термины Политика

Политика

1. Власть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

Легитимность — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.

Кроме того, легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.

Легитимность следует отличать от легальности — соответствия правовым нормам.

Легальный — признаваемый законом, соответствующий закону.

Авторитет— в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком — влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.

Харизма— приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней её последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в её неограниченные возможности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ — способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

Осуществление власти должно основываться исключительно на праве. Связанность Г.в. правом является единственно возможной формой ее проявления.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной (предложена Джоном Локком, термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё).

Законодательная власть — власть в области законодательства.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Судебная власть — от имени государства применяет меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешает правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривает дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам), в отдельных случаях дает толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором.

2. Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование (форма государственного правления, форма государственного устройства, политический режим).

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Виды монархий

1) Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

2) Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции.

В свою очередь ограниченная монархия делится на:

-Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

-Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).

В свою очередь конституционная монархия делится на:

-Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

-Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Виды республик

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

1) Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

2) Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

3) Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

1) Унитарное государство— простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

2) Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом.

3) Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств.

Политический режим — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

1) Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа.

2) Авторитаризм — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

3) Тоталитаризм — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации).

Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление.

БЮРОКРАТИЯ – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.

Импичмент — процедура судебного обвинения, в т.ч. и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с последующим их отстранением от должности.

Суверенитет — свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями.

3. Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом:

-политические организации (органы государственной власти, партии, общественно-политические движения)

-политические отношения

-политические взгляды и идеи (убеждения)

-политические и правовые нормы и ценности

-политическая культура

Политические отношения — связи, воспроизводящиеся между людьми в политике.

Политические убеждения — совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль.

Политические ценности – предпочтительное признание субъектами политики (индивидами, группами, классами, нациями и др.) значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленные их социально-политическим опытом. К числу основных политических ценностей относятся: права человека, характер, принципы и формы политического устройства и развития общества, его политических институтов, идей, участия людей в политике, выражения и реализации их интересов, культура политики и др.

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

1. Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на традиционные местные ценности: ценности клана, племени, рода и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности. Индивиды маловосприимчивы к глобальной политической культуре, им свойственна политическая наивность. Политические взгляды носителей этой культуры «растворимы» в религиозных и социальных стереотипах и традициях. Сами носители этого типа культуры политической активности не проявляют. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых идет процесс становления политической системы, а политическая культура представляет собой смешение местных субкультур.

2. Подданническая политическая культура базируется на основополагающей ценности подчинения власти и предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Носители этого типа культуры так же, как и представители патриархального типа культуры, ориентируются на традиции, но делают свой выбор сознательно. Подчинясь власти индивид считает, что власть обязана решать все его насущные проблемы. Он ждет от нее социальных гарантий, пособий и т.д.

3. Активистская политическая культура или культура участия характеризуется отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе. Отличительные признаки этой культуры – активность, вовлеченность, рациональность. Граждане стремятся воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств: выборов, демонстраций и т.д.

ПОЛИТИКА — сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами.

4. Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа:

— непосредственная (прямая): непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государственной политики, общественно-политической жизни (выборы, реферндум);

— партиципационная (демократия участия): участие низов населения в выборах, принятии решений, политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства;

— представительная (репрезентативная): опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган в государстве;

Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Референдум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

5. Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Структура гражданского общества

-Политические партии.

-Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

-Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

-Научные и культурные организации, спортивные общества.

-Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

-Независимые средства массовой информации.

-Церковь.

-Семья.

Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Плюрализм — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Необходимыми, но недостаточными условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода массовой информации, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.

Консенсус, единогласно — способ принятия решений при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц, принятие решения или текста договора на международных конференциях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников данного форума, либо исключении мнения нескольких несогласных участников.

6. Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Рекрутирование элит — процесс вхождения в состав руководящих групп и движения внутри них.

Контрэлита — оппозиционная по отношению к правящей политической элите часть бюрократии, социальная группа, которая борется за право на вхождение в элиту или создание новой; субъект политики, который действует достаточно организовано (легально или нет) и стремится получить власть в свои руки или передать её другой политической силе.

7. Политическая партия – это

-организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.

-политический институт, чьей задачей является отражение и представление разнообразных политических и общественных интересов. Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

Лоббизм (то же что и «лоббирование») — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Фракция — группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации.

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти (однопартийные, двухпартийные и многопартийные).

Политические (общественно-политические) движения –это

– добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

— добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей снизу, объединившихся на основе общности интересов для осуществления общих целей.

Идеология — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).

Левая идеология — идеология оппонирования власти, которая отрицает легитимность существующего господства и предъявляет политическую альтернативу, востребованную новыми господствующими группами или (и) нижними классами, претендующими на участие в распределении богатства и власти (коммунисты, социалисты и социал-демократы).

Правая идеология — идеология социального господства, выражающая интересы господствующего социального класса или определенной властвующей группы внутри господствующего класса (либералы, консерваторы и фашисты).

Либерализм — идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Либеральные партии призывают к введению и защите гражданских свобод. В либерализме фундаментом считается право свободно распоряжаться собой и своей собственностью.

Консерватизм — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, неприятие радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства.

Фашизм — обобщённое название специфических крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются культ личности, милитаризм, тоталитаризм.

Социализм — обозначение (а) учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; (б) общественного строя, воплощающего эти принципы, для чего ставящий перед собой глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующего для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Социал-демократия — умеренный тип социализма. Основным отличием является отказ от насилия, как средства политической борьбы. Основными целями социал-демократии являются снижение имущественного неравенства путем законодательных реформ, в частности — изменения налоговой системы.

Коммунизм — идеология, политическое учение, часть более широкой политической философии социализма.

Термин часто используется для обозначения спрогнозированной в теоретических работах марксистов общественно-экономической формации, основанной на общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, упразднение государства, изменение функций и постепенное отмирание денег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века.

8. Средства массовой информации:

-Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.

-Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета;, очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Цензура — контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино и фото произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными.

9. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.

— в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);

— в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу

Избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

-подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

— выдвижение и регистрация кандидатов;

-предвыборная агитация и финансирование выборов;

— голосование и подведение итогов выборов.

Типы избирательных систем:

1) Мажоритарная система – победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

1а. Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия).

1б. Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников — «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).

1в. Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция – на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура).

2) Пропорциональная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов (документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.

2а. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);

2б. Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах).

3) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) – половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг. по избирательным системам 1в и 2а).

Предвыборная кампания (также избирательная кампания) — совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

Электорат — круг избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны.

Мандат — полномочие, поручение. М. называется также документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица (например, депутатский М.).

10. ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — совокупность видов деятельности субъектов политических отношений, отражающих стадии изменения политической системы и направленных на достижение политических целей.

В зависимости от качественных и количественных характеристик изменений выделяют две основные формы протекания политических процессов: режим функционирования и режим развития.

Режим функционирования политического процесса характеризуется простым воспроизводством сложившейся модели отношений, использованием устоявшихся в данной политической системе механизмов реализации политической власти.

Политический процесс, характеризующийся высокой интенсивностью тех или иных политических изменений, в политической науке принято называть политическим развитием.

11. Политическое участие – действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют, или пытаются влиять на результаты ее деятельности:

-конвенциональные формы (т.е. легальные, соответствующие законодательству)

-неконвенциональные формы (незаконные) формы политического участия.

Абсентеизм — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрациях и т.д.). Главным образом подразумевается уклонение от своих электоральных функций.

Политический терроризм – это метод политической борьбы, который связан с осуществлением насильственных вооруженных акций с целью устрашения и подавления политических противников.

12. Политическое лидерство — это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу.

Понятия политического лидерства имеет два аспекта:

1. Формально-должностной статус. Он связан с обладанием властью.

2. Субъективный. Личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту.

Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля).

13. Органы государственной власти РФ предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся:

-Глава государства — Президент Российской Федерации;

-Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание РФ, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации.

-Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;

-Федеральные органы исполнительной власти — Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ

-Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

Арбитражные суды разрешают экономические споры, возникшие между юридическими лицами из гражданских, административных и иных правоотношений.

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

14. Популизм — политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам.

15. Оппозиция в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также это политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.

16. Милитаризм — государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и одновременно с этим допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов. Милитаризму свойственна гонка вооружений, рост военных расходов бюджета государства, наращивание военного присутствия с политическими целями за рубежом, военное силовое вмешательство в дела других суверенных государств (как со стороны держав-агрессоров, так и со стороны агрессивных военно-политических блоков), усиление влияния военно-промышленного комплекса в экономике страны и ее внешней и внутренней политике, и, зачастую, как следствие всего этого — нарастание явлений внутреннего экономического кризиса, выражающегося в обогащении привилегированной военно-политической элиты страны, а также в истощении бюджетных ресурсов самого милитаристического государства, падении внутренних экономических его показателей. Однако под влиянием гонки вооружения в стране замечается научно-техническое развитие, а также поощряется спорт и массовая военная подготовка.

Милитаризация — подчинение экономики, политики и общественной жизни государства военным целям.

17. Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

Предыдущий:

Следующий: