словарь психологических термимнов

Словарь психологических терминов по дисциплине

«Психология и педагогика»

Психология

Тема 1

Психология – наука о явлениях душевной жизни, о закономерностях развития и функционирования психики.

Психика – особое свойство высокоорганизованной материи мозга, являющееся формой отражения субъектом объективной реальности.

Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа.

Бихевиоризм – направление в психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на стимулы внешней среды.

Гештальтпсихология – направление в психологии ХХ века, согласно которому приоритет отдается структуре, или целостности в организации психических процессов, законов и динамике их протекания.

Психоанализ – направление в психологии, разработанное З. Фрейдом, согласно которому можно выявить особенности переживаний и действий субъекта, обусловленных неосознаваемыми мотивами.

Когнитивная психология – одно из современных направлений в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.

Гуманистическая психология – направление в психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

Трансперсональная психология новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», т. е. формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Методы научных исследований – приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

Тема 2

Генотип – набор генов индивида.

Инстинкт – врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Навык сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Научение – приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

Бессознательное – совокупность психических свойств, процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Психический процесс – психическая функциональная система в действии.

Психическое состояние – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени.

Психические свойства – индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Тема 3

Деятельность – процесс активного отношения человека к действительности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Знание – результат познания, психическое отражение не только формы, но и сущности предметов и явлений объективной или субъективной реальности.

Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия, ступенька между знанием и навыком.

Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементарной регуляции и контроля.

Привычка – автоматизированное действие, выполнение которого в определенной ситуации стало потребностью личности.

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта.

Учение – это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Интериоризация – перевод внешних умственных действий во внутренний план.

Экстериоризация – реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами.

Адаптация – процесс эффективного взаимодействие организма со средой.

Тема 4

Потребность – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.

Мотивы – устойчивые внутренние психологические причины поведения, которые связаны с осознаваемыми, осмысленными и прочувствованными потребностями личности, побуждающие ее к определенной деятельности.

Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Установка – готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Самоактуализация – стремление к личностному самосовершенствованию.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Альтруизм – черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь.

Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности.

Тема 5

Ощущение – процесс первичной сенсорной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений.

Сенсорный – связанный с работой органов чувств.

Восприятие (перцепция) – процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и явлений.

Представление – процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

Агглютинация – форма синтезирования образов, предполагает «склеивание» различных, несоединимых качеств, свойств, частей (русалка, кентавр и т. д.).

Воображение – способность создавать новые представления на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

Тема 6

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания в отношении определенных объектов или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Память – это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения индивидом его опыта.

Имплицитная память – память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.

Эйдетическая память – зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.

Амнезиянарушение памяти.

Деменция приобретенное слабоумие, значительное ослабление интеллекта у человека.

Закон Рибо закон обратного хода времени в нашей психике.

Инсайт неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы.

Эффект Зейгарник явление, заключающееся в том, что человеком лучше запоминаются его незавершенные действия.

Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Логика – изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения.

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение – серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание, вывод, заключение.

Индукция – это умозаключение от частных случаев, примеров, суждений к общему положению.

Дедукция – это умозаключение от общего к частному случаю, факту, примеру.

Интеллект – совокупность умственных способностей человека.

Креативность – творческое мышление.

Тема 7

Эмоцииособый класс субъективных психологических состояний, возникающих в процессе удовлетворения актуальных потребностей в форме непосредственных переживаний.

Эйфория – состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными причинами.

Стресссостояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, вызванное эмоциональной перегрузкой.

Аффект – это особо выраженная, стремительно и быстро протекающая эмоция взрывного свойства, сопровождаемая видимыми изменениями в поведении человека.

Чувстваособая форма психического отражения, свойственная только человеку, которая носит предметный характер.

Интеллектуальные чувства – высшие чувства, выражающие духовный мир человека и определяющие его личность.

Волясвойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий.

Тема 8

Личность – многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временнýю и ситуативную устойчивость поведения человека.

Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Ид («оно») – совокупность бессознательных побуждений.

Эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных исполнительных функций психики.

Суперэгосверх-я») – психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества.

Направленность личности – система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения человека.

Защитные механизмы – совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, оберегает себя от психологических травм.

Сублимация – механизм защиты, направление энергии на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности.

Вытеснениемеханизм защиты, процесс вытеснения из сознания в сферу бессознательного мыслей и чувств, вызывающих сильные неприятные эмоциональные переживания.

Регрессиявозвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным (детским) стратегиям поведения (плаксивость, демонстрация беспомощности).

Проекциямеханизм защиты, процесс приписывания собственных неприемлемых мыслей, установок, желаний другим людям.

Формирование реакции (реактивное образование) – механизм защиты, преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот.

Рационализация – механизм защиты, имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение начинает выглядеть вполне разумным и оправданным в глазах окружающих.

Темпераментсовокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения.

Сензитивность – особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы.

Экстраверсияинроверсияособенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

Нейротизмсвойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью.

Психотизмсвойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов.

Импульсивность – свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающееся в его поведении и поступках.

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности.

Задатки – предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.

Талант – высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Социализация личности овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоения его норм, имеющих адаптивное значение.

«Я-концепция» – сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений.

Тема 9

Общение – реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Вербальное общение – общение при помощи речи.

Невербальное общение – не предполагает использование звуковой речи, т. е. общение при помощи мимики, жестов, пантомимики.

Коммуникации – контакты, общение, обмен информацией.

Интеракция – взаимодействие.

Перцепция – восприятие.

Идентификация – отождествление, мысленный процесс уподобления себя другому.

Рефлексия – осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.

Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям.

Имплицитная теория личности – устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условия недостаточной информации о них.

Эффект ореола (первичности) – феномен, характеризующийся тем, что первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие другими людьми, пропуская в сознание воспринимающего человека только то, что соответствует сложившемуся первому впечатлению, и отсеивая то, что ему противоречит.

Лидерство – феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом сил, мнений, сторон, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения.

Психологическая совместимость – способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Психологическое воздействие – социально-психологическая активность одних людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами и направленная на других людей с целью преобразования или изменения психологических характеристик личности

Педагогика

Тема 10

Педагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания подрастающего поколения и взрослых людей с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования.

Обучение – совместная деятельность учащегося и преподавателя, направленная на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами.

Воспитание – это целеустремленное и организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности.

Образование – процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе.

Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.

Самовоспитание – целенаправленная, активная личная деятельность, способствующая формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества и деятельности.

Инновация – нововведение, новшество.

Тема 11

Дидактика – отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Методы обучения – способы и алгоритмы изложения содержания учебного материала, направленные на его восприятие и усвоение.

Методы передачи и усвоения знаний (словесная группа методов обучения)беседа, рассказ, дискуссия, лекция, работа с текстом.

Практические методы обучения – упражнения, практические и лабораторные занятия.

Методы контроля и оценки результатов обучения – самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов.

Формы обучения – это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного взаимодействия, отношений обучающего и обучаемого.

Тема 12

Воспитание – является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.

Структура воспитательного процесса – это взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Приучение – метод воспитания, предполагающий культивирование у воспитанников способностей к организованным действиям и разумному поведению.

Поощрение – метод воспитания, направленный на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека.

Наказание – метод воспитания, ориентированный на сдерживание негативных действий человека.

Пример – метод воспитания, заключающийся в убедительном образце для подражания.

Тема 13

Семейное воспитание – это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи.

Религиозное (конфессиальное) воспитание – реализуется посредством религиозных традиций и обрядов, приобщения к системе религиозных ценностей, к вере в божественное происхождение человека.

Поликультурное воспитание – предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания.

Спартанская система воспитания – преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина – члена военной общины.

Афинская система воспитания – основная задача воспитания сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности.

Трудности общения – коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.

Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

Инфантилизм – проявление детских черт в поведении взрослого человека.

Аффилиация – потребность в общении, в эмоциональных контактах.

Аттракция – процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Агрессия (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Предыдущий:

Следующий: