термины педагогика

Абстракция — Вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) — когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий . Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная и содержательная абстракции .

Авторитарность (автократичность) — стиль руководства, который характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов совместной деятельности . В качестве средств выступают приказы и распоряжения, при этом обратная связь по выполнению совместной деятельности осуществления в виде наказания.

Авторитет— 1. Общепризнанное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг. 2. А. — популярная, пользующаяся уважением в какой-либо сфере деятельности личность. Различают авторитет абсолютный, или, так сказать, заслуженный, и относительный, «не заслуженный». Без абсолютного авторитета его сфера деятельности была бы совершенно иной (по крайней мере, в глазах большинства), не было бы продуктов его деятельности. Например, без В. Высоцкого не было бы его песен. Без авторитета относительного в его сфере деятельности, в продуктах его труда было бы примерно то же самое. Иными словами, относительный авторитет просто занимает в социуме какое-то место, какое без него и так занял бы кто-то другой. Понятия абсолютный и относительный авторитет субъективны в том плане, что отражают в основном представления людей. Иначе говоря, если кто-то собирается доказать, что человек такой-то абсолютный авторитет сам по себе, то это вряд ли будет разумно. Имеет смысл говорить об абсолютности или относительности авторитета только в глазах масс. Практическое применение это деление авторитета имеет в следующем. При ангажировании во время предвыборной кампании какого-либо лица необходимо учитывать, что агитационная мощь абсолютного авторитета, как правило, выше мощи относительного, т.к. с точки зрения большинства политик — это относительный авторитет, можно было бы обойтись и без него. Вес же абсолютного авторитета какого-нибудь писателя, музыканта компенсирует этот недостаток и придает политику некую абсолютную ауру. Нежелательно ангажировать поэтому, например, спортсменов, т. к. они по большей части тоже все авторитеты относительные, «незаслуженно заслуженные».

Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие Авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ, 1992).Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда — авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики. Авторские школы известны, как правило, по именам их создателей — «школа В.А. Караковского», «школа Е.А. Ямбурга» или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский) и др. Термин «Авторские школы» часто применяют и к наиболее известным образовательным учреждениям прошлых десятилетий («школа А.С. Макаренко», «школа В.А. Сухомлинского», «яснополянская школа» и др.).

Агрессия— (от лат.- aggredi — нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.

Агрессия — поведение , ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта , стрессов , фрустраций . Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

АдаптацияПриспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Практикуется, как взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.

Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) — процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

аккуратность склонность к точности, порядку, опрятности и прилежанию ◆ Немецкая аккуратность. ◆ Умеренность и аккуратность (два таланта чиновника). А.С. Грибоедов ◆ Больше всего его здесь удовлетворяла, как он выражался, аккуратность поэта, которую он видел в этих стихах… Ю. Н. Тынянов, «Малолетный Витушишников», 1933 г. ◆ Порядок, аккуратность, правильность во всем — были его качествами, и он не выносил ни малейшего промаха в писании. Н.И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск седьмой: XVIII столетие», 1862–1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Акселерация (от лат. aссеleratio – ускорение) — наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием.

АКСИОЛОГИЯ (греч. axia — ценность и logos — учение) — учение о природе ценностей.

активизация действие по значению гл. активизировать; побуждение к более активной деятельности ◆ Активизация работы с населением. действие или состояние по значению гл. активизироваться; результат побуждения к усиленной деятельности, увеличившаяся активность ◆ Для этого значения не указан пример употребления. Вы можете оказать помощь проекту, добавив пример употребления из литературного произведения или повседневно

Аксио́ма (др.-греч. ἀξίωμα — утверждение, положение), постула́т — утверждение, принимаемое истинным без доказательств, и которое в последующем служит «фундаментом» для построения доказательств в рамках какой-либо теории, дисциплины и т. д.

Активность личностиСпособность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика активности личности — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

Альтруизм [лат. alter — другой] — система ценностных ориентаций личности, проявляющихся в актах заботы, милосердия, самоотречения, мотивом которых являются интересы другого человека или социальной группы. А. находит свое выражение в бескорыстном поведении, осуществляемом ради других людей и не способствующем повышению приспособляемости самой совершающей это поведение личности. Термин «А.» введен французским философом О. Контом как противоположный понятию «эгоизм». Конт связывал понятие А. с формированием посредством воспитания у человека способности противостоять собственному эгоизму во имя интересов людей. В качестве морального принципа А. провозглашается некоторым к философско-религиозными учениями (буддизм, христианство), содержится в воззрениях многих мыслителей (Ж.-Ж. Руссо, И.-В. Гете, Л.Н. Толстой, Э. Фромм и др.). В психоанализе З. Фрейда А. рассматривается как невротическая компенсация т.н. первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. В современной психологии и социобиологии ставится вопрос о филогенетических корнях самоотверженного поведения в животном мире, о «родословной А.», (В.И. Эфроимсон), об альтруистической стратегии поведения особи как необходимой в целях выживания всего вида (Дж. Уилсон, П.В. Симонов). Механизм проявлений А. может быть различен. Как правило, акты А. определяются ситуативными альтруистическими установками, которые актуализируются в различных действиях субъекта в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). В том случае, когда А. определяется смысловой установкой, он становится осознанной ценностной ориентацией, определяющей поведение личности в целом. Тогда А. превращается в смысл жизни личности (например, мировоззрение и деятельность А. Швейцера). Проявления А. могут быть сопряжены с прямой угрозой для интересов личности и даже для ее жизни. Эти обстоятельства существенно затрудняют экспериментальное исследование феномена А. и вынуждают психологов обращаться к анализу внешних форм поведения — помощи, щедрости, заботы и т.д. — без глубокого проникновения в мотивационную сферу личности. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером тех ценностей, которые лежат в основе ее взаимоотношений с людьми. А. может выступать как важный момент социально-психологического проявления гуманных отношений.

АмбицияОбостренное самолюбие, самомнение, спесь.

АнализРассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. Процедурой, обратной А., является синтез, с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Синтез состоит в том, что знание о предмете получается путем соединения его элементов и изучения их связи.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) — расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное исследование.

Анкетный опросМетод социально-психологического исследования с помощью анкет.

Анкетный опрос — форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

Анкетирование (от франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты

Аномалия. В биологии и медицине термин «А.» применяют главным образом для обозначения результатов отклонения от нормального развития, т. е. возникновения нетипичного строения и деятельности органов или всего организма. К А. могут привести как недоразвитие или чрезмерное развитие зачатка органа, так и изменение времени его закладки. А. могут быть обусловлены генетическими факторами (например, шестипалость), механическими, термическими, химическими, радиационными и иными повреждениями развивающегося зародыша, внутриутробной инфекцией плода и т. д. Наиболее резко выраженные А. называются уродствами, изучаемыми тератологией. См. также пороки развития.

Аномальные Дети(от греч. апо-malia — отклонение, неправильность), дети, имеющие значит, отклонения от нормального физич. или психич. развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, к-рые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития. Такие условия в наиб, адекватной форме создаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Конформизм(от лат. conformis — подобный, сообразный), тенденция личности изменять свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием группы, в к-рую человек включен. В психологии склонность к К. — конформность — рассматривается как специ-фич. личностная черта, в большей или меньшей степени присущая каждому человеку. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Первая представляет собой демонстративное Подчинение навязываемому группой мнению с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жёстких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутр. принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собств. точка зрения. Внутр. конформность, как правило, сопровождается внешней, к-рая, напротив, не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. При всех различиях обе формы близки в том, что служат специфич. способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать своё поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является нонконформизм — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой утверждать противоположную точку зрения.

АссоциацияВозникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин «ассоциация» был предложен Дж. Локком в ХУП в.

Ассоциация (от лат. associatio – соединение) — связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное – пурпурное), по контрасту (большое – маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно–следственные (сильный ветер – озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

Аффекты(от лат. affectus — душевное волнение, страсть), эмоциональные состояния, для к-рых характерно бурное и относительно кратковременное протекание: ярость, гнев, ужас и т. п. (в философии и психологии понятие «А.» используется в более широком значе-‘ нии — как синоним понятия «чувства»; соответственно «аффективный» — «эмоциональный»)

Аффилиация [англ. to affiliate — присоединять, присоединяться] — стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к А. возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование А. вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

Барьер психологическийПсихическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

Белл-ланкастерская Системавзаимного обучения, система организации и методов обучения в нач. школе, при к-рой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Возникла в связи с появлением необходимости массового обучения грамоте. Была предложена независимо друг от друга англ, педагогами Э. Бвллом и Дж. Ланкастером. Первоначально применялась в Индии (1791, Белл), затем в Великобритании (1801, Ланкастер). В нач. 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (Франция, Россия, США, Дания и др.) как быстрый и дешёвый способ обучения грамоте. К сер. 19 в. утратила популярность. В школах взаимного обучения учили чтению, письму и счёту. Методика обучения была крайне стандартизованной; её основой было механич. заучивание материала. Шк. оборудование состояло из столов, рассчитанных на 10 уч-ся, и дидактич. таблиц, развешанных по стенам большого зала, вмещавшего 100- 500 учеников. Мл. ученики писали на песке, старшие — на аспидных досках. Учебников не было. Каждый монитор ежедневно получал метод, инструкции от учителя. Переход от письменных занятий за столом к устным у настенных таблиц строго регламентировался педагогом. Темп занятий и дисциплина поддерживались детально разработанной системой поощрений и наказаний. В результате ученики быстрее, чем в обычной школе, овладевали навыками письма и счёта, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования. Попытки Ланкастера применить метод взаимного обучения в ср. школе потерпели неудачу. Против Б.-Л. с. выступали сторонники развивающего обучения.

Беспризорность Детскаяотсутствие у детей и подростков семейного или гос. попечения, пед. надзора и нормальных условий жизни.

Детская безнадзорность Детская безнадзорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.

Беседа (в психологии)Метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

БихевиоризмНаправление в психологии, начало которому было положено статьей американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S — R появились «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения , вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „ эмоции “) и приобретенные ( привычки , мышление , речь , сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность ). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера , разработанная в 30–х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии , методы программированного обучения .

БОЙСКАУТИЗМ-одна из форм организации детей, которая по определению ее основателя Баден-Пауэлла представляет собой «систему воспитания гражданственности через игру, систему, являющуюся дополнением школе». Широкое использование приключенческих и романтических мотивов в длительной игре (охотники, разведчики, следопыты и т.д.) сочетается в Б. с организацией детей на военный лад. Б. возник в начале XX в. в Англии и получил распространение во многих странах мира.

Буквослагательный метод обучения грамоте — метод обучения чтению. Известен со времён Древней Греции и Древнего Рима; в России применялся c XVI до середины XIX веков. В основе этого способа выделение единицы членения текста — буквы. Буква однозначно связывалась со звуком, считалось, что букв столько же, сколько звуков. Главным было заучивание букв, составление из них слогов и их заучивание и, наконец, чтение «по складам». К письму приступали после освоения «складов», начиная снова с письма букв потом слов и фраз. Таким способом обучение грамоте могло длиться годами. Обучение чтению по буквослагательному методу требовало длительного времени (до 2 лет) и было для детей очень трудно. На смену этому методу пришло звуковое обучение грамоте.

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья»,[1] претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Некоторыми специалистами причисляется к альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям.[2] Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.

Валидность(от англ. valid — пригодный) — комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

Вальдорфская Педагогикасовокупность методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Варианты организации усвоенияНаучные знания в содержании учебного материала включают: знания об исходных конкретных эмпирических объектах и их свойствах, знания о сущности исходных явлений и, наконец, знания об исходных конкретных объектах, но уже как мысленно конкретных, теоретически объясненных. Перечислим возможные варианты организации усвоения содержания учебного материала: 1) учитель сообщает устно или письменно все перечисленные знания в полном объеме, а учащиеся осуществляют рецептивные действия понимания сообщений учителя; 2) учитель сообщает знания об исходных эмпирически конкретных объектах, знания о сущности объектов, а объяснение предлагает вывести самим учащимся; в этом случае учащиеся осуществляют рецептивные действия понимания сообщений и самостоятельные действия обоснования конкретных знаний исходя из знаний о сущности; 3) учитель сообщает только знания об исходных эмпирически конкретных объектах, а все остальные знания предлагает найти самим учащимся, осуществляя при этом косвенное управление поиском, наводя их на переход от знания о явлениях к знанию о сущности и далее к содержательному конкретному знанию об объектах; при этом учащиеся осуществляют рецептивные действия понимания сообщений об эмпирических фактах и относительно самостоятельные действия поиска их сущности, обоснования конкретных знаний исходя из найденных знаний о сущности; 4) учащимся предлагается самостоятельно получить некоторые исходные эмпирические данные об объектах, найти их основания и вывести свойства объектов из найденных оснований. Уяснение содержания учебного материала из сообщения включает следующие операции: восприятие и декодирование исходного содержания, переработка и уяснение содержания, фиксация переработанного и уясненного содержания.

Ведущая деятельность Ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности ребенка. Вместе с тем детская психология не располагает экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе. Сейчас высказывается точка зрения, что определяющим развитие личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у нее с референтными для нее группами и лицами, характером и взаимосвязями деятельностей, которые задают эти референтные группы, общением, которое в них складывается, а не монополия <ведущего типа деятельности>. Здесь следует различать два подхода к развитию личности: собственно психологический, фиксирующий то, что уже есть развивающейся личности и что может быть в ней развито в конкретной социальной ситуации развития; и собственно педагогический, фиксирующий, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социальным ожиданиям. В рамках этого подхода деятельность всегда выступает как ведущая для развития личности. Однако это не будет один ведущий тип деятельности для каждого возраста. Всестороннее и гармоническое развитие личности не может на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним <ведущим типом деятельности>.

Ведущая деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

1. Непосредственное общение младенца со взрослыми;

3. Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;

Учебная деятельность школьников;

5. Профессионально-учебная деятельность юности.

ВниманиеСосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом , возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью. Для диагностики внимания существует ряд методик: для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д. Кеттела , В. Вундта ; для определения концентрации и устойчивости — корректурный тест Б. Бурдона; для определения скорости переключения внимания — метод таблиц Шульте. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности.

ВнушаемостьСтепень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Внушаемость является характеристикой индивида, зависимой от ситуативных и личностных факторов. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности.

Внушаемость — повышенная податливость по отношению к побуждениям, которые спровоцированы другими людьми, некритическая готовность подчиниться, склонность заражаться чужими настроениями и перенимать привычки. Проявляется при общении , при чтении книг, при восприятии рекламы. Это индивидуальное качество может основываться на склонности к подражанию и на открытости самовнушению состояний. Повышенная внушаемость характеризует индивидов с относительно низким уровнем интеллектуального развития и несформированным логическим мышлением , входящим в структуру критичности. Определенные условия, такие как утомление , заболевания, стресс , дефицит времени, недостаток компетентности и групповое давление, могут провоцировать повышение степени индивидуальной внушаемости. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответствующего характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности , неуверенности в себе).

ВозрастКонкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно — историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в какой-то мере — характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые в основном лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Вредные привычки – это различные виды отклонения от здорового образа жизни. Их последствия для каждой отдельной личности и для общества в целом весьма печальны

Госпитализм — синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Готовность к школьному обучению — определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения. Готовность к школе — интегральная характеристика, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. Г. к ш. о. в значительной мере определяется индивидуальным уровнем структурно-функционального созревания коры больших полушарий и регуляторных структур мозга. Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функционального развития. Готовность к обучению не является абсолютным показателем, не имеет нормативных критериев и зависит от требований школы, объема и интенсивности учебной нагрузки, условий, направленности и дифференцированности обучения и других условий.

Грамотность (от греч. grammata — чтение и письмо). Г. как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание понятия «Г.» меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов.

ГУМАННОСТЬ (от лат. humanus – человечный) – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Понятие Г. как социальной установки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением т. н. помогающего поведения и др. Г. – важнейшая характеристика личностных качеств человека. Чем выше должностной или социальный статус человека, тем большей Г. он должен обладать, т. к. от его решения нередко зависят судьбы многих людей. Руководитель, лишенный Г., профессионально непригоден. Дефицит Г. выступает причиной значительного числа конфликтогенных решений. Количество и острота социальных конфликтов прямо зависят от степени Г. отношений между людьми.

Гуманизация образования система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологииобучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений; путь кочеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенствованию культурного и духовного облика личности; формирование социальных способностей человека быть общественно значимым, жить в обществе по нравственным нормам, приумножать свои способности к творческой деятельности, совершенствовать свою личность; ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимногоуважения учащихся и педагогов, сохранение здоровья, чувства собственного достоинства, развитие личного потенциала; индивидуально личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного познания.

Деби́льность (лат. debilis — «слабый») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода, устаревший термин, не рекомендуемый к использованию. При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас).

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ — какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью. Степень дезадаптации характеризуется уровнем дезорганизации функциональных систем организма.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение) — переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет только к истинному заключению. Д. как умозаключению, опирающемуся на логический закон и с необходимостью дающему истинное заключение из истинных посылок, противопоставляется индукция — умозаключение, не опирающееся на закон логики и ведущее от истинных посылок к вероятному, или проблематичному, заключению.

ДЕЙСТВИЕ — произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. Определяется как процесс, направленный на достижение цели. Действие выполняется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, — с условиями; эти способы — неосознаваемые или мало осознаваемые — называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Итак, действие — совокупность операций, подчиненных цели. Инициация действий — лишь последний этап трехстадийной последовательности.

Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. В социальной психологии используют понятие относительной депривации и фрустрации.

ДЕТЕРМИНИЗМ — концепция, согласно коей действия людей детерминируются — определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии — закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:1) детерминизм системный — зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;

2) детерминизм типа связи обратной — следствие воздействует на вызвавшую его причину;

3) детерминизм статистический — при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;

4) детерминизм целевой — предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением — эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности. Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» — продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и «внутреннее» — сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.

ДЕТСТВО — термин, означающий начальные периоды онтогенеза — от рождения до возраста подросткового (в расширенном смысле — до появления возможности включения во взрослую жизнь). Согласно принятой периодизации, детство охватывает:1) младенчество — от рождения до одного года;

2) детство раннее — от 1 до 3 лет;

3) возраст дошкольный — от 4 до 6-7 лет;

4) возраст школьный младший — от 6-7 до 10-11 лет. Детство сменяют отрочество и юность, кои предшествуют периоду социальной зрелости. Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали преодолению долго господствовавших представлений о детстве как о «натуральной стадии», обладающей некими универсальными для всех времен и народов свойствами. Показано, что, как социокультурный феномен, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду; она определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь — система общественного воспитания: по мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности, задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования личности.

Дефицит общения — снижение интенсивности и качества общения — ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом — и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам — и отклонениям в психическом развитии.

Диало́г (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей) в обыденном смысле — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми; — в философском и научных смыслах — специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования. Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?»

ДИДАКТОГЕНИЯ (греч. didasko — учить, genesis — происхождение). Разновидность психогении, при которой травмирующим психику учащихся фактором является поведение педагога. Это может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту, подавление его инициативы, прилюдное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т.д.). Важное значение имеют и особенности личности учащегося, его повышенная сенситивность, незрелость суждений, их несамостоятельность.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Диспут – публичный спор на общественно важную или научную тему. Корректное речевое поведение во время диспута включает в себя соблюдение элементарного речевого этикета, уважительные по отношению к оппоненту выражения. Отрицательным является уход в сторону от темы диспута, затягивание своей реплики (каждая реплика каждого участника не должна превышать двух, максимально трех минут), ироничность, третирована по отношению к оппоненту, перебивание его речи, пустопорожность или демагогичность реплики, особенно как ответ на реплику оппонента. Оценивая реплики участников диспута, обязательно нужно учитывать, что часто они «работают» больше на публику, на слушателей (присутствующих в зале или телезрителей) и в меньшей мере стремятся подействовать на собеседника-оппонента, т. е. стремятся убедить прежде всего публику, вести среди нее пропаганду своих идей (нравственных, политических и др.).

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina) общественная, определ. порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям к.-л. орг-ции. Д. является необходимым условием нормального существования общества; благодаря Д. поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций. В обществе всегда существует общеобязат. Д. и спец. Д. — обязательная только для членов определ. орг-ции (трудовая, партийная, воинская и т. д.). Д. всегда определяется господствующими обществ., классовыми отношениями и служит для их поддержания.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (Differentiation; Differenzierung) — отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям.

Доверие — установка личности, представляющая безусловную веру, а иногда и заменяющая ее. Д. проявляется в специфическом отношении субъекта к определенным объектам, связанным с ситуативной, актуальной значимостью и априорной надежностью (безопасностью) объекта для субъекта. Д. есть самостоятельная форма веры, сущность которой впервые выделил как базовую установку личности к миру, формирующуюся на ранних этапах онтогенеза, Э. Эриксон. Показателем проявления Д. является, например, готовность ребенка без особой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения. Базовой потребностью человека является его собственная безопасность, которая имеет разную ценность для каждого человека. Объекты окружающего мира должны представляться человеку не только относительно безопасными, но и значимыми в каждой конкретной ситуации. Только такой мир будет вызывать у человека Д. и он будет вступать с ним во взаимодействие. В психологии Д. изучалось в трех относительно самостоятельных областях: Д. к миру, Д. к людям, Д. к себе. Все три области Д. определенным образом соотносятся и представляют единое социально-психологическое явление, имеющее сходные условия возникновения характеристики проявления.

Догмати́зм (др.-греч. δόγμα — мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике) и опирающийся на них.

Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты. Термин «догматизм» применяется в сфере политики, религии и философии.

Догматизм педагога проявляется в бездоказательности, категоричности, схематизации обучения и воспитания, толкает учащихся на зубрежку, злоупотребление цитатами, некритическое усвоение того, что им преподносится. Догматизм педагога сковывает творческое мышление, самостоятельность и инициативу обучаемых. Догматизм педагога противоречит творческому характеру его деятельности, приводит к шаблону в работе, недооценке индивидуального подхода к обучаемым. Понятие догматизм определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями — скептицизмом и критицизмом.

Доступность Обученияодин из принципов обучения; соответствие содержания, объёма изучаемого материала, методов и организац. форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения.

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ — (от лат. tolerantia – терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих. Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающемумиру, содержание которой составляет его целесообразное изменение винтересах людей; условие существования общества. Деятельность включает всебя цель, средства, результат и сам процесс. Деятельность — Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности — . Формирование — придание определенной формы…2) Составление,образование какого-либо коллектива, воинской части и т. п…3) Уже на относительно ранних стадиях. Развитие в Энциклопедическом словаре:

Развитие — биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных(рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с моментазарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и втечение всего времени существования жизни на Земле их видов и другихсистематических групп (историческое развитие, или филогенез).направленное, закономерное изменение; в результате развитиявозникает новое качественное состояние объекта — его состава илиструктуры. Различают две формы развития: эволюционную, связанную спостепенными количественными изменениями объекта (см. Эволюция);революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуреобъекта (см. Революция). Выделяют восходящую линию развития (см. Прогресс)и нисходящую (см. Регресс). В современной науке разрабатываютсяспециально-научные теории развития, в которых, в отличие от классическогоестествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы,опи

Воспитание — 1. Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения. // Обучение навыкам какой-л. профессии, совершенствование профессионального мастерства 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной и личной жизни.

Воспитание — целенаправленное развитие человека, включающее освоениекультуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, атакже организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитаниивзаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты;учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации,религиозные институты, общественные организации и др. сываются нелинейные, скачкообразные преобразовани Коррекция — 1. Внесение изменений во что-л.

Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. Комплекс неполноценности), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. Акцентуация характера). С возрастом сензитивность может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. Сензитивность может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная сензитивность представляет собой одну из форм конституциональных отношений (см. Акцентуация характера, Психопатии). Социально-психологическая компетентность (от лат. competens —соответствующий, способный) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого (см. Рефлексия, Эмпатия). Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность. Инклюзивное образование означает включение детей с ограниченными возможностями в систему общего образования, когда ребята с инвалидностью учатся в одном классе или ходят в одну группу с другими детьми.

КОРРЕКЦИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ — исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью социальной системы педагогических приемов и мероприятий.

Дефект-(лат. defectus — отпадение, убывание, недостаток). Резидуальные психические изменения, в первую очередь личностные, вследствие перенесенного психотического состояния. Возникает при шизофрении, органических поражениях головного мозга, носит специфические для ряда психических заболеваний черты; например, при шизофрении характеризуется апатико-аутистическими изменениями с диссоциативными проявлениями в мышлении, после травм головного мозга Д. определяется церебрастеническим или церебропатическим синдромом с различной степени выраженности интеллектуально-мнестическими и характеропатическими проявлениями. Нередко особенности Д. зависят от формы течения психического заболевания: так, например, он значительно быстрее развивается и носит более грубый характер при приступообразно-прогредиентном, чем при рекуррентном, течении шизофрении. Педагогика – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, организации, анализа, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса и поиска эффективных педагогических систем.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением направленных на развитие человека.

Педагогика — одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой… Метод — это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод — это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую роль в успехе.

Навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык — автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условии и порядка осуществления актов действия, направленного, на преобразование реальных объектов. Различают также навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. Навыки характеризуются и разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к которьм навык может быть осуществлен, тем более он обобщен и лабилен. Знания – это деятельность людей и отражение объективной действительности, рассмотренное с точки зрения не процесса, а результата. Воплощаясь в языке, знание может быть передано другим поколениям. Каждый человек застает некоторую систему идей, теорий, определенный уровень развития культуры. Вся предшествующая познавательная деятельность общества выступает перед ним в форме готового знания, которое он должен освоить. Знание есть продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. В знании кристаллизуется, преемственно накапливается и объективизируется общественная сила человека. В знании осуществляется перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную, общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности.

Знание – это отражение реального мира в сознании. Или, может быть так: знание есть конструкция, фиксация в нашем сознании в виде ощущений, представлений, понятий, образа-существования объективных связей между предметами и явлениями реального мира. Знания – совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности.

Познание – это сумма определенных знаний, сведений в какой-либо области или областях. Сведения это общие или очень неглубокие знания, представления о чем-либо. Следовательно, сведения есть та часть знания, критерий истинности которой не одинаков у различных участников познавательного процесса. Т.е. в состав сведений входят как знания, не соответствующие достигнутому уровню познания (в том числе ложные знания), так и знания, которые отражают объективные свойства и взаимосвязи реального мира, но еще не признанные, либо отвергаемые на современном уровне развития науки, техники, производства (материальной и духовной деятельности людей). Другими словами сведения, это знания конкретного человека и/или группы людей, не имеющие полного согласования с общепринятой на данном этапе развития практикой.

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Общение – это неотъемлемая составляющая в жизни человека. Что такое общение, можно сообразить по смыслу самому. Общение – это коммуникации, контакт в обществе, которое может состоять как из двух, так и из множества людей. Общение может происходить как при личном контакте, так и по переписке, по телефону. Очень популярен как способ общения – интернет (очень удобный вид общения). Существует культура общения, она нужна для того, чтобы человек ставил ограничения в манере общения в определенных ситуациях. Например, общение в деловой обстановке с партнерами по работе, бизнесу должны отличаться от общения со знакомыми, друзьями. В первом случае не стоит позволять себе фамильярности и сквернословия, будут не уместны ваши приколы и шуточки. Общение с незнакомыми людьми также отличается от общения с родственниками. У человека, который много читает, всегда найдется, что ответить без мата и оскорблений, стоит задуматься над этим и включить минутки чтения в свой досуг. Общение состоит из следующих этапов: потребность в общении, цель, установление контакта, обмен информацией, анализ мнения собеседника и т.д. В процессе общения могут участвовать следующие элементы: сообщение, разговор, комплимент, мнение. И помните, талант, который подвластен любому человеку вот, что такое общение.:

Коллектив – это группа взаимодействующих индивидов, совокупно реагирующих на изменения окружающей среды.

Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактикос», что означает «обучающий». Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования. Дидактика как отрасль педагогической науки получила наиболее четкое оформление в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632), в котором дидактика определялась как «всеобщее искусство всех учить всему». Из русских дореволюционных педагогов наибольший вклад в развитие дидактики внес К. Д. Ушинский. Дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Иными словами, она дает научное обоснование целям, отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения. Дидактика как общая теория образования и обучения рассматривает общие положения и закономерности, свойствен-ные обучению всем предметам. Эти закономерности получают отражение в преподавании каждой конкретной учебной дисциплины. Вместе с тем преподавание каждого предмета имеет свою специфику, определяемую целью его изучения, содержанием и особенностями усвоения учащимися. Эта специфика учитывается и получает отражение в предметных методиках или частных дидактиках,— отраслях педагогической науки, исследующих закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин. В настоящее время достаточно хорошо разработаны методики преподавания основных школьных дисциплин — методика преподавания русского языка и литературы, методика математики, физики, химии и др. Начинают складываться и оформляться методики преподавания отдельных вузовских дисциплин — методики преподавания общественных наук, педагогики, психологии и др., т. е. прежде всего тех дисциплин, которые преподаются во всех или в большинстве высших учебных заведений. Дидактика и методика находятся в тесной связи и взаимозависимости: дидактика опирается на практику преподавания конкретных учебных дисциплин, беря оттуда факты, примеры и материалы, дающие основание для обобщений, вскрытия закономерностей. Вместе с тем познанные дидактикой закономерности, выводы и рекомендации должны браться на вооружение предметными методиками и использоваться для дальнейшего совершенствования процесса преподавания и изучения каждой учебной дисциплины. Дидактика способствует распространению передового опыта, интересных находок учителей-практиков, анализируя и осмысливая их с общепедагогических позиций. Можно еще отметить, что дидактика является тем общенаучным ядром, которое объединяет все предметные методики и обеспечивает единство в подходах и принципах преподавания и организации познавательной деятельности учащихся у разных учителей, преподающих отдельные предметы.

Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлениисубъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познание — — высшая форма отражения объективной действи­тельности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности лю­дей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. стало особой деятельностью. В П. выделяют два уровня: чувственное П., осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное П., протекающее в понятиях, суждениях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художе­ственное и научное П., а в рамках последнего — П. природы и П. общества. Различные стороны процесса П. исследуются рядом спе­циальных наук: когнитивной психологией, историей науки, социо­логией науки и т. п. Общее учение о П. дает философская теория П.

Процесс— совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы Процесс — это совокупность выполняемых операций увязанных во времени и пространстве.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором: используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его; достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации». Виды инноваций: Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим. Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

Продуктовые.

Организационные.

Маркетинговые.

Педагогические..

Предыдущий:

Следующий: