экном теория термины

Потребности – это недостаток чего-либо для жизнедеятельности.

Благо – то, что обладает свойствами, полезными для потребителя.

Ресурсы – это блага производственного назначения.

Свободное благо – это благо, количество которого достаточно для удовлетворения потребностей всех нуждающихся в нем по нулевой цене.

Экономическое благо — это благо, количество которого недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих. Для приобретения такого блага необходимы затраты.

Эффективность – показатель соотношения полученного результата и произведенных затрат.

Экономический выбор – это выбор наилучшего из альтернативных вариантов хозяйствования, при котором достигается максимальная эффективность.

Альтернативная стоимость (издержки) – ценность упущенных возможностей, лучший из вариантов, от которого отказались в пользу выбранного.

Модель – абстрактный образ действительности, помогающий понять суть происходящего явления; упрощенное и упорядоченное отражение реальности, необходимое для выявления и изучения закономерностей.

Кривая производственных возможностей (КПВ) – модель эффективной экономики, иллюстрирующая проблему экономического выбора в условиях ограниченных ресурсов.

Закон возрастающих альтернативных издержек: для производства каждой дополнительной единицы одного из благ нужно последовательно отказаться от все большего количества единиц другого блага.

Экономический рост – это расширение производственных возможностей.

Микроэкономика – раздел экономической науки, изучающей деятельность отдельных экономических агентов и их поведение на отраслевых рынках.

Макроэкономика — раздел экономической науки, изучающей экономику на уровне народного хозяйства в целом – проблемы безработицы, инфляции, государственного регулирования и т.д.

Позитивная экономическая теория – познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов. Она отвечает на вопрос «что есть?» или «что будет, если..?».

Нормативная экономическая теория – совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть. В нормативной науке, в отличие от позитивной, присутствуют личные оценочные суждения.

Собственность как экономическая категория – социально-экономические отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) экономических благ, прежде всего, ресурсов и результатов хозяйственной деятельности. С юридической точки зрения, собственность – это санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями и обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием экономических благ.

Спрос – потребность, обеспеченная деньгами.

Величина спроса – количество товаров и услуг, которое потребитель готов купить по данной цене в единицу времени.

Функция спроса – это зависимость величины спроса от факторов, на нее влияющих: где,

Qd – величина спроса;

P – цена на данный товар;

I – денежный доход покупателя;

W – инфляционные ожидания;

Т – налоги и дотации;

Z – вкусы и предпочтения;

Ps – цены на товары-субституты;

Pc – цены на товары-комплементы;

N – количество покупателей на рынке.

Закон спроса: если цена на товар растет, объем спроса падает, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством покупок и ценой: . В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина спроса при нулевой цене; b – величина, обратная углу наклона линии спроса.

Товары Гиффена – это низшие блага, доля расходов на которые в бюджете потребителя велика, и при росте цен растет объем спроса на них при прочих равных условиях.

Неценовые факторы спроса – факторы спроса, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса вправо или влево. Наиболее важные из них: доходы потребителей, потребительские предпочтения, ожидания потребителей, цены на товары-субституты и цены на товары-комплименты, количество покупателей, налоги и дотации и т.д.

Индивидуальный спрос – это спрос отдельного человека на конкретный товар по данной цене.

Рыночный спрос – это совокупность индивидуальных спросов на конкретный товар по каждой цене.

Предложение – это товары, предложенные на рынок.

Величина предложения – количество товаров и услуг, предлагаемое на продажу по данной цене в единицу времени.

Функция предложения – это зависимость величины предложения от факторов, на нее влияющих: .

Qs – величина предложения;

P – цена на данный товар;

W – инфляционные ожидания;

Т – налоги и дотации;

Tech — характер технологии;

Ps – цены на товары-субституты;

Pc – цены на товары-комплементы;

N – количество продавцов на рынке.

Закон предложения – если цена растет, то объем предложения увеличивается, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством продаж и ценой: В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина предложения при нулевой цене; b – показатель угла наклона линии предложения.

Неценовые факторы предложения – факторы предложения, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов сдвигает кривую предложения влево или вправо. Наиболее важные из них: цены связанных товаров, цены факторов производства, технология, ожидания продавцов, количество продавцов.

Индивидуальное предложение – это предложение товаров на рынок по каждой цене, выпущенных отдельной фирмой.

Рыночное предложение – это совокупность индивидуальных предложений конкретного товара на рынок всеми фирмами по каждой цене.

Рыночное равновесие – такое состояние рынка, когда количество товара, которое готов приобрести покупатель, равно количеству товара, которое готов продать продавец при данной конкретной цене.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая объемы спроса и предложения в результате действия конкурентных сил.

Избыток – превышение величины предложения над величиной спроса.

Дефицит – превышение величины спроса над величиной предложения.

Излишек (выигрыш) покупателя – суммарная разница между ценами, которые покупатель готов платить за разные количества товаров, и ценой, которую он в действительности заплатит.

Излишек (выигрыш) продавца — разница между выручкой от реализации и полными издержками производителя.

Общественный выигрыш – сумма излишков продавцов и покупателей.

«Мертвый груз» — это чистые потери, которые несет общество в связи с несовершенством рыночного механизма.

Виды эластичности спроса по цене:

— эластичный (E>1),

— неэластичный (E<1),

— с единичной эластичностью (E=1),

— абсолютно эластичный (E -> ∞),

— абсолютно неэластичный (E=0).

Эластичность – мера чувствительности, степень реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.

Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента, который показывает процентное изменение объема спроса в ответ на однопроцентное изменение цены при прочих равных условиях. Коэффициент имеет отрицательное значение, т.к. объем спроса изменяется в обратном к цене направлении. Обычно он рассматривается по модулю.

Коэффициент точечной эластичности спроса применяется при незначительном изменении цены

Коэффициент дуговой эластичности спроса применяется при значительном изменении цены

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода покупателя на один процент. Знак коэффициента эластичности спроса по доходу – показатель отношения потребителей к качеству данного товара: если с ростом дохода величина спроса увеличивается (знак «+»), то мы имеем дело с нормальными товарами, а если падает (знак «-»), то — с низшими товарами.

Перекрестная эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на один товар в ответ на однопроцентное изменение цены на другой товар при прочих равных условиях. Знак этого коэффициента отражает характер связи между двумя товарами. Если с ростом цены на один товар величина спроса растет (знак «+»), это товары-субституты; если падает (знак «-»), — дополняющие товары; если коэффициент перекрестной эластичности равен нулю, то это несвязанные товары.

Эластичность предложения по цене измеряется с помощью коэффициента, который показывает процентное изменение объема предложения в ответ на однопроцентное изменение цены при прочих равных условиях. Значение коэффициента эластичности больше нуля, т.к. с ростом цены величина предложения обычно возрастает.

Полезность – удовлетворение, получаемое индивидом в результате потребления блага.

Потребительская функция – связь между количеством потребляемого блага и общей полезностью, извлекаемой при этом потребителем.

Предельная полезность – прирост общей полезности при увеличении потребления некоторого блага на единицу, или полезность дополнительной единицы потребляемого блага.

Общая полезность – это совокупная полезность всех потребленных единиц товаров.

Кардиналистская (количественная) концепция полезности исходит из того, что полезность можно измерить количественно в абсолютных единицах (ютилях).

Равновесие потребителя в соответствии с кардиналистской концепцией полезности достигается, когда предельные полезности, взвешенные по цене товара по каждому благу в наборе, равны. То есть .

Ординалистская (порядковая) концепция полезности отрицает возможность количественного измерения полезности. Ее представители считали, что человек способен сравнивать и ранжировать различные наборы благ. При сравнении наборов благ достаточно определить уровень полезности, присвоив индекс, который позволит проранжировать наборы по степени их предпочтительности для потребителя.

Графическим изображением ординалистской функции полезности является карта кривых безразличия, иллюстрирующая множество кривых безразличия, каждая из которых обладает определенным уровнем полезности, обозначенным посредством индекса.

Кривая безразличия – это линия равной полезности, каждая точка на которой показывает разные наборы благ, имеющие равную общую полезность.

Предельная норма замещения (MRS) – количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления другого блага на единицу при сохранении общей полезности. При бесконечно малых изменениях объемов благ предельная норма замещения равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия

Линия бюджетного ограничения – это линия равных затрат, каждая точка на которой представлена равными расходами на приобретение двух благ в различных их сочетаниях.

Оптимум потребителя в соответствии с ординалистской концепцией полезности достигается в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия.

Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

Эффект замещения — это изменение величины спроса на товар в результате изменения соотношения цен.

Предыдущий:

Следующий: