термины

Соц. дифференциацияразделение общества по полу.

Соц. стратификациясовокупность, расположенных в вертикальных порядках, соц. слоев. Виды: экономическая, политическая, профессиональная.

Соц. мобильностьпереход людей из одних общественных групп в другие.

Горизонт. мобильностьпереход человека в группу расположенной на том же уровне.

Вертикальная мобильность перемещение с одной ступени лестниц на другую.

Люмпены люди, опустившиеся на дно общественной жизни: бродяги, нищие, бомжи.

Маргиналылюди, находящиеся на краю.

Мигранты переселенцы из села в город.

Соц. институтнабор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих.

Экономика хоз-ная система, обеспечивающая удовлетворения потребности людей и об-ва путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Эконом. Институты – нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют эконом. деятельность ее участники.

Банк финансово- кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценностями бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юрид. и физич. лицам.

ВВПсуммарная стоимость всех конченых продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделенная на численность населения.

Соц. инфраструктурасоставные части общего устройства, носящие подчиненный, вспомогательный характер.

Соц. статусположение чел-ка в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, положением, соц. происхождением, профессией и др. показателями и предполагающее определенные права и обязанности.

Предписанные статусыстатусы, данные от рождения.

Достигаемые статусыстатусы, которые достиг.

Престижвлияние, уважение, которыми пользуется кто-либо, оценка обществом или соц. группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

Авторитетвласть, влияние, степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов.

Соц. рольожидания, предписания соответствующего статусу поведения.

Ролевой наборсовокупность ролей, выполняемых человеком.

Социализация личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, соц. ролей и норм. духовных ценностей. Влияние на социализацию оказывают: семья, группа сверстников, СМИ, Школа

Ценностьположительная или отрицательная значимость какого-либо объекта для субъекта.

Соц. адаптацияпроцесс приспособления чел-ка к меняющейся соц. среде с помощью различных соц. средств.

Конформное поведениепассивное восприятие целей и ценностей группы окружения.

Соц. нормыобщеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Демографияестественная и соц. история человека или математическое изучение населения, изменений его физ-ого, граж-ого, интелек-ого и морального состояния.

Отклоняющееся поведениеповедение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от чел-ка об-во.

Преступность совокупность преступлений, совершаемых в данном об-ве и в данный период времени. Виды: корыстные, насильственные.

Санкциивыражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом.

Соц. интересыодна из важных движущих сил деятельности любого соц. субъекта.

Компромиссуступки.

Соперничествопересечение и несовпадение интересов.

Соц. конфликтособое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов.

Нацияисторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы полит. связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющихся в общегражданском сознании и самосознании.

Национальностьпринадлежность человека к определенному этносу или согражданству.

Национальный менталитет – память о прошлом, обуславливающая поведение людей и помогающая оставаться им верным своим историческим ценностям и традициям.

Традиции – элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение

Национальные ценности – это то, что особенно значимо и важно для человека и общества.

Межэтнические отношения – отношения между этносами, охватывающие все сферы общественной жизни.

Основные причины конфликтов: территориальные, экономические, социальные.

Бытовые отношения – устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения первоочередных потребностей.

Науки, изучающие бытовые отношения: социология, социальная психология, экономика этнография.

Семья – комплекс существующих в обществе социальных норм, санкций, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми.

Брак – одобряемые обществом образцы поведения, с помощью которых создается семья.

Формы брака: моногамный, полигамный

Социальная политика — целенаправленное воздействие на систему взаимоотношений между социальными группами.

Культура бытовых отношений – правила и нормы поведения людей в непроизводственной материальной и соц. сферах жизни.

Политический режим – это система методов осуществления власти в обществе.


Термины.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности; а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они так или иначе обращаются к феномену науки. В качестве особой дисциплины Ф.н. оформилась ко второй половине XX в., но как особое философское направление сложилась столетием раньше и была ориентирована на анализ прежде всего когнитивных (эпистемологических) характеристик науки.

НАУКА — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

МЕТОДОЛОГИЯ – 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); 2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

СЦИЕНТИЗМ — идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентаций человека в мире. Идеал науки – точное математизированное естествознание. Основные черты: 1) роль науки в жизни общества абсолютизируется; 2) некритичное отношение к научным концепциям; 3) недооценка необходимости их постоянной коррекции; 4) недооценка необходимости их сопоставления с другими возможными взглядами и позициями; 5) недооценка необходимости учета широкого спектра социальных, культурных, этических факторов.

АНТИСЦИЕНТИЗМ – идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру.

КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. conventio — соглашение) — направление в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными, а выбор их обусловлен соображениями удобства, простоты и т.д. — критериями, не связанными непосредственно с их истинностью.

ПОЗИТИВИЗМ – направление философии второй половины XIX – начала XX вв. (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер),объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

НЕОПОЗИТИВИЗМ — одно из основных направлений философии XX в. Возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки. Это вопросы о роли знаково-символических средств научного мышления, о границе между научным и ненаучным знанием, об отношении теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, о структуре теории, о природе и функциях математизации и формализации знания и др.

ПОСТПОЗИТИВИЗМобщее название, используемое в философии науки для обозначения совокупности философско-методологических концепций, пришедших на смену тем, которые были разработаны в рамках неопозитивизма. Постпозитивизм не представляет собой однородного философского течения или школы, он суть этап в развитии философии науки. Характерная черта постпозитивистского движения — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Это и критический рационализм Поппера, и концепция научных революций Куна, и методология научно-исследовательских программ Лакатоса, и концепция неявного знания Полани, и методологические построения Фейерабенда, Тулмина, Агасси, У. Селларса и многих других.

ЭКСТЕРНАЛИЗМ – подход к пониманию генезиса науки, когда появление науки обусловлено внешними для нее обстоятельствами – социальными, экономическими и др. Поэтому основная задача изучения науки – реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности. («социальных заказов», «социоэкономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т.д.).

ИНТЕРНАЛИЗМ — — направления в историографии и философии науки 20 в., различным образом объясняющие возникновение и развитие научных идей и теорий. Представители интернализма (И.) (А. Койре, А.Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак и др.) полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, короче говоря, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы и т.д. Поэтому в работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории — истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа Г.В.Ф. Гегеля. Так, напр., анализируя научную революцию 16—17 вв., Койре стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного антич. Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями конца Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания. 

РЕЛЯТИВИЗМ – принцип интерпретации мировоззренческих, культурных, познавательных систем, подчеркивающий моменты их исторической изменчивости, ситуативной обусловленности, их замкнутости и несоизмеримости друг с другом.

ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения. Действует во всех неавтономных, зависящих от постоянно меняющихся условий системах с очень большим количеством элементов.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных состояний дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы. Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов (e.g. она определяет характер движения планет в Солнечной системе).

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — в методологической концепции неопозитивизма предложения, образующие эмпирический базис науки. Эмпирическое обоснование теоретического знания и науки в целом с помощью редукции теоретических предложений к эмпирическим, т.е. к протокольным предложениям — ключевая проблема логического позитивизма.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – направление в эпистемологии, исследующее познание как момент эволюции живой природы и ее продукт.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА — основное понятие концепции науки Лакатоса. Под научно-исследовательской программой понимается серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями. Согласно Лакатосу, научно-исследовательская программа является основной единицей развития научного знания.

ЭВРИСТИКА (от греч. отыскиваю, открываю) – комплексная дисциплина, целью которой является открытие нового в науке, технике и других сферах жизни, когда отсутствует алгоритм решения той или иной познавательной задачи. Для этого используются различные методы, основанные на синтезе сознания и бессознательного: вдохновение, инсайт, озарение, медитация, «мозговой штурм» и т.д. Эвристические приемы и методы – способы поискового мышления, которые не могут быть точно описаны аналитическими средствами.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО — одно из основных понятий современной философии и социологии науки; обозначает совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и придерживающихся сходных нормативно-ценностных установок (этоса науки). Понятие фиксирует коллективный характер производства знания, необходимо включающий коммуникацию ученых, достижение согласованной оценки знания учеными, принятие членами сообщества интерсубъективных норм и идеалов познавательной деятельности.

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – понятие, введенное в философоию науки Куном. Обозначает полное или частичное изменение элеменов парадигмы (дисциплинарной матрицы).

НОРМАЛЬНАЯ НАУКА – понятие, введенное в философию науки Куном. Означает деятельность научного сообщества в соответствии с определенной нормой – парадигмой. Природа нормальной науки состоит в постановке и решении всевозможных концептуальных, инструментальных и математических задач-«головоломок» в рамках парадигмы.

ПАРАДИГМА – совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие парадигмы коррелятивно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МАТРИЦА – понятие концепции научных революций Томаса Куна. Данное понятие уточняет понятие парадигмы: учитывает обычную принадлежность ученых-исследователей к определенной дисциплине, составлена из упорядоченных элементов различного рода. Это следующие элементы: 1) «Символические обобщения» — выражения, используемые членами научной группы без сомнений и разногласий, которые имеют формальный характер или легко формализуются; 2) «Метафизические парадигмы» или «метафизические части парадигмы», которые помогают определить, что должно быть принято в качестве решения головоломки и в качестве объяснения и которые позволяют уточнить перечень нерешенных головоломок и способствуют оценке значимости каждой из них; 3) ценности; 4) парадигма – образцы решения проблемы.

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ – направление в философии науки, связанное с именем П. Фейерабенда. Анархистский взгляд на историю науки и культуры предполагает, что познание осуществляется стихийно, в хаотичном переплетении всех форм сознания и деятельности. Единственная универсальная норма познания – «все дозволено», обозначающая методологический и теоретический плюрализм.

ПРОЛИФЕРАЦИЯ – методологический принцип эпистемологического анархизма П. Фейерабенда, означающий, что ученый должен создавать теории, альтернативные по отношению к существующим, даже если эти последние в высокой степени подтверждены и являются общепризнанными.

КОНТРИНДУКЦИЯ – методологическая установка эпистемологического анархизма П. Фейерабенда, согласно которой в научном исследовании следует развивать гипотезы, несовместимые с твердо установленными фактами и хорошо обоснованными теориями.

НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ ТЕОРИЙ – концепция, выработанная в историческом направлении в философии науки и противопоставляемая кумулятивизму. Представляет развитие науки как смену фундаментальных теорий (парадигм), не связанных между собой логическими отношениями, использующих разные понятия, методы интерпретации фактов и способы видения мира. Такие теории в результате оказываются рационально не сопоставимыми, и выбор между ними осуществляется лишь по мировоззренческим и социально-психологическим основаниям. История науки предстает как дискретный процесс, лишенный преемственности.

НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ – эпистемологическое понятие, введенное Полани и обозначающее неартикулированный и не поддающийся полной рефлексии слой человеческого знания-умения.

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. νομοθετική – законодательное искусство) – способ познания, имеющего целью установление общего (сходного, родственного) в явлениях, которое рассматривается как их закон. Понимание общего как закона явлений, предписываемого им «законодательствующим», «законополагающим» человеческим рассудком, восходит к И.Канту, отдавшему в своей гносеологии дань юридическому мировоззрению Нового времени. Однако специфический смысл, связанный с противоположением номотетического метода методу идиографическому, этому понятию придали вначале В.Виндельбанд, а затем Г.Риккерт, более детально разработавший дихотомию этих двух исследовательских подходов. Если номотетическое мышление имеет целью отыскание общих законов, то идиографическое занимается поисками отдельных исторических фактов; и если первое исследует «неизменную форму» реальных событий, то второе выясняет их «однократное, в самом себе определенное содержание». Как Виндельбанд, так и Риккерт подчеркивали, что речь идет здесь о «методологической противоположности», касающейся лишь технических приемов познания, но не его предметного содержания и что противоположность между неизменным и «единожды свершившимся» в известной мере относительна. Эта противоположность не была теоретико-методологически осознана вплоть до кон. 19 в. в силу доминирования «наук о природе», где безраздельно господствовал номотетический метод. Отдельный объект наблюдения имел для естествоиспытателя лишь значение «примера», репрезентирующего «тип» явлений подобного рода, в котором стерты индивидуальные черты и особенности. Естествоиспытателю были интересны не характеристики уникальной целостности исследуемого объекта, а выражение в нем общей закономерности, которой подчинены все остальные родственные ему явления. Знание такой закономерности, позволяющее исследователю предвидеть возможные состояния каждого из них, открывает возможность целенаправленного воздействия на «ход вещей», подвластных номотетическому познанию; возможность создавать орудия, с помощью которых человечество обеспечивает свою власть над природой. Отсюда преобладающий интерес в науке Нового времени вообще и в логике в частности к номотетическому методу с его ориентацией на постижение сущности явления, понятой как «общий закон».

Однако наряду с этим в 19 в. активизировались поиски и в диаметрально противоположном теоретико-методологическом направлении. Они были связаны с углубившимся интересом к истории и прогрессом историко-гуманитарных дисциплин, развивавшихся в составе «наук о духе». Результатом этого были интенсивные попытки «поднять» их на теоретико-методологический уровень, достигнутый номотетическим естествознанием, путем внедрения в них номотетического метода. Вместе с тем к кон. 19 в. умножились свидетельства невозможности полностью реформировать историческую науку путем внедрения номотетической методологии. Становилось все более очевидным, что номотетические науки, предлагающие историкам свой метод как «единственно научный», не учитывая его границ, впадают в «методологический натурализм». Согласно Риккерту, он возникает именно тогда, когда номотетический, или «генерализующий», метод, празднующий блестящую победу именно в естествознании, рассматривают в качестве «универсального» метода. Между тем, хотя вся действительность и может быть подчинена номотетическому методу, из этого нельзя делать вывод, будто построение общих понятий «тождественно с научной работой вообще». В то же время представители баденской школы неокантианства были убеждены в том, что и идиографические науки, имеющие целью воссоздание объекта в его единичности и уникальности, со своей стороны нуждаются в общих положениях, которые могут быть корректно сформулированы лишь в рамках «номотетических наук». Т.о. возникла совершенно новая теоретико-методологическая проблема установления баланса между номотетическим методом и идиографическим методом, постоянно нарушавшегося в 20 в. Согласно теоретикам баденской школы, это равновесие, нарушенное уже тогда, когда «логическая цель генерализирования» вытеснила и заменила необходимую «связь объектов с ценностями», возможно лишь на основе восстановления этой изначальной связи. В русле стремления преодолеть антагонизм номотетического и идиографического подходов в науках о культуре, резко обозначившегося на рубеже 19 и 20 вв., следует понимать и концепцию идеального типа, разработанную М.Вебером применительно к социологии, введенной им в круг культурологических дисциплин. Стремлением к сочетанию номотетического метода с логически противоположным ему идиографическим методом отмечена и послевеберовская социально-гуманитарная наука 1920 – нач. 1930-х гг. В последующем развитии западной гуманитарной науки этот баланс неоднократно нарушался, обнажая фундаментальную противоположность номинализма и реализма, лежащую в основании всех остальных теоретико-методологических антиномий социально-гуманитарного знания.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. ἴδιος – особенный, своеобразный, странный, необычный, неслыханный и γραφω – пишу) – способ познания, целью которого является изображение объекта в его индивидуальности и неповторимости, как единого уникального целого. Логико-теоретическое обоснование идиографический метод получил в русле баденской школы неокантианства – у В.Виндельбанда и особенно у Г.Риккерта. У них идиографический метод был не только выделен в качестве особого метода, но и поставлен в один ряд с другим – номотетическим методом (или генерализующим), ранее безраздельно господствовавшим в качестве единственно научного метода. Признавая доминирование в науке номотетического метода, Виндельбанд и Риккерт настаивали на правомерности их сосуществования не только в «науках о духе», но и в «науках о природе». Выделяя собственно исторические дисциплины по принципу идиографизма, т.е. ориентации прежде всего на постижение неповторимого и необратимого, единственного в своем роде, Риккерт, напр., относил к их числу не только историю человечества, но и историю природы («естественную историю» в узком смысле). Таким образом, теоретико-методологическая граница была проведена первоначально не между номотетическим естествознанием, с одной стороны, и идиографизмом гуманитарного знания – с другой, а внутри науки, взятой как целое: не в зависимости от онтологической определенности ее предмета, а в связи со своеобразной ориентацией исследовательского метода. Однако, стремясь сохранить при этом основополагающий принцип единства научного знания, Риккерт подчеркивал одинаковую применимость обоих методов как в «математическом естествознании», так и в «исторических науках» в широком смысле.

Обусловливая методологическое своеобразие «исторических наук» с их направленностью на постижение неповторимо однократного, Риккерт вступал в противоречие с традиционным стремлением историков к установлению исторических закономерностей, которое могло лишь усиливаться в связи с успехами естествоиспытателей. Ведь ее законосообразность номотетическим образом связывалась с повторяемостью естественных явлений, о которых в чисто идиографически толкуемой истории не могло быть и речи. Чтобы избежать опасности вообще лишить историческую дисциплину права считаться наукой, Риккерт должен был доказать возможность общезначимости индивидуального, не опирающейся на принцип повторяемости. Это он сделал, проведя различение между целостностью индивидуального объекта, взятого в его неповторимости, с одной стороны, и составляющими его частями, которые вполне могут и должны быть повторимыми,– с другой; причем основанием подобного различения была ссылка на то, что целое не совпадает с суммой его частей. Тем самым получила свое онтологическое обоснование и необходимость тесной связи идиографического метода с генерализующим методом внутри самой исторической науки, хотя и на условиях подчинения второго первому. При этом оставался незыблемым рационалистический принцип процедуры идиографического исследования в целом, поскольку даже здесь отпадала необходимость апеллировать к иррационалистически толкуемым «вчувствованию» и «вживанию». Сохраняя принцип повторяемости (и, следовательно, закономерности) для «частей» индивидуального объекта, Риккерт выдвигал на передний план второй основополагающий научный принцип – причинную обусловленность. Он утверждал, что неслучайность уникальной целостности идиографически толкуемого объекта доказывается ее причинно обоснованной связью с частями. Отсюда – особая нагрузка, которая ложится – в пределах идиографических дисциплин – на идею причинной связи, обеспечивающей ее необходимость при отсутствии закономерной повторяемости: идея, получившая развитие у М.Вебера, в частности, в его теоретическом обосновании категории идеального типа.

Однако простой ссылки на эмпирическую действительность причинных связей, внутренне конструирующих индивидуальную целостность исследуемого объекта, оказалось недостаточно для того, чтобы обеспечить его общезначимость в качестве предмета научного познания. Эта проблема, которая не тематизировалась специально в номотетических науках, где логически понимаемое «общее» (т.е. закономерное), открываемое с помощью генерализующего метода, молчаливо отождествлялось с научно общезначимым, в рамках идиографического метода явно выдвигалась на передний план, поскольку индивидуальность сама по себе не только не свидетельствовала о своей общезначимости, но, как казалось, в принципе ее исключала. Такое значение (гарантирующее научность суждению о нем) индивидуальное, по Риккерту, получает лишь благодаря особой теоретико-методологической процедуре, названной им отнесением к ценности. Отнесенное к той или иной общезначимой ценности, уникальное явление переходит из разряда абсолютно случайных (и в этом отношении иррациональных) в круг ценностно определенных и потому имеющих рационально артикулируемый смысл. Хотя он по сути не становится от этого определенностью самого явления, но остается принадлежностью акта отнесения к ценности. Индивидуальный объект, выделенный таким образом из бесконечного множества других аналогичных объектов, утрачивает свою анонимность, приобретая «имя» – отличительный знак причастности человеческой реальности. Он получает статус общезначимого, не утрачивая при этом присущей ему уникальности и неповторимости. Однако индивидуальность, воссоздаваемая с помощью идиографического метода, существенно иная, чем та, которая характеризовала этот объект в «эмпирической действительности», взятой до ее мысленного реконструирования в свете определенной ценности или даже их совокупности.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ – направление в методологии и философии науки, сводящее теоретическое знание к эмпирическим процедурам измерения. Основатель – П.Бриджмен, выдвинувший концепцию операционализма в работе «Логика современной физики» (Logic of modern physics, 1927). Согласно операционализму, смысл того или иного понятия синонимичен соответствующему множеству операций. Первоначально операционализм выдвигал требование, чтобы подобные операции были обязательно физическими, а для научных понятий – операциями измерения (т.е. инструментальными), поскольку только те понятия выражают физическую реальность, которые могут быть определены различными физическими операциями. Концепция операционализма имела ярко выраженный эмпирический характер и была близка доктрине логического позитивизма. Под влиянием критики Бриджмен смягчил свои первоначальные требования и расширил круг допустимых для определения понятий операции, включив в них т.н. умственные операции (вербальные операции и манипуляции с символами), что по существу превратило операционализм в нечто неопределенное.

Операционализм абсолютизировал операциональные определения, признав их универсальным способом формирования теоретических понятий. В действительности же посредством операциональных определений формулируются лишь эмпирические условия применимости теоретических понятий. Если в 30–40-х гг. операционалистские идеи оказывали воздействие на ряд школ и течений в физике, психологии и социологии, то в современных условиях операционализм полностью утратил свое влияние.

“ANYTHING GOES” – у Фейерабенда универсальная норма познания. Он означает, что ученые вправе использовать любые методы и процедуры, теории и подходы, которые им представляются удобными.

ВЕНСКИЙ КРУЖОК – неформальное объединение интеллектуалов, которое было в 1920-30-е гг. идейным и организационным центром философии неопозитивизма. Организатором и идейным вдохновителем Венского кружка был Мориц Шлик.

КОГНИТИВНОСТЬ – («познание, изучение, осознание») — термин, обозначающий получение знаний посредством умственных процессов, в отличие от эмоций и волевых усилий.

ЭТОС НАУКИ – понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

ЭКСПЛИКАЦИЯ (лат. explicatio – объяснение, развертывание) – в широком смысле разъяснение, уточнение позиции, понятия, значения слова. В более узком и точном смысле, сформулированном Р.Карнапом в его концепции логической семантики, – замещение представления обыденного сознания точным научным понятием. Экспликация обычно выступает как разработка исходных научных понятий в процессе формирования первоначальных концептуальных структур – типологий, первичных объяснительных схем и т.д., при использовании смыслового содержания обыденного сознания. Экспликация в этом смысле выступает как исходная для всякого теоретического сознания процедура рефлексии над смыслом и значением представлений обыденного сознания, предполагающая концептуально-теоретический ответ на вопрос: «Что это такое?» В философии этот вопрос звучит так: что такое знание, что такое истина, бытие, добро, зло и т.д.; в физике – что такое сила, или скорость, или газ; в биологии – что такое жизнь; в социальных науках – что такое общество, социальная структура; и т.п. Именно такого рода вопросы своим собеседникам, представлявшим позицию обыденного сознания, задавал Сократ в диалогах Платона, формулируя отправную рефлексивно-рациональную установку теоретического сознания (напр., известный вопрос о природе прекрасного в диалоге Платона «Гиппий Большой»). Специфика процедуры экспликации по сравнению с формированием вообще конструктов в науке состоит в том, что, преодолевая нерефлексивность позиции обыденного сознания по отношению к эксплицируемому понятию, рационально-теоретическое сознание в то же время считается с обыденным смыслом и стремится не столько отбросить его, сколько увидеть за его многозначностью и символичностью реальную проблему, которая должна быть решена собственными средствами рационально-теоретического сознания. Т.о., в ситуации экспликации дотеоретическое или внетеоретическое сознание задает рамки, «краевые условия» той проблемной ситуации, в которой движется рационально-теоретическое сознание. В известном смысле всю его конструктивную работу как в философии, так и в научных дисциплинах можно представить как некую многоплановую и многослойную экспликацию исходных познавательных смыслов.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ – учение, отрицающее всеобщий характер причинности (в крайней форме – отрицание причинности вообще).

ДЕМАРКАЦИЯ – проблема нахождения критерия разграничения научного знания и ненаучных (псевдонаучных) построений, а также эмпирической науки от формальных наук (логики и математики) и метафизики.

ФАЛЛИБИЛИЗМ – тезис о том, что человеческое познание не может быть безошибочным, что его универсальный способ развития – метод проб и ошибок.

КУМУЛЯТИВИЗМ – установка ряда направлений истории и философии науки, согласно которой историческое развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний. Такое понимание роста знания акцентирует его непрерывность, исключает возможность качественных изменений знания. Эмпиристская версия: рост знания – увеличение его эмпирического содержания. Рационалистическая версия: развитие знания – такая последовательность теоретических систем, в которой каждая последующая включает предыдущую в качестве своего частного случая. Большинство концепций современной философии науки отрицает кумулятивизм в его строгом понимании и предлагает некумулятивистские модели развития науки.

АНТИКУМУЛЯТИВИЗМ – установка ряда направлений истории и философии науки, согласно которой историческое развитие знания происходит путем смены фундаментальных теорий (парадигм), не связанных между собой логическими отношениями, использующих разные понятия методы интерпретации фактов и способы видения мира. История науки представляет собой дискретный процесс смены теорий (парадигм) через научную революцию.

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus — истинный и facio — делаю) — методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modus tollens классической логики. Принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке.

УНИФИКАЦИЯ — приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию

СИНЕРГЕТИКА — в самом общем виде понимается как научное направление, изучающее процессы самоорганизации структур различной природы.

ПАРАДИГМА – совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Понятие парадигмы коррелятивно понятию научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможности и границы познания тех или иных областей сущего.

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ – направление английской и немецкой философии, ядро которого составляют методологические и социально-политические идеи Поппера и его последователей (Агасси, Уоткинс, Лакатос, Альберт и др.)

РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reducere – возвращение назад, восстановление) – методологическая установка, ориентированная на решение проблемы единства научного знания на основе выработки общего для всех научных дисциплин унифицированного языка. В качестве программной установки редукционизм получил оформление в русле логического позитивизма как движения за создание новой философии науки, использующей точные логико-математические средства и ориентирующейся на методы эмпирического естествознания, в первую очередь физики. В той или иной степени идеи редукционизма характерны для таких его представителей, как М.Шлик, Р.Карнап, Ф.Франк, Г.Райхенбах, Г.Фейгл, О.Нейрат и др. В поисках надежного смыслового базиса унифицированного языка некоторые из них обращались к чувственному опыту как гносеологически первичной данности, другие – сторонники физикализма – видели прототип идеального междисциплинарного языка в эмпирически верифицируемых высказываниях о физических объектах. Вместе с тем следует отметить некорректность распространенного отождествления редукционизма, физикализма, механицизма и логического атомизма, а также спорность негативной оценки их как методологически бесплодных программ. Во-первых, сам процесс редукции как методологический прием преобразования данных, связанных с решением той или иной научной задачи с целью ее упрощения и представления средствами некоторого более точного языка, является неотъемлемой частью практики научного познания наряду с идеализацией, абстракцией, моделированием и т.д.

Во-вторых, хотя редукционистский подход к решению проблемы единства научного знания сам по себе не достиг цели, он тем не менее стимулировал интерес к созданию новых знаковых средств в науке, конструированию искусственных формализованных языков, а тем самым – к созданию необходимых предпосылок для появления кибернетики, компьютерной логики, когнитологии и т.д. Наконец, редукционистская программа вызвала к жизни в качестве ответной реакции альтернативную программу решения проблемы единства науки на основе общей теории систем (Л.Берталанфи, А.Рапопорт и др.), которая стремилась учесть интересы наук, имеющих дело с познанием сложных органических систем (биологии, экологии и т.п.). Ряд методологических установок системного движения стал составной частью синергетики ее становления, что в свою очередь было в значительной мере обусловлено успехами компьютеризации и развитием инженерии знаний, у истоков которых стоял логический эмпиризм и редукционизм.

ПЛЮРАЛИЗМ – философско-мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), форм и принципов знания, теорий, методов (плюрализм в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (плюрализм в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентаций, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (плюрализм в аксиологии).

ДИСКУРС – (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus ‘бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор’), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук. Четкого и общепризнанного определения «дискурса», охватывающего все случаи его употребления, не существует. Наиболее отчетливо выделяются три основных класса употребления термина «дискурс», соотносящихся с различными национальными традициями и вкладами конкретных авторов. 1. лингвистические употребления этого термина. За лингвистическим употреблением термина «дискурс» просматриваются попытки уточнения и развития традиционных понятий речи, текста и диалога. 2. французский структурализм и постструктурализм (М.Фуко, А.Греймас, Ж.Деррида, Ю.Кристева). Стремление к уточнению традиционных понятий стиля (в том самом максимально широком значении, которое имеют в виду, говоря «стиль – это человек») и индивидуального языка (ср. традиционные выражения стиль Достоевского, язык Пушкина или язык большевизма с такими более современно звучащими выражениями, как современный русский политический дискурс или дискурс Рональда Рейгана). Понимаемый таким образом термин «дискурс» описывает способ говорения и обязательно имеет определение – КАКОЙ или ЧЕЙ дискурс, ибо исследователей интересует не дискурс вообще, а его конкретные разновидности, задаваемые широким набором параметров: чисто языковыми отличительными чертами (в той мере, в какой они могут быть отчетливо идентифицированы), стилистической спецификой (во многом определяемой количественными тенденциями в использовании языковых средств), а также спецификой тематики, систем убеждений, способов рассуждения и т.д. 3. употребление термина «дискурс» связано с именем немецкого философа и социолога Ю.Хабермаса. «Дискурсом» называется особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, традиций, авторитета, коммуникативной рутины и т.п. и имеющий целью критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий участников коммуникации.

ФИЗИКАЛИЗМ – направление исследований в области философии науки, для которого характерна идея объединения всего научного знания на основе языка современной физики. В философском отношении это направление представляет собою своеобразное проявление современного номинализма. Термин «физикализм» был предложен О.Нейратом (Neurath О. Soziologie im Physikalismus. – «Erkenntnis», 1931, Bd. 2, № 5–6). Концепция физикализма возникла в неопозитивизме, центральной идеей для которого была возможность и необходимость построения унифицированной науки. Р.Карнап понимал принцип физикализма как методологическое требование перевода суждений всех конкретных наук, содержащих термины описания, в суждения, составленные исключительно из терминов физической науки. Смысл любого высказывания, по Карнапу, определяется условием его истинности, т.е. возможностью проверки (полностью либо частично) суждения по критерию истинности. Это условие предполагает возможность построения (на основе математического языка или языка физики) единого формализованного языка, на который в принципе можно было бы перевести любую научную теорию, обнажая тем самым ее структуру и выявляя ее отношения с другими научными сериями. Это направление исследований позволило получить определенные результаты в области символической логики. Разъясняя его основные идеи, Карнап писал, что оно представляет собою не более чем лингвистическое учение о физикалистском языке как универсальном языке науки. Позитивистский характер такой трактовки предлагаемого универсального языка просматривается в том, что автор выдвигает тезис о необходимости замены содержательного («материального») модуса речи формальным модусом, т.е. совокупностью предложений, говорящих лишь о логико-синтаксических отношениях между терминами. При этом критерием осмысленности философских суждений Карнап считает их «переводимость в формальный модус» (Carnар R. Logische Sintax der Sprache. W., 1934, s. 241).

Такой анализ языка науки приводил к идее различных уровней знания. Развивая ее, сторонники физикализма подчеркивали необходимость установить соотношение между верхним (теоретическим) уровнем и более низким (эмпирическим) уровнем. Более низкий уровень оказывался при этом более фундаментальным, ибо обеспечивал основание знания. Оппоненты физикализма указывали на то, что на эмпирическом уровне ученый имеет дело лишь со своими ощущениями, наблюдая те или иные явления с помощью приборов. В связи с этим сторонники физикализма были вынуждены ввести понятие «протокольных предложений» в качестве тех далее несводимых оснований, на которых строятся более высокие уровни знания. В этой связи, однако, возникли новые вопросы о связи «протокольных предложений» и фактов, о смысле оснований знания и т. п., которые пытались решать с позиций лингвистического конвенционализма.

Тем не менее широкое обсуждение трудностей, возникавших в связи c концепцией физикализма, привело к ослаблению его позиций и редукционизма в целом, к сдвигу методологической проблематики. Центр тяжести исследований во все большей мере перемещался в область анализа гипотетико-дедуктивньгх моделей науки. Этот сдвиг вынуждал ослаблять позиции строгого физикализма. Так, сторонникам физикалистской трактовки научного знания пришлось отказаться от концепции истинности как взаимосогласованности предложений. Возникли сомнения и в возможности реализации самой программы физикализма. Эти сомнения высказывались с самого начала в отношении социальных наук; но затем пришлось отказаться от программы абсолютного физикализма применительно и к наукам о природе. Физикализм в качестве особой программы «унификации» науки на пути редукционизма был вынужден отступить, выдвинув идею «ослабленного» физикализма.

Историческая значимость физикализма заключается в том, что он привлек внимание к проблеме поисков общих для всей науки объединяющих принципов. Среди множества интерпретаций научного знания, направленных на поиски его единства, необходимо отметить наряду с физикализмом еще и принцип дополнительности, выдвинутый Бором в качестве всеобщего объединяющего начала не только научного знания, но всех известных форм человеческой деятельности. Если редукция в ее крайней форме физикализма означает стремление свести все многообразие явлений к какой-либо одной теоретической системе или, как заметил Планк, в идеале к одной-единственной формуле, то дополнительность предполагает сохранение многообразия в поисках объединяющих оснований. Так, в квантово-механической картине реальности при описании картины на квантовом языке невозможно полностью устранить фрагменты естественного (классического) языка.

Хотя физикализм и обнаружил несостоятельность, это не снимает проблемы поиска оснований единства научного знания. В качестве таких оснований может выступить принцип дополнительности, равно как и другие методологические принципы.

ЛИТЕРАТУРА:

УМК по методологии науки.

Новая философская энциклопедия РАН

http://iph.ras.ru/


Термины

Полоса

Запечатанная площадь страницы любого издания, на которой размещается набор текста (иллюстрации).

Полоса набора

1. Часть фотоформы или печатной формы, идентичная странице будущего издания.

2. То же, что и полоса.

Средник

Пробел между колонками набора при верстке в две и более колонки. ОСТ 29.124—94 ограничил нижний предел размера средника — не менее 16 пунктов (около 6 мм).

Шрифт

1. Средство передачи текста в издании. Шрифт может быть наборным и рисованным. Наборные шрифты различаются по гарнитуре, начертанию и кеглю. Элементы шрифта: основные и соединительные штрихи, наплыв, засечки (серифы), внутрибуквенный просвет, линия шрифта (нижняя линия шрифта), верхняя линия шрифта (строчных и прописных букв), выносные элементы (верхний и нижний), концевая точка и концевой хвостик.

2. Графическая форма знаков определенной системы письма.

3. Комплект литер, воспроизводящий какой-либо алфавит, а также цифры и знаки. Шрифты различаются по характеру рисунка (гарнитуре), наклону (прямой, курсивный, наклонный), насыщенности (светлый, полужирный, жирный), размеру (кеглю) и т.д.

Гарнитура шрифта

Typeface

Обладающее собственным наименованием семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые особенности и отличительные детали рисунка знаков. Каждая гарнитура характеризуется основными отличительными особенностями (гарнитурными признаками): размерным соотношением высоты прописных и строчных знаков, величиной верхних и нижних выносных элементов и пр.

Кегль (от нем. kegel) — переводится как размер высоты буквы, включая нижние и верхние выносные элементы у этой буквы или знака.

Базовая линия (англ. baseline, или линия шрифта — воображаемая линия, проходящая по нижнему краю прямых знаков без учёта свисаний и нижних выносных элементов. В строке символы текста стоят на базовой линии, а нижние выносные элементы текста «свисают» с нее.

Апрош, междусловный пробел

Character Fit, Fit

(фр. approche — подход, приближение)

Пробел между словами. Нормируется в России техническими правилами набора. По этим правилам нормальный апрош должен быть равен половине кегля шрифта, хотя многие считают, что лучше расстояние равное одной трети.

полуапрош — небольшой отступ по краям символа, который предотвращает слипание символов

заплечики) В полиграфии части литеры сверху и снизу выпуклого изображения буквы или другого знака (очка), которые на бумаге не отпечатываются, благодаря чему образуется минимальный пробел между строками.

Засечка, сериф

Serif

В антиквенных шрифтах — короткий, обычно перпендикулярный штрих, которым заканчивается основной штрих. В старой литературе иногда называется «отсечка». Может иметь форму треугольника, горизонтальной волосной линии, двустороннего или одностороннего штриха и т.д.

Выносные элементы

Extenders

Части строчных букв, которые находятся выше линии строчных знаков (верхние выносные элементы) или ниже базовой линии (нижние выносные элементы).

Акценты

Accents

(лат. accentus — ударение)

Дополнительные знаки в алфавитах некоторых языков, употребляемые над или под буквами, указывающие на передачу буквой иного звучания.

Контрастность (Contrast) — отношение толщины основных штрихов к толщине соединительных

Основной штрих, штамб

Stem

Доминирующий вертикальный или наклонный штрих буквы, составляющий основу буквы.

Соединительный штрих

Bar, Crossbar

Горизонтальный, наклонный или округлый штрих, соединяющий основные штрихи.

Строчная буква

Буква, которая по своему размеру меньше прописной (заглавной) буквы и иногда отличается от нее и по рисунку (графеме).

Заглавные (прописные) буквы

Upper Case

Буквы, отличающиеся от строчных высотой, а иногда и начертанием.

Капите́ль (англ. small caps; нем. kapitälchen; от лат. capitellum — головка) — начертание в гарнитуре, в которой строчные знаки выглядят, как уменьшенные прописные.

Начертание шрифта (Typeface) — комплект знаков, характеризующийся едиными стилевыми особенностями рисунка, насыщенностью, пропорциями и углом наклона, напри мер, узкое полужирное курсивное начертание (Demi Condensed Italic).

Пропорции (Proportion) — отношение ширины и высоты знаков шрифта.

Насыщенность (Weight) — отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака.

Наклонный шрифт

Oblique, Slanted

В отличие от курсива представляет собой механически наклоненный шрифт и не отличается строением букв от прямого начертания.

Выворот, выворотка, выворотная печать

Печать фона черной или цветными красками, при которой незапечатанным остается только текст.

Ке́рнинг (англ. kerning) при наборе текста — избирательное изменение интервала между буквами в зависимости от их формы.

Трекинг

Пропорциональное изменение междусловных и межбуквенных пробелов при неизменном формате набора.

Разрядка

Letter Spacing

Выделение при наборе слова или группы слов путем увеличения межбуквенных пробелов. Обозначается прерывистой линией ( _ _ _ _ _ _ _ ) под словами, которые надо набрать вразрядку.

Шпация

Пробельный материал, используемый в наборных формах способа высокой печати для заполнения пробелов между словами при выключке строк, в абзацных отступах, при выделении текста разрядкой и др.

Полукруглая шпация, полукегельная, эн, полуэм

En space, En-quad

Единица длины, равная половине em space, то есть половине кегля данного шрифта (примерно равна ширине строчной «n»). Употребляется при описании элементов набора и верстки.

Тонкая шпация (Thin space)Пробельный элемент, высота которого равна кеглю, а ширина составляет 1-2 пункта.

Круглая шпация (Em space, Em quad, Mutton) Пробельный элемент, высота и ширина которого равна кеглю.

Абзацный отступ

Отступ от левого края набора в начале первой строки абзаца.

Выключка строк

Равномерное увеличение или уменьшение пробелов между словами (а иногда и между буквами) для доведения строки точно до заданного формата.

Втяжка, отступ

Пробел, образующийся слева и (или) справа от края набора, когда часть строк набирают на более узкий формат: со сдвигом влево (правосторонняя втяжка), вправо (левосторонняя), с обеих сторон (двусторонняя).

Интерлиньяж

Line Spacing

Междустрочный пробел. Расстояние между базовыми линиями соседних строк. В металлическом наборе складывался из высоты литеры (кегля) и пробельного материала (шпона).

Отбивка

Пробел между наборными элементами или между ними и другими элементами полосы.

Спуск на полосе, спусковой пробел

Пробел в верхней части начальной полосы издания, образующийся благодаря тому, что основной текст начинается не от верха полосы, а спущен на тот или иной размер. По техническим правилам верстки размер спуска должен быть одинаковым во всем издании.

«Висячая» строка в типографской практике — концевая строка абзаца, расположенная в начале полосы или колонки, а также начальная строка абзаца, оказавшаяся в конце полосы колонки. То есть это строка, которая оторвана от своего абзаца и «висит» в одиночестве на предыдущей или последующей странице.

В справочной литературе различают «верхнюю висячую строку» (англ. widow — вдова) и «нижнюю висячую строку» (англ. orphan — сирота). На русском типографском жаргоне и то, и другое называют «блядской строкой»[1].

Вгонка и выгонка

Вид компенсационной корректурной правки концевых строк абзацев. Вгонка — перемещение одной или нескольких букв из следующей строки в предыдущую, перемещение одной или нескольких строк из следующей полосы в предыдущую. Выгонка — то же самое, но наоборот.

Колонти́тул (фр. colonne — столбец и лат. titulus — надпись, заголовок), заголовочные данные (название произведения, части, главы, параграфа и т. п.), помещаемые над или под текстом на нескольких или на всех страницах книги, газеты, журнала или другого многостраничного издания.

Норма

Фамилия автора, название книги или номер заказа, помещаемые на первой полосе каждого печатного листа около сигнатуры. Служит для облегчения контроля в брошюровочных процессах, определяя принадлежность тетради данному изданию и правильность комплектовки блока.

Сигнатура

Порядковый номер печатного листа, проставляемый перед нормой в нижнем поле на первой странице каждого печатного листа и повторяемый на третьей странице каждого листа со звездочкой, набранной на верхнюю линию шрифта, уже без нормы. Сигнатура служит для контроля за правильностью комплектовки тетрадей в книжный блок.

Верстка

1. Процесс формирования и монтажа полосы издания.

2. Оттиск, направляемый на корректуру.

Рубрика

Способ обозначения отдельных частей текста. Рубрика может быть тематической, формально-графической и «немой».

Оборка

Часть текста, набранная на уменьшенный формат полосы набора для размещения на оставшемся (до полного формата) месте иллюстрации или таблицы.

Обтекание картинки текстом — один из популярных приемов верстки веб-страниц, когда изображение располагается по краю окна браузера, а текст обходит его с других сторон.

верстка вразрез – попеременно иллюстрации и текст, при этом текст делится иллюстрациями на фрагменты;


Термины ;)

Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в некоторых, либо во всех сферахгосударственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статуты

Империя — государство, во главе которого стоит монарх, имеющий титул «император».

Госуда́рственная ду́ма одна из палат Федерального собрания[2][3] — парламента Российской Федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов[3]. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать ввыборахГосударственный совет — законодательный или совещательный орган в ряде стран:

В Российской империи:Государственный совет Российской империи — в 1810—1917 годах законосовещательный, а с 1905 года и законодательный орган.

Военно-полевой суд — чрезвычайный военно-судебный орган, «исключительный, чрезвычайный суд, действующий вне норм существующего в данном государстве уголовного законодательства и юрисдикции, на основе особого положения, при упрощенном до крайних пределов судопроизводстве и при отмене всяких гарантий нормально-законного течения»[1].

Сельское общество («сельская община», «крестьянская община», «мир») — единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи. Несколько сельских обществ составляли волость. Сельские общества управлялись сельскими сходами, избиравшими сельских старост. До 1904 года они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами.

Сейм (польск. Sejm) — историческое название шляхетского представительного собрания в Королевстве Польском, позднее также в Великом княжестве Литовском и с 1569 года в объединённой Речи Посполитой. В русском языке вплоть до начала XX века слово «сейм» использовалось как нарицательное для обозначения парламента вообще и, в частности:

Сейм Речи Посполитой — сословно-представительный орган в Речи Посполитой во второй половине XVI—XVIII веках.

Прокурату́ра — система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определённых национальным законодательством.

Зе́мства (зе́мские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи. Они были введены земской реформой1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Земства были упразднены после Октябрьской революции 1917 года.

Гласный — член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года, гласными назывались депутатыгородских дум, а со времени введения в действие земских учреждений — и члены земских собраний, уездных и губернских.

Генера́л-губерна́тортермин, обозначающий назначенного представителя главы государства или правительства для управления некоторой территорией

Губерна́тор  глава большой административно-территориальной, федеративной единицы.

Испра́вник — глава полиции в уезде в Российской империи, подчинен губернатору.

Поли́ция — система государственных служб и органов по охране общественного порядка.

политическая полиция = государственный силовой орган или военизированная организация, осуществляющая защиту правящего режима от внутренних угроз, в том числе от государственных переворотов.

Мировой суд во многих государствах является низшим звеном судебной системы илисудом первой инстанции. Как правило, назначается Законодательным Собранием субъекта, а также избирается населением и функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению в упрощённом порядке мелкие уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях.

Суд прися́жных — институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы пра́ва. Суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинениям

СУДЕБНЫЕ ПАЛАТЫ — в судебной системе России 1864-1917 гг. вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции. Создавались обычно на территориях нескольких губерний. Председатели и члены этих судов назначались царем. Инстанция  — звено в системе соподчинённых органов (государственныхсудебныхпартийных и т. д.).

Судебная инстанция — суд, рассматривающий дела на определённой стадии процесса.

ОКРУЖНОЙ СУД — судебный орган, учреждён по судебным уставам,. Судебный округ Рассматривал уголовные (с участием присяжных заседателей) и гражданские дела, неподсудные мировым судьям.

Городская дума — представительный орган власти Занималась вопросами городского благоустройства, здравоохранением и другими хозяйственными делами.

ГОРОДСКАЯ УПРАВА — исполнительный орган городского самоуправления. Избиралась городской думой

ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ — в праве положение, согласно которому обви няемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказа на в установленном законом порядке

ЦЕНЗ — Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально политического, военного и податного положения

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, в праве способность гражданина или юридического лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, нести ответственность за совершенное правонарушение

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ — способность физического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей данной страны.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающая в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющая основные признаки юридического лица: а) независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц, б) наличие имущества, обособленного от имущества участников, в) право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, г) право осуществлять от своего имени экономические операции, д) право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика, е) самостоятельная имущественная ответственность. Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО — гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства

БРАК — семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при наличии у пары детей, — и к детям

ОПЕКА — одна из правовых форм защиты личных и имущественных интересов граждан. ОПЕКА устанавливается над детьми, не достигшими 15 лет, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия

ЗАВЕЩАНИЕ — Документ, в котором содержатся указания по поводу распоряжения имуществом какого либо лица после его смерти.

Выморочное имущество — имущество, оставшееся после владельца, умершего без наследников, и поступающее в доход казны.

каторжные работы — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими преступниками.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ — предусмотренное уголовным законом общественно опасноедеяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй

Арест — как мера пресечения (Заключение под стражу)  вид превентивных мер процессуального принуждения по уголовному делу

ПЕНЯ — санкция за несвоевременное выполнение финансовых обязательств, применяется при просрочке уплаты налогов и неналоговых платежей, а также при задержке оплаты полученных товарно материальных средств, оказанных услуг и выполнение работ

Штраф — вид наказания; денежное взыскание, как правило, в пользу государства, назначаемое за совершение проступка

Самостійники (соціалісти-самостійники) — українська лівонаправлена національна партія.

Имущественный ценз —  требование избирательного закона, согласно которому активное и/или пассивное избирательное право предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной стоимости или вносящим налоги не ниже определенной суммы

Фабричные и заводские рабочие  Начало и распространение приписки рабочих к заводам и фабрикам

принципу аналогии — это учение о высших законах Природы ( ГЕРМЕТИЗМ )

Умысел — одна из форм вины, противопоставляемая неосторожности. В административном праве, а также в уголовном законодательстве некоторых стран, виновным может быть признано даже юридическое лицо

Неосторожность — в уголовном праве это одна из форм вины, характеризующаяся легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий.

Цензу́ра (лат. censura) — контроль власти за содержанием и распространениеминформации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусствакино и фото произведений, передач радио ителевидениявеб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными

Институт Суде́бных прика́зо — постановление, вынесенное судьёй по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Кредитор — физическоеюридическое лицо или вообще субъект, один из участников гражданского правоотношения (обязательства), который в этом обязательстве имеет право потребовать от другого участника такого правоотношения.

Реквизиция — Переход владения собственностью в руки государства.

Секвестр — Запрет или ограничение, устанавливаемые органами государственной власти на использование или распоряжение каким-либо имуществом.

Предыдущий:

Следующий: