термины FL

SAMPLE — (Сэмпл, семпл) — кусок аудио-файла. LOOP — (Луп) — циклически повторяющийся фрагмент, например, партии ударных. GROOVE — (Грув) — — то же, что и loop. Только обычно под грувом понимают инструментальный аккомпанемент, линию баса и др. GRABBER, RIPPER — (Граббер, риппер) — программа, служащая для копирования audio дисков в WAV или MP3 файл. CODER, ENCODER — (Кодер, Декодер) — программа для кодирования или раскодирования из какого-либо звукового формата в другой, например, *.wav >> *.mp3. CODEC — (Кодек) — кодер и декодер, два в одном в виде драйвера. BITRATE — (Битрейт) — количество бит, отведенное для хранения 1 времени записи (измеряется в килобитах в секунду — Kbps или Kb/s). BPM — (Beats Per Minute) — удары в минуту. Это самый распространенный и удобный способ измерения темпа. SLIDER, FADER — (Слайдер, фэйдер) — регулятор, отвечающий за значение какого-либо определенного параметра — например, громкость, балланс и тп. FULL DUPLEX — (Полнодуплексный режим) — режим, поддерживающийся большинством карт средней ценовой категории, позволяющий производить одновременную запись и воспроизведение. На старых ISA-картах, типа SB AWE64, для реализации режима Full Duplex использовались 2 DMA-канала (Direct Memory Access). Но проблема в том, что один канал был 16-битный, а другой 8-битный. Сейчас же все производители звуковых карт переходят к PCI. Такие звуковухи не используют DMA каналы, поэтому все проблемы исчезают сами собой. MP3 — (MPEG Layer 3) — очень популярный на сегодня аудио формат, жестко сжимает 16-битные аудио файлы за счет отчистки от звука «лишней» информации, не особо слышимой человеческим ухом. PLUG-IN — (Плагин, плугин) — Вообще-то это широкое понятие, означающее что-то, что можно к чему-нибуть присоединить. Так понятие «plugin» можно встретить в графике. В музыкальном же софте это обычно небольшая прога, служащая для обработки звука. В основном все пользуются DirectX, VST и Wavelab плагинами, хотя существует еще куча всяких малоизвестных форматов. SEQUENCER — (Секвенсор) — устройство (в частности — виртуальное) для сведения аудио, видео, MIDI, а иногда всего сразу. Секвенсоры отвечают за синхронизированное воспроизведение несколько дорожек. Популярные секвенсоры — Cakewalk Pro Audio 9 и Cubase VST/32 5.1. SYNTHESIZER — (Синтезатор) — это устройство синтезирующее звук :) Первоначально синтезаторы были «железными», потом виртуальными. Способов синтеза буквально десятки, каждый интересен по-своему. Наибольшее распространение получили синтезаторы, работающие по принципу воспроизведения готовых звуков (сэмплов) — sample playback. На ходу они могут быть обработаны огибающими, фильтрами, эффектами и тд. Результат подчас просто потрясающий! В прошлое уходит FM-синтезис (Freq. Modulation — принцип частотной модуляции). Такие синтезаторные чипы, например, до сих пор ставятся на самые дешевые звуковые карты. Возможности его очень скромны — генерируются простейшие волны (синусоидные, пилообразные, пульсирующие) и модулируются друг другом. Лучшее что можно из этого слепить — простенький огранчик и бас-барабан для танцевальной музыки — отстой! ADSR — (Огибающая) — важный параметр задания звучания ноты в любых синтезаторах. Это кривая, определяющая во времени продолжительность атаки (Attack), спада (Decay), задержки (Sustain) и окончательного затухания (Release). На самом деле можно описывать звук еще точнее, однако ADSR’а обычно хватает, поэтому он наиболее распространен. MIDI CONTROLLER — (MIDI-контроллер) — рассмотрим разные варианты : 1. Устройство, с помощью которого подаются MIDI-сообщения на MIDI-вход карты, звукового модуля, синтезатора и т.д. Примером может служить MIDI-клавиатура. 2. Слайдер, ручка, кнопка на теле MIDI-клавиатуры или иного MIDI-устройства, педаль и вообще, что угодно, подающее по MIDI-интерфейсу команды синтезатору или иному устройству. Примеры — Modulation Wheel, Sustain Pedal, Soft Pedal. 3. Параметр синтезатора, который может принимать значения в каком-то диапазоне (например, 0-127). Каждый синтезатор соответствует определенному стандарту и имеет соответствующий набор таких параметров. Таким образом, в спецификации GM (General MIDI) контроллер с номером 1 отвечает за степень модуляции сигнала, 7 — за громкость MIDI-канала, 64 — за нажатие педали сустейна (Sustain Pedal). Однако в наборе контроллеров синтезаторов формата XG (eXtended General) мы найдем массу других контроллеров, которых нет в GM. SOUND BLASTER — (SB) — наиболее качественная, удобная и популярная серия звуковых карт от компании Creative. Это — SB Pro, SB 16, SB 32, SB AWE32, SB AWE64 (Gold), SB PCI64, SB PCI128 и новые модели. WAVESHAPE — (Форма Волны) — просто форма волны элементарного сигнала. Сигнал этот воспроизводит осциллятор или генератор. Самые известные формы волн: Sawtooth (пилообразная), Pulse (пульсирующая), Square (квадратная), Triangle (треугольная), Sine (синусоидальная), Noise/Random (шум/случайная). VIBRATO — (Вибрато) — периодическое изменение частоты. То есть, если певец применяет эффект вибрато, то это означает, что он колеблет высоту взятой голосом ноты с определенной скоростью (частотой). Эффект вибрато очень широко используется среди музыкантов, так как во многих случаях делает звук более сочным и увесистым. VELOCITY — (Скрость нажатия) — один из MIDI-контроллеров, отвечает за скорость (силу) нажатия (key-on) и отжатия (key-off) клавиш. Параметр Velocity посылается во внешний синтезатор, например, каждой клавишей нормальной (активной) MIDI-клавиатуры. Есть еще ненормальные (неактивные) клавиатуры. Они не различают силы удара по клавишам и поэтому в любом случае выдают одинаковые значения Velocity (обычно — 64). TREMELO — (Тремоло) — периодическое изменение амплитуды сигнала. В живой музыке эффект встречается реже, чем, скажем, вибрато. Эффект тремоло используется, например, рок-гитаристами. Для этого к звуку электрогитары применяется специальная примочка с педалью. В совокупности с DISTORTION и WAH-WAH получается замечательный эффект! EQ — (Эквалайзер) — устройство коррекции частот сигнала. Сравнительно недавно существовали только в железном виде. С развитием компьютерных технологий стали появляться програмно реализованные EQ с большим количеством полос и высокой точностью обработки. Эквалайзеры бывают графические и параметрические. Первые очень похожи на встроенные во многие музыкальные центры EQ, только с большим количеством полос. А с помощью параметрических EQ можно настроиться на нужную полоску и отрегулировать ее уровень. COMPRESSOR — (Компрессор) — устройство, предназначенное для сужения динамического диапазона сигнала. Это очень часто необходимо для избежания перегрузки звукового тракта. Принцип: при превышении сигналом определенного уровня, начинает происходить снижение громкости в определенное число раз, называемое степенью компрессии. EXPANDER — (Экспандер) — противоположность компрессору. Работает наоборот — расширяет динамический диапазон сигнала. Обработку экспандером логично применить к звуку, списанному с радиопередачи или иного скомпрессированого источника. NOISE GATE — (Гейт, ПШ) — устройство подавления шумов (ПШ) в паузах. Как только уровень сигнала становится ниже определенной величины, срабатывает алгоритм занижения уровня на некоторую величину. Нормальные гейты также позволяют установить время на атаку и релиз. То есть подавление и восстановление будут происходить не сразу, а спустя некоторое время. DELAY — (Дилэй) — эффект задержки сигнала. Задержанный сигнал может «гулять» по панораме, обрабатываться фильтрами. Эффект дилэя может быть с успехом быть применен в композиции, особенно когда время задержки пропорционально длительности такта — попадает в ритм — либо специально непропорционально — например, задержка по триолям. REVERB — (Реверберация) — эффект, основанный на многократном наложении задерженного на доли секунд сигнала. При использовании сложных алгоритмов, фильтров, стерео эффектов можно очень хорошо эмулировать свойства реальных помещений — концертных залов, комнат, холлов. CHORUS — (Хорус) — эффект хора. Достигается при наложении исходного сигнала самого на себя с задержкой и модуляцией. С качественными алгоритмами хоруса можно действительно обогатить звук, придать ему новую окраску. FLANGER (Флэнжер) — примерно то же, что и хорус. Только с помощью флэнжера добиваются специфического звучания, редко встречающегося в природе, однако весьма интересного — надо слышать. DISTORTION — (Дисторшн, искажение) — оригинальный эффект перегруза, характерен для рок-гитары или 303 синтезаторов. Но может с успехом быть использован и с другими инструментами. В основе эффекта лежит сильная компрессия, которая превращает синусоидальную форму волны необработанного сигнала почти в «прямоугольную». За счет этого спектр сигнала сильно обогащается, тембр инструмента становится интереснее.

Предыдущий:

Следующий: