термины.зачет

1) Анахрони́зм (от греч. ανά — против и χρόνος — время) — ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени; внесение в изображение какой-либо эпохи несвойственных ей черт. Пережиток старины.

2) Амфитеа́тр (от греч. άμφιθέατρον — «вокруг», «театр») — древнеримская постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами либо углублено в землю. Наиболее известным амфитеатром является Колизей в Риме, построенный в 80 году и вмещавший до 50 тысяч зрителей. (По такой же схеме строились также арены для корриды в Испании).

3) Амфора (др.-греч. ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками») — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном. Был распространен у греков и римлян. Чаще всего амфоры делались из глины, однако встречаются и амфоры из бронзы. Служили, в основном, для хранения оливкового масла или вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании. Расписные амфоры (панафинейские амфоры) служили призом в спортивных соревнованиях.

4) Апокалипсис — (греч. ἀποκάλυψις — откровение) — Откровение Иоанна, одна из книг Нового Завета, древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений (сер. 68 — нач. 69). Церковь приписывает авторство Иоанну Богослову. Содержит пророчества о «»конце света»», о борьбе между Христом и антихристом, «»страшном суде»», «»тысячелетнем царстве божьем»».

5) Аполо́гия (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо. Предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам. Изначально, в древнегреческом праве, апология — это защитительная речь на суде. Например, одноимённые сочинения «Апология Сократа» у Платона и у Ксенофонта представляют собой два варианта защитительной речи Сократа. Известны также «Апология» Апулея (тот защищался от обвинений в колдовстве) и апологии ритора Либания.

6) Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις — предположение; от ὑπό — снизу, под + θέσις — тезис)- недоказанное утверждение, предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

7) Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после (μετά τά) Аристотелевой «Физики» (φυσικά), отчего и получили своё название. По Аристотелю, название Метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в основании их. Метафизические вопросы: 1.Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал? 2.Что есть «непосредственное», «наличное»? Где — буквально или понятийно-топологически — эти начала располагаются? Отчего они не усматриваются «просто», что мешает и мешает ли им что-то быть видимыми «непосредственно», без дополнительных «операций»? 3.Каковы требования к «операциям», исполнение которых могло бы гарантировать получение достоверных ответов на эти вопросы? Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообще существуют)?

8) Метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ»)- один из поздних греческих терминов, обозначающий переселение душ, «облачение» души в тело. Аналогичный латинский термин — реинкарнация.

9) Метатеза (др.-греч. μετάθεσις, перестановка)- перестановка звуков или слогов в слове. Напр: тарелка вместо первонач. талерка (из нем. Teller).

10) Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

11) Метаморфоза (греч. μεταμόρφωσις)- Глубокое преобразование строения организма происходящее в ходе индивидуального развития. Наиболее общее понятие для процессов, происходящих во вселенной.

12) Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

13) Метони́мия (др.-греч. μετονυμία — «переименование», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя»)- вид тропа, переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по смежности.Метонимия – весьма часто встречающийся приём художественной речи. Суть его заключается в том, что называется не всё явление или предмет в целом, а какой-либо важный признак. Пример: «очаг», «кров», подразумевая под этим «дом».

14) Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии. Слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики:1.учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); 2. искусство диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); 3. метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной сущности вещей (Платон); 4. всеобщий метод постижения противоречий развития бытия, духа и истории (Гегель); 5. способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);

15) Диало́г (греч. Διάλογος — разговор, беседа) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя и более людьми; в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Помимо осуществления коммуникации диалог может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона — «Федон», «Пир»).

16) Диáгноз (греч. διάγνωσις — распознавание) — заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии и основанное на всестороннем систематическом изучении пациента. Процесс установления диагноза называется диагно́стикой.

17) Диатр́иба (лат. diatriba, др.-греч. διατριβή)- жанр античной литературы. Философская проповедь, обращённая к простому народу, для которой характерны поднятие моральных тем, обличительный пафос, сочетание серьёзности и насмешки. Основателем жанра был кинический писатель Бион Борисфенит. Темы Бионовских диатриб — богатство и бедность, жизнь и смерть, религия, государство и т.д.

18) Катало́г (от греч. κατάλογος)- упорядоченный список, перечень каких-либо однородных предметов.

19) Ка́та́рсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление).

 Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.

 Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

20) Катего́рия (от др.-греч. κατηγορία — высказывание, обвинение; признак) специальное понятие, используемое при построении теорий. Изначальный смысл «обвинения» ослаблен Аристотелем до «утверждения», высказывания». Именно в этом, втором смысле Аристотель применил слово κατηγορία по отношению к 10 наиболее общим характеристикам вещей.

10 категории Аристотеля: сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, положение.

21) Паради́гма (от др.-греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец»)- 1. понятие, используемое в антич. и ср.-век. философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2. теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения задач.

22) Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. В самом широком смысле под парадоксом понимают высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным.

23) Пароним(от др.-греч. παρα— приставка со значением смежности, ὄνομα — «имя»)- это однокоренные слова, как правило, одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению: скрытый (о вещи) — скрытный (о человеке);

24) Програ́мма (от греч. προ — пред, греч. γράμμα — запись) — термин, в переводе означающий «предписание», то есть предварительное описание предстоящих событий или действий.

25) Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) — в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.

26) Пропиле́и (др.-греч. προπύλαιον, от др.-греч. προ — перед и др.-греч. πύλαι — вход) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения на какой-либо участок. Выдающимся памятником архитектуры являются знаменитые пропилеи, оформляющие вход на акрополь в Афинах (437—432 до н. э.) архитектор Мнесикл.

27) Перипате́тик (от др.-греч. περιπατέω — прогуливаться, прохаживаться) — ученик и последовател Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

28) Перисти́ль (др.-греч. περίστῡλος- окружённый колонами)- открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой.

29) Перифра́з (от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», περί — «вокруг», «около» и φράσις — «высказывание»)- это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз — косвенное упоминание объекта путём описания. Например, «ночное светило» = «луна».

30) Силлоги́зм (греч. συλλογισμός) — рассуждение мысли, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. Посылки силлогизма разделяются на бо́льшую и меньшую. Пример силлогизма:

Всякий человек смертен (бо́льшая посылка)

Сократ — человек (меньшая посылка)

————

Сократ смертен (заключение)

31) Симфо́ния (от греч. συμφωνία — «созвучие») — музыкальное произведение для оркестра, чаще всего симфонического. Существуют также симфонии для струнного, камерного, духового и других составов оркестра; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. В Древней Греции «симфонией» называли благозвучное сочетание тонов и совместное хоровое пение. В Древнем Риме этим словом обозначали инструментальный ансамбль или оркестр. «Отцом симфонии» называют Йозефа Гайдна. Классическая симфония, в том виде, как она представлена в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена, — обычно состоит из четырёх частей. Также симфония властейправославный принцип (идеал) взаимоотношений между церковной и светской властью, заключающийся в том, что светская и церковная власти находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны».

32) Синхронный — Осуществляющий одновременно, совпадающий во времени.

33) Символ (из греч. σύμβολον) — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Появившись в Древней Греции, символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединённых вокруг какого-нибудь культа.

34) Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство, направленное на достижение определённой цели.

35) Экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

36) Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.[1] Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

37) Эпигра́мма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях. Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту.

38) Эпило́г (греч. έπίλογος — послесловие) — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

39) Эпи́граф (от греч. επιγραφή — «надпись»)- краткая цитата, помещаемая перед произведением (обычно литературным) или его частью (главой и т. п.), обычно с целью проиллюстрировать или подчеркнуть содержащиеся в нём выводы.

40) Эпигра́фика (от греч. επιγραφή — надпись) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом.

Предыдущий:

Следующий: