную собственность; равенство всех граждан независимо от пола, национальности и расы, социального происхождения и социального положения; демократия, призванная обеспечить реальное полновластие трудящихся; неразрывная связь равных социальных прав граждан республики с обязанностями перед обществом; полнота и реальная гарантированность прав и свобод граждан.

Перечисленные принципы правовой системы Республики Беларусь являются отправными для межотраслевых и отраслевых принципов трудового права.

Межотраслевые принципы. В качестве межотраслевых принципов трудового права можно назвать принцип правовой организации труда и распределения. Сюда относятся: возможность совмещения труда с обучением; поощрение творческой активности в труде; принцип охраны жизни и здоровья работающих; социальное партнерство и сотрудничество в сфере труда; недопустимость дискриминации в регулировании трудовых и смежных с ними отношениях; участие работников и профессиональных союзов в управлении организациями, в осуществлении общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда; поддержание высокого уровня юридического обеспечения реализации работников своих прав и законных интересов в трудовых и смежных с ними правоотношениях; самозащита и самореализация трудовых, включая и трудовые, прав работников; признание незаконности (недействительности) нормативных и правоприменительных актов, противоречащих актам более высокой юридической силы.

В отличие от общих и межотраслевых отраслевые принципы трудового права можно назвать специальными для этой новой отрасли права. Они существуют и действуют наряду с общими и межотраслевыми, дополняя и конкретизируя последние. В числе таких принципов можно назвать следующие:

1. Демократизм правового регулирования трудовых отношений -он проявляется, прежде всего, в участии во многих процедурах профсоюзных органов различного уровня и других представительных органов работников. Это происходит в форме согласования издаваемых государственными или иными органами нормативных актов, регулирующих трудовые отношения или в форме заключения договоров и соглашений. К их числу следует отнести соглашения, заключаемые: на республиканском уровне — республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительство Республики Беларусь; на отраслевом уровне — соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления; на местном уровне — соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы. Профсоюзы (их объединения) не имеют права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями (или представителями нанимателей), заключения с ними соглашений.

Показателем демократизма правового регулирования трудовых отношений можно назвать непосредственное участие самих работников в такой процедуре как заключение коллективных договоров и принятие решений на общих собраниях, при принятии решения о проведении забастовки, установления размеров коэффициента трудового участия членов производственных бригад. Сюда же относится участие работников в процедурах решения ряда вопросов, касающихся охраны труда, при расследовании несчастных случаев на производстве, участие в заседаниях ква­лификационных и аттестационных комиссий и другие.

О демократизме правового регулирования трудовых отношений свидетельствует право работников на обжалование приказов и действий нанимателя, нарушающих права и законные интересы работников.

Многообразие систем и отдельных видов процедур. Они, как правило, охватывают сферу локального нормотворчества и область реализации этих норм в конкретных организациях.

Многообразие форм, способов и средств защиты трудовых прав и свобод работников позволяет создать разветвленные и достаточно эффективные системы юридического обеспечения реализации работниками норм трудового материального права. Приказы руководителя учреждения с применением мер поощрения и дисциплинарной ответственности издаются с соблюдением соответствующих процедур и правил. Все эти правила и процедуры необходимы для того, чтобы в различных условиях, с разных сторон обеспечить реализацию прав и обязанностей субъектов трудовых отношений.

Сохранение возможностей оспаривания результатов, завершающих правоприменительные процедуры, а также последующих актов и действий, основанных на этих результатах. Этот принцип важен потому, что действующее трудовое законодательство не всегда предусматривает возможность оспаривания соответствующих действий нанимателей, ущемляющих трудовые права и свободы работников.

Широкое использование примирительных форм разрешения трудовых споров. В повседневной жизни организаций различных форм собственности возникает множество как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров и конфликтов. Для их разрешения действуют правила разбирательства, которые определяют создание и работу комиссий по трудовым спорам (образуются из равного числа представителей профсоюза и нанимателя). Для рассмотрения коллективных трудовых споров их субъекты формируют примирительную комиссию из своих представителей, определяют кандидатуру посредника, могут выбрать арбитров. В принудительной комиссии решения принимаются по согласованию между представителями сторон, а в решениях арбитража — стороны выполняют решения по предварительно выраженному согласию.

6. Альтернативность выбора порядка рассмотрения и разрешения трудовых споров. Конституция Республики Беларусь закрепила право граждан на судебную защиту своих прав и свобод. С учетом этого законодатель при принятии нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, предоставляет работникам возможность выбора органа для защиты своего нарушенного права, а значит и порядка разбирательства, соответствующего требованиям. Работник свободно может для защиты своих прав и свобод обратиться с жалобой как в вышестоящий хозяйственный орган, так и в КТС либо суд. Такая альтернатива особенно важна для тех категорий работников, для которых не всегда желательна возможность обращения за судебной защитой своего нарушенного права. Работник любого учреждения независимо от формы собственности имеет право выбора для обжало­вания незаконных действий нанимателей либо в соответствующий орган для рассмотрения трудовых споров (КТС, суд) или в органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и законодательства об охране труда, например техническому инспектору труда.

Таким образом, роль принципов в правовом регулировании трудовых отношений, несомненно, велика. Помимо прямого воздействия на регулирование и защиту трудовых прав и свобод работников и обеспечение исполнения обязанностей нанимателем, эти принципы позволяют оценить эффективность действующих нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, их соответствие меняющимся экономическим, политическим, государственно-правовым условиям труда работников. Они помогают формировать новую законодательную базу для эффективного регулирования трудовых отношений.

Правовые принципы – это руководящие начала, отражающие единство содержания и направления развития данной отрасли права и их назначение в обществе.

Принципы делятся на: общие; отраслевые; межотраслевые.

Принципы трудового права являются общими для всех видов трудовых отношений в обществе и определяют основы правового регулирования труда работника. Их характерной особенностью является то, что они выражены в форме конституционных прав и обязанностей граждан и обеспечиваются политической и экономической системой общества.

Основные принципы трудового права (ст.11 ТК; ст.54 ТК):

1. Принцип права на труд и его реализацию, путём заключения трудового договора.

Его содержание заключается в том, что граждане РБ вправе свободно избирать профессию, род занятий, место работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, либо заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Это право (на труд) реализуется заключением (добровольно) трудового договора либо перехода на другую работу.

2. Принцип права на оплату труда, соизмеримого с личным трудовым вкладом работника, в соответствии с количеством и качеством, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование.

(Остальные принципы в ст. 11, 54 ТК)

Понятие и классификация функций трудового права.

Функции трудового права – основные направления воздействия его норм на поведение через сознание, волю и процессе труда для достижения целей и задач данной отрасли. Трудовое право выполняет функцию, свойственную всем отраслям права: регулятивную и охранительную, и функции, свойственные для данной отрасли. В юридической литературе специфика функций различна:

1) социальная – проявляется в нормах по обеспечению занятости реализации свободного труда

2) защитная – выражена в установление уровня условий труда, разрешение трудовых споров и др.

3) хозяйственная и производственная – проявляется в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов, стимулированию качества и производства работы

4) воспитательная – содержится в нормах о поощрении и ответственности работника

5) развитие производственной демократии – выражается в нормах о праве работника на участие в управлении предприятием, о правах и гарантиях деятельности профсоюзов.

Источники трудового права. Понятие и виды.

1.В юридической литературе термин «источник права» употребляется для обозначения сведений о содержании действующего или действовавшего права. Этот термин означает источник знания о праве, поэтому он неравнозначен понятию источник права в формальном или юридическом смысле. В формальном или юридическом смысле термин «источник права» рассматривается как форма выражения воли законодателя в НПА. К важным источникам права относятся:

1) НПА госорганов, включая международные договоры, ставшие обязательными для РБ в силу ратификации или присоединения.

2) правовой обычай

3) судебные прецеденты

В правовой системе РБ основным источником права являются НПА. НПА – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченным государственным органом (должностным лицом) или принятое путем референдума, с соблюдение законодательной процедуры, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Правотворчество тесно связано с различными официальными формами, выраженными и установленными НПА, которые призваны урегулировать соответствующие общественные отношения, поэтому способы и формы, при помощи которых НПА придается обязательная государственная сила и есть источник трудового права в формальном или юридическом смысле.

2.НПА как источники трудового права следует отличать от правовых актов, которые не являются нормативными и принимаются с целью осуществления конкретных организационных и контрольных мероприятий в сфере трудовых отношений, либо рассчитаны на иное однократное применение (прием на работу, перевод, увольнение). Совокупность источников трудового права образует систему трудового права, которая называется трудовым законодательством. Система источников трудового права имеет некоторые особенности. Они заключаются в следующем:

1) на развитие источников трудового права оказывают влияние международные акты

2) на территории РБ временно применяются НПА БССР, если они не противоречат конституции и если общественные отношения еще не урегулированы белорусским законодательством

3) наличие НПА в создании которых принимали участие субъекты социального партнерства, а именно ОГУ, представляющие интересы нанимателей и работников

4) значительное количество НПА содержат специальные нормы, рассчитанные на правовое регулирование трудовых отношений разных категорий и групп работников

3.Класифицировать систему трудового права можно по следующим основаниям:

1) по степени важности и субординации (законы)

конституционные

обычные

кодифицированные – юридически и логически цельный внутри-согласительный акт, содержащий нормы различных институтов права

некодифицированные – текущие законы по отдельным институтам трудового права

подзаконные акты, локальные НПА, которые принимаются нанимателем или собственником

иные соглашения между нанимателем и собственником, между субъектами хозяйствования

2) по системе трудового права, его институты подразделяются на относящееся:

как к общей части, так и ко всем институтам особенной части трудового права

лишь к определенным институтам особенной части (закон «о занятости населения»)

к нескольким институтам особенной части (закон «о госслужбе»)

3) по органам, принявшим НПА

4) по форме акта

5) по сфере действия

республиканские

отраслевые

межотраслевые

локальные

6) по степени обобщения

кодифицированные

комплексные

и т.д.

В ст.7 ТК РБ установлено, что основным источником трудовых отношений является конституция, ТК, акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения др., заключенные и принятые в соответствии с законодательством трудовые договоры.

4.Основной источник – конституция. Далее – ТК.

Ст.8 ТК предусматривает, что международные договоры или конвенции международной организации труда (МОТ) применяются непосредственно в тех случаях, когда те или иные отношения не урегулированы законодательством о труде. Если международные договоры РБ или конвенции МОТ устанавливают другие правила, чем законодательство РБ, то применяется правило международного договора или конвенции.

ТК принят палатой представителей 8 июня 1999г., одобренный советом республики 30 июня того же года.

ТК состоит из 6 разделов, 39 глав и 468 статей.

Разделы ТК:

1) общие положения

2) общие правила регулирования индивидуальных и связанных с ними отношений

3) особенности регулирования труда отдельных категорий работников

4) общие правила регулирования коллективных трудовых отношений

5) ответственность работника и нанимателя. Надзор и контроль. Соблюдение законодательства о труде

6) заключительные положения

Кроме ТК в РБ действуют и другие законы, являющиеся источниками трудового права. к их числу относятся такие законы РБ, как «о прожиточном минимуме», «о занятости населения», «о предприятиях», «о предпринимателях», «о социальной защите граждан, пострадавших на ЧАЭС» и другие. В перечисленных выше законах содержаться общие нормы трудового права, которые распространяются на всех работников, независимо от условий труда, пола, возраста, физических особенностей и профессии.

К числу законов относятся декреты президента. Президент вправе издавать 2 вида декретов: временные, изданные главой государства в силу особой необходимости, и обычные, изданные на основании закона о делегировании президенту законодательных полномочий. И временные и обычные декреты имеют силу закона. Декрет №29 «о дополнительных мерах совершенствования трудовых отношений, укрепления трудовой и исполнительской дисциплины» от 26.07.1999г. Декрет №7 от 17.03.1997г. «о дополнительных мерах обеспечения занятости населения». Декрет №10 от 27.03.1997г. «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики». В перечисленных выше декретах содержатся положения, регулирующие отношения в сфере труда, зарплаты, дисциплины труда и социальной защиты работников.

Указы президента, которые обязательны для исполнения на всей территории РБ и которые не должны противоречить конституции и другим законам. Указ №82 от 01.10.1994г. «о заключении контракта с руководителями государственных предприятий, объединений, госучреждений», №344 от 30.08.1996г. «о своевременной выплате зарплат, пенсий, стипендий, пособий».

Подзаконные НПА, которые принимаются в развитие конституции. Декретов, указов, а также в развитие текущих законов. Правительство – Совмин, издает постановления по регулированию трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений, которые являются источниками трудового права: постановление Совмина «о заключении контрактов с служащими госаппарата» от 31.01.1994г., «об утверждении применения формы контракта нанимателя с работником» от 2 августа 1999г. №1180, «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда в отраслях экономики» от 24.12.1998г.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: