термины в таблице

ТГП (1-9)

1. Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

2. Административное правонарушение (проступок) — действие или бездействие, являющееся 1) противоправным и 2) виновным:  а) умышленным или б) неосторожным, которое посягает на: 1. права и свободы человека и гражданина, 2. собственность (независимо от ее формы), 3. окружающую природную среду, 4. порядок: а) государственный или б) общественный, 5. установленный порядок управления, за которое (действие или бездействие) предусмотрена административная ответственность законом, при условии, что оно (действие или бездействие) не влечет уголовной ответственности.

3. Акт применения права — правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

4. Гипотеза нормы права— элемент правовой нормы, который указывает на условия, при которых данная норма права подлежит применению. Таким образом, является элементом, связывающим норму права и регулируемое им общественное отношение

5. Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества

6. Государственный аппарат — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. 

7. Государственная власть – особая разновидность социальной власти. это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

8. Государственный орган — это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.

9. Гражданско-правовая ответственность — одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, влекущих для правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.

ТГП (10-20)

10. Гражданско-правовой проступок — Нарушение правовых норм в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

11. Дееспособность —  способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении им совершеннолетия.

12. Деликтоспособность — способность физического лица самостоятельно нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.

13. Диспозиция нормы права — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

14. Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

15. Дисциплинарный проступок — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за который предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

16. Закон — то нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

17. Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

18. Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений.

19. Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

20. Конфедерация — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

ТГП (21-29)

21.Материальная ответственность — это возмещение материального ущерба (вреда), причиненного виновной стороной в трудовом правоотношении .

22. Монархия–  В  переводе  с  греческого   означает  единовластие.  Онаявляется  одной  самых  древних  форм  правления,  при  которой   верховнаягосударственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою  должность в установленном порядке престолонаследия.

23. Нормативный договор — соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными.

24. Нормативно-правовой акт (НПА) — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. НПА в РФ  является основным, доминирующим источником права. НПА принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

25. Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

26. ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ — материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей гражданских организаций, и по поводу которых субъекты права вступают в правовые отношения, осуществляют свои субъективные права и обязанности.

27. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.

28. Подзаконный нормативный правовой акт – это разновидность нормативного правового акта, издаваемый полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

29. Политическая система общества — форма человеческих отношений и деятельности, путем которых обеспечивается властное регулирование общественной жизни. Политическая система находится в постоянном взаимовлиянии с другими системами общества — экономической, социальной, социокультурной (духовной).

тгп (30-39)

30. Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществленияполитической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

31. Право – это с-ма общеобязательных, формально-определённых норм (правил), установленн и охраняемых гос-вом, с целью регуляции общественных отношений. 

32. Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем, качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом   в уровне правового развития субъекта), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека»2.  

33. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. 

34. Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

35. Правовой статус – это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.

36. Правомерное поведение – это обусловленное культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и требований. Правомерное поведение является основой законности и правопорядка.

37. Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое и  общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. 

38. Правовые отношения — юридическая форма общественного отношения, представляющая собой возникшие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.

39. Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное

состояние общественных отношений на определенном этапе развития общ-ва

Тгп (40-51)

40. Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. 

40) Правоспособность — установленная законом cпособность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей

41) Правосубъектность — свойство субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях.

42) Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер.

43) Преступление — виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

44) Прецедент судебный — решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы)

45) Применение права — властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм гражданами и их объединениями.

46) Пробел в праве — полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы, которая не может функционировать без обязательных юридических норм.

47) Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса.

48) Реализация права — воплощение предписаний позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения субъектов.

49) Республика — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами.

50) Санкция нормы права – элемент нормы права, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований правовой нормы (ее диспозиции).

51) Система права — это внутреннее строение структурных элементов права. Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли.

тгп (52-61)

52) Систематизация права — деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

53) Состав правонарушения —  совокупность признаков объективного и субъективного характера, необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения.

54) Социальная норма — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

55) Субъект правоотношения —  это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения.

56) Теория государства и права как наука — это базовая фундаментальная юридическаянаука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права

57) Толкование норм права — деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержаниянорм права, на раскрытие выраженной в них воли сил, стоящих у власти.

58) Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.

59) Унитарное государство — форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

60.Унита́рное госуда́рство — форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единаяправовая система, единая конституция

61. Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

ТГП (62-70)

62. Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организациюпринципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

63. Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

64. Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании

65. Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения. В науке понятие «функция» употребляется в самых разных значениях.

66. Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. 

67. Частное право — собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. 

68. Юридическая коллизия (лат. collisio — столкновение) — расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти. 

69. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение.

70. Юриди́ческий фа́кт — конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

КП (1-8)

1. Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах идемонстрациях и т.д.). Главным образом подразумевается уклонение от своих электоральных функций.

2. бикамерализм — (фр. bicamerlsme) двухпалатная структура парламента в буржуазных странах.

3. Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́наангл. rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не выше закона, все равны перед законом, и никто не может быть наказан государством иначе как за нарушение закона и в установленном законом порядке.

4. ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — закреплённое в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения.

5. ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ — в парламентской практике выраженное (как правило, нижней палатой парламента) неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра.

6. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации — должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее егоисполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

7. Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

8. Гражда́нство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. 

КП (9-15)

9. ИММУНИТЕТ ПАРЛАМЕНТСКИЙ (депутатский) — неприкосновенность депутатов парламентов, а иногда и др. представительных органов власти; означает запрещение ареста или привлечение к судебной ответственности депутата за все его действия, в т.ч. совершенные не при исполнении парламентских обязанностей. И.п. депутат пользуется только во время действия депутатского мандата. Он может быть лишен неприкосновенности палатой, членом которой является.

10. Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от объективной точки зрения человечества.

11.Избирательная система — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право 

12.Императивный мандат — ограничение в действиях депутата парламента какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего требований. Она может представлять собой открытое голосование на собрании избирателей, тайным голосованием избирателей по той же процедуре, что и выборы.

13. Импичмент — процедура судебного обвинения, в т.ч. и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента как правило уличает лицо в актах, совершённых незаконно, т.е. в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.

14 Имплементация норм международного права — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему.

15. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.

Конституционная жалоба — одно из процессуальных средств защиты конституционныхправ и свобод граждан.

Кп (16-24)

16. Конституционная ответственность —  неблагоприятные последствия, которые наступают в случае отступления от конституционно-правовых требований полномочных органов государства, его должностных лиц, а также иных субъектов политической деятельности.

17. Конституционное право как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих основы организации, основывзаимоотношения человека с обществом или государством. Это фундаментальная отрасль Российского права.

18. Конституционный контроль — собый вид правоохранительной деятельности.Заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.Существуют предварительный контроль, который осуществляется до вступления в силу закона, и последующий (в отношении действующих законов).

19. Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

20. Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

21. Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

22. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина — означает, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.

23.Омбудсмен — в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

КП(24-32)

24. Орган государственной власти — предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями.

25. Парламент — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установленоразделение властей.

26. Парламентский лоббизм — осуществление давления, активное влияние на государственных чиновников, парламентариев или иных влиятельных лиц с целью принятия ими решений в пользу тех, чьи интересы представляют лобби.

27. Пересмотр Конституции Российской Федерации — установленные в действующейКонституции РФ основания, а также порядок разработки и принятия новой Конституции страны.

28. Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

29. Правосудие — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть.

30. Представительная демократия —  политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государствомделегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами.

31. Промульгация закона — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции, и публикование его в официальном органе печати (в Российской Федерации это «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Парламентская газета»). С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти. 

32.Ратификация международного договора — процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. До ратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы и не обязателен для нератифицировавшей стороны.

КП(33-40)

33. Система сдержек и противовесов — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль.

34. Социальное государство — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

35. Субъект федерации – составная часть федеративного государства.различных странах имеют разные наименования: штат, земля, республика, область, край, кантон, федеральный округ, провинция, территория.

36. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина — гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из важнейших государственных способов защиты правсвобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

37. Судебная система Российской Федерации — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудиена территории России.

38. Федеральный конституционный закон — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению сфедеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

39. Фракция — группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации.

40. Юридическое равенство — это объективное свойство права, основанное на началах справедливости и характеризующее право как равную меру свободы и ответственности субъектов в обществе в условиях баланса публичных интересов государства и частных интересов личности, достигаемого посредством политико-правового режима правозаконности.

Предыдущий:

Следующий: